- Инкотермс — что это?
- Зачем нужны Инкотермс
- Инкотермс: ответственность и обязательства
- Инкотермс: некоторые предостережения относительно существующих правил
- Инкотермс: шкала ответственности
- Инкотермс 2010 и виды транспорта
- Инкотермс и пункты доставки
- Инкотермс: 11 базовых условий поставки товара
- Распространенные ошибки при использовании Инкотермс
- Инкотермс: лучшее условие поставки
- Инкотермс 2010: что из них бухгалтеру?
Инкотермс — что это?
Инкотермс — это дословная калька аббревиатуры с английского языка: Incoterms = International Commercial terms (в переводе значит — Международные торговые термины). Еще их называют базовые условия поставки.
Данные сроки связаны с торговыми контрактами (не только внешнеэкономическими) и используются во всем мире. Впервые Инкотермс были представлены аж в далеком 1936 году Международной торговой палатой (International chamber of Commerce (ICC)). Одна из функций данной организации — Международный арбитражный суд. Именно по его опыту и появились эти загадочные базовые условия поставок.
Внимание! Инкотермс 2010 — это международные базовые условия поставки
Конечно, Инкотермс с тех пор несколько раз пересматривались. Последними являются Инкотермс 2010. От прошлого Инкотермс 2000 в частности отличаются сокращением базовых условиях поставки с 13 до 11. Сегодня уже готовятся к выходу Инкотермс 2020, которые следует ожидать в последнем квартале 2019 года, что уже скоро. Но пока они не приняты, то рассмотрим Инкотермс именно версии 2010 года.
Зачем нужны Инкотермс
То зачем нужны Инкотермс? Это далеко не прихоть международных организаций все стандартизировать. Наоборот, объективная потребность контрагентов по урегулированию судебных споров по международным поставкам вызвала потребность использовать опыт международного арбитража и урегулировать базовую потребность продавца и покупателя: разграничить, кто и за что отвечает и с какого момента. Кто? За что? С какого момента? Видимо, это и есть ключевые вопросы, которые проходят через все 11 загадочных английских буквосочетаний.
Внимание! Инкотермс — это готовые шаблоны распределения ответственности и обязательств между покупателем и продавцом
В чем суть международных споров? Груз (товар) при международных поставках путешествует несколько дней пока достигнет пункта назначения. Несмотря на то, что доставка в наши дни более безопасная и свободная от случайностей, чем это было еще в ХХ веке, но все равно — много грузов до сих пор не достигают их места назначения или достигают в поврежденном состоянии. Когда такая ситуация случается, то надо выяснить, кто отвечает за утраченный груз. По данной причине очень важным является для продавца и покупателя предварительно определить ответственность и обязательства по транспортировке товаров. Инкотермс выступают как один из возможных путей распределения ответственности и обязательств между двумя сторонами. Это не единственный вариант, — можно все развернуть в контракте. Но этот вариант самый удобный. Ведь зачем изобретать велосипед, если уже существуют юридически продуманные и детализированные 11 готовых шаблонов для решения проблемы, которые понятны всем юристам и логистам, которые имеют дело с международными перевозками? И не только международными, но и внутренними.
Инкотермс: ответственность и обязательства
Инкотермс как распределение ответственности и обязательств — дают ответы на следующие 4 вопроса:
1. Каково место доставки? Инкотермс определяют место (пункт) назначения о доставке товаров от продавца к покупателю. Доставка в понимании Инкотермс — это «передача риска и ответственности». Ничего не напоминает? Да, это напоминает критерии признания дохода в стандартах бухгалтерского учета, в частности нашему П(С)БУ 15 «Доход». Таким образом, Инкотермс определяют точку смены «одних рук в другие», то есть точку передачи риска от продавца к покупателю. Это место доставки, что может отличаться от места назначения. Если товар направляется из Праги до Киева, то место назначения — Киев, но место доставки может быть, например, место передачи товара международному перевозчику на территории Чехии.Внимание! Место доставки и место назначения являются различными понятиями. В Инкотермс место доставки (point of delivery) — это место передачи рисков и ответственности. Место назначения (point of destination) — это конечное географическое место, куда перевозится товар.
2. Чьими являются затраты на доставку? Инкотермс определяют, какая сторона оплачивает расходы на транспортировку. Может быть больше, чем один вид транспортировки, вид транспорта, поэтому Инкотермс определяют, кто оплачивает каждый из этапов доставки, кто оплачивает основную перевозку. Морских перевозок, то определяется также сторона, которая играет роль грузоотправителя.
3. Кто отвечает за улаживание экспортно-импортных формальностей? Инкотермс определяют, какая из сторон устраивает оформление экспортно-импортных процедур, связанных, например, с таможней, то есть пошлину, уплата налогов, портовых сборов, оплата услуг брокеров и тому подобное.
4. Чьими являются расходы на страхование? Инкотермс определяют, кто несет затраты на страхование рисков, связанных с доставкой товара.
Инкотермс: некоторые предостережения относительно существующих правил
При применении Инкотермс следует учитывать 2 момента:
- организация (оплата) доставки товара не означает, что сторона, которая организует (оплачивает) доставку, является и ответственной за доставку стороной. Организация доставки и ответственность за доставку — это не одно и то же. Продавец по определенным условиям Инкотермс может передать товар, передать все риски по нему покупателю, а сам выступать в роли только грузоотправителя без каких-либо риска для себя;
- организация страхования не означает, что риск полностью принадлежит стороне, которая организовывает страхование. В нескольких условиях Инкотермс продавец организует (оплачивает) страхования для покрытия рисков покупателя. Но следует понимать, что в этих ситуациях продавец только отвечает за покрытие минимальных рисков. Большего Инкотермс не требуют. Покупатель должен доплатить за дополнительное страхование, если необходимо застраховать дополнительный риск, если он имеет такое желание/потребность.
Внимание! Организуемая (оплачивающая) доставка (страховку) и сторона, отвечающая за доставку (риски) в некоторых Инкотермс не совпадают
► податкова звітність новоствореного підприємства ► декларація про валютні цінності ► звіт про контрольовані операції ► статистична звітність ► фінансова звітність ► бухоблік валютної виручки ► відповідальність
Инкотермс: шкала ответственности
Сегодня существуют 11 базовых условий Инкотермс, определенных Международной торговой палатой. Эти 11 условий Инкотермс основываются на согласовании перечня обязанностей (границ ответственности) продавца и перечня обязанностей (границ ответственности) покупателя, разграничение их между покупателем и продавцом. Например, такое условие Инкотермс как EXW полностью передает обязанности / ответственность к покупателю. Аналогично, такое условие как DDP полностью передает обязанности / ответственность к продавцу и является полной противоположностью EXW. Можно сказать, что остальные 9 базовых условий поставки Инкотермс находятся где-то между этими двумя крайними — EXW и DDP — и является определенным распределением обязанностей/ответственности между сторонами.
Внимание! 11 базовых условий доставки Инкотермс — это шкала между двумя крайними точками EXW (полная ответственность покупателя) и DDP (полная ответственность продавца)
Прежде чем осмотреть все 11 языков Инкотермс, которые и так можно найти где угодно в Интернете, сначала для более глубокого их понимания сгруппируем их по признаку вида транспорта в отношении которых они могут быть применены и местами (пунктами) доставки. Это надо, так как не в каждой ситуации может быть применена любая из условий Инкотермс — часть из них просто невозможны.
Инкотермс 2010 и виды транспорта
Первая группа включает в себя 7 условий Инкотермс, которые могут быть применены к любому виду транспорта. Они могут быть применены даже в отношении морского транспорта. К таким условиям относятся EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP и DDP.
Инкотермс (Incoterms) | ||
на основе вида транспорта | ||
Транспорт всех видов | Морской/другой водный транспорт | |
EXW (Ex Works) | DAT (Delivered at Terminal) | FAS (Free Alongside) |
CIP (Carriage & Insurance Paid to) | FCA (Free Carrier) | FOB (Free On-board) |
CPT (Carriage Paid to) | DAP (Delivered at Place) | CFR (Cost & Freight) |
DDP (Delivered Duty Paid) | CIF (Cost Insurance & Freight ) |
Вторая группа включает 4 условия, которые могут быть применены исключительно в отношении морского транспорта или на внутренних водных сообщениях (например, речного транспорта). Это так, потому что в этих условиях поставки пункт доставки и место назначения являются морские порты. К этим условиям относятся FAS, FOB, CFR и CIF.
В приведенной таблице сознательно оставляем англоязычные расшифровки аббревиатур, так как они корректно и понятнее передают данные сокращения. Если есть трудности с английским, то в таблице с полным перечнем условий поставки можно воспользоваться украиноязычными аналогами.
Инкотермс и пункты доставки
Все 11 базовых условий Инкотермс также могут быть сгруппированы в 4 категории, которые основываются на определении пункта доставки. Место (пункт) доставки и место (пункт) назначения, напоминаем, отличаются. Доставка — это тот пункт, с которого уже продавец не несет риски за товар.
Данную классификацию можно видеть по первым буквам аббревиатуры Инкотермс. Так, в группе «E» (EXW) место доставки находится на территории продавца. В группе «F» (FOB, FAS & FCA) место доставки продавцом находится перед главным перевозчиком или непосредственно на нем, при этом дальнейшее перевозки основного груза не оплачивается продавцом. В группе «C» (CFR, CIF, CPT & CIP) доставка осуществляется непосредственно к самому главному перевозчику или и далее и оплачивается продавцом. В конечной группе «D» (DAP, DAT & DDP) пункт доставки является конечным местом назначения.
Инкотермс (Incoterms) | |
разделение на основе вида транспорта | |
Группа | Пункт назначения |
E | Отправка из страны происхождения. Обязанности переходят к покупателю непосредственно с момента отправки и в месте отправки товара. |
F | Поставка к главному перевозчику, перевозчик продавцом не оплачивается. |
C | Главный перевозчик оплачен продавцом. Обязанности/риски передаются в момент поступления груза в терминал прибытия. |
D | До прибытия к основному месту назначения. Это полноценная доставка, когда переход обязанностей происходит в момент принятия товара покупателем. |
Теперь после того, как были выяснены общие вопросы, рассмотрим каждую из базовых условий поставки Инкотермс отдельно.
► чк податківці штрафуватимуть у 2020 році за несвоєчасну реєстрацію ПН ► на що чекати платникам податку на прибуток ► які зміни для ФОПів запрацюють із 01.01.2020, а які — з 01.01.2021 ► з якими зарплатними показниками працюватимемо з 01.01.2020 ► чи бути об’єднаній звітності з ПДФО та ЄСВ ► чи з’являться електронні листки непрацездатності ▲КІЛЬКІСТЬ МІСЦЬ ОБМЕЖЕНА▲
Инкотермс: 11 базовых условий поставки товара
В таблице ниже приведены основные характеристики Инкотермс.
Чтобы не запутаться в этих всех условиях детализировано, кто за что отвечает при каждой из условий поставки Инкотермс, приведены в специальной таблице-шпаргалке — Правила работы с иностранцами (Инкотермс), которую вы можете скачать с сайта.
Распространенные ошибки при использовании Инкотермс
Среди распространенных ошибок по использованию базовых условий поставки Инкотермс можно выделить:
- не указывать точное место назначения. Условия Инкотермс требуют указания точного места. Например, не просто «Одесса», а «Одесса, причал № 15»;
- использование условия поставки DDP без выяснения имеет ли продавец достаточные знания и опыт местных таможенных правил, чтобы уладить формальности по импорту в стране покупателя;
- использование условий поставки EXW без выяснения, покупатель имеет достаточные знания и опыт местных таможенных правил, чтобы уладить формальности с экспорта в стране продавца;
- использование группы «морских или водных» Инкотермс к товарам в контейнерах. Вышеупомянутые 4 Инкотермс, которые используются для морских перевозок, не предназначенные для перевозки товаров в контейнерах. Они предназначены только для насыпных грузов и товаров не в контейнерах. Использование этих Инкотермс в отношении товаров в контейнерах может наложить на экспортера чрезмерный риск так как его товары должны ждать несколько дней перед отправкой.
Инкотермс: лучшее условие поставки
В целом нет идеальных, наилучших условий поставки Инкотермс. Каждая из них целесообразна при определенных условиях:
- CFR-CIF — данные условия позволяют продавцу контролировать международные расходы на доставку до места назначения и оптимизировать их, так как перевозчика оплачивает именно продавец. Также они по ответственности меньше, чем условия группы «D»
- DDP-DAP — здесь еще больший контроль над расходами на доставку, что позволяет продавцу быть более конкурентным и, возможно, предложить более лучшие условия (сервис, цена) доставки до покупателя. Однако, здесь нужно быть осторожным в развивающихся странах, где могут быть транспортные проблемы, опоздания и как следствие дополнительные расходы;
- FOB — позволяют установить более низкую цену на товар, что может быть эффективным при наличии покупателей, у которых есть налаженные каналы поставки, и которые ищут не сервис по доставке, а именно низкую цену;
- EXW — меньше хлопот продавцу, так как нужно лишь подготовить товар для отгрузки. Однако, на практике такое условие поставки часто является сомнительной, так как продавцу все равно приходится координировать нагрузку. Кроме того, данное условие поставки звучит как минимум сервиса для клиента. Для импортера такое условие опять же является удобным, если в него полностью налажен транспортный канал поставки, например, используется собственный транспорт. Это позволяет получить наименьшую цену на товар.
Если есть определенные сомнения, какой Инкотермс выбрать, рекомендуем заглянуть в уже упомянутую нашу шпаргалку.
Инкотермс 2010: что из них бухгалтеру?
Инкотермс для бухгалтера решает только один вопрос: когда признать доход от продажи.
Доход в бухгалтерском учете по П(С)БУ 15 привязан к передаче рисков, например, при использовании условия CIF доход надо признавать на дату пересечения груза перил корабля, а не по дате фактической отгрузки или фактической доставки до места назначения. Это и будет доход экспортера. Такая же мысль в ГФС: письмо ГФС от 11.07.2017 г. № 1095/ШПК/10/04-36-12-01-16.
Внимание! Инкотермс не влияют на дату признания НДС, но влияют на дату признания дохода в бухучете
Что касается НДС, то здесь уже для ГФС Инкотермс не имеют никакого значения. За письмом ГФС от 03.11.2017 г. № 2509/6/99-99-15-03-02-15/ИПК датой отгрузки товара считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика или непосредственно покупателю, или перевозчику, который будет осуществлять доставку до покупателя. Эта дата должна быть в документах на перевозку.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"