Заявление-расчет больничных: образец заполнения 2024

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
В консультациях найдете алгоритм и образец заполнения заявления-расчета, которое теперь нужно подавать в ПФУ, а не ФСС. Заявление-расчет применяется для оформления больничных и декретных как по электронным , так и бумажным листкам нетрудоспособности. Также упомянем и уведомление о выплате полученных от Пенсионного фонда средств

На сегодняшний день финансирование пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам , пособия на погребение и других соцвыплат осуществляет Пенсионный фонд Украины (ПФУ), заменивший в этом ликвидированный Фонд социального страхования (ФСС). При оформлении расчета упомянутых соцвыплат продолжает использоваться форма заявления-расчета, созданная ранее ФСС. К нему существует Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат потерпевшим на производстве за счет средств ФСС Украины, утвержденный постановлением КМУ от 19.07.2018 № 12 (далее Порядок № 12). Такое решение можно видеть в Постановлении правления ПФУ от 21.12.2022 № 28-3.

Трудові штрафи у 2024 році: коли загрожують роботодавцям

Особенности подачи заявления-расчета в ПФУ

Несмотря на сохранение прежней формы заявления-расчета и связанным с ним Порядком № 12, некоторые изменения в порядке подачи заявления-расчета по сравнению с прошлой практикой в ФСС все же произошли. Данные особенностей и связаны со способом подачи заявления-расчета, а именно:

  • основной способ подачи заявления-расчета – в электронной форме с использованием личного кабинета на веб-портале электронных услуг ПФУ. Преимущество такого способа – при заполнении формы на портале автоматически должны подтягиваться нужные листки нетрудоспособности при условии, что они также электронные. Автоматически в таком случае подтягиваются и данные таких электронных листов;
  • альтернативный способ подачи – бумажный, который все еще допускается. Однако при подаче бумажного заявления-расчета еще и вместе нужно подать электронную копию на электронном носителе информации (каком именно носителе – ПФУ не уточняет). Подавать следует в любой отдел обслуживания граждан (сервисного центра) ПФУ.

При этом по электронным и бумажным листкам нетрудоспособности составляются отдельные заявления-расчеты.

Как выглядит форма для заполнения заявления-расчета в личном кабинете на сайте ПФУ приведено ниже. Можете также воспользоваться пошаговой инструкцией по заполнению данной формы от самого ПФУ.

Заявление расчет больничных в электронном кабинете на сайте ПФУ

Особенности электронной формы заявления-расчета в личном кабинете от ПФУ

Электронная форма заявления-расчета для заполнения, размещенная на веб-портале электронных услуг ПФУ в личном кабинете, воспроизводит ту форму, которая утверждена Порядком № 12 от ФСС. При этом при использовании электронных заявлений-расчетов по ПФУ не нужно заключать договор о признании квалифицированной электронной подписи (КЭП).

При заполнении электронных заявлений-расчетов через личный кабинет ПФУ обратите внимание, что за разъяснением ПФУ;

  • нельзя в названии предприятия использовать кавычки;
  • количество листков нетрудоспособности на одно заявление ≤ 200 человек.

Если заявление-расчет больничных заполняется по электронным листкам нетрудоспособности, то работы должно быть меньше – информация по ним должна подтягиваться. Однако заявления-расчеты по бумажным листкам нетрудоспособности, очевидно, нужно заполнять только в режиме ручного ввода данных, то есть данные о бумажных листках нетрудоспособности, а также данные о длительности больничного нужно вводить вручную. При этом в ПФУ требуют еще и прикрепить к заявлению отсканированы копии бумажных листков нетрудоспособности.

Если по тем или иным причинам не можете воспользоваться личным кабинетом на веб-портале ПФУ, подавайте заявление-расчет в бумажной форме.

В какой срок нужно подать заявление-расчет больничных

Заявление-расчет должно подаваться в течение 5 рабочих дней с даты принятия работодателем решения о назначении больничных (абз. 2 п. 2 Порядка № 12). Такое решение должно быть в течение:

Для электронного больничного день выдачи – это день, когда электронный листок нетрудоспособности получил статус «Готов к оплате».

Заявление-расчет больничных: образец заполнения

Пример заполненного заявления-расчета в его бумажном виде приведен ниже.

заявление-расчет в соцстрах образец заполнения

заявление расчет больничных

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

Как заполнить заявление-расчет на получение больничных

Особенности заполнения отдельных граф заявления-расчета раскрывает таблица ниже.

ЗАПОЛНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАФ ЗАЯВЛЕНИЯ-РАСЧЕТА
для получения больничных, декретных и других соцвыплат от ПФУ

Что заполняем

Как заполняем

1. Заполнение первой (сводной) таблицы заявления-расчета

Наименование страхователя

должно соответствовать тем данным, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (ЕГР)

Местонахождение

местонахождение страхователя соответствует тем данным, которые указаны в ЕГР

Код по ЕГРПОУ

указывается для страхователей, которые есть:

  • юрлицами (отделенными подразделениями юрлиц) – код за ЕГР;
  • физлицами, в т.ч. ФЛП – налоговый номер , то есть регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. В данном случае еще в качестве альтернативы может быть серия и номер паспорта, если физлицо по религиозным убеждениям отказалось от налогового номера и имеет соответствующую отметку в паспорте

Отдельный текущий счет в банке

Указываем реквизиты спецсчета, который открыт в банке (отдельный текущий счет) (ч. 2 ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 № 1105-XIV). Страховые средства, зачисленные на отдельный текущий счет в банке, могут быть использованы страхователем исключительно на осуществление застрахованным лицам страховых выплат по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности.

Строка 1 колонки 3 и 4

С полнится и количество календарных дней временной нетрудоспособности , которая должна быть оплачена за счет ПФУ, то есть в это количество не входят первые 5 дней, которые оплачиваются за счет работодателя (колонка 3). Также указывается общая сумма начисленной помощи , которая должна быть уплачена за счет средств ПФУ (колонка 4). При этом помощь в связи с временной нетрудоспособностью​ по уходу за больным ребенком или больным членом семьи выплачивается за счет средств ПФУ с 1-го дня нетрудоспособности

Строка 1.1 колонки 3 и 4

Заполняется количество дней временной нетрудоспособности тех застрахованных лиц, которые воспользовались льготами пострадавшим в результате ЧАЭС и соответственно сумма, на которую увеличен размер пособия по временной нетрудоспособности

Строка 2 колонки 3 и 4

С соответствующего количества календарных дней отпуска в связи беременностью и родами мы и сумма начисленного пособия по беременности и родам , предоставляемым за счет средств ПФУ

Заполнение раздела I «Материальное обеспечение» – Приложение 1.1 заявления-расчета (вторая таблица)

серия (графа 7) и номер (графа 8) листка нетрудоспособности

У электронных листков нетрудоспособности серия отсутствует, но есть номер. Графу 7 электронной формы заявления-расчета следует оставить пустой, а в бумажной версии формы – поставить знак «х». Однако, если заявление-расчет составляется по бумажному больничному, – данная графа заполняется.

Номер электронного листка нетрудоспособности состоит из 17 цифр из-за дефиса (7+10) и цифры после второго знака дефиса (графа 8).

Особенности номера листка нетрудоспособности у совместителя. Если заявление-расчет заполняется за работником, работающим у работодателя по совместительству, то его работодатель видит копию листка нетрудоспособности и номер там больше – в формате ХХХХХХХ-ХХХХХХХХХХ-Х.1, где последняя цифра после точки означает порядковый номер работы по совместительству. Однако все равно при заполнении заявления-расчета номер указывается к точке, то есть в таком же формате, как и по основному месту работы (17 цифр и цифра после второго знака дефиса, то есть ХХХХХХХ-ХХХХХХХХХХ-Х)

статус листка нетрудоспособности – первичный или продлен (графа 9)

Для первичных ставится «1», а для продленных – код «2». Определить это помогает уникальный номер случая нетрудоспособности, который также указан в электронном больничном – он совпадает для всех больничных, сформированных в пределах одного страхового случая. Последняя цифра после дефиса в номере больничного – это и есть его порядковый номер по данному больничному – у первичного он должен быть «1», а у продленных – «2», «3» и т.д., в зависимости от того, в какой раз он продолжается. При этом каждый первичный больничный по общему заболеванию должен оплачиваться в первые 5 дней за счет предприятия, а не за счет ПФУ.

код причины нетрудоспособности (графа 10)

На сегодняшний день используемые коды причин нетрудоспособности отличаются от исходных, которые указаны в оригинальном бланке Порядка № 12, который не обновляли. Действующие коды причин нетрудоспособности приведены ниже. В обновленных кодах нетрудоспособности код беременности и родов – это «2». Однако в бумажных бланках больничных коды остались старыми, так как их никто не обновлял (там беременность и роды имеет код «8»).

Актуальные коды причин нетрудоспособности для заполнения графы 10 заявления-расчета таковы:

  • 1 – Временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы, не связанных с несчастным случаем на производстве;
  • 2 – беременность и роды;
  • 3 – необходимость ухода за больным ребенком;
  • 4 – необходимость ухода за больным членом семьи;
  • 5 – Необходимость ухода за ребенком до трех лет или ребенком с инвалидностью в возрасте до 18 лет в случае болезни матери или другого лица, ухаживающего за таким ребенком;
  • 6 – Карантин, установленный в соответствии с законодательством;
  • 7 – Протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;
  • 8 – Нахождение в отделении санаторно-курортного учреждения
  • 9 – Временный перевод застрахованного лица в соответствии с медицинским заключением на более легкую, нижеоплачиваемую работу» (может быть с отметкой о связи случая временной нетрудоспособности с профессиональной деятельностью пациента);
  • 10 – Нахождение в самоизоляции, обсервации во время действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-СoV-2;
  • 11 – Временная нетрудоспособность вследствие профессионального заболевания;
  • 12 – Временная нетрудоспособность в результате несчастного случая на производстве

Данные о днях нетрудоспособности и расчете больничных (графы 11-16)

определяем по данным листка нетрудоспособности, а как производить расчет больничных – читайте в материале Расчет и начисление больничных

Данные о страховом стаже (графы 21-22)

Данные о страховом стаже содержат Справки ОК-5 и ОК-7, которые можно получить через веб-портал ПФУ, а также через приложение «Действие». Детальнее, как определить страховой стаж – читайте в материале Страховой стаж: что нужно знать в 2024 году

Уведомление о выплате средств 2024

Кроме заявления-расчета на получение соцвыплат, существует еще и сообщение о выплате средств. Его форму содержит тот же Порядок № 12.

Уведомление подается в течение одного месяца со дня выплаты. Возможна подача как электронной, так и бумажной формы сообщения. Отдельной формы для уведомления в личном кабинете ПФУ нет. Однако его можно подать способом, подробно описанным на сайте Кабмина. Эта же инструкция приведена ниже.

Уведомление о выплате средств

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

Требования к заполнению обязательных реквизитов уведомления аналогичны заполнению лицевой стороны самого заявления-расчета. Обратите внимание на следующее:

  • сумма, указанная в уведомлении, должна быть указана с учетом обязательных платежей, уплаченных из полученной суммы финансирования материального обеспечения (сумма застрахованному лицу + налоги);
  • в случае, если часть суммы по заявлению-расчету не была выплачена страхователем застрахованному лицу (длительная болезнь, командировка или по другим причинам), в результате чего сумма профинансированных расходов не совпадает с выплаченным застрахованным лицам, эти суммы могут быть отнесены на счет депонентов; что страхователю необходимо сделать примечание в Уведомлении о выплате средств застрахованным лицам. После выплаты соответствующей суммы страхователь посылает дополнительное уведомление.

Если уведомление заполняется по средствам полученным из ПФУ как пособие на погребение, то обратите внимание на следующее:

  • колонки «Фамилия», «Имя», «Отчество», «№ страхового свидетельства (идентификационный номер)» – сведения о получателе пособия;
  • колонки «Данные листки нетрудоспособности»: «Серия» и «Номер» – реквизиты свидетельства смерти. В колонке «Серия» указываются буквы без символа «–», «Номер» – соответствующие 6 цифр номера свидетельства о смерти.

Если ПФУ не получит данного уведомления в течение 3-х месяцев со дня проведения финансирования, может провести проверку.



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді