Должностная инструкция бухгалтера 2025

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Организация бухгалтерского учета на предприятии предполагает не только решение вопросов учетной политики, но, в первую очередь, кадровой политики. Кто будет вести учет? Однако, отобрать наемных работников мало - необходимо еще и правильно их документально оформить. Одним из обязательных документов является должностная инструкция бухгалтера, должностная инструкция главного бухгалтера. Каким должно быть их содержание, их обязательность и ответственность — об этом в консультации

Должностная инструкция бухгалтера на предприятии

Должностная инструкция — это документ на предприятии, регулирующий функциональные обязанности и права работников, требования к их образованию и квалификации на должностях, которые существуют в штатном расписании.

Инструкция направлена ​​именно на должность, а не под определенного конкретного работника, то есть существует безлично. Должностными инструкциями можно навести порядок в вопросе, кто и за что отвечает в бухгалтерии. Это позволяет руководству:

  • оказывать моральное давление на работников, которые не спешат выполнять свои трудовые обязанности;
  • применять меры дисциплинарного наказания (выговор, увольнение) за невыполнение должностных обязанностей;
  • аргументировать несоответствие работника занятой должности;
  • выяснить превышение полномочий.

Національна сертифікація бухгалтерів — 2025

Однако, кроме некоего «кнута», должностная инструкция бухгалтера выполняет еще и функции «пряника» для работающих бухгалтеров, поскольку позволяет:

  • четко понимать правила игры и круг своих должностных обязанностей;
  • аргументировать несоответствие поставленной задачи обязанностям работника по должности .

В последнем случае возможны и конфликтные ситуации, но должностная инструкция становится аргументом, когда руководство отдает распоряжения, которые не соответствуют должностным инструкциям работника. Очевидно, что бухгалтер не должен физически разгружать товар или носить мебель на 3-й этаж предприятия. К сожалению, у некоторых руководителей и такое бывает. Аргумент «это не соответствует моей должностной инструкции», хотя и конфликтный, но весомый.

Внимание: должностная инструкция — это одновременно инструмент дисциплинарного воздействия на работника и его защиты.

Ответственность за отсутствие должностной инструкции бухгалтера

Юридическая, практическая необходимость продуманной и правильно разработанной должностной инструкции якобы стала понятной. А что если ее нет? Вообще.

В своих консультациях Минсоцполитики и ГНС неоднократно подчеркивали, что отсутствие должностной инструкции может расцениваться как нарушение законодательства о труде. Каждый работник должен быть ознакомлен со своими трудовыми обязанностями под расписку и именно должностная инструкция бухгалтера позволяет это сделать быстро и правильно задокументировать это («С должностной инструкцией ознакомлен, дата, подпись» — надпись осуществляется на приказе о приеме на работу). Получается, что если нет должностной инструкции — не было и ознакомления с должностными обязанностями или было, но неполное (потом может быть «а мне этого не говорили»).

Внимание: отсутствие должностной инструкции — это нарушение трудового законодательства.

Правда до некоторых работников, например, директора, могут быть применены другие документы, где определены его обязанности. Это может быть и устав. Также независимо от должностных инструкций по ч. 8 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV (далееЗакон о бухучете) ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухучета, за недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы.

Что значит отсутствие должностной и нарушение трудового законодательства? Это штраф по ст. 265 КЗоТ — «нарушение других требований трудового законодательства» — 1 минимальная зарплата (с аперля 2024 года — 8000 грн). При этом его можно наложить за каждую недостающую должностную инструкцию по должностям штатного расписания.

Должностная инструкция у ФЛП

Должностные инструкции бухгалтеров должны быть не только на предприятиях, но и у физических лиц — предпринимателей, если они имеют наемных работников и оформляют именно трудовые отношения с бухгалтером, а не предоставление услуг по договору гражданско-правового характера. Почему? Гоструда разъясняло неоднократно, что ФЛП должны иметь правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание и издавать приказы по кадровым вопросам. Независимо от того, предприятие это или ФЛП, работодатель должен разъяснить работнику его права и обязанности (ч. 1 ст. 29 КЗоТ). Именно эту норму и можно трактовать как обязательность наличия должностных инструкций для наемных предпринимателем работников.

Внимание: ФЛП – не исключение – тоже должен иметь должностные инструкции для своих работников, и не только бухгалтеров.

На основании чего составляется должностная инструкция бухгалтера

Итак, должностная инструкция необходима. Но на основании чего ее правильно составить? Для этого понадобятся два документа:

Для составления должностных инструкций бухгалтеров также рекомендуем заглянуть в часть 7 статьи 8 Закона о бухучете, где определяются обязанности главного бухгалтера.

Кроме вышеназванных нормативных документов, к ним могут понадобиться правила внутреннего трудового распорядка, устав или иные внутренние документы предприятия, если в них где-то указываются определенные обязанности, которые должен выполнять бухгалтер или другой работник.

Разрабатывать должностные инструкции должен руководитель предприятия с привлечением руководителя кадровой службы, а также руководителей соответствующих подразделений, например, главного бухгалтера.

Должностная инструкция бухгалтера: структура

Структуру должностных инструкций разрабатывать не нужно — все давно уже есть в типовых должностных инструкциях и разъяснениях Минсоцполитики. Ниже в таблице приведена типовая структура инструкции и наполнение этих структурных элементов.

ТИПОВАЯ СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

Название элемента должностной инструкции

Наполнение

1

Общие положения

Здесь должна содержаться основная информация о должности и наименование подразделения, общими словами очерчена сфера деятельности работника, должны быть указаны порядок назначения и освобождения от должности, кому он подчинен.

Должность должна быть сформулирована так, как в Классификаторе профессий.

Также можно назвать внутренние документы предприятия по функционированию данного подразделения (например, положение о бухгалтерии, если оно существует и т.п.)

2

Задания и обязанности

Надо указать предмет, содержание и перечень определенных видов работ, в которых заключается выполнение трудовых функций работником.

Можно воспользоваться как вспомогательным Справочником характеристик.

Там есть требования, например, к бухгалтеру (с дипломом специалиста). Их же можно применить и к бухгалтеру (с дипломом магистра), так как уровень высшего образования «специалист» уже отменен

3

Права

Перечисляются полномочия, которые имеет работник для выполнения возложенных обязанностей в п. 2 должностной инструкции. Что касается бухгалтеров, здесь могут указываться права подписания документов (каких именно), какую информацию они имеют право требовать

4

Ответственность

Указывается, какие виды ответственности распространяются по данной должности. Также может указываться, каким образом оценивается качество выполненной работы

5

Должен знать

Отмечаем, что должен знать работник на данной должности. Здесь могут быть перечислены основные нормативные акты (в том числе внутренние), которыми работник должен руководствоваться в своей работе (понятно, что для бухгалтера всего не перечислишь, поэтому можно ограничиться общими словами относительно законодательства Украины и воспоминаниями о внутренних документах, касающихся работы, например приказа об учетной политике предприятия).

Как подсказкой при разработке этого раздела можно руководствоваться упомянутым Справочником характеристик

6

Квалификационные требования

Указываем требования касательно уровня образования работника, его знаний, умений, опыта работы

7

Взаимоотношения (связи) по должности

Здесь можно указать, кому в работе подчиняется по должности данный работник и кто подчиняется ему. Могут указываться сроки получения и предоставления информации по запросам работника

Для справки: в Классификаторе профессий главный бухгалтер — это код 1231, главный кассир — код 1231, бухгалтер (с дипломом специалиста) — 2411.2. Взаимосвязь должна быть со штатным расписанием и записями в трудовой книжке.

Должностная инструкция главного бухгалтера: в чем особенности

Если на предприятии есть как главный бухгалтер, так и бухгалтер (бухгалтеры), то ключевым отличием в их должностных инструкциях должно быть учитывание в отношении главного бухгалтера требований ч. 7 ст. 8 Закона о бухучете, в частности того, что главный бухгалтер:

  • осуществляет управляющую роль в разработке и сохранении единых принципов и подходов к бухучету, составление и представление в установленные сроки финотчетности. Советуем добавить сюда и налоговую отчетность, хотя Закон о бухучете на это не указывает, но именно подпись главного бухгалтера есть на декларациях;
  • осуществляет контрольные функции;
  • участвует в оформлении недостатков.

Также еще одним моментом касательно должностной инструкции главного бухгалтера является его образование. В Справочнике профессий содержатся следующие требования:

  • полное высшее образование соответствующего направления подготовки, диплом магистра, специалиста (Справочник не имеет требования, чтобы это был только диплом по учету и аудиту, учету и налогообложению);
  • стаж 2 года (магистр), 3 года (специалист). Никакого уравнение магистров и специалистов данный справочник не содержит, хотя законодательство об образовании уже изменилось.

Требования можно найти и для должностей бухгалтеров (там бухгалтеры поделены даже на 2 категории). Однако, данный Справочник профессий носит рекомендательный характер для коммерческих предприятий, и конечно, никто не запрещает откорректировать данные требования.

Главный бухгалтер у акционерных компаний, банков, страховщиков

В отношении главного бухгалтера компаний, представляющих общественный интерес (например, публичные акционерные общества, страховые компании, банки) ч. 7 ст. 8 Закона о бухучете содержатся конкретные требования, которые уже не обойти:

  • полное высшее экономическое образование;
  • стаж работы в сфере финансов, бухучета и налогообложения — 3 года;
  • отсутствие судимости за преступления в сфере хозяйственной деятельности.

Должностная инструкция создана: что дальше

Должностную инструкцию надо распечатать после создания в 2-х экземплярах — один должен храниться в отделе кадров, а второй — у руководителя соответствующего структурного подразделения, например, главного бухгалтера. Работнику под подпись выдается копия. Слова о том, что работник ознакомился с должностной инструкцией можно добавить непосредственно в приказ о приеме его на работу, с которым под роспись знакомится работник.

Пример должностной инструкции главного бухгалтера

На основании данных рекомендаций приводим образец должностной инструкции главного бухгалтера, которую можно скачать ниже. По аналогии составляется и должностная инструкция бухгалтера.

Должностная инструкция бухгалтера ПРИМЕР

СКАЧАТЬ ПРИМЕР ⏩



зміст


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді