Оплата труда в условиях воздушных тревог и отключения света

RU UA
Автор
консультант з обліку та оподаткування, м. Київ
Способы оформления периода работы работников в экстренных условиях. Три варианта оплаты периода, когда работники не работают во время воздушной тревоги. Оформление, оплата и табелирование простоя персонала во время форс-мажоров

К сожалению, сейчас все чаще приходится работать в экстремальных условиях. Регулярно раздается воздушная тревога и бывает, что на длительный промежуток времени экстренно выключают электроэнергию: чтобы не произошло полного обесточивания региона, операторы системы распределения проводят экстренные аварийные отключения электричества по указаниям Укрэнерго.

Форс-мажор? Возможно, это уже слишком частая ситуация. Но это украинцев не пугает. Разве что возникает вопрос, как оплачивать период времени, когда работники не работают или работают (это уже ответственность работодателя!) во время воздушной тревоги или экстренного отключения электроэнергии. О таких ситуациях и поговорим в консультации.

Как оформить период работы в экстренных условиях

Сначала определим основные базовые сценарии поведения работников в указанных форс-мажорных обстоятельствах.

Воздушная тревога

Во время воздушной тревоги работники могут:

  • спрятаться в укрытие или более безопасное место, чем то, где их застал сигнал тревоги. Здесь есть варианты оплаты — о них читайте в разделе «Какой вариант оплаты предпочесть»;
  • остаться на рабочем месте и продолжать работу. Такую работу оплачивайте в обычном порядке.

Отключение света

Во время централизованного экстренного отключения электричества работники тоже могут оставаться на рабочем месте и продолжать работу. Конечно, если это возможно, учитывая промежуток времени, на который выключают свет, и специфику работы работника. Скажем, на первый взгляд, кассир в супермаркете без электроэнергии работать не может. Но некоторые торговые сети имеют генераторы, поэтому при централизованном выключении электроэнергии будут оформлять расчеты. В таком случае простоя в работе кассиров из-за отключения света не будет, так что оплачивайте работу стандартно. Но у остального персонала супермаркета вполне может быть простой.

В часы, когда нет света, работники могут приостанавливать работу, например, когда его выключили утром или в обед. Или могут завершить рабочую смену, если свет выключен, например, во второй половине дня или ближе к завершению рабочей смены. Грубо говоря, собирать вещи и идти домой с концами или вернуться, когда дадут свет. Здесь есть два пути оформления.

1. Простой — учитывайте, как часто и как надолго отключают электричество в конкретном регионе или населенном пункте. Например, в Киеве «веерные» экстренные отключения могут быть дважды в день, по 4—6 часов каждое.

2. Не простой — если свет выключают не надолго, простоя оформлять не стоит. Руководствуйтесь другими вариантами оплаты — о них в разделе «Какой вариант оплаты предпочесть».

Когда оформлять простой во время воздушной тревоги

Какой вариант оплаты предпочесть

Когда работники не работают во время воздушной тревоги, у работодателя есть три варианта оплаты такого периода.

Полная оплата Частичная оплата Без оплаты

Как оплачивать простой

Порядок № 100 применяют только в ограниченных случаях. Время пребывания работника в укрытии на период воздушной тревоги в этих случаях не фигурирует.

Но работник имеет право отказаться от порученной работы, когда образовалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья или для окружающих его людей (ч. 2, 3 ст. 6 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 № 2694-XII). Если такая ситуация возникла не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок. Это, по сути, соответствует содержанию подпункта «л» пункта 1 Порядка № 100.

Остальные случаи простоя не по вине работника оплачивайте в размере двух третей должностного оклада/тарифной ставки (ч. 1 ст. 113 КЗоТ). Это обязательный минимум (ст. 12 Закона об оплате труда). В то же время в колдоговоре или другом нормативном акте работодателя оплату простоя можете предусмотреть в более высоком размере или вообще в полном (ст. 15 Закона об оплате труда; письмо Минтруда от 23.10.2007 № 257/06/187-07). То есть и здесь — решать работодателю.

Выходит, что оплата времени простоя, когда работник находился в укрытии, по среднему заработку по Порядку № 100 является альтернативой оплате по двум третям тарифной ставки/должностного оклада. То есть простой его оплачивают либо в размере двух третей, либо по среднему заработку.

Свой выбор зафиксируйте в приказе/распоряжении о простое. Формулировать текст советуем подробно и понятно, чтобы при проверке контролеры не имели возможности по-разному читать и трактовать эти нормы.

Среди прочего в приказе укажите:

  • причину простоя;
  • объем простоя: полный частичный — подразделение, отдел, магазин и т.п.;
  • категории работников, подпадающих под действие простоя. Ведь некоторые категории работников могут продолжать работать и в отсутствие электричества, например, днем при наличии достаточного естественного освещения или вечером, когда предприятие имеет генератор соответствующей мощности. Таким работникам устанавливать простой не нужно;
  • необходимость присутствия или отсутствия работников при простое на рабочих местах. К примеру, можете конкретизировать: если свет отключили за час до конца рабочей смены, работников можно отпустить домой. А если отключение произошло внутри рабочего дня, присутствие работников на рабочих местах обязательно. Могут быть и другие сценарии. Также на период отключения света можно установить альтернативные варианты организации рабочего процесса: внеплановая уборка помещения; ремонт оборудования; если это возможно — направление простаивающих работников на работу в другие подразделения и т.д.

При отключении электричества и во время воздушной тревоги время простоя измеряют в часах. Поэтому при сдельной и почасовой оплате труда расчет оплаты времени простоя нужно производить исходя из часовой тарифной ставки. При поденной или месячной оплате труда — исходя из зарплаты в час. Чтобы ее вычислить, дневную тарифную ставку/оклад делите на количество часов работы за день/месяц, установленное согласно графику работы.

В Табеле время простоя обозначайте буквой «П» или цифрой «23». Когда речь идет о частичном/почасовом простое, часы работы и часы простоя целесообразно указывать через косвенную «/».

Если из-за того, что во время воздушной тревоги предприятие прекращает работу, срываются производственные или торговые планы, привлекайте работников:

  • к работе в выходной день с компенсацией, предусмотренной в статье 72 КЗоТ;
  • сверхурочных работ по основаниям статьи 62 КЗоТ, с оплатой в соответствии со статьей 106 КЗоТ.

В период действия военного положения нормы частей 3-5 статьи 67, а также статей 71, 73, 78-1 КЗоТ не применяют (ч. 6 ст. 6 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» № 15.03.2022 № 2136-IX).

Часы работы в выходные и праздничные дни табелируйте пометкой «РВ» или кодом «06», сверхурочные часы работы — «НУ» или кодом «05».


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді