Изменения к стандартам бухгалтерского учета 2020

RU UA
Рассмотрим те изменения, которые осуществлен Минфином к учетным стандартам и инструкции к Плану счетов в конце 2020 года. Они касаются "национализации" П (с) БУ, уточнения к упрощенной финансовой отчетности, учета отсроченных налоговых активов и обязательств. Также есть редакционные изменения.

⚡️ЗАКРИВАЄМО 2020 РІК КРОК ЗА КРОКОМ⚡️

О каких изменениях идет речь

Изменения введены Приказом Минфина от 29.09.2020 г. № 588 “о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету” (далее – приказ № 588). Этими изменениями приводятся в соответствие с МСФО и Закону “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” от 16.07.1999 г. № 996 (далее – Закон о бухучете) положения некоторых стандартов, а также вносятся чисто редакционные изменения.

Приказ № 588 вступил в силу со дня его официального опубликования – 03.11.2020 г. Однако, по состоянию на 10.12.2020 г. внесенные им изменения в положения (стандарты) бухгалтерского учета и другие нормативные документы на сайте ВР еще не обработаны (!).

«Национализация» стандартов бухгалтерского учета

По Приказу № 588 все стандарты бухгалтерского учета, которые не содержат в названии слова “национальный” его получат. Речь идет о "старых" стандартах, так как все новые с 2013 года уже давно имеют это слово. Напоминаем что их до изменений было всего три: :

Это НП(С)БУ. Все другие стандарты назывались просто "положением (стандартом)”, например, Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”, приказ Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (или сокращенно – П(С)БУ 7).

Это же касается других нормативных документов, которые содержат упоминания о П(С)БУ – редакционно все должны изменить на НП(С)БУ.

Зачем эти изменения? Они согласовывают названия существующих стандартов, так как по своей сути НП(С)БУ и П(С)БУ одинаковы, потому почему они называются по-разному - действительно странно. Приставку "национальный" в 2013 г. ввели, чтобы как-то словесно разделить стандарты Украины (“национальные”) и МСФО (“международные”), которые с 2012 года стали обязательными для акционерных обществ и еще целого ряда предприятий со ст. 12-1 закона О бухучете.

Поэтому упомянутый выше П(С)БУ 7 стал НП(С)БУ 7. И это касается всех остальных: П(С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах”, П(С)БУ 8 “Нематериальные активы”, П(С)БУ 9 “Запасы”, П(С)БУ 10 “Дебиторская задолженность”, П(С)БУ 11 “Обязательства” и т.д. Учитывая это, далее по тексту уже будем использовать новое название – “НП(С)БУ”.

Внимание: П(С)БУ становятся НП(С)БУ – “национализируются”

НП(С)БУ – это не для банков

Казалось бы, очевидный факт, но почему-то во многих стандартах и Инструкции к Плану счетов (приказ Минфина от 30.11.1999 № 291) упоминаются банки. Однако, все коммерческие банки, как известно, используют МСФО. Этот ляп отныне из минфиновских документов уберут.

Изменения в НП (с)БУ 29 «финансовая отчетность по сегментам»

НП(С)БУ 29 “Финансовая отчетность по сегментам” получит одно уточнение:

БЫЛО

СТАЛО

Прекращающаяся деятельность

Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность

Объяснение здесь довольно простое: почему-то в тексте стандарта осталось довольно уже старое название НП(с)БУ 27 “ необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность”.

Изменения в Инструкцию к Плану счетов

Инструкция к Плану счетов получает уточнение относительно использования счета 96 “Потери от участия в капитале”, устраняя ляп в названии НП(С)БУ 12:

БЫЛО

СТАЛО

Основные требования к учету инвестиций изложены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 12 "Инвестиции".

Основные требования к учету инвестиций изложены в Национальном положении (стандарте) бухгалтерского учета 12Финансовые инвестиции”.

Уточнение к НП(С)БУ 25 “Упрощенная финансовая отчетность”

В НП (с)БУ 25 вносятся целый ряд уточнений:

Строка отчетности

БЫЛО

СТАЛО

Изменения в существующую строку формы баланса для малых предприятий (1-м):

"Долгосрочные обязательства, целевое финансирование и обеспечение”

(форма баланса 1-м)

Приводится сумма ... задолженности предприятия по обязательствам по привлечению заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты, и по другим долгосрочным обязательствам.

Приводится сумма... задолженности предприятия по обязательствам по привлечению заемных средств (кроме кредитов банков), и за другими долгосрочным обязательствам.

Введение новой строки формы баланса для микропредприятий (1-мс):

“Неоплаченный капитал” (строка 1425)

Отражается сумма задолженности собственников (участников) по взносам в уставной капитал. Эта сумма высчитывается (т. е. вычитается) при определении итога собственного капитала.

Такие изменения практически ничего не меняют, так как:

  • долгосрочную задолженность, на которую начисляют проценты все равно куда-то надо было относить, а в балансе формы 1м только одну строку для этого – “II. Долгосрочные обязательства, целевое финансирование и обеспечение”. Итак, Минфин просто убрал очередной ляп;
  • неоплаченные взносы учредителей ранее действительно, если буквально следовать НП (С) БУ 25, должны отражаться в составе "Текущая дебиторская задолженность" формы 1-мс. Причем в активе баланса. И это было больше похоже на ошибку. Теперь же долг основателей переходит к собственному капиталу со знаком "минус", то есть вычитается. Однако, аналогичный подход действует и полном балансе по НП (С) БУ 1. Учитывая, что форма 1-мс - это упрощенный вариант форм 1-м и формы 1, то это изменение, скорее всего, является исправлением ошибки Минфина, которую ранее не досмотрели.

Внимание: Форма 1-мс упрощенного баланса для микропредприятий получила новую строку - " неоплаченный капитал "(код 1425)

Уточнение к НП(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»

В НП (С) БУ 21 "Влияние изменений валютных курсов" уточнили название НП (С) БУ 22 "Влияние инфляции" (в тексте до сих пор почему-то было "Влил изменений цен и инфляции").

Уточнение к НП(С)БУ 17 «Налог на прибыль»

В НП (С) БУ 17 "Налог на прибыль" уточнили, что отсроченные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в балансе по Отдельным статьям в составе внеоборотных активов и долгосрочных обязательств по недисконтированной сумме, подлежащей возмещению или уплате.

Отметим, что так оно и было, так как НП(С)БУ 10 и НП(С)БУ 11, которые устанавливают требования по дисконтированию долгосрочной задолженности отсроченных налоговых активов/обязательств вообще не касаются. Это изменение внесли, так как в Минфин были вопросы от бухгалтеров по поводу потребности в дисконтировании этих отсроченных налоговых активов/обязательств.

Внимание: отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства дисконтировать не нужно (!)

В целом все вышеописанные изменения являются чисто косметическими или уточняющими и на сам бухгалтерский учет практически не влияют. В основном Минфин убрал ляпы и некоторые устаревшие названия из текста существующих стандартов.


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді