Реформирование налогового законодательства 2020

RU UA
Налоговая реформа 2020 уже на подписи у Президента. Новая стоимостная граница для основных средств и их ускоренная амортизация, новый лимит для малодоходников по налогу на прибыль, новые лимиты для групп единого налога, амортизация грузовых автомобилей у ФЛП, новые штрафы. Изменения законопроекта № 1210 охватывают единый налог, налог на прибыль, НДС, НДФЛ, налог на недвижимость, земельный налог, туристический сбор и трансфертное ценообразование. Подробнее о налоговой реформе – в этом обзоре

Налоговая реформа, которую приняла Рада

На подпись Президенту направлено аж 2 законопроекта:

  • первый, Проект № 1209-1 (далее – Проект № 1209-1). Направлен на подпись 5 февраля 2020 года;
  • второй и основной, Проект № 1210 (далее – Проект № 1210). Направлен на подпись 11 февраля 2020 года.

Оба проекта имеют одинаковое название и направлены на совершенствование администрирования налогов и устранение несогласованностей. Они должны вступить в действие со следующего дня после опубликования, кроме некоторых положений. Реформа заложена в Проекте № 1210. Подписаны они должны быть Президентом в течение 15 к. дней, то есть это должно произойти до 26 февраля 2020 года. Еще время обнародования в официальном издании – скорее всего, законы вступят в силу в конце февраля – начале марта 2020 года.

Окончательный текст поданных на подпись Президенту проектов еще не обнародован, поэтому в этом обзоре руководствоваться будем лишь теми проектами, которые размещены на сайте ВР по состоянию на 15 января 2020 г. (второе чтение).

Рассмотрим эти изменения, начиная с наименьшего законопроекта – Проекта № 1209-1.

Внимание: электронные сигареты, судебный сбор, определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, чеки новых программных кассовых аппаратов, увеличение штрафов банкам за нарушения контроля уплаты ЕСВ при выплате зарплаты клиентами – это основные направления изменений Проекта №1209-1.

Изменения 2020 по Проекту № 1209-1

Ключевые изменения приведем ниже:

  • в Закон “О государственной поддержке сельского хозяйства Украины” от 24.06.2004 № 1877 (далее – Закон № 1877). Уточнено определение сельскохозяйственного товаропроизводителя - при расчете 75% нормы будет рассчитаться не от стоимости товаров, а от стоимости товаров и услуг, поставленных им в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (обновлена ст. 2 Закона № 1877). Если субъект хозяйствования попадает под понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, напоминаем, он получает право на государственную дотацию. Кроме этого получатель государственной дотации будет иметь обязанность сообщать о всех связанных лиц, которые являются получателями государственной поддержки;
  • в Закон “О судебном сборе” от 08.07.2011 № 3674. Ставка сбора при подаче апелляционной жалобы остается 150% ставки, которая платилась при подаче иска, но ограничивается 15 прожиточными минимума для трудоспособного лица (в 2020 г. – 31530 грн). Для кассационной жалобы – соответственно 200% и ограничение в 20 прожиточных минимумов (в 2020 г. – 42040 грн);
  • в Закон “О защите прав потребителей” от 12.05.1991 № 1023. Вводится понятие “электронный расчетный документ” (это изменение связано с внедрением программных РРО). Как альтернатива выдачи покупателю расчетного документа вводится воспроизведения его на дисплее программного РРО QR-кода, то есть на экране планшета, ноутбука, смартфона и тому подобное. Еще один вариант – отправка электронного расчетного документа на телефонный номер или e-mail. Такие альтернативные расчетные документы должны выдаваться (создаваться) в электронной форме не позднее момента передачи товара (услуги);
  • в Закон “О таможенном тарифе” от 19.09.2013 № 584. Выделяется отдельно код УКТ ВЭД и пошлины на табакосодержащие изделия для электрического нагрева (ТСЭН) с помощью подогревателя с электронным управлением (электронных сигарет) – 1,8€/кг (льготная и полная).

Изменения 2020 по Проекту № 1210

Внимание: Внедрение элементов плана действий BEPS (деофшоризация), отдельный код УКТ ВЭД для электронных сигарет (табакосодержащих), создание Апелляционного совета рассмотрения жалоб плательщиков налогов, увеличение лимитов для единоналожников, изменения к налоговому учету основных средств и сроков регистрации налоговых накладных – это основные направления изменений Проекта 1210

Проект № 1210: трансфертное ценообразование 2020

Напомним, что контролируемые операции возможны только при наличии внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и нужно 150 млн грн годового дохода и 10 млн грн – с отдельным контрагентом.

Ключевые изменения приведем ниже:

  • контролируемые операции становятся возможными у единоналожников 4 группы.
  • экономическая целесообразность контролируемой операции – ее надо обосновать при создании документации по трансфертному ценообразованию, объяснить наличие у нее деловой цели, экономического эффекта (так называемой “разумной экономической причины”). Экономический эффект – прирост (сохранение) активов плательщика налогов и/или их стоимости, а также создание условий для такого прироста (сохранения) в будущем. При этом экономия и оптимизация налогов с точки зрения проекта № 1210 не считается разумной экономической причиной;
  • налоговая проверка в случае неподачи глобальной документации по трансфертному ценообразованию возможна;
  • система трехуровневой отчетности = существующий отчет о контролируемых операциях + глобальный отчет + Отчет по странам. Требования к документации расширяются. Глобальный отчет (мастер-файл) подается плательщиком, который входит в международную группу компаний, если доход международной группы компаний по консолидированной отчетности ≥ 50 млн евро, отчет содержит информацию о структуре и деятельности международной группы. Отчет по странам – подается материнскими компаниями (или уполномоченным участником группы), если объем дохода за консолидированной отчетностью ≥ 750 млн евро. Подача отчета в разрезе стран будет с 2021 года;
  • некоторые операции приравняют к дивидендам (при условии, что они попадают под определение контролируемых): выкуп доли в уставном капитале; выход участника с выплатой части прибыли; стоимость товаров (работ, услуг), которые приобретаются у связанного лица-нерезидента; величина занижения стоимости товаров (работ, услуг), которые продаются связанному лицу-нерезиденту;
  • пропорциональные корректировки (корректировка при условии, что нерезидент тоже провел корректировку операций по принципу вытянутой руки) – в проекте уточняется порядок их проведения. Они нуждаются в согласовании с ГНС и может быть проверка. Цель пропорционального корректировки – устранение двойного налогообложения, то есть ситуации, когда дополнительный налог платит и нерезидент, и предприятие в Украине одновременно;
  • меняется определение связанного лица. Доля в капитале увеличивается с 20% до 25%. Однако, связанными лицами становятся также те, которые связаны договорами о совместной деятельности по условиям вклада в общее имущество 25% и более. Например, предприятие А и Б участники совместной деятельности. Предприятие С – связанное лицо с предприятием Б. Следовательно, предприятия А и С – тоже связанные лица;
  • штраф за непредставление контролирующим лицом отчета о контролируемые иностранные компании – 100 прожиточных минимумов (в 2020 г. – 210200 грн), несвоевременное представление – 50 прожиточных минимумов (в 2020 г. – 105100 грн).

Проект № 1210: администрирование и штрафы 2020

Ключевые изменения приведем ниже:

  • налоговики не вправе проводить более одной проверки в течение 2 лет;
  • приостановление течения срока 1095 дней (срок возможной проверки и срок исковой давности) – в случае потери документов;
  • штрафы за неподачу деклараций – растут до 340 грн (сейчас – 170), за неподачу формы 1ДФ – 1020 грн (сейчас – 510 грн). При этом размер штрафа за повторное нарушение остается неизменным – 1020 грн;
  • штраф за нарушение правил постановки на налоговый учет – 340 грн (ФЛП) и 1020 грн (юрлица). Сейчас – вдвое меньше. Например, за неподачу изменений о бухгалтере по форме 1-ОПП;
  • штраф за нарушение сроков хранения первичных документов – 1020 грн (сейчас – 510 грн).
  • начисление пени на сумму штрафа. Сейчас только на сумму неуплаченного налога;
  • расширение НУР. Оно будет содержать описательную часть и часть-мотивацию штрафа или доначисление налогового обязательства. Появится возможность получать все письма, НУР, акты от налоговиков на электронную почту;
  • уменьшение срока взыскания имущества в налоговом залоге. Будет уже через 30 кал. дней (сейчас 60 кал. дней);
  • ответственность ГНС. Появляется ответственность ГНС за ущерб, который она причинила налогоплательщику неправомерными решениями;
  • Апелляционный совет при ГНС. Она создается для рассмотрения жалоб налогоплательщика, что 1000 раз превышают размер прожиточного минимума (в 2020 г. – это 2102000 грн);
  • административное обжалование решений ГНС в административном порядке. Теперь можно будет в течение 6 месяцев с момента получения решения (обновление пп. 56.3 и 56.7 НКУ);
  • оплата ГНС убытков, причиненных своими противоправными решениями налогоплательщику. Одна минимальная зарплата (в 2020 году – 4723 грн) – без необходимости документального доказательства. До 50 минимальных зарплат (в 2020 году – 236150 грн) – при документальном доказательстве.

Проект № 1210: налог на прибыль 2020

Ключевые изменения приведем ниже:

  • увеличение лимита для малодоходников с 20 млн грн до 40 млн грн. плательщики налога на прибыль, которые вписываются в этот лимит могут не определять налоговые разницы и не корректировать финрезультат до налогообложения;
  • увеличение стоимостной границы основных средств – до 20 000 грн (сейчас – 6000 грн). Это приведет к возможности более основных средств включать в группу малоценных необоротных материальных активов (МНМА), по которым можно использовать методы амортизации 50/50 или 100%. Это обновление пп. 14.1.138 НКУ.
  • ускоренная амортизация основных средств в 2020-2030 гг. (п. 431 подраздела 4 Переходных положений НКУ). При этом основные средства должны быть новые, введенные в эксплуатацию в период 01.01.2020-31.12.2030, не сдаваться в аренду. Минимально допустимые сроки амортизации будут: для машин и оборудования (4 группа) и транспортных средств (5 группа) – 2 года (сейчас 5 лет), а для передающих устройств (группа 3) и других основных средств (9 группа) – 5 лет (сейчас это 10 и 12 лет соответственно);
  • новые налоговые разницы – на сумму курсовых разниц по П(С)БУ 21;
  • остановка начисления амортизации. Это в периоде, когда основные средства не используются, например, на ремонте (обновлен пп. 138.3.1 НКУ);
  • доход, полученный от азартных игр с использованием игровых автоматов – облагается;
  • надо будет доказывать, что цена обычная – для операций с нерезидентами, которые зарегистрированы в низконалоговых юрисдикциях (есть перечень от КМУ). Это обновленный пп. 140.5.5.1НКУ.

Проект № 1210: единый налог 2020

Относительно единоналожников изменения следующие:

  • уточнено, что плательщики единого налога обязаны подавать налоговую декларацию по налогу на прибыль для уплаты налога на доходы нерезидентов. Этот налог уплачивается, если выплаты дохода нерезидентам, являющимся юрлицами;
  • увеличены лимиты пребывания группах единого налога: 1 Группа-1 млн грн (сейчас – 300 тыс. грн), 2 группа – 5 млн грн (сейчас – 1,5 млн грн), 3 Группа – 7 млн грн (сейчас-5 млн грн);
  • сокращен срок подачи заявки на переход с единого налога "3 группа-5%” неплательщик НДС)" на "3 Группа-3%” плательщик НДС –" – до 10 дней (сейчас-20);
  • освобождение от уплаты земельного налога, если единоналожник предоставляет недвижимое имущество в аренду (обновленный пп. 4 п. 297.1 НКУ);
  • штраф за неполную уплату авансового взноса для единоналожников 1-2 группы-50% ставки единого налога. Сейчас есть штраф только за полную неуплату.

Проект № 1210: НДС 2020

Ключевые изменения приведем ниже:

  • квартальный отчетный период – отменяется;
  • продажа автомобилей лицами с инвалидностью – без НДС;
  • регистрация налоговых накладных по п. 198.5 НКУ и 199.1 НКУ – 20 дней с конца месяца, в котором состоялась операция (так называемое “компенсирующее налоговое обязательство по НДС);
  • сокращение сроков подачи заявок на добровольную регистрацию плательщиком НДС до 10 дней (сейчас – 20, обновленный пп. 183.3 НКУ);
  • кассовый метод учета НДС для строительных работ (сейчас – правило первого события), выполняемых подрядчиками и субподрядчиками (п. 187.1 НКУ);
  • отмена режима “без НДС” по экспорту соевых бобов и семян рапса. Как следствие у таких налогоплательщиков появится право на налоговый кредит и возмещение НДС;
  • несвоевременная регистрация налоговой накладной для операций, освобожденных от НДС или с нулевой ставкой – штраф 2 % объема поставки, но не более 1200 грн;
  • нерегистрация налоговой накладной для операций, освобожденных от НДС или с нулевой ставкой – штраф 5%, но не более 3400 грн.

Проект № 1210: НДФЛ 2020

Ключевые изменения приведем ниже:

  • необлагаемый лимит продажи автомобилей и недвижимости: 2 объекта в год. То есть можно продать без налогообложения 2 автомобиля в год и 2 квартиры на год (сейчас по одной). Однако, ставка за 3-й объект будет 18%, а не нынешние 5%;
  • возможность амортизации грузовых автомобилей. Это для ФЛП общей системы --они имеют сейчас право на амортизацию основных средств, кроме основных средств двойного назначения таких как автомобили (легковых и грузовых), жилая недвижимость (обновленный пп. 177.4.6 НКУ);
  • на налоговую скидку – больший пакет документов. Хранение всех договоров, а не только платежек;
  • отмена уплаты НДФЛ с той части пенсии, которая превышает 10 прожиточных минимумов (в 2020 г. – 21020 грн). Сегодня большие пенсии облагаются НДФЛ (пп. 164.2.19 НКУ).

Проектом № 1210: туристический сбор 2020

Уточняется расчет суток. Сейчас при расчете сбора сутки считается от 12 ч дня до 12 ч следующего дня. Задержка хотя бы на 1 час и зачисляется полная сутки. Проект предлагает считать только, если разница составляет 12 ч и более с использованием коэффициента 0,5.

Проект № 1210: ЕСВ 2020

Что касается ЕСВ устранена проблема двойной уплаты ЕСВ лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность и одновременно являющимися ФЛП. Были успешные судебные обжалования такими лицами требований ГНС по уплате минимального ЕСВ одновременно как ФЛП, так и за независимую деятельность (обновления п. 65.9 НКУ).

Проект № 1210: налог на доходы нерезидентов 2020

Налог на доходы нерезидентов должны уплачивать, если такие выплаты были, ФЛП (включая единоналожников), а также самозанятые лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность. Под налог попадает выплате доходов юрлицам-нерезидентам, если нет соглашений об устранении двойного налогообложения между странами.

Проект № 1210: акциз 2020

Вводится акциз на электронные сигареты и жидкости к ним. Имеются в виду табачные изделия для электрического нагрева (ТИЭН). Это обновление ст. 215 НКУ.

Проект № 1210: рента 2020

Уточнены ставки рентной платы на специспользование лесных ресурсов – уменьшено категории до 3 (сейчас – 5). Это обновление п. 256.3 НКУ.

Проект № 1210: налог на недвижимость 2020

Освобождаются от уплаты налога на недвижимость объекты нежилой недвижимости субъектов хозяйствования, относящихся к малому и среднему бизнесу, которые осуществляют свою деятельность в том числе во временных сооружениях, например, киосках, МАФах.


Бухгалтерський вебінар

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді