Как Гоструда проводит проверки
О запрете плановых проверок Гоструда во время войны
Все меры по проверкам планового порядка были запрещены Постановлением Кабмина «О прекращении мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» от 13.03.2022 № 303.
Относительно внеплановых проверок, в т.ч. и от Гоструда, то запрет на них действовал до 19 июля 2022 года.
Відповідальність за помилки в обчисленні середньої зарплати
О возобновлении внеплановых проверок Гоструда во время войны
Выходит, что в начале военного положения проверок Гоструда, как плановых, так и внеплановых, не было. Однако возможность внеплановых уже возобновилась. Основанием стала ст. 16 Закона «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее – Закон № 2136), которая вступила в силу с 19 июля 2022 года. Речь там идет только о возобновлении внеплановых проверок как юридических лиц, так и ФЛП. Плановые проверки во время военного положения остаются и сейчас запрещенными.
При этом перечень поводов для внеплановых проверок ограничен. Есть разъяснение Минэкономики от 01.08.2022 года, в котором дан перечень оснований внеплановых проверок Гоструда во время военного положения, а именно:
- соблюдение требований Закона №2136;
- выявление неоформленных трудовых отношений;
- вопросы законности прекращения трудовых договоров.
Напоминаем, что в ходе внеплановой проверки могут проверяться только те направления, которые повлекли за собой такую проверку (ч. 1 ст. 6 Закона № 877).
Помилка в сумі зарплати призводить до сумних наслідків. Якщо виплатите занадто мало або невчасно — покарає трудова інспекція. Не сплатите із зарплати податків — претензії пред’явить податковий інспектор. Тримайте поради із розрахунку зарплати і зарплатного авансу, які враховують вимоги і трудового, і податкового законодавства на 100%
Общие правила проверок Гоструда 2024 и их правовая база
При этом есть еще одна особенность – проверки могут производиться только на основе Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V (по тексту – Закон № 877). Дело в том, что постановление Кабмина от 21.08.2019 № 823, которая утверждала Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок № 823) признан противоправным и недействительным решением Окружного суда г. Киева от 08.04.2021 № 640/17424/19. Дальше было еще решение Шестого апелляционного административного суда по делу № 640/17424/19. И окончательную точку по этому делу поставил ВС постановлением от 09.11.2022. Однако не все так просто с данной отменой – к работодателям некоторых отраслей отдельные его правила все же можно применить (каких именно – см. далее Почему Порядок № 823 признан судами недействительным).
Права проверяющих в Законе № 877 по сравнению с упомянутым Порядком более ограничены.
В Законе № 877 есть следующие правила, которые должны соблюдаться проверяющими:
- у проверяющих должно быть направление на проведение проверки. При этом его копию проверяющий еще должен отдать работодателю (ч. 3 ст. 6 Закона № 877). Кроме того, должно быть служебное удостоверение контролера (ч. 5 ст. 7 Закона № 877);
- проверяющий должен зарегистрироваться в специальном журнале регистрации мер надзора (контроля), который желательно иметь работодателю (ч. 12 ст. 4 Закона № 877);
- если контролер заявился на основании обращения физического лица, но не может показать согласование на проверку от центрального органа Гоструда, то он не имеет тогда права проверять, то есть ему можно отказать в проверке (ч. 1 ст. 10 Закона № 877);
- продолжительность внеплановой проверки (надзора) ограничивается сроком 10 рабочих дней, в отношении субъектов малого предпринимательства – срок еще меньше и составляет 2 рабочих дня (ч. 4 ст. 6 Закона № 877). Кто такие субъекты малого предпринимательства – можно найти в ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса.
О штрафах во время военного положения
Штрафы за нарушение трудового законодательства по ст. 265 КЗоТ во время военного положения не применяются (ч. 3 ст. 16 Закона № 2136). Условие – исполнение в полном объеме и в установленные сроки предписаний проверяющих об устранении выявленных нарушений.
Однако админштрафы, определенные ст. 41 КУоАП остаются. К ним относятся админштраф за:
- фактический допуск работника к работе без оформления с ним трудового договора – от 8500 до 17000 грн (ч. 3 ст. 41 КУоАП);
- другие нарушения трудового законодательства – от 510 грн. до 1700 грн. (ч. .1 ст. 41 КУоАП);
- штраф за недопущение инспекторов к осуществлению мер государственного надзора, который составляет 850-1700 грн (обновленная ст. 1886 КУоАП).
При обычных условиях, к военному положению, применялся, например штраф за неоформление трудовых отношений сейчас – с января 2024 года - 71 000 грн, с апреля 2024 года – 80 000 грн (за одного человека, а не общий). Еще был и штраф за недопуск и создание препятствий для проверки на основании – 3-кратный размер минимальной зарплаты (на время нарушения, ст. 265) КЗоТ). С января 2024 года – 21 300 грн, с апреля 2024 – 24 000 грн.
Якщо сплатите податок не на той рахунок, ДПС вже не штрафуватиме. Це справедливо, адже ви все одно поповнили бюджет держави. Але врегулювати напрям сплати податку маєте самотужки, подавши заяву до податкової
О планах проверок Гоструда на 2024 год
Каждый год в конце осени в Гоструда утверждали план проверок на следующий год. Так, Приказом Гоструда от 30.11.23 № 214 был утвержден Годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) Государственной службы Украины по вопросам труда на 2024 год.
В Годовой план проверок включили 19 359 хозсубъектов. Он содержит:
- наименование хозсубъекта;
- сферу госнадзора (контроля);
- степень риска (высокая, средняя);
- дату начала осуществления мероприятия;
- срок проведения проверки (5-10 дней).
Сейчас это лишь своего рода декларация намерений через военное положение, поскольку постановлением Кабмина от 13.03.2022 № 303 запрещено проводить плановые проверки. Вместе с тем, Кабмин может внести изменения в свое постановление или произойдет прекращение военного положения. В случае Гоструда возобновит плановые проверки согласно этому плану.
Почему Порядок № 823 признан судами недействительным
О Порядке № 823 обратить внимание следует на следующее:
- во-первых, упомянутыми выше судебными решениями признано противоправным и недействительным само постановление Кабмина, которое утверждало Порядок № 823, а не сами правила настоящего Порядка;
- во-вторых, причина таких судебных решений – Порядок № 823 опирается на некоторые международные конвенции, носящие отраслевой характер. Противоправность постановления Кабмина в том, что действие Порядка № 823 распространили на всех, то есть на все отрасли, не разграничив правила, действующие для одних и других отраслей;
- в-третьих, в нормативной базе Порядок № 823 значится все еще как действующий и Кабмин его не отменил, а значит, он может быть применен. И именно по тем областям, по которым действуют международные конвенции, на которые он опирается. В принципе, для применения данных конвенций и самого Порядка № 823 не требуется, так как имплементированные Украиной нормы международного права имеют высшее действие, чем нормы национального законодательства.
Упомянутыми отраслями являются промышленность, торговля и сельское хозяйство, так как по ним есть две отдельные международные конвенции:
- Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда по промышленности и торговле» 1947 года;
- Конвенция №129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» 1969 года.
Однако из-за того, что конвенций две, а не одна, здесь еще есть одна проблема Порядка № 823: он не разграничивает правила для промышленности, торговли и сельского хозяйства, по которым две разные конвенции (см. выше), а значит, и правила несколько разные. Следовательно, работодателям данных отраслей и Гоструда при проверке таких работодателей все равно следует руководствоваться вышеупомянутыми конвенциями в отдельности, а не Порядком № 823.
Выходит, что из-за юридической сомнительности Порядка № 823 работодателям отраслей промышленности, торговли и сельского хозяйства тоже можно в судебном порядке апеллировать к применению именно норм Закона № 877, если это необходимо. Гоструд должен доказать тогда правоту использования международных конвенций, если они будут на них ссылаться.
Основное, что определял Порядок № 823 – это правила так называемого инспекционного посещения – проверки без уведомления. В таких проверках у инспекторов Гоструда больше полномочий, чем проверяющие из других госорганов по Закону № 877.
Однако, обратите внимание на постановление ВС от 23.06.2023 по делу № 160/1649/22, где суд утвердил (пп.40-42), что Порядок № 823 утратил свою силу 14.09.2021 году. Поэтому к спорным правоотношениям следует применять Закон № 877.
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2025 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2025 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
Особенности трудовых проверок для ОМС
Еще в 2021 году были урегулированы полномочия органов местного самоуправления (ОМС) в сфере трудовых проверок. Источник перемен – Закон от 04.03.2021 № 1320-IX (далее – Закон № 1320). Он в частности внес изменения в Закона «Об органах местного самоуправления» от 21.05.1997 № 280/97-ВР (далее – Закон об ОМС). Следовательно, исполнительные службы ОМС:
- могут проводить только проверки соблюдения законодательства о труде и занятости на предприятиях, которые находятся в их ведомстве, а также на учреждениях/организациях коммунальной собственности соответствующих общин. Однако это не могут быть «проверки, относящиеся к мерам государственного надзора (контроля)» (Закон № 1320, обновленный абз. 2 ст. 17 Закона об ОМС). Выходит, что проводить выявление неоформленных трудовых отношений ОМС не могут – это полномочия исключительно Гоструда;
- могут выступать с инициативой проведения государственных проверок, если предприятия не находятся в коммунальной собственности, а также в отношении ФЛП, у которых есть наемные работники (ч. 3 ст. 18 Закона об ОМС);
- не могут составлять административные протоколы о нарушениях в сфере законодательства о труде и занятости. Это следует из того, что они не могут проводить «проверки, относящиеся к мерам государственного надзора (контроля)».
Внимание: исполнительные службы ОМС не могут проверять оформление трудовых отношений путём инспекционного посещения. Они могут лишь проинформировать об известных нарушениях Гоструда.
Документы по оформлению трудовых проверок
Среди документов, используемых в проверках Гоструда:
- служебное удостоверение инспектора Гоструда. Это приказ Минэкономики от 11.11.2020 № 2305 (Гоструда сейчас подчиняется именно Минэкономики);
- целый ряд документов, связанных с проверками. В частности, это Акт по результатам проведения государственного надзора (контроля) (форма 1), Акт об отказе от подписи (форма 2), Требование о предоставлении документов (форма 5), предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о труде (форма 8). Всего – 15 документов, которые можно найти в приказе Минэкономики от 27.10.2020 № 2161.
Акт по результатам проведения государственного надзора (контроля) по форме 1 универсален и касается как проверок оформления трудовых отношений, трудового законодательства, так и законодательства о занятости, в частности трудоустройство лиц с инвалидностью.
Скористайтеся готовими рішеннями, щоб обчислити кількість днів відпустки та середньоденну зарплату демобілізованим працівникам. Стаття допоможе розрахувати відпускні та лікарняні, якщо з 19.07.2022 мобілізовані не отримували середнього заробітку
О критериях отбора работодателей для инспекционных посещений
Во вне военное время отбор работодателей осуществляется для инспекционных посещений за признанным судами недействующим Порядком № 823 (см. выше) осуществлялся по принципам рискоориентированного подхода, внедренного еще с 01 июля 2021 года. За ним инспектирование Гоструда в тандеме с налоговой проводят среди работодателей, имеющих самый высокий риск использования незадекларированного труда. Информационные базы налоговиков позволяют Гоструду отобрать работодателей, имеющих высокий риск по следующим критериям:
Советы по поведению во время внеплановой проверки Гоструда
Напоследок несколько советов, если проверка застала врасплох:
- проверьте служебное удостоверение инспектора, в т.ч. и через сайт Гоструда;
- обязательно проследите, чтобы он зарегистрировался в Журнале;
- попробуйте сообщить работникам, что они не обязаны общаться с инспектором и отвечать на все его вопросы. Однако игнорировать тоже инспектора не следует;
- работник может отказаться от беседы наедине с инспектором и говорить только в присутствии свидетелей. Однако запретить работнику говорить наедине с инспектором нельзя;
- можно вести фото-, видеофиксацию. Вы можете записывать беседы инспектора на диктофон;
- не следует отвечать на вопросы, не связанные прямым образом с трудовыми отношениями, вопросами личного характера. Например, об автомобиле, покупке жилья, количестве детей, отдыхе за границей, любых личных расходах;
- позаботьтесь об отсутствии посторонних лиц во время проверки, например детей или друзей работников, их родственников. Ведь их «вдруг» могут отнести к неоформленным работникам.