Как пРРОсто работает программный РРО: о E-receipt, Е-чек и аналогичные решения

RU UA
Внедрение программных РРО и электронных чеков уже не за горами – что известно сегодня о них, каковы их преимущества, можно пользоваться одновременно и программными и обычными кассовыми аппаратами. Какие решения предлагает ГНС и сторонние разработчики программного обеспечения.

Когда можно будет использовать программные РРО

Была дата 19 апреля 2020 года. Однако, все изменилось через карантин и принят под него Закон “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и других законов Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)” от 17.03.2020 г № 533.

СКАЧАТИ ПАМ’ЯТКУ: АЛГОРИТМ ДІЙ, ЩОБ ЗАСТОСУВАТИ ПРРО

На сегодняшний день сроки внедрения следующие:

  • с 1 августа 2020 года можно будет пользоваться программными РРО;
  • с 1 января 2021 года обязательным становится применение программных или аппаратных РРО единоналожниками 2-4 группы определенных видов деятельности, например, Интернет-торговля и ресторанный бизнес;
  • с 1 апреля 2021 года – уже все единоналожники 2-4 группы должны применять программные или аппаратные РРО.

Можно ли будет использовать одновременно и программный, и аппаратный РРО

Да. В утвержденном приказом Минфина от 23.06.2020 г. № 317 Порядке регистрации, ведения реестра и применения программных регистраторов расчетных операций (далее – Порядок № 317) предусмотрена ситуация, когда субъект хозяйствования может использовать вместо неработающего пРРО резервный обычный РРО. Однако, для этого при регистрации пРРО он должен указать в заявлении по форме 1-ПРРО, что им при выходе из строя пРРО применяется такой резервный кассовый аппарат (есть соответствующая отметка).

Единоналожники должны использовать только программные РРО

Нет. У них будет выбор, как и у других субъектов хозяйствования, – программный или обычный (аппаратный) РРО.

Использование программных РРО – подготовительные действия

Сначала вспомните, вы регистрировали вашу хозяйственную единицу (магазин, торговую точку и т. п) как объект налогообложения в ГНС. Если нет, подайте сообщение о ней по форме 20-ОПП.

Также, если у вас еще нет электронной подписи, то его надо получить. Если у вас есть электронная подпись физического лица, то он для этих целей не подходит. Нужно получать электронную подпись на себя, как предпринимателя или как на работника предприятия (юридического лица). Необходима так называемая квалифицированная электронная подпись – КЭП (флешку-носитель этого электронного ключа иногда называют “токен”). Их выдают соответствующие аккредитованные сервисные центры, например, при ГНС и Приватбанка.

Следующим шагом надо определиться с тем, на каком именно устройстве вы будете использовать программный РРО (пРРО), так как он не что иное, как компьютерная программа и без определенного “железа” не заработает. Варианты могут быть следующие:

  • ноутбук / компьютер (по-видимому, изначально только на Windows);
  • планшет/смартфон (бесплатное программное обеспечение РРО в случае записи на тестирование доступно на сайте, что поддерживает ГНС, – пРРОсто).

Это вопрос важный, так как программное обеспечение отличается для этих двух вариантов. Кроме того, при избрании второго варианта программ будет два вида в зависимости от операционной системы:

  • на Android;
  • на iOS (для iPhone).

В общем доступе на Google Play и Apple Store эти программы будут доступны с 1 августа 2020 года. Какое будет название этих продуктов-то ли пРРОсто (pRROsto), то ли название, которое использовалось еще в пилотных проектах 2019 года – Е-Чек – узнаем ближе к упомянутой дате.

Также будет программа для обычных покупателей – название Е-Касса, хотя она до выхода может и измениться. С помощью нее покупатель сможет загружать фискальные чеки с сайта ГНС.

Кроме них будут доступны и пРРО сторонних программных разработчиков. Однако, они уже будут либо не бесплатны, либо с ограниченными (демонстрационными) возможностями (см. ниже).

Использование программных РРО – как это выглядит?

Подробные инструкции ГНС по поводу программных РРО еще не обнародованы, поэтому и информация, поэтому будем опираться на ту информацию, которая известна из тестирований данной системы, которое осуществляется еще с 2018 года. Для работы с программным РРО нужно будет выполнить примерно следующие действия:

1. Перейти в электронный кабинет к такому разделу как "Программный РРО (тестовая версия)" Есть еще одно название – E-Receipt. Здесь с помощью существующего интерфейса надо добавить кассу и кассира:

Регистрация кассы

Регистрация кассы

Регистрация кассира

Регистрация кассира

2. Скачать избранное программное обеспечение и установить его. Ввести пароль квалифицированного электронной подписи. Выбрать хозяйственную единицу (кассу, точку продажи), если их несколько. Предварительно они должны быть введены в Электронном кабинете (см. выше).

Авторизация

3. Сформировать справочник номенклатуры товаров – все товары будут избираться из него. Чтобы не вводить вручную, надо будет воспользоваться:

  • добавлением новых товарных позиций путем сканирования их штрих-кодов (такая возможность имеется в тестируемом программном обеспечении);
  • функцией импорта (загрузки) из уже существующей базы, например, Excel.

Последний вариант самый лучший. Однако, будет ли данная функция корректно работать в бесплатном обеспечении ГНС – узнаем с запуском системы. Сторонние разработчики предлагают интеграцию с наиболее популярными базами, в т. ч. и 1С.

Меню ввода товара

Меню ввода товара

4. В выбранной кассе открываем изменение соответствующей командой в меню – “Открыть смену”. Меню работы традиционное для кассовых аппаратов:

  • “Возврат товара”;
  • “Служебное внесение” – отражаются суммы занесенной в кассу наличных денег;
  • “Служебная выдача” – снятие наличных с кассы;
  • “Закрыть изменения” – формирование Z-отчета. ГНС обещает, что даже если данной командой не воспользоваться, то Z-отчет будет сформирован все равно – автоматически;
  • “Журнал” – в нем можно будет увидеть все операции и фискальные чеки.
Основные операции пРРООсновные операции пРРООсновные операции пРРО

Основные операции пРРО

5. Для оформления продажи товара/услуги формируем новый чек – соответствующая команда “Новый чек”. Это можно сделать через наименование / код товара. Для ускорения процесса можно также воспользоваться функцией сканера штрих-кодов. Указываем количество такого товара. Чтобы добавить следующий товар нажимаем кнопку “плюс” (в других версиях – “добавить”).

Ввод продаваемого товара в пРРОВвод продаваемого товара в пРРО

Ввод продаваемого товара в пРРО

6. После выполнения всех необходимых действий, описанных выше, указываем способ оплаты – наличные/банковская карта.


Как покупатель получит фискальный чек по программному РРО

Предполагается, что покупатель сможет воспользоваться двумя способами:

  • увидеть фискальный чек на дисплее, а также QR-код. Последний он может считать на свой смартфон/планшет и с помощью специального программного обеспечения Е-Чек скачать себе на телефон фискальный чек с сайта ГНС;
  • получить фискальный чек на электронный адрес (емейл), по вайберу и тому подобное.

Ожидается, что будут и другие современные средства передачи, например, бесконтактный способ на основе технологии NFC, которая используется в частности для с помощью смартфона через банковские терминалы в магазинах.

Фискальный чек на экране пРРОФискальный чек на экране пРРО

Фискальный чек на экране пРРО

Нужен ли принтер в случае использования программного РРО

Как обязателен не нужен. Однако, существует проблема отпуска товаров/услуг людям, которые не пользуются современными гаджетами и электронной почте. Порядок № 317 не предусматривает обязательной печати чека. За ним электронный фискальный чек может быть не только в бумажной, но и в электронной форме, а электронный вид может быть в виде QR-кода. Также электронный фискальный чек может быть также отправлен на электронную почту покупателя. Ситуация отсутствия у покупателя средств считывания (смартфона, компьютера, электронного адреса) не рассматривается вообще.

Также на вопрос, можно ли не выдавать бумажный расчетный документ при применении электронного ГНС ответили в индивидуальной налоговой консультации от 31.01.2020 г. № 420/6/99-00-05-04-01-06/ИНК, что подтверждением совершенной операции является создание расчетного документа в бумажной и/или электронной форме.

Конечно, если продавец обзаведется портативным принтером для печати таких чеков для покупателей, не имеющих современных гаджетов-лишним это не будет.

Сторонние разработчики программных РРО

Такие есть. Назовем некоторых из них:

    Преимущества программных РРО

    Приводим основные преимущества пРРО в сравнение с обычными кассовыми аппаратами:

    • возможно, пРРО будет дешевле и проще, чем обычный кассовый аппарат, когда все протестируется на практике и наладится;
    • не надо заботиться о печати Z-отчетов – система сформирует все сама автоматически;
    • можно работать 36 часов офлайн, то есть без интернет-связи с сервером ГНС (но не более 168 ч в месяц). Программный РРО работает в это время на резерве ранее загруженных фискальных чеков;
    • вообще не нужны КУРО и расчетные книжки. Даже при отключении электроэнергии устройство может работать от батареи, а про формировать чеки в режиме офлайн, то есть без Интернет-связи;
    • можно создавать автоматизированные комплексы, например, продажа кофе в автоматах и т. п., когда будет формироваться автоматически фискальный чек.

    Недостатки программных РРО

    Система еще не начала работать, поэтому говорить о каких-то недостатках еще рано. Единственное, что уже можно ожидать:

    • это может быть не так уж дешево. Пользование усовершенствованным и функциональным программным обеспечением сторонних производителей, которое интегрируется с современными бухгалтерскими программами, будет стоить ежемесячной абонплаты. В дешевых вариантах также будет ограничен функционал, например, отсутствие возможности работы офлайн, ограничение суммы операции, функций импорта / экспорта и т. д;
    • гаджеты тоже надо время от времени обновлять, менять батареи, заряжать, ремонтировать, они могут и разбиться. Если предприниматель имеет несколько торговых точек, то такие расходы будут только увеличиваться;
    • могут существовать покупатели, которые будут требовать бумажный чек. Этот вопрос не только фискальный, но и взаимоотношений с клиентом;
    • технология новая, и как она будет работать еще неизвестно.


    Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"


    Бухгалтерський вебінар

    Останні новини

    Усі новини

    Гарячі запитання

    Усі питання і відповіді