⚡️ ЯК КНП СКЛАСТИ РОБОЧИЙ ПЛАН РАХУНКІВ: АЛГОРИТМ + ЗРАЗОК ⚡️
Причиной списания основных средств (ОС) могут быть:
- самостоятельное решение субъекта хозяйствования;
- уничтожение или разрушение основных средств вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Мы имеем дело с первым вариантом. Рассмотрим его подробнее.
Начислять ли НДС
Если устраните ОС по самостоятельному решению, такую ликвидацию рассматривают как снабжение (п. 189.9 Налогового кодекса Украины; НК). База начисления НДС — обычная цена основного средства, но не ниже его балансовой стоимости. Поэтому начислите и уплатите НДС. Примените ставку налога, по которой приобрели ОС.
Когда же ОС ликвидируют в связи с уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, НДС не будет. Такая операция – поставка, поэтому налоговые обязательства по НДС не начисляйте. Однако у вас должны быть документы, подтверждающие форс-мажор или кражу:
- сертификат от Торгово-промышленной палаты о факте обстоятельств непреодолимой силы;
- выписка из реестра о прекращении права собственности на основные средства через их полное уничтожение;
- акт о факте пожара от ГСЧС;
- извлечение с Единого реестра досудебных расследований о похищении основных средств и тому подобное.
Как документировать
В случае добровольной ликвидации ОС:
- привлеките постоянно действующую комиссию по приказу руководителя – ту самую, что принимает ОС в эксплуатацию;
- установите причины несоответствия ОС понятию актива;
- обоснуйте неэффективность ремонта или модернизации;
- зафиксируйте решение комиссии в Акте списания основных средств;
- добавьте к акту ликвидации инвентарную карточку основного средства.
Акт списания основных средств оформите в двух экземплярах по типовой форме ОС-3 или ОС-4 или собственной. Индивидуальная форма должна содержать все обязательные реквизиты. Один экземпляр оставьте в бухгалтерии, другой передайте материально ответственному лицу.
Издавать приказ о списании основных средств не нужно.
Как определить обычную цену
Привлеките оценщика или самостоятельно соберите информацию о продаже аналогичных объектов. Подойдут вырезки из газет, распечатки веб-страниц. Поэтому сравните обычную цену и остаточную стоимость ОС:
Обычная цена Обычная цена > Остаточная стоимость ОС Базой начисления НДС является обычная цена |
Как заполнить налоговую накладную
Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307, выделяет операции, по которым плательщики НДС составляют налоговые накладные, но покупателям их не выдают. Ликвидация ОС по самостоятельному решению – в их когорте.
Когда начислили налоговые обязательства в случае самостоятельной ликвидации ОС, составьте налоговую накладную. В графе «Не подлежит предоставлению получателю (покупателю) по причине» вверху слева сделайте пометку «X» и укажите тип причины «05».
В заглавной части в полях для наименования продавца и покупателя укажите свои данные — собственное наименование плательщика НДС. Налоговый номер в части продавца укажите свой, а в части покупателя — условный ИНН «400000000000». Табличную часть заполните в общем порядке.
НДС начислите проводкой: Д-т 976 «Списание необоротных активов» — К-т 641«Счета по налогам». В декларации по НДС начислены налоговые обязательства отразите в строке 1. Обязательно зарегистрируйте налоговую накладную в ЕРНН.