Что является объектом налогообложения акцизом в 2019 году
СКАЧАТИ Зразок Акцизної накладної на власне споживання «П»
Уплатить акцизный налог необходимо, если осуществляется производство, реализация или ввоз на таможенную территорию Украины следующих товаров (ст. 215.1 НКУ):
- спирта этилового, других спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, пива;
- табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака;
- горючего;
- легковых автомобилей, кузовов к ним, прицепов и полуприцепов, мотоциклов, транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек и больше, транспортных средств для перевозки грузов;
- электрической энергии.
Это ныне действующий перечень по состоянию на январь 2019 года. Относительно горючего, то ещё с 1 января 2017 года был отменён акциз на розничную продажу топлива (он уплачивался местным бюджетам по месту нахождения АЗС). Однако, определённые попытки по возвращению данного акциза в прошлом году были, хотя поддержки со стороны Минфина не достигли.
☛ Возвращения акциза на розничную продажу топлива в 2019 году НЕ БУДЕТ
► определяемся с регистрацией ► заправляем арендованное авто ► заправляем чужую технику ► определяем дату составления акцизных накладных ► регистрируем запоздалые акцизные накладные ► увеличение остатка горючего в СЕАРП ► платим штрафы за деятельность без регистрации
Также произошла и частичная отмена акциза на кузова для легковых автомобилей.
В соответствии с пп. 213.3.14 НКУ освобождены от уплаты акциза ввоз и реализация на таможенной территории Украины кузовов для легковых автомобилей, если из них в дальнейшем изготавливаются автомобили, указанные в товарной позиции 8703 согласно УКТ ВЭД (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства).
☛ Вероятно, будет отменён акциз на кузова для легковых автомобилей
И ещё об акцизе на табак для кальяна. Это не является новшеством, однако, недавно появилось разъяснение ГФС, что "табак для кальяна" представляет собой смесь табака и глицерина с возможным содержанием ароматических масел, а потому является подакцизным товаром согласно ст. 215.1 НКУ. В розничной торговле базой налогообложения должна быть стоимость услуги по курению кальяна (сентябрьское разъяснения ГФС можно найти здесь).
☛ Табак для кальяна не является исключением в обложении акцизным налогом - акциз по нему уплачивается
Относительно акциза на жидкости к электронным сигаретам и сами электронные сигареты, то его введения не произошло, хотя проект включения электронных сигарет в перечень табачных изделий существовал.
☛ Электронные сигареты и жидкости остались неподакцизным товаром в 2019 году
Ставки акцизного налога 2019
Напоминаем, что ставки акцизного налога существуют двух типов: специфические (абсолютные) и адвалорные (относительные). В чём разница между ними? По специфическим (абсолютным) ставкам акцизный налог определяется фиксировано с привязкой к определённой единице измерения, что и составляет базу налогообложения (столько-то гривен или евро за литр, килограмм, определённое количество штук, кубических сантиметров и т.д.).
Адвалорные (относительные) ставки определяют акцизный налог в определённом % относительно стоимости подакцизного товара. Адвалорные ставки в Украине используются относительно электрической энергии. Также адвалорные одновременно со специфическими ставками применяются в отношении сигарет без фильтра, сигарет с фильтром и папирос (пп. 215.3.21 НКУ).
☛ Специфические ставки акцизного налога в 2019 году по табачным изделиям выросли
В 2019 году выросли только специфические ставки на табачные изделия, адвалорные остались без изменений.
Форма и порядок заполнения акцизной накладной
Адвалорные ставки акцизного налога на сигареты в 2019 году без изменений
Роста адвалорных ставок не произошло.
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Единица измерения | Ставка налога 2018/2019 (пп. 215.3.21 НКУ) |
2402 20 90 10 | Сигареты без фильтра, папиросы | % | 12 |
2402 20 90 20 | Сигареты с фильтром | % | 12 |
Теперь подробно рассмотрим рост специфических ставок.
Рост специфических ставок акцизного налога 2019
Специфические ставки выросли. Произошёл рост специфических ставок по следующим группам подакцизных товаров:
- спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты (пп. 215.3.1 НКУ);
- табачные изделия, табак и промышленные заменители табака (пп. 215.3.2 НКУ).
Также произошёл рост минимального акцизного налогового бремени по уплате акцизного налога с табачных изделий (пп. 215.3.3 НКУ).
Теперь подробнее о данном росте акциза. Как и рост 2018 года нынешний рост ставок акцизного налога по сигаретам и другим табачным изделиям обусловлено евроинтеграционными причинами, а именно соблюдением требований директивы ЕС от 21.06.2011 г. № 2011/64/EU, которая регулирует структуру ставок акцизов в отношении табачных изделий. Для реализации этого запланировано увеличение акцизного налога ежегодно в течение 2018-2024 гг. с доведением его с 1 января 2025 до 90 евро/1000 штук. Кроме того, удельный вес акциза стоимости сигарет должен составлять не менее 60%. Если считать по сегодняшнему курсу евро и без инфляции, то это где-то не меньше 100 грн за пачку сигарет (20 шт.) в 2025 году.
☛ Акцизы на сигареты будут расти ежегодно до 2025 года
В целом ежегодно акцизы должны расти на 20-25%. Однако, рост ставок акцизного налога в 2019 году правительство привязало также к индексу потребительских цен, который был взят из правительственного прогноза экономического развития (постановление КМУ от 31.05.2017 г. № 411) - 109%. Итак, все специфические ставки акцизного налога:
- увеличены на 20% с 1 января 2019 года (это по договорённостям с ЕС)
- будут увеличены на 9% с 1 июля 2019 года (это индексация на уровень инфляции).
Давайте теперь рассмотрим в цифрах этот рост.
☛ Рост акцизов 2019 года состоится в 2 этапа - на 20% и на 9%
Рост специфических ставок акцизного налога на сигареты и другие табачные изделия 2019 | |||||
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Единица измерения | Ставка налога (п. 17 подразд. 5 Переходных положений НКУ) | ||
2018 | 2019 | ||||
С 01.01.19 по 30.06.19 | С 01.07.19 по 31.12.19 | ||||
+20% | +9% | ||||
2401 | Табачное сырьё, табачные отходы | грн за 1 кг (нетто) | 726,15 | 871,38 | 949,8 |
2402 10 00 00 | Сигареты, включая сигары с отрезанными концами и сигариллы (тонкие сигары), с содержанием табака | грн за 1 кг (нетто) | 726,15 | 871,38 | 949,8 |
2402 20 90 10 | Сигареты без фильтра, папиросы | грн за 1000 штук | 577,98 | 693,58 | 756 |
2402 20 90 20 | Сигареты с фильтром | грн за 1000 штук | 577,98 | 693,58 | 756 |
2403 | Табак и заменители табака, другие промышленного производства; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции | грн за 1 кг (нетто) | 726,15 | 871,38 | 949,8 |
Минимальное налоговое обязательство по уплате акцизного налога с табачных изделий в 2019 году составит:
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Единица измерения | Ставка налога | ||
2018 | 2019 | ||||
С 01.01.19 по 30.06.19 | С 01.07.19 по 31.12.19 | ||||
+20% | +9% | ||||
2402 20 90 10 | Сигареты без фильтра, папиросы | грн за 1000 штук | 773,20 | 927,84 | 1011,35 |
2402 20 90 20 | Сигареты с фильтром | грн за 1000 штук | 773,20 | 927,84 | 1011,35 |
Однако, на спирт и алкоголь, в т.ч. вино в 2019 году рост ставок не произошёл.
Специфические ставки акцизного налога на спирт и алкоголь 2019 | |||
Код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Описание товара (продукции) согласно УКТ ВЭД | Единица измерения | Ставка налога |
2018/2019 | |||
2203 00 | Пиво из солода (солодовое) | грн/литр | 2,78 |
2204 (кроме 2204 10, 2204 21 06 00, 2204 21 07 00, 2204 21 08 00, 2204 29 10 00) | Вина виноградные натуральные | грн/литр | 0,01 |
2204 (кроме 2204 10, 2204 21 06 00, 2204 21 07 00, 2204 21 08 00, 2204 29 10 00) | Вина натуральные с добавлением спирта и крепкие (крепленые) | грн/литр | 8,02 |
2204 10, 2204 21 06 00, 2204 21 07 00, 2204 21 08 00, 2204 29 10 00 | Вина игристые, вина газированные | грн/литр | 11,65 |
2205 | Вермуты и другие вина виноградные натуральные с добавлением растительных или ароматических экстрактов | грн/литр | 8,02 |
2206 00 (кроме 2206 00 31 00, 2206 00 51 00, 2206 00 81 00 – сидр и перри без добавления спирта); 2206 00 39 00, 2206 00 59 00, 2206 00 89 00 – только сброженные напитки, полученные в результате натурального брожения фруктовых, ягодных и фруктово-ягодных соков с содержанием спирта не более 8,5% (без добавления спирта) | Другие сброженные напитки (например, сидр, перри (грушевый напиток), напиток медовый); смеси сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками, в другом месте не указанном (с добавлением спирта) | грн/1 литр 100%-ного спирта | 126,96 |
2206 00 31 00, 2206 00 51 00, 2206 00 81 00 | Сидр и перри (без добавления спирта) | грн/литр | 1,06 |
2206 00 39 00, 2206 00 59 00, 2206 00 89 00 | Только сброженные напитки, полученные в результате натурального брожения | грн/литр | 1,06 |
2207 | Спирт этиловый, неденатурированный, с концентрацией спирта 80% или более; спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путём перегонки, денатурированные, любой концентрации | грн/1 литр 100%-ного спирта | 126,96 |
2208 | Спирт этиловый, неденатурированный, с концентрацией спирта менее 80%, спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путём перегонки, ликёры и другие напитки, содержащие спирт | грн/1 литр 100%-ного спирта | 126,96 |
2103 90 30 00, 2106 90 | Только продукты с содержанием этилового спирта 8,5% и более | грн/1 литр 100%-ного спирта | 169,27 |
Розничные цены на алкоголь 2019
По алкоголю ещё до роста акцизов 2019 уже произошли изменения по увеличению размеров минимальных оптово-отпускных розничных цен и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков по постановлению КМУ от 05.09.2018 № 748. Цены действуют уже со 2 октября 2018 года. Также это постановление утверждает порядок округления цен, что соответствует арифметическим правилам. Цены все можно найти в упомянутом постановлении. Основные из них ниже:
Вид алкогольного напитка | Минимальная отпускная цена за 1 л 100%-ного спирта, грн | |||
Оптово-отпускная цена | Розничная цена | |||
до 02.10.2018 | после 02.10.2018 | до 02.10.2018 | после 02.10.2018 | |
Водка и ликёроводочные изделия | 268,87 | 321 | 397,76 | 447 |
Виски | 608 | 682 | 799 | 895 |
Коньяк (бренди) - 3 звезды | 386,98 | 412,5 | 597,3 | 641,6 |
Коньяк (бренди) - 4 звезды | 412,85 | 455,2 | 645,17 | 696,7 |
Коньяк (бренди) - 5 звёзд | 495,95 | 481,6 | 692,6 | 758,3 |
☛ На алкоголь уже выросли не только акцизы, но и минимальная отпускная цена
По винам виноградным розничная отпускная цена от 42 грн/бутылка.
Топливные акцизы 2019
Акцизные склады 2019 и счётчики. Основная новость по топливному акцизу - это счётчики. Уже сейчас появилось разъяснение ГФС по использованию расходомеров-счётчиков (ИНК ГФС от 31.08.2018 г. № 3793/6/99-99-12-02-02-15). Также появился и проект приказа Минфина по расходомерам-счётчикам и уровнемерам - счётчикам уровня топлива в резервуаре и использование относительно них электронных документов и функционирование Единого государственного реестра. Проект можно найти на сайте ГФС здесь.
Данная "новость" уже давно была заложена в п. 230.1 НКУ и начинает действовать с 1 января 2019 года на акцизных складах, которые должны применять расходомеры-счётчики и уровнемеры.
☛ 2019 год - для плательщиков топливного акциза является годом внедрения расходомеров-счётчиков и регистраторов и введения Единого государственного реестра. Особенно следует обратить внимание тем, кто имеет акцизные склады с объёмом более 20 тыс. куб метров - будут штрафовать
В упомянутом проекте содержатся разработанные формы справки о распорядителе акцизного склада горючего, справки о сведённых за сутки итоговых учётных данных и тому подобное.
За необорудование счётчиками акцизного склада ответственность предусмотрена ст. 1281 НКУ: 1 прожиточный минимум на 1 января (1921 грн) за каждый куб. метр объёма резервуаров, на которых не установлено расходомеров-счётчиков и/или уровнемеров-счётчиков, но не менее 15000 грн. Повторное нарушение - остановка регистрации. ГФС разъясняет, что данное наказание будет использоваться в 2019 году только к распорядителям акцизных складов, на которых расположены резервуары, общая вместимость которых превышает 20 тыс. куб. метров (ИНК ГФС от 31.08.2018 г. № 3793/6/99-99-12-02-02-15).
Кроме того, с 1 июля 2019 года в действие вступает обновление к данному пункту НКУ (п. 230.1) и обновлённые определения понятия "акцизный склад" (пп. 14.1.6 НКУ), распорядителя акцизного склада (пп. 14.1.224), а также появление понятия "передвижной склад". Источник данных изменений - Закон об изменениях в НКУ от 23.11.2018 г. № 2628.
☛ С 01.07.2019 г. начнут действовать обновлённые понятия акцизного склада. К этой дате нужно успеть и со счётчиками. Кто не успел - штраф 20 тыс. грн
Зарегистрировать счётчики-уровнемеры топлива надо в следующие сроки:
- до 01.07.2019 г. - для акцизных складов, где есть резервуары общей вместимостью более 20 тыс. куб. метров;
- до 01.10.2019 г. - для акцизных складов, где есть резервуары общей вместимостью более 1000 куб. метров, но менее 20 тыс. куб. метров;
- до 01.01.2020 г. - для акцизных складов, где есть резервуары общей вместимостью 1000 куб. метров и меньше.
С этих дат продажа топлива без наличия расходомеров запрещена.
Также в течение мая надо успеть зарегистрировать сами акцизные склады по требованию п. 22 подразд. 5 Переходных положений НКУ.
☛ С 01.05.2019 г. по 31.05.2019 г. надо зарегистрировать в СЕА реализации топлива акцизные склады. Кто не успел - штраф 1 млн грн
Кто должен регистрироваться плательщиком топливного акциза. По-прежнему объектом налогообложения акцизом остаются объёмы операций по реализации горючего сверх объёмов, полученных от других плательщиков акцизного налога, которые подтверждены акцизными накладными, которые зарегистрированы в ЕРАН и таможенными декларациями (пп. 213.1.12 НКУ). Нюансами из последних разъяснений ГФС являются:
- нужно регистрироваться плательщиками топливного акциза предприятиям, осуществляющим передачу (отпуск, отгрузка) горючего для заправки техники, принадлежащей исполнителям (письмо ГФС от 15.06.2017 г. № 678/6/99-99-15-03-03-15) ;
- не нужно регистрироваться предприятиям, которые передают (или продают) исключительно топливные карты (талоны) без фактической передачи топлива (ИНК от 22.01.2018 г. № 239/6/99-99-15-03-03-15).
Новые сроки реализации акцизных накладных. Новые сроки установлены п. 231.6 НКУ. Действовать они начинают с 1 августа 2019 г. Однако, к 30 июня 2019 г. и в период с 1 июля по 31 июля 2019 г. действуют специальные правила по п. 23 подразд. 5 Переходных положений НКУ.
Усовершенствование администрирования топливного акциза. Существует обнародованный ГФС проект изменений к НКУ, устанавливающий:
- учёт в СЕАРТ операций по реализации сжиженного газа на специализированных аукционах для нужд населения (на сегодня они освобождаются согласно пп. 213.3.11 НКУ);
- изменить единицы измерения топлива с кг на литр;
- контроль за целевым использованием горючего для авиатранспорта.
Данные изменения в случае их своевременного принятия тоже могут появиться в 2019 году. Также СЕАРТ с 1 июля 2019 г. будет работать 24 часа ежедневно (сейчас с 08:00 до 19:00) (постановление КМУ от 24.02.2016 г. № 114).
Ещё и спирт этиловый. В систему электронного администрирования реализации топлива попадает с 1 июля 2019 года ещё и реализация спирта этилового, внедряются акцизные накладные на спирт этиловый. С 1 июля по 20 июля надо провести и инвентаризацию остатков спирта этилового (п. 24 подразд. 5 Переходных положений НКУ) с обязательной подачей акта инвентаризации в ГФС. Дата инвентаризации - 01.07.2019 г.
☛ С 01.07.2019 г. реализация спирта этилового также будет администрироваться через СЕА реализации топлива
Новые штрафы. Реализация топлива или этилового спирта без регистрации плательщиком акцизного налога - штраф 100% стоимости реализованного топлива или спирта (с 01.07.2019 г., п. 117.3 НКУ).
А теперь относительно акцизных складов и расходомеров (!) штрафы (п. 128-1 НКУ):
- 1 млн грн (повторно за год - 2 млн грн) за нерегистрацию акцизного склада;
- 20 тыс. грн (повторно за год - 50 тыс. грн) за каждое нарушение порядка регистрации счётчиков-расходомеров;
- 1000 грн за каждый документ - неподача/несвоевременная подача электронных документов.
Автотранспортные акцизы 2019
И напоследок подробнее о наиболее резонансном акцизе - акцизный налог по легковым автомобилям, который предположительно в обновлённом виде вступил в действие с ноября 2018 года. Проект № 8487 (после принятия - Закон № 2611 от 08.11.2018 г.), с которого всё и началось, устанавливает пониженные акцизные ставки на легковые автомобили. Что в этом плохого и почему такой резонанс? Основных можно выделить две. После принятия закона:
- снизились существенно расходы на растаможку автомобилей и стали невыгодными услуги по обслуживанию авто на "евробляхах", то есть услуги субъектов, занимающихся на сегодняшний день интересным бизнесом по предоставлению юридического сопровождения нерастаможенных автомобилей, которые ездят по Украине с еврономерами (через определённый интервал времени такие машины должны пересекать государственную границу и въезжать обратно с оформлением определённых документов);
- владельцы автомобилей с еврономерами тоже получили право растаможить их по новым акцизам со скидкой 50% до 23 февраля 2019 года.
Вообще-то существенного снижения акцизов не произошло. Точнее всё зависит от того, с какими нормами сравнивать - нынешними льготными, действие которых истекает в конце этого года, или основными. Также влияет и возраст авто и объём двигателя (подробно см. анализ новых акцизов ниже).
☛ Низкие акцизы были невыгодны поставщикам услуг по использованию еврономеров
Как считается акцизный налог на легковые авто по новым правилам? При расчёте налога используется следующая формула:
Авто-бензин (акциз) | = | 50 евро | × | Объём двигателя (см3) | × | Количество полных лет |
Авто-дизель (акциз) | = | 75 евро | 1000 |
Например, для 5-летней машины на дизельном двигателе с объёмом двигателя 1500 см3 будем иметь 75×1500/1000×5 = 75×1,5×5 = 562,5 евро или около 18 563 грн.
Налог на транспортное средство
Относительно электромобилей, то с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года действует освобождение от акциза на основе п. 19 подраздела 5 Переходных положений НКУ:
Действительно ли снижаются акцизы на легковые автомобили? Для сравнения посчитаем сколько составляет акцизный налог при растаможивании 5-ти автомобилей: Ford Focus 2015, 2010 и 2008 годов выпуска и BMW Х5 2015 и 2008 годов выпуска где-то средних комплектаций:
Сравнение акцизов при растаможивании авто по состоянию на 25 ноября 2018 года | |||||||
Автомобиль | Год выпус ка | Объём двигате ля | Тип двигателя | Таможенная стоимость, евро | Обычная ставка (Рассчитано по прежней ст. 215.3.51 НКУ), евро | Бывшая льготная ставка до 25.11.2018 г., евро | Ставка по Закону № 2611 (с 25.11.18 г.) |
Ford Focus | 2015 | 1600 | Бензин | 8400 | 2628,80 | 427,20* | 240,00 |
Ford Focus | 2010 | 1600 | Бензин | 6700 | 3905,60 | 427,20* | 640,00 |
Ford Focus | 2008 | 1600 | Бензин | 1500 | 3905,60 | –** | 800,00 |
BMW Х5 | 2015 | 4395 | Бензин | 32900 | 14630,96 | 9708,60*** | 660,00 |
BMW Х5 | 2008 | 4799 | Бензин | 20000 | 23923,02 | –** | 2400,00 |
* = 0,267 евро × 1600 = 427,20 евро (п. 15 подраздела 5 Переходных положений НКУ);
** льготная ставка не применялась, так как авто произведено до 1 января 2010 года (п. 15 подраздела 5 Переходных положений НКУ);
*** = 2,209 евро × 4395 = 9708,60 евро (п. 15 подраздела 5 Переходных положений НКУ).
Получается, что по сравнению с нынешними льготными акцизами, новые будут не всегда меньше, хотя и разница по сравнению со стоимостью авто несущественна. Акцизы лучше для:
- почти новых авто (где-то до 5 лет);
- для авто до 2010 года;
- авто с большим объёмом двигателя (более 3000 см3).
Менее выгодными являются новые акцизы для авто от 8 до 5 лет с небольшими двигателями.
☛ Закон № 2611 (бывший проект № 8487) обеспечивает сравнительно лучшие условия растаможки для авто до 5 лет
Новый Закон № 2611 не содержит по сравнению с прежней льготной системой запрета на применение пониженных ставок при ввозе авто из страны-агрессора (то есть происхождением из России), а также запрета на продажу растаможенных авто в течение 365 дней и на количество растаможенных одним лицом в течение года автомобилей . То есть тех ограничений, которые действовали раньше по п. 15 подраздела 5 Переходных положений НКУ.
Итак, в целом 2019 год принёс много изменений относительно акцизного налога.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"