- О каких изменениях идет речь
- «Национализация» стандартов бухгалтерского учета
- НП(С)БУ – это не для банков
- Изменения в НП (с)БУ 29 «финансовая отчетность по сегментам»
- Изменения в Инструкцию к Плану счетов
- Уточнение к НП(С)БУ 25 “Упрощенная финансовая отчетность”
- Уточнение к НП(С)БУ 21 «Влияние валютных курсов»
- Уточнение к НП(С)БУ 17 «Налог на прибыль»
⚡️ЗАКРИВАЄМО 2020 РІК КРОК ЗА КРОКОМ⚡️
О каких изменениях идет речь
Изменения введены Приказом Минфина от 29.09.2020 г. № 588 “о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету” (далее – приказ № 588). Этими изменениями приводятся в соответствие с МСФО и Закону “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” от 16.07.1999 г. № 996 (далее – Закон о бухучете) положения некоторых стандартов, а также вносятся чисто редакционные изменения.
Приказ № 588 вступил в силу со дня его официального опубликования – 03.11.2020 г. Однако, по состоянию на 10.12.2020 г. внесенные им изменения в положения (стандарты) бухгалтерского учета и другие нормативные документы на сайте ВР еще не обработаны (!).
«Национализация» стандартов бухгалтерского учета
По Приказу № 588 все стандарты бухгалтерского учета, которые не содержат в названии слова “национальный” его получат. Речь идет о "старых" стандартах, так как все новые с 2013 года уже давно имеют это слово. Напоминаем что их до изменений было всего три: :
- Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 “Общие требования к финансовой отчетности”, приказ Минфина от 07.02.2013 г. № 73 (далее – НП(С)БУ 1);
- Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 “Консолидированная финансовая отчетность” (далее – НП(С)БУ 2);
- Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 “Упрощенная финансовая отчетность”, приказ Минфина от 25.02.2000 г. № 39. Название изменил еще летом 2019 года (далее – НП(С)БУ 25).
Это НП(С)БУ. Все другие стандарты назывались просто "положением (стандартом)”, например, Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”, приказ Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (или сокращенно – П(С)БУ 7).
Это же касается других нормативных документов, которые содержат упоминания о П(С)БУ – редакционно все должны изменить на НП(С)БУ.
Зачем эти изменения? Они согласовывают названия существующих стандартов, так как по своей сути НП(С)БУ и П(С)БУ одинаковы, потому почему они называются по-разному - действительно странно. Приставку "национальный" в 2013 г. ввели, чтобы как-то словесно разделить стандарты Украины (“национальные”) и МСФО (“международные”), которые с 2012 года стали обязательными для акционерных обществ и еще целого ряда предприятий со ст. 12-1 закона О бухучете.
Поэтому упомянутый выше П(С)БУ 7 стал НП(С)БУ 7. И это касается всех остальных: П(С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах”, П(С)БУ 8 “Нематериальные активы”, П(С)БУ 9 “Запасы”, П(С)БУ 10 “Дебиторская задолженность”, П(С)БУ 11 “Обязательства” и т.д. Учитывая это, далее по тексту уже будем использовать новое название – “НП(С)БУ”.
Внимание: П(С)БУ становятся НП(С)БУ – “национализируются”
Уряд розробив антикризові програми підтримки людей та бізнесу, якщо карантин в Україні посилять. Вони мають допомогти підприємствам і підприємцям подолати наслідки другої хвилі жорсткого карантину. Чи ліберальні нові зміни та яка з них користь бізнесу? Нумо розбиратися!
НП(С)БУ – это не для банков
Казалось бы, очевидный факт, но почему-то во многих стандартах и Инструкции к Плану счетов (приказ Минфина от 30.11.1999 № 291) упоминаются банки. Однако, все коммерческие банки, как известно, используют МСФО. Этот ляп отныне из минфиновских документов уберут.
Изменения в НП (с)БУ 29 «финансовая отчетность по сегментам»
НП(С)БУ 29 “Финансовая отчетность по сегментам” получит одно уточнение:
БЫЛО | СТАЛО |
Прекращающаяся деятельность | Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность |
Объяснение здесь довольно простое: почему-то в тексте стандарта осталось довольно уже старое название НП(с)БУ 27 “ необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность”.
Изменения в Инструкцию к Плану счетов
Инструкция к Плану счетов получает уточнение относительно использования счета 96 “Потери от участия в капитале”, устраняя ляп в названии НП(С)БУ 12:
БЫЛО | СТАЛО |
Основные требования к учету инвестиций изложены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 12 "Инвестиции". | Основные требования к учету инвестиций изложены в Национальном положении (стандарте) бухгалтерского учета 12 “Финансовые инвестиции”. |
Уточнение к НП(С)БУ 25 “Упрощенная финансовая отчетность”
В НП (с)БУ 25 вносятся целый ряд уточнений:
Строка отчетности | БЫЛО | СТАЛО |
Изменения в существующую строку формы баланса для малых предприятий (1-м): | ||
"Долгосрочные обязательства, целевое финансирование и обеспечение” (форма баланса 1-м) | Приводится сумма ... задолженности предприятия по обязательствам по привлечению заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты, и по другим долгосрочным обязательствам. | Приводится сумма... задолженности предприятия по обязательствам по привлечению заемных средств (кроме кредитов банков), и за другими долгосрочным обязательствам. |
Введение новой строки формы баланса для микропредприятий (1-мс): | ||
“Неоплаченный капитал” (строка 1425) | – | Отражается сумма задолженности собственников (участников) по взносам в уставной капитал. Эта сумма высчитывается (т. е. вычитается) при определении итога собственного капитала. |
Такие изменения практически ничего не меняют, так как:
- долгосрочную задолженность, на которую начисляют проценты все равно куда-то надо было относить, а в балансе формы 1м только одну строку для этого – “II. Долгосрочные обязательства, целевое финансирование и обеспечение”. Итак, Минфин просто убрал очередной ляп;
- неоплаченные взносы учредителей ранее действительно, если буквально следовать НП (С) БУ 25, должны отражаться в составе "Текущая дебиторская задолженность" формы 1-мс. Причем в активе баланса. И это было больше похоже на ошибку. Теперь же долг основателей переходит к собственному капиталу со знаком "минус", то есть вычитается. Однако, аналогичный подход действует и полном балансе по НП (С) БУ 1. Учитывая, что форма 1-мс - это упрощенный вариант форм 1-м и формы 1, то это изменение, скорее всего, является исправлением ошибки Минфина, которую ранее не досмотрели.
Внимание: Форма 1-мс упрощенного баланса для микропредприятий получила новую строку - " неоплаченный капитал "(код 1425)
Уточнение к НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»
В НП (С) БУ 21 "Влияние изменений валютных курсов" уточнили название НП (С) БУ 22 "Влияние инфляции" (в тексте до сих пор почему-то было "Влил изменений цен и инфляции").
Уточнение к НП(С)БУ 17 «Налог на прибыль»
В НП (С) БУ 17 "Налог на прибыль" уточнили, что отсроченные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в балансе по Отдельным статьям в составе внеоборотных активов и долгосрочных обязательств по недисконтированной сумме, подлежащей возмещению или уплате.
Отметим, что так оно и было, так как НП(С)БУ 10 и НП(С)БУ 11, которые устанавливают требования по дисконтированию долгосрочной задолженности отсроченных налоговых активов/обязательств вообще не касаются. Это изменение внесли, так как в Минфин были вопросы от бухгалтеров по поводу потребности в дисконтировании этих отсроченных налоговых активов/обязательств.
Внимание: отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства дисконтировать не нужно (!)
В целом все вышеописанные изменения являются чисто косметическими или уточняющими и на сам бухгалтерский учет практически не влияют. В основном Минфин убрал ляпы и некоторые устаревшие названия из текста существующих стандартов.
Якщо не проведете обов’язкового аудиту річної фінзвітності або проведете його несвоєчасно чи залучите «неправильних» аудиторів, доведеться сплатити штраф.