Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами

RU UA
Пожалуй, инвентаризация расчетов является важнейшим этапом проведения годовой инвентаризации. Ведь нужно определить не только, сколько должны тебе, но и сколько должен ты сам. Для этого придется сверить с контрагентами расчеты, составить акт инвентаризации и принять решение о списании некоторых долгов. Рассмотрим основные аспекты проведения такой инвентаризации.

Проведение инвентаризации активов и обязательств является обязательным перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Проводят инвентаризацию расчетов в последние три месяца до даты баланса (п. 10 разд. I Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879; далее — Положение № 879).

Периодичность проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами. Инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятия нужно проводить учитывая требования пункта 7 раздела III Положения № 879.2

⚡️ Фінзвітність 2020: форми, строки і порядок подання ⚡️

Сверка расчетов

Для подтверждения реальности задолженности инвентаризационной комиссии подают выписки о задолженности. Такие выписки оформляют в виде актов сверки.

Сверки расчетов могут осуществлять в разрезе одного отдельного или всех заключенных договоров.

Период сверки расчетов может начинаться с даты:

  • проведение предварительной сверки;
  • начала действия договора (в случае сверки по одному договору);
  • начала договорных отношений.

Типовой формы акта сверки взаимных расчетов между контрагентами не утверждено. Поэтому его составляют в произвольной форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным документам (см. Приложение 1).

Помимо обязательных реквизитов, в акте сверки нужно указывать даты и номера договоров, расчетных документов, сумму задолженности по данным кредитора и дебитора, сумму расхождений.

Результаты инвентаризации расчетов оформляют актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами, и кредиторами (далее — акт инвентаризации). Предприятие должно воспользоваться типовой формой акта, утвержденной приказом Минфина от 17.06.2015 № 572 (см. Приложение 2).

В акте инвентаризации указывают наименование инвентаризированных субсчетов и суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженностей, безнадежных долгов и кредиторской и дебиторской задолженностей, по которым срок исковой давности истек (пп. 7.5 разд. III Положения № 879).

К акту инвентаризации расчетов прилагают справку о дебиторской и кредиторской задолженности, в отношении которых срок исковой давности истек (см. Приложение 3). В ней указывают наименование и местонахождение таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности. Суммы просроченных задолженностей отражают в справке с указанием:

  • лиц, виновных в просрочке исковой давности дебиторской задолженности;
  • названия и адреса дебиторов или кредиторов;
  • суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности.

Иногда дебитор вообще не отвечает на заданный акт сверки или письмо возвращается, потому что контрагента не найти. Суммы таких задолженностей должны быть отражены в справке к акту инвентаризации. Ее составляют в произвольной форме.

По результатам инвентаризации просроченная дебиторская задолженность может быть списана за счет резерва сомнительных долгов. Предложения предоставляет инвентаризационная комиссия, а окончательное решение принимает руководитель предприятия на основании протокола инвентаризационной комиссии (см. Приложение 4).

Урегулирование разногласий в расчетах

Суммы расчетов в учетах контрагентов должны отображаться идентично. Во время сличения может выясниться, что за один и тот же период обязательства поставщика и покупателя отражены в разных суммах.

Такое несоответствие может быть связано, в частности, по неотфактурованным поставкам (нет первичных документов поставщиков). В этих обстоятельствах поставщики обязаны подать покупателям такие документы или сообщить о причинах их непредставления или об отсутствии такой задолженности. Если в предоставленных документах получатель неотфактурированных поставок обнаружит изменение их цены (количества), он должен провести в учете соответствующие корректировки.

Если же до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались не выясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в суммах, вытекающих из записей в бухгалтерском учете, и признает правильными (пп. 7.2 разд. III Положения № 879).

Обращаем внимание, что в акте инвентаризации могут учитываться как подтвержденные, так и не подтвержденные актами сверки задолженности. Такая позиция изложена в письме Минфина от 18.09.2007 № 31-34000-10-10/18896.

Внимание: разногласия, которые не устранены или не выяснены с дебиторами и кредиторами отражаются в суммах, вытекающих из записей в бухгалтерском учете

Кроме того, акт сверки расчетов вместе с актом инвентаризации являются основанием для отражения суммы задолженности в бухгалтерском учете согласно П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» и П(С)БУ 11 «Обязательства», соответственно: в составе текущей, сомнительной, безнадежной задолженности и прочих операционных доходов или расходов.

Различия (количественные и суммовые), в т. ч. на счетах учета обязательств и обеспечений, расчетов с дебиторами по результатам инвентаризации и выводов инвентаризационной комиссии про их урегулирование следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Классификация задолженности в учете

Если по результатам инвентаризации расчетов с контрагентами выявлено, что суть задолженности или сроках ее погашения не соответствуют отражению на счетах бухучета, следует осуществить реклассификацию задолженности.

Долгосрочную кредиторскую задолженность (или ее часть), которая должна быть погашена в течение 12 месяцев с даты баланса, переводят в текущую.

Списание задолженности в учете

В бухгалтерском учете списание безнадежной кредиторской задолженности будет отражено по дебету счета, на котором учитывают задолженность, и кредиту субсчета 717 «Доход от списания кредиторской задолженности».

Суммы безнадежной дебиторской задолженности за товары, работы, услуги списывают за счет созданного ранее резерва сомнительных долгов. Если начисленного резерва не хватит, безнадежную дебиторскую задолженность списывают на прочие операционные расходы такой проводкой: дебет счета 944 «Сомнительные и безнадежные долги» с кредитом счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Внимание: списанную безнадежную дебиторскую задолженность отражают на забалансовом счете 071 «Списанная дебиторская задолженность» в течение не менее чем трех лет.

ПРИМЕР: Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами проводки ✅

Отражение в учете корректировки дебиторской и кредиторской задолженности

СКАЧАТЬ

Приложение 1

Пример оформления Акта сверки расчетов с дебиторами и кредиторами

Пример оформления Акта сверки расчетов с дебиторами и кредиторами

СКАЧАТЬ

Приложение 2

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами образец заполнения

Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами образец заполнения

СКАЧАТЬ

Приложение 3

Пример оформления справки к акту инвентаризации расчетов

Пример оформления справки к акту инвентаризации расчетов

СКАЧАТЬ

Приложение 4

Пример оформления протокола инвентаризационной комиссии

Пример оформления протокола инвентаризационной комиссии

СКАЧАТЬ

Приложение 5

Пример оформления Акта инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию

Пример оформления Акта инвентаризации дебиторской или кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию

СКАЧАТЬ


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді