Кому надо РРО 2019
РРО - это уже всем известная аббревиатура относительно кассовых аппаратов (регистраторов расчётных операций), которые имеют встроенные фискальные функции для регистрации расчётных операций при продаже товаров, услуг, а также иностранной валюты. Их использование сейчас регулируется ЗУ "О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далее - Закон о РРО). По 2019 году этот закон не содержит никаких изменений по РРО, поэтому правила остаются старые, то есть нынешние.
Закон о РРО требует применения регистраторов относительно расчётных операций, то есть операций, во время которых происходит:
приём от покупателя наличных средств, платёжных карточек, платёжных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг);
- выдача наличных средств за возвращённый покупателем товар ( не предоставленную услугу).
Если применяются банковские платёжные карточки, то расчётной операцией считается оформление соответствующего расчётного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком. Обязанность применять РРО имеют все предприятия и ФЛП, осуществляющие расчётные операции, то есть они:
- занимаются торговой деятельностью;
- оказывают услуги общественного питания;
- осуществляют продажу технически сложных бытовых приборов, которые обязательно подлежат гарантийному ремонту;
- осуществляют валютные операции.
Кому можно расчётные книжки вместо РРО 2019
Предприятия и ФЛП, которые занимаются деятельностью в сферах торговли, общественного питания и услуг и имеют вид деятельности, который находится в Перечне постановления КМУ от 23.08.2000 г. № 1336 могут применять расчётные книжки вместо РРО. К таким видам деятельности в частности относятся:
- услуги библиотек;
- услуги по приёму от населения вторичного сырья (кроме металлолома)
- осуществление страхования имущественных и личных рисков физлиц, которое проводится страховыми агентами за пределами помещения страховщика (исключение - "автогражданка")
- приём от населения, а также реализация продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников через специализированные пчеловодческие торгово-заготовительные пункты
Однако, здесь есть одно условие - годовой объём расчётных операций по продаже товаров (предоставления услуг) не должен превышать предельную сумму, установленную п. 2 вышеуказанного постановления КМУ. Если данный предельный объём превышен в течение любых 12 месяцев подряд субъект хозяйствования должен осуществить переход на расчёты с применением РРО в течение месяца с данного превышения. Такими ограничениями являются:
- 500 тыс. грн на один субъект хозяйствования;
- 250 тыс. грн - на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров, оказания услуг).
Нерасчётные операции 2019
Конечно, если операция не попадает под понятие расчётной - РРО не используют. Такими являются операции в безналичной форме (без платёжных карт) через банки (разъяснение ГФС 109.03 ОИР). К таким расчётам относятся:
- это перечисление средств со счёта покупателя на счёт продавца (однако здесь не должно быть использования платёжной карточки через системы Приват24, Сбер 24 и другие системы Интернет-банкинга)
- внесение покупателем наличных в кассу банка для их дальнейшего зачисления на счёт продавца (для продавца такие расчёты будут безналичными).
Кто освобождён от РРО 2019
Эти все случаи находим в ст. 9 Закона о РРО. В 2019 году, похоже, всё остаётся без изменений. Ниже в таблице приведено на кого распространяются эти требования.
Освобождение от РРО: | Где содержится требование |
торговля продукцией собственного производства при проведении расчётов с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью | |
проведение всех банковских операций, кроме операций по купле-продаже иностранной валюты | п. 2 ст. 9 Закона о РРО |
продажа проездных и перевозных документов на железнодорожном транспорте (кроме пригородного) с оформлением расчётных и отчётных документов; на авиационном транспорте с оформлением расчётных и отчётных документов; на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесёнными типографским способом серией, номером и номинальной стоимостью | п. 4 ст. 9 Закона о РРО |
продажа билетов государственных лотерей через электронную систему приёма ставок, которая контролируется Госказначейством | п. 4 ст. 9 Закона о РРО |
продажа билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений | п. 4 ст. 9 Закона о РРО |
Продажа товаров и предоставление услуг физлицам-предпринимателям, относящимся к группам единого налога (ЕН), которые не применяют РРО | п. 6 ст. 9 Закона о РРО |
осуществление физлицами торговли продуктовыми или промышленными товарами за наличные средства на рынках | п. 9 ст. 9 Закона о РРО |
продажа в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты | п. 10 ст. 9 Закона о РРО |
продажа жетонов и проездных билетов в кассах метрополитена | п. 10 ст. 9 Закона о РРО |
продажа воды, молока, кваса, масла и живой рыбы с автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов | п. 11 ст. 9 Закона о РРО |
продажа блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных и профессионально -технических учебных заведений во время учебного процесса | п. 11 ст. 9 Закона о РРО |
продажа товаров (предоставление услуг), если в месте получения таких товаров (предоставления услуг) операции по расчётам в наличной форме не осуществляют (оптовая торговля и т.д.) | п. 12 ст. 9 Закона о РРО |
предоставление услуг физлицами, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. Такими обычно регистрируют нотариусов, адвокатов, судебных экспертов, арбитражных управляющих | консультация ГФС 109.03 ОИР |
В случае неиспользования РРО субъект хозяйствования обязан выдать покупателю товаров, услуг по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, который свидетельствует о переходе права собственности (п. 15 ст. 3 Закона о РРО).
☛ Исключения по РРО не распространяются на торговлю технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту
Единый налог и РРО 2019
Для упрощенцев разрешение не использовать РРО остаётся, включая тех ФЛП-плательщиков ЕН, торгующих лекарственными средствами и ювелирными изделиями. Данные исключения также не касаются тех ФЛП, торгующих технически сложными бытовыми товарами.
Исключения для плательщиков единого налога по РРО | Где содержится условие |
если лицо является плательщиком ЕН 1-й группы –РРО не используется | |
если лицо является плательщиком ЕН 2-й и 3-й группы (физлица) – не используется РРО независимо от выбранного вида деятельности, если объём дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн. Если превышение объёма дохода в календарном году произошло более 1 млн грн, то применение РРО для такого плательщика ЕН является обязательным. Применение РРО начинается с 1 числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения | пп. 296.10 НКУ |
Продажа и монтаж технически сложных бытовых товаров и РРО 2019
По пп. 296.10 НКУ, если субъект хозяйствования осуществляет реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, то он должен использовать РРО в обязательном порядке, даже если он:
плательщик единого налога;
торгует продукцией собственного производства с использованием приходных кассовых ордеров.
Ни одно исключение здесь не срабатывает. Перечень групп технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене можно найти в постановлении КМУ от 16.03.2017 г. № 231. Единственный выход обойтись без РРО - это продажа таких товаров исключительно путём безналичных расчётов.
Изменения в порядке технического обслуживания РРО 2019
Ещё летом 2018 года был внедрён механизм обмена информацией в электронном виде при вводе в эксплуатацию, техническом обслуживании и ремонте РРО через центры сервисного обслуживания (постановление КМУ от 13.06.2018 г.).
Изменения в порядке регистрации РРО 2018/2019
Уже с 1 октября 2018 года частично вступил в действие приказ Минфина от 20.09.2018 г. № 773 (далее - Приказ № 773), который вносит изменения в ряд нормативных документов, связанных с регистрацией, пломбированием РРО, регистрацией и ведением КУРО, а также расчётных книжек. Основная идея изменений - это упрощение регистрации РРО, уменьшение необходимости использования КУРО. Почему приказ действует частично? Дело в том, что в полную силу изменения заработают после того, как ГФС запустит две базы:
- реестр экземпляров РРО (далее - реестр РРО)
- реестр центров сервисного обслуживания (далее - реестр ЦСО).
Скорее всего, запуск вышеуказанных баз состоится с 2019 года, а значит, и изменения в полной мере заработают в 2019 году.
☛ Внедряется процедура регистрации РРО за 1 день, возможность осуществить регистрацию в электронном виде на основании только одного заявления
Теперь подробнее рассмотрим данные изменения:
- во-первых, ГФС сокращает сам процесс регистрации РРО и всё будет происходить за один день и практически за один шаг (это уже после запуска реестров РРО и ЦСО). Это прогрессивный шаг, ведь раньше на это требовалось дней 5. С данной целью, помимо создания электронных реестров, ГФС убрала часть необходимых для регистрации документов, оставив только заявление на регистрацию по форме № 1РРО. Это и есть тот единственный регистрационный шаг, который оставили. Так, отменены копии документов на приобретение РРО, права собственности на хозяйственную единицу, паспорта модели, договора с ЦСО, которые подавались по старому порядку. Регистрация будет происходить путём обмена информацией через электронный кабинет с последующим внесением её в реестр РРО и КУРО. Субъект хозяйствования будет получать копию электронного удостоверения через свой электронный кабинет;
- во-вторых, упрощена процедура ведения КУРО - теперь не надо будет клеить отчётные чеки в КУРО в конце каждого дня;
- в-третьих, КУРО можно будет использовать только в случае, если вышел из строя РРО (как и раньше срок использования ограничивается в 7 рабочих дней);
- в-четвёртых, из предыдущего следует, что разрешено вообще не регистрировать и, соответственно, не использовать и не хранить КУРО, а также расчётные книжки (изменения в п. 2 раздела III по приказу № 773 в Порядок регистрации РРО, приказ Минфина от 14.06.2016 г. № 547). Однако, в таком случае если кассовый аппарат вышел из строя или выключили/исчезло электроснабжение, такой субъект хозяйствования должен прекратить продажу или предоставление услуг вообще и ждать, когда работа РРО восстановится. Относительно реализации данного права не использовать РРО до введения электронных реестров РРО и ЦСО субъект хозяйствования должен прилагать к заявлению на регистрацию копию своего решения не использовать КУРО, то есть предварительно он должен выдать соответствующий приказ и добавить его копию к документам. По таким РРО в регистрационном удостоверении должно быть указано, что "КУРО на данный РРО не регистрировалась";
- в-пятых, разработаны новые формы бланков заявления о регистрации РРО, заявления на перерегистрацию РРО, расчётной книжки, КУРО на РРО и КУРО на хозяйственную единицу и других документов. Однако, действовать данные формы начнут не с 1 октября, а после запуска упомянутых реестров РРО и ЦСО;
- в-шестых, сокращается срок на перевод РРО в фискальный режим работы с 5 дней до 3-х дней с даты выдачи или передачи в электронном виде справки ЦСО о резервировании фискального номера (ранее такая справка выдавалась субъекту хозяйствования). Это значит, что это срок действия такой справки и в течение этого срока надо внести фискальный номер в фискальную память РРО, провести персонализацию и опломбировать РРО в ЦСО. Как видим, данная процедура всё равно остаётся и поэтому полный процесс регистрации РРО вряд ли будет продолжаться 1 день, как заявляет ГФС, хотя с введением электронных баз действительно ускорится.
☛ С 1 октября можно при регистрации РРО нерегистрировать КУРО на него, подав ГФС копию соответствующег орешения
Относительно последних документов, то в целом они такие же: поменяли местами некоторые реквизиты и убрали неактуальные в условиях электронной регистрации и работы двух реестров, например, КУРО потеряла поле для подклеивания чеков, так как данное действие отменено. Убрали также в КУРО раздел 4 по ремонтам, работам по техобслуживанию.
☛ 3 дня - новый срок действия справки о резервировании фискального номера
Основаниями для отказа в регистрации РРО по новым правилам могут быть:
- несообщение о хозяйственной единице по форме № 20-ОПП (её надо подать ещё до регистрации РРО на эту хозяйственную единицу)
- в ГФС есть информация, что РРО похищен;
- модели РРО нет в реестре;
- субъект хозяйствования, регистрирующий РРО, является связанным лицом с ЦСО;
- в базе ГФС отсутствует сообщение по договору между ЦСО и субъектом хозяйствования о техобслуживании РРО.
Z-отчеты при отсутствии КУРО должны храниться в течение 1095 календарных дней.
ЦСО по новым правилам после проведения работ по введению РРО в эксплуатацию должен:
- сделать запись в документах на эксплуатацию;
- выдать акт ввода РРО в эксплуатацию;
- выдать справку об опломбировании РРО.
Все выданные документы ЦСО также отправляет в электронном виде ГФС.
Электронный чек e-receipt 2019
Где-то на конец 2019 года ГФС обещает внедрение e-receipt - электронного чека. Что это? Идея заключается в применении вместо РРО специально зарегистрированных обычных доступных всем устройств - ноутбуков, смартфонов, планшетов и тому подобное. Данная технология будет иметь следующие особенности:
- предприниматели будут использовать специальную программу E-receipt, которая будет установлена на их устройства - ноутбук, смартфон или планшет. Такая программа будет бесплатной и без абонплаты;
- предварительно с помощью данной программы будет происходить регистрация устройства в Реестре ГФС (обещают, что всё будет происходить за один день и будет использоваться упрощённая форма заявления). Вероятно, регистрация будет происходить в онлайн-режиме;
- все данные автоматически будут передаваться в электронный кабинет;
- программное обеспечение интегрируется с любой бухгалтерской программой;
- при осуществлении транзакции система будет генерировать QR-код, который присоединяется к электронному чеку, а затем будет передаваться на устройство и в электронный кабинет;
- покупатель будет получать электронный чек в виде СМС-сообщения или письма на e-mail;
- информация о фискальном номере и его QR-код будет храниться в E-receipt.
Вот и всё, что пока официально известно о данном ноу-хау от налоговой. Также на сегодняшний день существует пилотный проект по апробации данной системы. После его окончания ГФС примет решение об отладке и дальнейшем использовании данной системы.
Что это даст? ГФС обещает следующее:
- уменьшение количества обычных РРО и уменьшения расходов, которые идут на их приобретение и обслуживание;
- удобство для предпринимателей из-за скорости регистрации;
- возможность для предпринимателей в режиме реального времени следить за операциями на своих торговых точках (это всё будет доступно через электронный кабинет)
- из-за удобства использования и данных технических возможностей система может быть интересной для малого бизнеса (упрощенцев)
- покупатель никогда не потеряет чек, так как его снова можно скачать с базы E-receipt;
- дальнейшее развитие электронного документооборота.
Как видим, в целом задумка неплохая и в конце 2019 года будет больше информации по её внедрению и работе.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"