Азартные игры возвращаются – какие ставки?

RU UA
Парламентарии приняли закон о регулировании азартных игр, что означает его легализацию. Рассмотрим, кто, где и когда может играть, стоимость лицензий, а также другие правила, которые устанавливает закон об азартных играх 2020. Кроме того, про существующую на сегодняшний день ситуацию с их налогообложением.

Азартный бизнес теперь легализован

14 июля 2020 г. ВР приняла законопроект № 2285-д, который стал Законом “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр” (далее – Закон об азартных играх). Вступает в силу данный закон поэтапно:

  • но большая часть принятого закона – со следующего дня, когда он будет опубликован. Пока даже не направлен на подпись Президента;
  • относительно уголовной ответственности за незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр и лотерей (штраф 170-680 тыс. грн, обновленная ст. 203-2 УКУ) – через один месяц со дня опубликования;
  • поставки игорного оборудования и программного обеспечения к нему, разработка онлайн-систем и т. п. - не позднее 1 января 2021 года или ранее, если будет установлен соответствующий перечень компаний, проводящих сертификацию игорного оборудования (Подробнее-в п. 1 Заключительных и переходных положений принятого законопроекта № 2285-д).

Далее в обзоре будем руководствоваться текстом закона ко второму чтению 10.06.2020, так как принятая версия закона еще не обнародована.

Внимание: закон принят, но есть вероятность его ветирования и доработки

ФІНМОНІТОРИНГ: ЯК УБЕРЕГТИСЯ ⏩

Зачем азарт государству: плюсы и минусы

Сперва о плюсах и минусах самой легализации игорного бизнеса, ведь тогда становятся понятными и некоторые детали Закона об азартных играх, какие именно острые углы постарались сгладить в этом документе. Речь именно о факте принятия этого закона, а не его наполнение – о его недостатках будет позже.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

ПОЗИТИВ

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

  • легализация сферы, которая и так подпольно работала под “присмотром полиции” – мы это все видели;
  • доходы в Государственный бюджет. В первую очередь из-за достаточно дорогих лицензий азартные игры будут приносить государству поступления. Кроме того, еще и налоги с самого азартного бизнеса, и косвенное влияние на рост доходов и общих налоговых поступлений от гостиниц, где будут работать казино;
  • увеличение количества рабочих мест. Крупье, официанты, букмекеры, охрана, а также продавцы и наладчики игорного оборудования, программисты, консультанты, другие работники;
  • контроль за деятельностью данного бизнеса и защиту игроков от недобросовестных организаторов.
  • увеличение количества людей, страдающих игроманией (в законе она называется лудомания);
  • игорный бизнес может стать способом легализации незаконных доходов (от теневого бизнеса, продажи оружия, наркотиков и т. д);
  • рядом с казино могут появляться и сопутствующие явления для игорного бизнеса: увеличение продаж алкогольных и табачных изделий;
  • есть риски допуска несовершеннолетних.

Внимание: игромания = лудомания. По значению это практически одно и то же, но на греческом языке

Какой именно игорный бизнес разрешают

При условии наличия лицензии и сертифицированного оборудования позволяют следующее (ч. 1 ст. 2 Закона об азартных играх):

  • игорные заведения – казино;
  • Интернет-казино;
  • букмекерская деятельность (как в букмекерских пунктах, так и в Интернет);
  • залы игровых автоматов;
  • покер в Интернет.

Внимание: казино – это рулетка, игры в карты (в т.ч. покер, игры в кости, игры на игровых автоматах (ст. 1 Закона об азартных играх)

Азартные игры возвращаются – какие ставки?

Что не считается азартными играми

Также есть виды деятельности, которые не относятся к азартным играм и на них требований по лицензированию и сертификации нет (ч. 5 ст. 2 Закона об азартных играх):

  • бильярд и боулинг (кегли), а также другие игры, в которых не предусмотрено получения выигрыша игроком;
  • игра “кран-машина” – там, где специальный кран собирает игрушки, сладости и т. п;
  • выпуск и проведение лотерей;
  • творческие конкурсы и спортивные соревнования;
  • спортивный покер (см. также о признании спортивного покера с 2018 года как официального вида спорта и внесения его в Реестр признанных видов спортаприказ Минмолодежи и спорта от 16.08.2018 г. № 3780).

Получается, что чемпионат по спортивному покеру может проводиться и вне отеля или других отведенных мест для азартных игр (см. ниже).

Азартные игры возвращаются – какие ставки?

Внимание: спортивный покер – проводится в форме турнира, где игроки вносят стартовые взносы, которые формируют призовой фонд, из которого выплачиваются выигрыши. Исключение – турниры по онлайн-покеру

Где будут казино и другие заведения

Казино будут только в специальных игорных зонах (ст. 26, 28 Закона об азартных играх):

  • отели 5* с количеством номеров не менее 150 (Киев), не менее 100 (другие населенные пункты);
  • загородные комплексы отдыха. Площадь не менее 10 тыс. кв. метров и отелем 5*;
  • в третьем чтении добавили ограничение – расположение 500 метров от школ. Автоматически не могут иметь казино отели в радиусе 500 метров имеют школы.

К букмекерским пунктам требования слабее: гостиницы 3*, 4*, 5*, территория ипподромов. Помещение букмекерского пункта – не менее 50 квадратных метров. Подробнее-ст. 36 Закона об азартных играх.

Внимание: Букмекерская деятельность – это деятельность по организации и проведению пари относительно некоторого заранее неизвестного результата события (ст. 1 Закона об азартных играх)

Кто может быть организатором азартных игр

Требования к организатору следующие:

  • это юрлицо;
  • азартные игры – это основная деятельность;
  • уставный капитал сформирован деньгами на сумму не менее 30 млн грн. Если он больше, то может формироваться и другим имуществом, кроме денег;
  • нет в составе участников органов местного самоуправления или неприбыльных организаций (исключение – ипподром и организация паре тотализатора на нем);
  • организатор не контролируется из государства-агрессора;
  • имеет целевой банковский депозит для выплаты выигрышей или гарантию банка в сумме 7200 минимальных зарплат на 1 января (в 2020 году – это 34.005.600 грн);
  • соблюдение других требований ч. 1 ст. 14 Закона об азартных играх.

Не могут быть организаторами азартных игр: банки, другие финансовые учреждения, неприбыльщики, юрлица, которым суд запретил такую деятельность.

Внимание: ипподром – это сооружение для проведения соревнований на лошадях

Кого будут пускать к азарту

Требования к игроку следующие:

  • 21 год – только с этого возраста можно играть в азартные игры, работать у организатора азартных игр или быть посетителем такого заведения;
  • отсутствует в списке нежелательных лиц игорного заведения или в Реестре недопущенных – о нем ниже (Как будут бороться с игроманами);
  • полностью дееспособный;
  • не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (интересно, как за этим будут следить, если игроки будут употреблять алкогольные напитки непосредственно в казино?);
  • не является учредителем, руководителем организатора азартных игр;
  • некоторых других случаях, определенных ст. 18 Закона об азартных играх.

Аналогично не пускают и посетителей, которым нет 21, внесены в список нежелательных или в Реестр недопущенных.

Внимание: посетитель – это не игрок и не работник, он находится в игорном заведении и наблюдает за игрой других. Однако, тоже по возрасту не меньше 21 и отсутствует в Реестре недопущенных.

Как будут бороться с игроманами

Организаторы для борьбы с лудоманией имеют:

  • придерживаться принципа ответственной игры – это информирование игроков о потенциальных рисках игромании путем размещения в доступном месте соответствующих информационных материалов; содействие оказанию помощи тем, кто страдает игроманией путем размещения информации о месте получения такой помощи (телефонов, служб).
  • не пускать несовершеннолетних и вообще лиц в возрасте до 21 лет. Также данное возраст игральное заведение может увеличить;
  • не предлагать игрокам бесплатно или как вознаграждение в азартной игре алкоголь, пиво, слабоалкогольные или табачные изделия (ч. 3 ст. 15 Закона об азартных играх);
  • ограничение рекламы по ТВ – реклама азартных игр возможна с предупреждением о риске игромании с 6 до 23 часов;
  • осуществлять идентификацию игрока и посетителя на входе, для чего проверить документ, удостоверяющий личность и сверить его с реестром лиц, которым ограничено участие в азартных играх (ч. 2 ст. 17 Закона об азартных играх).

Внимание: 500 метров – минимальное расстояние до школы от отеля 5*, где есть казино

Кроме того, на государственном уровне создается единый реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям и/или участие в азартных играх (в консультации – Реестр недопущенных). В него можно попасть:

  • на основе собственного заявления (самоограничение). Игрок или посетитель ограничивается в допуске к азартным играм путем внесения себя в Реестр недопущенных на основе заявления. Ограничение действует от 6 месяцев до 3х лет без возможности отозвать заявление (ч. 6 ст. 16 Закона об азартных играх);
  • на основе мотивированного заявления члена семьи первой степени родства – до 6 месяцев;
  • на основе решения суда, если произошло превышение затрат на игру над личными доходами, что ставит в затруднительное положение семью, есть долги на сумму более 1700 грн или уклонение от уплаты алиментов свыше 3 месяцев, а также если есть получение жилищной субсидии или льгот на оплату услуг ЖКХ.

Кроме этого игорное заведение может не пускать нежелательных игроков и посетителей.

Внимание: при наличии долгов, уклонение от уплаты алиментов, значительных проигрышей, получении жилищных субсидий игрок вносится в Реестр недопущенных

Как будет контролироваться игорный бизнес

Контроль будет осуществляться через следующие элементы, которые должны сделать невозможным внешнее влияние на результаты азартной игры:

  • создается Комиссия регулирования азартных игр и лотерей – как центральный орган государственной власти со спецстатусом. Создается Кабмином;
  • создается Государственная система онлайн-мониторинга игрового оборудования и онлайн-систем организаторов азартных игр – к ней должно быть подключено все сертифицированное оборудование, которое будут использовать организаторы азартных игр;
  • использование только сертифицированного игорного;
  • ведение регистраторов организаторов азартных игр (отдельно для казино, букмекеров и т. д.);
  • лицензирование игорного бизнеса, контроль за наличием лицензий и соблюдением лицензионных условий;
  • проведение плановых и внеплановых проверок организаторов азартных игр, в том числе и методом контрольных закупок. Проверка может состояться на основе обращения игрока (ст. 10 Закона об азартных играх).

Внимание: госсистема онлайн-мониторинга – обеспечивает получение и передачи информации в режиме реального времени от игорного оборудования, ставки, выигрыши с целью недопущения искажения и подделок

Стоимость лицензий на организацию азартных игр

Плата зависит от размера минимальной зарплаты на 1 января. Так, стоимость лицензий для 2020 года следующая:

  • казино – разовая плата 283.380.000 грн (для Киева), 141.690.000 грн (для других населенных пунктов). Ежегодная плата за игорный стол: 826.525 грн – за рулетку, 425.070 грн – за другие столы;
  • Интернет-казино – 30.699.500 грн за лицензию на 5 лет;
  • букмекерская деятельность – 141.690.000 грн разовая плата, а также 141.690 грн ежегодно;
  • игровые автоматы – 35.422.500 грн разовая плата, а также 28.338 грн за каждый игровой автомат в год;
  • покер в Интернет – 1.416.900 грн за лицензию на 5 лет.

Существующее налогообложение азартных игр

Закон об азартных играх не рассматривает вопросов их налогообложения. По действующему НКУ налогообложение азартных игр следующее:

  • выигрыш облагается НДФЛ 18% и военным сбором 1,5%. Это довольно существенный минус: если игрок поставил 1000 грн и выиграл на события 1100 грн, то при налогообложении суммы выигрыша 1100 грн получается 885,50 грн “на руки”. Получается, что игрок из-за налогов потерял, а не выиграл. Законодательство требует изменений: отмена налогообложения выигрышей или налогообложение разницы между выигрышем и ставкой, то есть 100 грн в нашем примере (=1100 – 1000);
  • доход организаторов азартных игр облагается по ставке 10% от игровых автоматов и 18% от дохода от букмекерской деятельности и казино, уменьшенного на сумму выплат игроку. Такой налог отражаются в Декларации по налогу на прибыль;
  • кроме налога с дохода организаторы платят налог на прибыль по ставке 18%. Они не могут быть на упрощенной системе налогообложения.

Несмотря на запрет, существовавший в НКУ, как видим, существуют положения о налогообложении азартных игр.

Внимание: налогообложение азартных игр сегодня несовершенно

Недостатки Закона об азартных играх

Среди недостатков, которые повышают риски азартных игр для общества:

  • методы идентификации игрока не являются исчерпывающими (ч. 2 ст. 17 Закона об азартных играх). Это значит, что кроме документа, удостоверяющего личность, возможны и другие – например, определенное удостоверение. Но оно может быть выписано на другое имя;
  • нет ограничений по компьютерным играм, которые тоже можно вести " на деньги”;
  • реклама имеет очень мало ограничений и к ней могут иметь доступ несовершеннолетние;
  • игровые автоматы могут быть вне казино;
  • не решен вопрос маскировки онлайн-казино под лотерею, билеты которой продает определенный автомат (то, что существовало ране);
  • не решен вопрос налогообложения азартных игр.


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді