Особенности органического производства в Украине
- Закон об органическом производстве
- Порядок сертификации органического производства
- Сертификация органической продукции в Украине
- Маркировка органической продукции
- Декларирование объемов органической продукции, вводимой в обращение
- Переходный период от неорганического до органического производства
- Общие итоги
Закон об органическом производстве
Именно в этом Законе описаны основные требования к органическому производству, которые обязаны соблюдать производители такой продукции.
Базовые требования (см. ст. 4 Закона № 2496):
- ежегодно проходить сертификацию органического производства;
- декларировать объемы органической продукции, которая вводится в обращение (продается);
- маркировать продукцию органического производства.
Чтобы сориентировать производителей, приведем отрасли органического производства, которые определяет Закон (см. ст. 13):
- органическое растениеводство (в том числе семеноводство и выращивание рассады);
- органическое животноводство (в том числе птицеводство, пчеловодство);
- органическое грибоводство (в том числе выращивание органических дрожжей);
- органическая аквакультура;
- производство органических морских водорослей;
- производство органических пищевых продуктов (в том числе органическое виноделие);
- производство органических кормов;
- заготовка органических объектов растительного мира.
Порядок сертификации органического производства
Порядок (подробные правила) органического производства и оборота органической продукции утвержден Постановлением КМУ от 23.10.2019 г. № 970 и вступает в силу 06.06.2020 г.
Порядок подробно описывает все процедуры органического производства.
Например, в области органического растениеводства (см. п. 4 – п. 18 Порядка) Порядок приводит схему чередования культур в севообороте, особенности применения органических удобрений, органического семян и посадочного материала, ведение журнала учета.
То же самое касается всех отраслей органического производства, для каждой из которых свои процедуры и требования:
- общие требования (ст. 14 Закона № 2496);
- органические пищевые продукты (ст. 15 Закона, п. 216 – п. 224 Порядка № 970);
- органическое виноделие (ст. 16 Закона);
- органические корма (ст. 17 Закона, п. 225 – п. 229 Порядке);
- органическое растениеводство (ст. 18 Закона, п. 4 – п. 18 Порядка);
- органическое животноводство (ст. 19 Закона, п. 19 – п. 111 Порядке);
- заготовка органических объектов растительного мира (ст. 20 Закона, п. 230 – п. 239 Порядке);
- органическое грибоводство (ст. 21 Закона, п. 112 – п. 113 Порядке);
- органическая аквакультура (ст. 22 Закона, п. 114 – п. 189 Порядке);
- органические морские водоросли (ст. 22 Закона, п. 190 – п. 215 Порядке).
Наряду с этим в Порядке описаны особенности:
- хранение;
- перевозки;
- маркировка.
Важный нюанс! Для органического производства должны использоваться вещества (ингредиенты, компоненты), указанные в соответствующем Перечне, утвержденном Минагрополитики (см. ч. 3 ст. 14 Закона № 2496). Требования к этому перечню приведены в ст. 23 Закона. Но на момент написания этой статьи Перечень не утвержден. Поэтому пока выполнить требования Порядка органического производства невозможно.
Сертификация органической продукции в Украине
Подробно описано в разделе VI (ст. 27 – ст. 31) Закона № 2496.
Органическое производство и/или оборот органической продукции в Украине подлежит сертификации.
Сертификацию проводит орган сертификации. В ст. 1 Закона № 2496 указано, что такой орган должен быть внесен в Реестр органов сертификации. Реестр ведет Минэкономики (см. ст. 31 Закона № 2496), согласно Порядку № 87 (Порядок ведения Государственного реестра операторов, осуществляющих производство продукции в соответствии с требованиями законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции, Государственный реестр органов сертификации в сфере органического производства и оборота органической продукции, Государственного реестра органического семян и посадочного материала). Но на момент подготовки этой статьи такого реестра еще нет.
Сертификации по нормам и стандартам, признанным в иностранных государствах или международных организациях, проводит орган иностранного сертификации. В ст. 1 Закона № 2496 указано, что такой орган должен быть внесен в Перечень органов иностранного сертификации. Но на момент подготовки этой статьи нет не только такого Перечня, но и Порядка ведения Перечня органов иностранного сертификации не существует. Последний существует только в проекте.
В любом случае, орган сертификации должен иметь аккредитацию в соответствии с Законом Украины от 17.05.2001 г. № 2407-III «Об аккредитации органов из оценки соответствия» в сфере органического производства и/или оборота продукции по одной или нескольким из отраслей, которые мы привели выше.
Сертификация платная, поэтому человек, который планирует органическое производство, выбирает любой орган по сертификации (который должен иметь соответствующую аккредитацию) и заключает с ним обычный договор по оказанию услуг. Договор заключают только с одним органом сертификации в пределах соответствующей области органического производства и оборота органической продукции. В случае сертификации органического производства по нормам и стандартам, признанным в иностранных государствах или международных организациях, лицо имеет право дополнительно заключить договор с органом иностранного сертификации. Нужен этот последний для импорта или экспорта органической продукции.
По результатам исполнения договора стороны составляют акт передачи-приема услуг. Наряду с этим орган сертификации предоставляет производителю соответствующий сертификат, срок действия которого составляет 15 месяцев. Таким образом, перед сроком окончания текущего сертификата придется получать новый, для чего проходить всю процедуру сертификации.
Лицо, заключившее договор с органом сертификации, в течение 10 дней со дня получения сертификата вносится в Реестр операторов (производителей органической продукции). Но на момент подготовки этой статьи Реестра также еще нет. Есть только порядок его ведения – Порядок № 87. Кстати, вносит производителя органической продукции в Реестр Минэкономики на основании заявки органа по сертификации.
Стоит также сказать, что орган по сертификации имеет право осуществлять ежегодные плановые или внеплановые проверки мощностей оператора (производителя органической продукции). В случае выявления нарушений действие сертификата могут остановить или отменить.
С 01.04.2021 налоговики массово проводили фактические проверки наличия лицензий на хранение горючего. Как результат - субъектов хозяйствования штрафовали на 500 тыс. грн или аннулировали их лицензии.
Маркировка органической продукции
Маркировка - информация о органическую продукцию, в том числе государственный логотип для органической продукции, нанесенная на этикетку, упаковку, тару, контейнер, контрэтикетку, кольеретку, ярлык, пробку, листок-вкладыш или на другие элементы упаковки, сопровождающей такую продукцию или посылаться на нее в соответствии с требованиями законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции (ст. 1 Закона № 2496).
Осуществляется согласно требованиям ст. 34 Закона № 2496.
Продукт разрешается маркировать как органический продукт, если он произведен в соответствии с требованиями законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции и содержит не менее 95 процентов органических ингредиентов сельскохозяйственного происхождения (по весу без учета доли воды и поваренной соли) и не больше 5 процентов (по весу) неорганических ингредиентов, внесенных в Перечня веществ (ингредиентов, компонентов), которые разрешается использовать в процессе органического производства и разрешены к использованию в предельно допустимых количествах. Органическое производство такого продукта подтверждается сертификатом.
Маркируют государственным логотипом, под которым размещается кодовый номер, содержащий:
- акроним, идентифицирующий государство происхождения;
- надпись «organic»;
- регистрационный код органа сертификации, осуществившего сертификацию органического производства.
Наряду с этим дополнительно могут использоваться другие логотипы, введенные производителями.
Не разрешается маркировать государственным логотипом продукцию, которая не является органической, а также использовать в ее маркировке любые обозначения и надписи "органический", "биодинамический", "биологический", "экологический", "органик" и/или любых однокоренных и/или производных слов от этих слов с приставками "био-", "эко-" и тому подобное любых языках.
Перед тем, как осуществлять маркировку, нужно получить письменное согласие органа сертификации, регистрационный код которого указывается на маркировке. Такое согласие осуществляется на безвозмездной основе.
Государственный логотип и его техническое описание утверждены Приказом Минагрополитики от 22.02.2019 г. № 67.
Особенности маркировки подробнее рассмотрены в Методических рекомендациях по маркировке органических пищевых продуктов и кормов.
В случае маркировки продукции при отсутствии сертификата на оператора могут наложить штраф - на юридических лиц в размере 8 минимальных заработных плат, на физических лиц - предпринимателей - в размере 5 минимальных заработных плат (п. 3 ч. 1 ст. 40 Закона № 2496). Например, минимальная зарплата в 2021 году - 6000 грн. Таким образом, штраф составит, соответственно, 48 000 грн (6000 х 8) и 30 000 грн (6000 х 5).
Декларирование объемов органической продукции, вводимой в обращение
Проводится в соответствии с нормами ст. 36 Закона № 2496.
Заключается в представлении операторами (производителями) органам сертификации декларации в отношении объемов органической продукции, вводимой в оборот.
За непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации об объемах органической продукции, вводимой в обращение, до операторов применяется штраф - на юридических лиц в размере пяти минимальных заработных плат (для 2020 года - 4723 х 5 = 23 615 грн.), на физических лиц - предпринимателей - в размере трех минимальных заработных плат (для 2020 года - 4723 х 3 = 14 169 грн.).
Порядок, периодичность декларирования должен утвердить Минагрополитики (ч. 3 ст. 36 Закона № 2496). На момент написания этой статьи он не утвержден. Это означает, что штрафы за недекларирование применить нет возможности.
Переходный период от неорганического до органического производства
Общие требования установлены в ст. 25 Закона № 2496, специальные для отдельной продукции в соответствующих статьях этого Закона, где рассматривается конкретная продукция в соответствующих пунктам Повестки № 970.
Остановимся на общих.
Переходный период - период перехода от производства неорганической продукции к производству органической продукции, во время которого оператор придерживается требований законодательства в сфере органического производства, оборота и маркировки органической продукции (ст. 1 Закона № 2496). Начинается с даты заключения между оператором и органом сертификации договор на проведение сертификации. Продолжительность переходного периода определяется в зависимости от отрасли органического производства и соглашается с органом сертификации. Основные ориентиры для установления продолжительности переходного периода для разных отраслей приведены в ст. 25 Закона № 2496.
Продукцию переходного периода запрещено продавать как органическую. Хотя по решению органа сертификации продукция растениеводства, произведенная во время переходного периода, может маркироваться как "продукция переходного периода к органическому производству", при условии, что:
- переходный период длится более 12 месяцев;
- продукт содержит только один ингредиент растительного происхождения;
- такая надпись не отличается (по цвету, размеру, стилю) от другого описания товара.
Общие итоги
На момент подготовки этой статьи отсутствуют все нормативные документы для полноценной работы в Украине системы органического производства. Поэтому в этот период возможны массовые нарушения в этой сфере, за которые не будет ответственности. Но нормативные документы, которых не хватает, существуют в проектах. Будем ждать их принятия и вступления в силу.