Контрагенты с рф, рб и связанные с ними лица: ограничения, запреты, риски хоздеятельности и другого сотрудничества
- Каких лиц считают связанными с рф
- Каких лиц считают связанными с рб
- Какие ограничения и запреты сотрудничества с контрагентами по рф и рб
- Принудительное изъятие имущества рф и его резидентов
- Риски сотрудничества с российскими контрагентами и юрлицами Украины, связанными с агрессором
- Как проверить, кто конечный бенефициар
- Особенности ограничений и запретов по контрагентам с рб
Які перевірки відновили з 2 червня та як тепер штрафуватимуть
Каких лиц считают связанными с рф
Критерии, по которым устанавливается связанность лица с россией, таковы:
- физлицо-гражданин рф (исключение―те, кто проживает в Украине, имея на это законные основания);
- юрлицо рф, то есть такие, которые созданы по законодательству рф, например предприятия из страны-агрессора;
- юрлицо Украины, но ее конечным бенефициаром, собственником, членом (акционером) является лицо с рф (физлицо, юрлицо, государство ― рф), имеющую долю в уставном капитале в размере 10% и больше.
Таким образом, под понятие связанного лица с государством-агрессором, то есть россией, могут попасть разные контрагенты, с которыми проводились или еще и сейчас, возможно, проводятся хозяйственные операции, например купля-продажа товаров, аренда помещений, предоставление определенных услуг.
Относительно доли 10% – обратите внимание, что речь идет не только о прямом владении. Имеется в виду и конечный владелец, который может владеть этими 10% из-за других промежуточных юрлиц. Однако если доля в украинском юрлице российского гражданина или юрлица составляет менее 10%, то сотрудничать с такими украинскими предприятиями можно. Хотя и в этом случае лучше еще раз просмотреть требования Постановления № 187 и состав собственников и конечных бенефициаров такого украинского юрлица, чтобы не иметь проблем.
Вышеприведенные критерии связанности взяты из п. 1 Постановления № 187 (перечень нормативных документов ― см. далее). Там же приведены некоторые исключения, в частности, передача акций такого юрлица в управление Украины (см. п. 1 Постановления № 187).
Внимание: 10% и более уставного капитала у российского гражданина или юрлица – это критерий связанности лица с рф.
- ПДВ-новації: відновлення реєстрації ПН, формування податкового кредиту й уточнення зобов’язань
- Не виплатили зарплату через війну: чим це загрожує
- Як змінилися трудові відносини в умовах війни
- Які перевірки відновили і як тепер штрафуватимуть
- На час війни свята скасували: як це вплине на відпустки та лікарняні
Каких лиц считают связанными с рб
Определение лиц, связанных с рб, существующее законодательство Украины не дает. Причина в том, что на законодательном уровне рб не признали как государство-агрессор. Поэтому под понятие лица, связанного с государством-агрессором, попадают только лица, связанные с россией. Однако отдельные ограничения и запреты на операции с белорусскими резидентами в валютной сфере и расчетах существуют.
Какие ограничения и запреты сотрудничества с контрагентами по рф и рб
Основные ограничения и запреты в отношениях с лицами, связанными с рф и рб, мы привели в таблице ниже.
ЗАПРЕЩЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПО РАБОТЕ С РОССИЙСКИМИ И БЕЛОРУССКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ | ||||
№ | Вид запрета или ограничения | Страна связанности контрагента | Документ | |
россия | беларусь | |||
Запреты по операциям с имуществом | ||||
1 | Отчуждение или передача в залог недвижимого имущества, ценных бумаг, корпоративных прав, транспортных средств, воздушных и морских судов связанными лицами | × |
| Постановление №187 |
Запреты по нотариальным действиям | ||||
2 | Нотариальное удостоверение сделок по запрещенным операциям связанных лиц | × |
| Постановление №187 |
3 | Остановка нотариальных действий, которые были предприняты по обращению связанных лиц – до вступления в силу закона об урегулировании отношений с участием таких лиц | × |
| Постановление №164 |
Запреты в сфере ВЭД | ||||
4 | Запрет импорта товаров из страны | × |
| Постановление №426 |
Запреты в сфере валютных операций по рф и рб | ||||
5 | Остановка расходных операций банками по счетам резидентов и юрлиц, конечными бенефициарами которых являются резиденты этих стран | × | × | Постановление №18 |
6 | Запрет осуществления валютных операций с использованием российских рублей и белорусских рублей | × | × | |
7 | Запрет осуществления валютных операций участниками которых являются юрлица/физлица, имеющие свое местонахождение (зарегистрированные/проживающие) в таких странах | × | × | |
8 | Запрет осуществления валютных операций по выполнению обязательств* перед юрлицами/физлицами, имеющими свое местонахождение (зарегистрированные/проживающие) в таких странах | × | × | |
9 | Запрет зачисления средств на счета клиентов физлиц по переводам, инициированным с использованием ЭПЗ**, эмитированных участниками международных платежных систем, осуществляющих свою деятельность на территории таких стран | × | × | |
10 | Запрет принимать в Украине ЭПЗ** (включая переводы, расчеты и выдачу наличных), которые эмитированы участниками международных платежных систем, осуществляющих свою деятельность на территории таких стран | × | × | |
* например, уплата средств за товар, услугу, за проделанную работу. Это значит, что запрет не только на выплату средств таковой связан с рф или рб связанному лицу, но и получение таких средств от таких лиц; ** электронное платежное средство, например международная платежная карта. Исключение составляет переводы средств на счета ВСУ, социальные выплаты |
Вышеперечисленные ограничения и запреты установлены нормативными документами, перечень которых приведен ниже.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, УСТАНОВЛЯЮЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С ЛИЦАМИ, СВЯЗАННЫМИ С РОССИЕЙ И БЕЛАРУСЬЮ | ||
№ | Нормативный документ | Сокращенное название |
1 | Постановление Кабмина «Об обеспечении защиты национальных интересов по грядущим искам государства Украины в связи с военной агрессией Российской Федерации» от 03.03.2022 № 187 | Постановление №187 |
2 | Постановление Кабмина «Некоторые вопросы нотариата в условиях военного положения» от 28.02.2022 № 164 | Постановление №164 |
3 | Постановление Кабмина «О применении запрета на ввоз товаров из Российской Федерации» от 09.04.2022 № 426 | Постановление №426 |
4 | Постановление правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения» от 24.02.2022 № 18 | Постановление №18 |
- Бухгалтерія в умовах воєнного стану. Спробувати безплатно ⏩
- Професійна сертифікація бухгалтерів — 2022. Спробувати безплатно ⏩
- Професійна сертифікація головбуха медичного КНП — 2022. Спробувати безплатно ⏩
- ПДВ: поглиблена програма. Спробувати безплатно ⏩
- Застосування РРО: зміни, помилки, штрафи. Спробувати безплатно ⏩
- Зарплата: розрахунки, звітність, перевірки. Спробувати безплатно ⏩
- ФОП на єдиному податку. Спробувати безплатно ⏩
- Практикум з податкового захисту. Спробувати безплатно ⏩
Принудительное изъятие имущества рф и его резидентов
Кроме приведенных запретов и ограничений, есть еще угроза принудительного изъятия имущества россии, а также ее резидентов. Основой здесь является Закон «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и его резидентов» от 03.03.2022 № 2116 (далее — Закон № 2116). Понятие резидента для таких целей иное, чем связанное лицо. Так к резидентам относятся юрлица, осуществляющие деятельность на территории Украины и у которых учредителями (прямо или косвенно) являются:
- рф;
- юрлица, учредителями или конечным бенефициаром являются рф;
- в которых рф имеет долю в уставном капитале.
Для принудительного изъятия требуется решение СНБО Украины.
В перспективе к резидентам еще могут добавиться физлица — граждане рф (уже приняли и направили на подпись Законопроект № 7169, это Закон от 01.04.2022 № 2176, на момент написания этого материала еще не вступил в силу). Кроме того, к связанным с рф настоящим Законом приравнивают тех, кто:
- публично отрицает вооруженную агрессию рф;
- не прекратили или не остановили осуществление хозяйственной деятельности на территории россии в период действия военного положения.
Изыматься может как недвижимое, так и движимое имущество, а также денежные средства в банках, ценные бумаги, корпоративные права.
Риски сотрудничества с российскими контрагентами и юрлицами Украины, связанными с агрессором
Последствиями этих всех запретов и ограничений могут быть:
- ничтожность сделки (пп. «1» п. 2 Постановления № 187). Для этого даже не нужно решение суда. А тогда последствия могут наступить довольно интересные, особенно в налоговом отношении, например, полученная уплата за отгруженный товар будет считаться безвозвратной финансовой помощью, так как операции передачи товара, считается, не было;
- возможные санкционные запреты, в том числе международные, постоянно меняющиеся и расширяющиеся. Среди таких запретов — ввоз издательской продукции из россии. Поэтому конкретный вид деятельности с российскими контрагентами может просто находиться под запретом;
- налоговые последствия ― они могут стать возможными, если примут Законопроект №7232. За ним должны создать реестр предприятий, деятельность которых на 23 февраля 2022 года была связана с рф, которые имели среди собственников (участников) резидентов россии. В него предлагают включить участников интернациональных групп компаний, в которых хотя бы один из лиц получает доходы из россии. К таким субъектам предлагают установить коэффициент 1,5 к ставке налога с прибыли налога на имущество, рентной платы;
- уголовная ответственность (ч. 4 ст. 1111 УКУ). Так, наказывают «ведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором…», срок от 3 до 5 лет. Однако следует признать, что указанная норма достаточно нечеткая и что такое взаимодействие с государством-агрессором УКУ не определяет. Однако чисто по лексическому толкованию такой нормы суд может признать и поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ в пользу рф или контролируемых рф предприятий;
- ликвидация юрлица и конфискация имущества. При производстве хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором возможно также ликвидация юрлица (ст. 969 УКУ) и конфискация имущества при такой ликвидации (ст. 968 УКУ). Данные нормы УКУ связаны с упомянутой ст. 1111 УКУ.
Кроме вышеупомянутых последствий есть еще одно — имиджевое. Моральная сторона хозяйственной деятельности со страной, которая в период войны прибегла к прямой агрессии или помогла ей – это вопрос, который нужно задавать при наличии или планировании таких отношений. Такое имиджевое последствие касается и хозяйственной деятельности с белорусскими контрагентами.
Обратите внимание, что взаимодействие и хозяйственная операция со сторонами, связанными с россией, могут и неосознанно. Риск есть в самой проверке на конечном бенефициаре, достоверности информации о нем.
Как проверить, кто конечный бенефициар
Проверить можно через ЕГР – там должна быть информация о конечных бенефициарах, так как в регистрационной форме юрлица указываются данные о них.
Однако следует учитывать, что в ЕГР может оказаться не вся или ложная информация. И вдруг может оказаться, что конечный бенефициар из ЕГР ― компания на Кипре ― контролируется юрлицом из россии. Риск в этом. А это может угрожать последствиями для украинского субъекта хозяйствования, например, признание такого соглашения недействительным, конфискацией имущества, с которым проводилась хозяйственная операция.
Если есть сомнения по поводу конечного бенефициара контрагента и хочется снять с себя ответственность, то можно прибегнуть к следующему шагу: попросить такую сторону предоставить письмо-сообщение (гарантийное письмо и т.п.) о том, что предприятие «подтверждает отсутствие в своей корпоративной структуре конечных бенефициарных собственников, имеющих отношение к рф и/или рб». Форма такого письма произвольна.
Особенности ограничений и запретов по контрагентам с рб
Относительно рб, как мы уже отмечали ранее, его не считают государством-агрессором, поэтому ограничения и запреты по нему существуют только в сфере валютных операций (см. таблицу в начале статьи). Например, это запрет на осуществление валютных операций с использованием белорусских рублей, белорусских платежных карт. Получается, что по ограничению, хотя и не столь жесткие, но заключив прямой договор с контрагентом из беларуси, будет трудно по нему рассчитаться – прямые расчеты не возможны. Кроме того, есть и международные запреты по SWIFT-платежам, Western Union и т.д. Разве что между определенными посредниками, но это увеличивает стоимость таких сделок.
Внимание: если есть планы найти способ обхода запретов и ограничений по рф и рб – подумайте об имиджевой и моральной стороне этого вопроса в условиях военного положения.
Также возможно, значит, и хозяйственная деятельность с украинскими юрлицами, которые имеют белорусских участников в уставном капитале и/или белорусских конечных бенефициаров. Запретов по этому поводу нет, так как Постановление № 187 касается только таких из рф.
Однако во всех хозяйственных операциях с лицами, связанными с рб, даже если такие операции возможны и есть способы обхода запретов и ограничений, вопрос следует ставить о репутационных последствиях.