Сезонное техобслуживание автомобиля

RU UA
Автор
керівник консультаційної групи Експертус Головбух
Учет технического обслуживания автомобиля: все аспекты оприходования и учета раскроем в статье на примерах.

Найкращий помічник для вас: система «Експертус Головбух»

Начнем с замены шин на автомобиле. Прежде чем установить сезонные шины, их, конечно, сначала нужно купить. Поэтому выясним, на котором счета учитывать приобретенные шины.

Оприходование шин

Для учета шин используют субсчет 207 «Запасные части». Это четко определено в Инструкции о применение Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.1999 № 291.

Однако если шины уже были установлены на авто, а их стоимость включено к первоначальной стоимости автомобиля, их учитывают в составе основных средств, а именно на субсчете 105 «Транспортные средства».

На каждую приобретенную шину заводят Карточку учета пробега (наработки) пневматического шины (далее — карточка учета). Ее форму приведены в приложении 5 до Эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса от 20.05.2006 № 488 (далее — Нормы № 488).

Во время приобретение шины в карточке учета отмечают:

  • наименование предприятия, его местонахождение;
  • технические характеристики и дату изготовления шины;
  • марку и модель автомобиля, на котором установлен шину.

Дату изготовления шины замаркировано на ее боковине числом из четырех цифр: первые две — обозначение порядкового номера текущей недели года изготовления; последние две — обозначение двух последних цифр года изготовления шины.

Бухгалтерский учет замены шин

С целью бухгалтерского учета важно выяснить, считать сезонную замену шин улучшением, текущим ремонтом (техническим обслуживанием) основного средства. Подсказку можно найти в пункте 3.19 Положение про техническое обслуживание и ремонт дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.1998 № 102 (далее — Положение № 102). В нем сказано, что операции замены на транспортных средствах шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, технического перевооружения и других видов их улучшения.

Итак, сезонная замена шин есть техническим обслуживанием автомобиля, поскольку такую замену осуществляют для поддержания автомобиля в рабочем состоянии без прироста первоначально определенной суммы будущих экономических выгод. Соответственно, стоимость шин включают в состав расходов на основании пункта 15 НП(С)БУ 7 «Основные средства». В зависимости от направления использования автомобиля такие расходы нужно показать на счету 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт» или субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Бухгалтерский учет списания шин

Списывают стоимость новых шин на один из расходных счетов во время установки шин на автомобиль. И хотя они исчезнут с баланса предприятия, предприятие будет продолжать вести их количественный учет. В Таблице данных учета пробега (наработки) пневматического шины карточки учета заполняют графы 2, 3, 7 и 10. Далее во время эксплуатации водитель должен фиксировать месячный пробег в графе 5 и общий пробег с начала эксплуатации в графе 6.

Во время сезонного «переобувания» снятый комплект шин в учет не восстанавливают. Предприятие продолжает вести количественный учет снятых шин.

Отметим, что стоимость шин можно списывать и пропорционально пробегу. Возможность применения такого метода следует из пункта 8 НП(С)БУ 16 «Расходы».

Применяя такой метод, пользуются нормой среднего ресурса шин с Норм № 488.

Рассмотрим Пример:

Отражения в учете замены летних шин на зимние и списание их стоимости пропорционально пробегу по сезон

СКАЧАТЬ ПРИМЕР ⤵️

Отражения в учете замены летних шин на зимние и списание их стоимости пропорционально пробегу по сезон

Бухгалтерский учет замены аккумуляторов

Аккумуляторы сезонной замене не подлежат. Их заменяют за достижения нормы среднего ресурса. Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержден приказом Минтранса от 20.05.2006 № 489.

Бухгалтерский учет аккумуляторов от момента приобретения до момента списание (включая период, когда они находятся в эксплуатации) также ведут на субсчете 207 «Запасные части». Для учета аккумуляторов на хранении и в обороте открывают отдельные счета четвертого порядка, например: «Аккумуляторы на хранении», «Аккумуляторы в обращении» и тому подобное. Как и в случае с шинами, стоимость аккумуляторов списывают на расходы в момент установки на автомобиль.

Аналитический учет аккумуляторов ведут в Карточке учета наработки и отслеживание обращения АБ. Форму такой карты приведены в приложении 12 до Правил эксплуатация аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса от 02.07.2008 № 795 (далее — Правила № 795).

Для установки на автомобиль аккумулятор отпускают только в обмен на снятый и при наличии акта, что подтверждает негодность снятого аккумулятора к дальнейшей эксплуатации.

Когда на склад возвращают аккумулятор, который в дальнейшем может быть реализован или использован для эксплуатации автомобиля, его оприходуют по чистой стоимости реализации или в оценке его возможного использования (пп. 2.12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2).

Бухгалтерский учет замены масла

Статьей 36 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 № 3353-XII установлено, что владельцы транспортных средств или лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и полное проведения работ по их техническому обслуживанию и ремонту в связи с нормативами, установленными производителями соответствующих транспортных средств.

Подготовка транспортного средства к использованию в зимних условиях относится к сезонному техническому обслуживанию и является обязанностью предприятия. Примерный перечень операций сезонного технического обслуживания приведены в приложении В Положение № 102, где указано также работы по замене масел.

Приведем Примеры.

Отражения в учете замены масла на легковом автомобиле на СТО

СКАЧАТЬ ПРИМЕР ⤵️

Отражения в учете замены масла на легковом автомобиле на СТО

Отражения в учете операций по списанию и передачи в утилизацию отработанных масел

СКАЧАТЬ ПРИМЕР ⤵️

Отражения в учете операций по списанию и передачи в утилизацию отработанных масел

Внимание: статьей 82 Кодекса об административных правонарушениях определено, что за нарушение требований по обращению с отходами к должностным лицам, гражданам-субъектам предпринимательской деятельности применяется штраф в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 грн. до 1700 грн.)

Списание и утилизация шин и аккумуляторов

За достижения фактического пробега, который соответствует установленным (откорректированным) нормам, автомобильную пневматическую шину списывают (п. 7.1 Норм № 488).

Однако если автомобильные шины износились раньше, чем использован их ресурс, их можно списать на основании акта о списании автомобильных шин. Если соблюден пробег (наработка) или перепробег в соответствии с нормой (временной нормой) среднего ресурса шины или шина естественно изношена до предельной высоты рисунка протектора, при которой возможно ее экономически целесообразное восстановление допустимыми методами, - оформленная карточка является актом списания:

  • изношенной шины;
  • шины, не прошедшей нормативного пробега;
  • шины через производственные дефекты.

Внимание: если планируют продажу шин, ранее списанных с баланса, то предприятие должно восстановить их в учете, начислив доход

После списания изношенных шин предприятие может их продать как вторичное сырье. Изношенные шины приходуются по цене возможной реализации, отражая проводкой: дебет субсчета 209 «Прочие материалы» с кредитом субсчета 719 «Другие доходы от операционной деятельности».

Для соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды необходимо передать списанные шины специализированному предприятию, которое имеет лицензию на такой вид деятельности. К тому же рекомендуем заключить договор с таким предприятием об утилизации шин и оформить их передачу актом приема-передачи. При таких условиях возникают расходы предприятия на услуги по утилизации.

Внимание: стоимость аккумулятора, установленного на авто, списывается на расходы отчетного периода

Списанные аккумуляторы также подлежат утилизации. Процедуру утилизации определен в разделе IX Правил № 795. Для этого руководитель предприятия (организации) распорядительным документом назначает ответственного за утилизацию аккумуляторов, который ведет журнал учета и обращения отработанных аккумуляторов. Ответственное лицо ведет журнал учета и обращения отработанных аккумуляторов (его форма приведена в приложении 14 к Правилам № 795), обеспечивает их учет, ежемесячно информирует руководителя про накопленные объемы отработанных аккумуляторов, своевременно сдает аккумуляторы на специализированное предприятие по утилизации, контролирует возврат специализированной тары, учитывает и хранит документы, подтверждающие факт сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию.

Передать аккумуляторы на утилизацию надо не позднее трех месяцев после списания (п. 9.9 раздела ІХ Правил № 795). Для наглядности приведем Пример.

Отражение в учете замены и списания аккумулятора

СКАЧАТЬ ПРИМЕР ⤵️

Отражение в учете замены и списания аккумулятора

Отработанные масла утилизируют в соответствии с Порядком сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживанию отработанных смазок (масел), утвержденным постановлением КМУ от 17.12.2012 № 1221 (далее — Порядок № 1221).

Порядком № 1221 предусмотрено, что субъект хозяйствования, в результате деятельности которого образовались отработанные масла:

  • отражает в документах первичного учета данные по приобретению масел, а также данные по дальнейшему обращению с отработанными смазками;
  • обеспечивает раздельную сборку отработанных смазок.

Для всех субъектов хозяйствования — потребителей смазок (масел) норму сбора и утилизации отработанных смазок (масел) на 2015-2019 годы установлен на уровне 40% общего объема масел (масел), что они используют (п. 9 Порядка № 1221).

Отработанные масла (оливы) от субъектов хозяйствования принимают партиями в соответствии с определенными законодательством требованиями и оформляют актом приема согласно приложению 3 к Порядку № 1221. Его составляют в двух экземплярах. Один экземпляр акта предоставляют субъекту хозяйствования, что сдает указанные отходы, второй остается у субъекта хозяйствования, который их принимает (п. 13 Порядка № 1221).

Обращаем также внимание, что согласно статье 82 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение требований по обращению с отходами должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности применяют штраф в размере от 50 до 100 нмдг (от 850 до 1700 грн.).


Бухгалтерський вебінар

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді