Отчет о платежах в пользу государству 2020

RU UA
Этот новый в Украине появился вместе с Отчетом об управлении. Однако, несмотря на нормы законодательства его практическое воплощение не произошло. Какие законодательные требования существуют, кому его надо готовить, как его надо складывать и почему его не составляли – все это в этом обзоре.

Отчет о платежах в пользу государства: форма

Законодательными основами для составления Отчета о платежах в пользу государства:

  • ст. 1, 5, 6 Закона “Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях” от 18.09.2018 № 2545 (далее – Закон о прозрачности);
  • ст. 1, ч. 2 ст. 11 Закона “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” от 16.07.1999 г. № 996 (далее – Закон о бухучете).

Также упоминание о подготовке Отчета о платежах в пользу государства в Порядке представления финансовой отчетности, приказ Минфина от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419).

А ви знаєте, що змінилося, доки ви спали?

Кто подает Отчет о платежах в пользу государства

Отчет о платежах в пользу государства касается далеко не каждого предприятия. Его готовят и подают субъекты хозяйствования, которые (ст. 1 Закона о бухучете):

  • осуществляющих деятельность в добывающих отраслях;
  • осуществляют заготовку древесины и относятся к предприятиям, которые составляют общественный интерес, к которым в частности относятся эмитенты ценных бумаг и крупные предприятия.

Отметим, что принятый Закон о прозрачности требует этот отчет от всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в добывающих отраслях. Лесозаготовительные предприятия, если не относятся к крупным или эмитентов ценных бумаг, отчет не подают. Скорее всего, в Украине они все этим условиям не отвечают.

Внимание: отчет о платежах в пользу государства подают все без исключения добывающие предприятия

Кто должен составлять Отчет о платежах в пользу государства

Критерий

отрасль

добывающая отрасль

заготовка древесины

Тип предприятия

все

большие (придерживается один из 2-х критериев: > 250 чел, чистый доход > 40 млн евро, балансовая стоимость > 20 млн евро);

эмитенты ценных бумаг

КВЭД

секция В разделы 05-08 КВЭД 20109

секция А раздел 02, класс 02.20 КВЭД 2010

Законодательная основа

Закон о прозрачности

Закон о бухучете

Кто определяет порядок и форму представления Отчета

Независимый администратор и многосторонняя группа по имплементации ИПДО* (ч. 2 ст. 6 Закона о прозрачности); многосторонняя группа по имплементации ИПДО и КМУ (после введения электронной системы отчетности)

КМУ (в лице Минфина)

(ч. 2 ст. 11 и ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете)

Где устанавливаются сроки подачи

Закон о прозрачности

Закон о бухучете, Порядок № 419

* ИПДО - инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях.

Добывающая отрасль — это

Коды КВЭД для добывающих отраслей в вышеприведенной таблице взято со ст. 41 Директивы 2013/34/ЕС, которая легла в основу Закона о прозрачности (“наш” КВЭД это “их” регламент ЕС № 1893/2006), а также совместное письмо Минфина и Госкомстата Украины от 14.03.2018 г. № 35230-06-5/6959, № 04.3-07/22-18. Таким образом, в добывающих видов деятельности в частности относятся: добыча каменного, бурого угля, добыча сырой нефти, природного газа, железных руд, урановых и ториевых руд, руд других цветных металлов, декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела, глинистого сланца, добыча песка, гравия, глины и коалину, добыча минерального сырья, торфа, соли, добычи других полезных ископаемых и разработка карьеров.

Отчет о платежах в пользу государства: проблемы

Выходит, мы имеем не один, а целых два Отчеты о платежах в пользу государства:

  • “добывающий” отчет - составляется и представляется предприятиями добывающей отрасли в соответствии с Законом о прозрачности (п. 2 Порядка № 419). Форму и методику его составления должен разрабатывать профильное ведомство – Минэнерго;
  • “минфиновский” отчет – составляется и подается лесозаготовительными предприятиями. Форму и методику его составления должен разрабатывать Минфин.

Однако, в настоящее время Минэнергоугля разработало только неутвержденный проект такого отчета.

Минфин также отличился лишь проектом, который год “гулял” погулял по просторам Интернета и затем исчез вместе с обновлением их сайта. По факту получается – требование подавать Отчет есть, но формы его нет. Кроме того, лесозаготовщики в Украине не дотягивают до класса “больших” и не являются эмитентами ценных бумаг.

2018 год должен был быть первым, за который надо было подать Отчет о платежах на пользу государству. Однако этого не произошло из-за отсутствия формы отчета. Хотя за неподачу даже предусмотрены штрафы в Законе о прозрачности (о них – ниже).

Внимание: отчет о платежах в пользу государства имеет две разновидности: “добывающий” и “минфиновский”. Они несколько различаются по срокам и порядку подготовки и подачи

Отчет о платежах в пользу государства: кто и когда подает

По законодательству “Добывающий” отчет надо подавать не позже 1 сентября (ч. 1 ст. 12 Закона о прозрачности). Сделать это надо двум получателям (ч. 1 ст. 5 Закона о прозрачности):

  • Минэнергоугля;
  • независимому администратору (кто это? см. ниже раздел “Что такое инициатива прозрачности добывающих отраслей”).

Однако, эта дата – 1 сентября – касается только “добывающего” отчета. Дату же подачи “минфиновского” ищем отчета в Порядке № 419. В этом документе сказано: Отчет о платежах в пользу государства представляется вместе с годовой финансовой отчетностью. Она, как известно, подается не позднее 28 февраля, следующего за отчетным годом. Эта дата не распространяется на добывающие предприятия (ч. 2 ст. 11 Закона о бухучете, п. 2 Порядка № 419). Также этот отчет должен быть обнародован вместе с финотчетностью и Отчетом о управления на веб-странице предприятия.

Входит ли отчет о платежах в финотчетность?

Нет, не входит. Отчет о платежах не является финансовым отчетом. Как следствие, его не надо подавать вместе с декларацией по налогу на прибыль как приложение. С этим соглашаются налоговики, например, здесь (также есть разъяснения ГНС в ВИР 102.23.02).

Штраф за непредставление отчета о платежах

По “добывающем” Отчет о платежах на пользу государству ответственность определена ст. 14 Закона о прозрачности:

  • неподача или нарушение сроков – 85000 грн;
  • неполная информация – 34000 грн.

Относительно “минфиновского” Отчет о платежах – какая-то специальная ответственность по нему не установлена. Отчет не относится ни к финансовым, ни к статистическим, поэтому применить админштрафы, предусмотренные для финансовой и статистической отчетности, нельзя. Кроме того, не понятно, кто должен налагать такой штраф.

Почему нужен Отчет о платежах?

Вполне логичный вопрос: зачем вообще нужен этот Отчет?

Основных причин появления этого Отчета две:

  1. необходимость выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС. Отчет о платежах на пользу государству требуется разделом 10 уже упоминавшийся Директивы 2013/34/ЕС, где он носит название Отчет о платежах в пользу правительств (англ. – Report on payments to governments). По европейским нормам его подают предприятия, работающие в добывающие отрасли и предприятия, которые занимаются лесозаготовкой в девственном лесу. В обоих случаях - если они относятся к типу крупных предприятий или предприятий, представляющих общественный интерес;
  2. выполнение международных обязательств через присоединение Украины к так называемой инициативе по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (сокращенно - ИПДО, инициатива прозрачности; англ – - Extractive Industries Transparency Initiative, сокращенно EITI). это произошло еще в октябре 2013 г.

Как видим, требование о подаче Отчета о платежах всем предприятиям добывающей отрасли пришла к нам не с Директивы 2013/34/ЕС, а через присоединение к Инициативе прозрачности. Чтобы лучше понять Отчет о платежах, рассмотрим, что такое Инициатива прозрачности и стандарты EITI.

Что такое Инициатива прозрачности добывающих отраслей

Инициатива прозрачности – это глобальный стандарт по обеспечению открытого и подотчетного управления ресурсами, которые добываются. Осуществлением этого стандарта занимается неприбыльная организация, созданная в Нидерландах и поддержана в начале в нулевых годах Великобританией и такой известной компанией как British Petroleum.

На сегодняшний день к инициативе присоединились 51 страна, в т. ч. Великобритания, Нидерланды, Германия, Мексика, Албания, Казахстан. Интересно, что среди участников отсутствуют США и почти все страны ЕС.

Инициатива прозрачности построена на том, что полезные ископаемые (нефть, газ, минеральные ресурсы) принадлежат гражданам своих стран. Стандарт EITI требует показать, каким образом стоимость создана добывающими компаниями проходит путь от добычи полезных ископаемых в доход государства и какую выгоду с этого получает общество (его актуальную русскоязычную версию 2019 г. можно найти на сайте EITI ). Также оригинал стандартов EITI 2019 английском языке здесь. Инициатива выступает за большую прозрачность и общественный контроль за добывающими ресурсами.

Последствия присоединения Украины к ИПДО

Что значит для страны быть присоединенным к ИПДО? Это означает:

  • добывающие компании этой страны раскрывают информацию об уплаченных ими налогах и других платежах в пользу государства (у нас это Отчет о платежах в пользу государству);
  • государство публикует специальный отчет по стране (у нас он получил название Отчет о полученных платежах);
  • независимый администратор готовит отчет по стандартам EITI (в Законе о прозрачности – это Отчет ИПДО, англ. – EITI report). Независимый администратор нанимается государством и отбирается на основе объявленного конкурса (например, отчет за 2016 год в Украине готовила международная аудиторская фирма EY,). Он осуществляет также сверку и выявляет возможные отклонения между данными Отчетов о платежах и Отчета о полученных платежах);
  • надзор за соблюдением инициативы осуществляет постоянно действующая многосторонняя группа по имплементации ИПДО, куда входят представители государства и неприбыльных общественных организаций (у нас это представители Минерго, состав можно увидеть здесь).

Отчет ИПДО по Украине за 2016 год для Украины почему-то последний. Больше отчетов не готовили. Они отсутствуют на соответствующих страницах сайтов Минэнергоугля и ИПДО. Есть только на сегодня готовым уже есть

Внимание: отчет о платежах на пользу – это промежуточное звено, один из источников информации, в подготовке независимым администратором Отчета по Инициативе прозрачности по Украине в целом

Считается, что присоединение к ИПДО Украины будет способствовать:

  • росту инвестиционной привлекательности предприятий добывающей отрасли;
  • борьбе с коррупцией в сфере добывающих ресурсов;
  • лучшему государственному бюджетному планированию, например, выявление лицензий, полученных, но не используемых;
  • повышение контроля общинами, в т. ч. местными над добычей ресурсов на их территориях.

Может ли вообще быть стандартная форма Отчета о платежах

Исходя из вышеописанной логики ИПДО, утвержденной постоянной формы отчета для добывающих отраслей просто нет и быть не может. Почему? Отчет готовит независимый администратор, который на основе стандарта EITI определяет структуру и наполнение Отчета о платежах – отчета, что является одним из источников подготовки им Отчета о ІПДО по стране. Это подтверждает и ч. 2 ст. 6 Закона о прозрачности: форма отчета соглашается с независимым администратором и группой по имплементации ИПДО. То есть для подготовки отчета за год надо сначала дождаться избрания независимого администратора по конкурсу, объявленному Минэнерго. Последний конкурс был только по 2017 года. И все.

Внимание: на сегодня до сих пор нет формы (бланка) отчета о платежах в пользу государству. Отчет по 2018 год не подавался и будет ли он за 2019 год – под вопросом

Таким образом, и проект “добывающего” отчета от Минэнерго, и “минфиновский” проект для лесозаготовителей остались лишь проектами.

Что содержать Отчет о платежах в пользу государства

Как уже отмечалось, форму “добывающего” отчета определяет независимый администратор. Стандарт EITI также не содержит самой формы отчета, а только общие требования к информации, которая должна быть в отчете ИПДО. Это и будет ориентиром для независимого администратора по формированию формы Отчета о платежах на пользу государству. Однако, общие требования содержатся в ст. 6 Закона о прозрачности.

Также по ст. 41 Директивы 2013/34/ЕС в отчете должны быть любые платежи в пользу государственного и местных бюджетов (кроме НДС и НДФЛ, ЕСВ), например, налог на прибыль, рентная плата, плата за землю (арендная плата, лицензионные платежи и т.п., дивиденды в пользу государства, часть прибыльной продукции.

Ориентировочное наполнение Отчета о платежах на пользу государству

Отчет о платежах в пользу государства

общая сумма осуществленных платежей;

общие суммы по каждому из видов платежей, в т. ч.

  • выделена сумма платежей в виде рентной платы
  • выделена сумма платежей по экологическому налогу

описание вида деятельности, перечень отдельных проектов;

участие в социальных проектах и общие суммы платежей по таких проектах или программах;

суммы платежей по местным социальным проектам или программам (в местах добычи ресурсов);

объемы добычи;

среднее количество работающих;

объемы финансирования и помощи, полученной от органов госвласти и органов местного самоуправления;

информация о конечных бенефициарных собственниках (контроллерах);

аудиторский отчет за отчетный период, если он обязателен;

акты сверки платежей в пользу государства.

Образец того, как выглядит Отчет о платежах в пользу государства по 2018 год британской компании British Petroleum, которая была одна из инициаторов EITI можно найти здесь.

Отчет о платежах – надо или нет

Идея Отчета о платежах в Украине, похоже “не пошла”. Добавим, что Украина является участником EITI, в то время как абсолютное большинство стран ЕС – нет, кроме Германии, Нидерландов, Великобритании. Требования стандарта EITI шире, чем требования упомянутой Директивы 2013/34/ЕС.

Украина так и не опубликовала отчет ИПДО 2017 года и речь идет о приостановлении членства в ИПДО. Отчет по 2018 год не готовили, поскольку правительство до сих пор не утвердил формы отчетности для предприятий отрасли (разъяснение от проекта EITI Украина). Это же самое, пожалуй, и относительно 2019 года. Украинским "добытчикам" за всеми разъяснениями следует обращаться в Минэнергоугля.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді