Подсказки для бухгалтера, как оставаться востребованным во время кризиса

RU UA
Автор
бізнес-психолог, фінансовий директор, головбух, Київ
Бухгалтер — одна из профессий, которые требуют постоянного повышения квалификации, вложения денег и времени в свое обучение, чтобы быть в курсе изменений в законодательстве и не допускать ошибок. Каждый руководитель хочет иметь у себя на предприятии квалифицированного главбуха. Ведь ему доверяет финансовые дела компании. Тем более в кризис, когда нужно искать пути оптимизации. Чего ждет бизнес от бухгалтера, какие услуги готов оплачивать? Об этом рассказывает бизнес-психолог и одновременно финансовый директор. Поэтому ловите несколько советов от психолога, которые помогут оставаться востребованным в любое время

Найкращий помічник для вас: система «Експертус Головбух»

Уточните, что нужно вашему руководителю от бухгалтера

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

Понятно, что каждый руководитель ждет от бухгалтера выполнения повседневных задач: провести документы, подготовить бухотчетность, оплатить счета и тому подобное. Но всегда есть и вполне конкретная цель, связанная с бизнесом, на достижение которой может повлиять и бухгалтерия. Поговорите с руководителем, чтобы выяснить эту цель.

Например, у руководителя есть план по чистой прибыли – 20%. На эту величину напрямую влияет в т. ч. и сумма налогов. Если главбух подскажет, как снизить налоговую нагрузку или хотя бы найдет грамотного специалиста по этому вопросу, то получит не только бесценный опыт, но и уважение руководителя.

 

Вкладывайтесь в обучение

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

Несмотря на занятость раз в неделю выделяйте время, чтобы почитать профессиональные издания. Дополнительно выбирайте две-три рассылки, которым Вы доверяете и, что самое важное, готовы читать регулярно. Не стесняйтесь учиться, это действенный способ быстро повысить свои компетенции и возрасти в глазах начальства.

 

Систематизируйте свою работу

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

План, актуальные должностные инструкции, регламенты, проверка по контрольным точкам, умение распределять свое время и время подчиненных — все это помогает навести порядок в отделе, избежать авралов. Причем не только главбуху, но и подчиненным. Это позволит выполнять работу быстрее, минимизировать количество ошибок, равномерно распределять нагрузку и освободить время для дальнейшего развития и повышения квалификации.

Прокачивайте не только профессиональные, но и неспециализированные навыки

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

Профессиональный главный бухгалтер — не всегда профессиональный руководитель. Знание Налогового кодекса и бухгалтерского учета не помогает управлять работниками.

Часть главных бухгалтеров стремится работать наедине, чтобы как можно меньше времени тратить на подчиненных. Считаю, что это неправильно. Такой подход существенно ограничивает главбуха в карьерном и финансовом росте, а также желании решать сложные и интересные задачи. Некому делегировать рутинную работу, а в конце концов непривычные задачи, требующие креативного подхода. Приходится оставлять на работе поздно вечером, когда тихо и никто не отвлекает. В таком режиме долго работать не получится.

Чтобы этого не случилось, советую обратить внимание на так называемые мягкие навыки: тайм-менеджмент, лидерство, ответственность, ведение переговоров, работа в команде, обучение других, решение конфликтных ситуаций, управление отношениями и тому подобное. Добавьте к плану своего развития обучение необходимым навыкам: два-три часа в неделю или 20-30 минут в день. Если эти задачи не внести в план, обучение будет идти по остаточному принципу-когда будет время. А его, вероятнее всего, не будет. Одновременно с обучением лучше взять первого помощника, чтобы сразу внедрять новые знания и инструменты в работу.

Говорите с директором на одном языке

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

Руководитель обычно мало разбирается в бухгалтерии. У него есть конкретные требования и ожидания от главного бухгалтера. А еще он общается с директорами других компаний, которые делятся своим опытом: «А вот у меня бухгалтер сделала так, что в этом квартале мы заплатили вдвое меньше налогов», «А мы работаем без кассы, и пока проблем не было», «То зачем нужно столько документов, у нас все проще». А потом эти советы передаются главбуху с посылом: "а мы почему так не делаем?»

Важно быть готовым аргументированно и понятно, «не бухгалтерским» языком объяснить, почему так делать нельзя. Помните: когда директор задает такие вопросы – это не претензия, а желание разобраться. Главному бухгалтеру важно научиться брать паузу, если проблему необходимо изучить. И не начинайте ответ со слов: «Нет, нельзя». Почему? Об этом расскажу далее.

Помните: нельзя показывать руководителю, что его идея нелепая. Не отказывайте сразу, ведь он может воспринять это негативно. Старайтесь начинать ответ с позитивного утверждения.

Учитесь отказывать без «нет» и «но»

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

Когда главный бухгалтер слышит очередную «гениальную» идею или вопрос, на который уже неоднократно отвечал отрицательно, важно не начинать ответ с фразы: «Нет, так нельзя делать» или «Попробовать, конечно, можно, но..."Директор и другие коллеги могут воспринять это негативно. Они решат, что главбух лишь отвергает все предложения, а сам ничего не предлагает. Поэтому начинайте ответ с положительного утверждения. Слово «но» заменяйте на «и». Примеры – дальше.

Повысьте свою ценность для компании

Как главбуху оставаться востребованным в кризис: советы психолога

На период кризиса за те же деньги старайтесь давать больше. Это не значит, что нужно перейти в режим «тыжебухгалтер» и работать круглосуточно. Важно включиться в жизнь компании, быть в курсе планов бизнеса, инициировать изменения, которые помогают бизнесу экономить на налогах, получать субсидии и сохранять спокойствие. Будьте поддержкой для директора, чтобы он понимал, что по крайней мере в бухгалтерии все в порядке и все спокойно.

Этот шаг можно реализовать, в т. ч. с помощью инструментов из предыдущих пунктов. В любом случае главное — это ваше искреннее желание помочь и преодолеть кризис вместе с компанией, в которой вы работаете.

Совет. Как в разговоре «но» заменить на «и»

«Спасибо, интересное предложение. Давайте я изучу подробнее позицию налоговой по этому вопросу и завтра до 14:00 вернусь с ответом. Хорошо?»

«Да, ваш знакомый директор поступает смело, работая без кассового аппарата. Предполагаю, что он может быть не в курсе, что за работу без РРО предусмотрены штрафы. Сегодня до 18:00 проверю этот вопрос и пришлю вам подробное письмо со всей информацией на электронный адрес. Подходит такой вариант?»

«Конечно, я слышала ваше предложение, и мы его несколько раз обсуждали. В законодательстве здесь, к сожалению, ничего не изменилось. Риски остались те же — штраф на миллион гривен. Как только будут какие-то изменения, с радостью воспользуемся этим вариантом. Взяла это себе на контроль. Удобно, если я направлю письмо-ответ на этот вопрос, чтобы на ближайшее время считать его закрытым?»



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді