Правила админобжалования блокировки НН/РК
Сама процедура админобжалования остановки регистрации налоговых накладных выписана в Порядке рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК корректировки в ЕРНН, который утвержден постановлением Кабмина от 11.12.2019 г. № 1165 (далее – Порядок № 1165). Если коротко, то правила следующие:
- срок обжалования – 10 раб. дней, наступающих за днем получения такого решения от ГНС (п. 3 Порядка№ 1165, п. 56.3 НКУ). Внимание – этот срок употребляется к любому обжалования и еще с ноября 2018 года стал измеряться в РАБОЧИХ днях, хотя ранее был в календарных);
- срок рассмотрения жалобы – в течение 10 кал. дней со дня получения такой жалобы без возможности продления (пп. 56.23.3 НКУ);
- принцип “молчаливого согласия” – если ГНС не предоставила в течение 10-дневного срока свои решения, то жалоба считается удовлетворенной полностью на 11-й день со дня получения жалобы (пп. 56.23.4 НКУ);
- жалобу рассматривает центральная комиссия ГНС с участием уполномоченного лица Минфина (п. 1 Порядка№ 1165). К сведению: блокирует НН/ РК региональная комиссия;
- решение Центральной комиссии вступает в силу в день его вынесения. Оно должно быть направлено налогоплательщику (приложение 3 Порядка № 1165). Если жалоба удовлетворена, то налоговая накладная или расчет корректировки регистрируются.
Если налогоплательщик передумал оспаривать решение о блокировке он имеет право отозвать жалобу с помощью заявления в приложении 2 Порядка № 1165.
Как составить жалобу на отказ в регистрации НН
Бланк жалобы на решение об отказе в регистрации налоговой накладной есть в приложении 1 к Порядку № 1165. Однако, ее все равно надо подать в ГНС только в электронной форме (J1313201, F1313201) через электронный кабинет (п. 5 Порядка № 1165). После подачи ГНС регистрирует жалобу в день ее поступления и об этом должно прийти уведомление в электронный кабинет. Отказать ГНС в регистрации такой жалобы не может (п. 8 Порядка № 1165).
Последовательность действий при составлении жалобы на блокировку накладной следующий:
- в жалобе нужно обязательно привести правильные номер и дату решения об остановке регистрации, которая обжалуется (берем их с отправленной перед этим налоговиками квитанции об остановке регистрации);
- подробно изложить причины несогласия с решением комиссии регионального уровня. Перед этим надо изучить причины блокировки– критерий на основании которого была остановлена регистрация должна быть в упомянутой квитанции);
- поставить отметку, что решение в судебном порядке не обжаловалось – иначе и подавать жалобу нельзя;
- укажите свое требование – отмена решения о блокировке и регистрация НН/ РК. Можно указать и другое требование, – такое поле специальное есть;
- приложить к жалобе документы – их перечень должен быть в той же квитанции о блокировке. Налоговики должны в ней указывать свои рекомендации относительно необходимых пояснений и копий документов. Среди них может быть и таблица данных налогоплательщика;
- подписать лично или уполномоченным представителем (имеется в виду квалифицированная электронная подпись-КЭП). Если подача не личная, то уполномоченное лицо должно еще и подать копию заверенного документа относительно своих полномочий.
Внимание: если сразу подать в суд, то право на админобжалование теряется (п. 4 Порядка№ 1165, пп. 56.18 НКУ). Админобжалования лучше судебное тем, что бесплатное и ни к чему не обязывает. За суд же надо уплачивать судебный сбор
Пример жалобы по блокированию НН/РК
Ниже приводим образец жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН.
Если жалоба не удовлетворена
Если центральная комиссия ГНС приняла решение оставить жалобу без удовлетворения, то плательщик налога имеет право подать в суд. Максимально возможный срок обращения в суд относительно обжалования решений ГНС – 1095 дней (п. 56.18, ст. 102 НКУ).
Перевірте, а може, за податківцями є «грішок». Юрист пояснить, де помиляються податківці, та порадить, як оскаржити їх вимоги!
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"