Электронное декларирование 2024

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Электронное декларирование – это сообщение о доходах, наличном имуществе, которое подают чиновники и приравненные к ним лица с целью предотвращения коррупции и обогащения за счет государства и граждан. Что сейчас с электронным декларированием, какие были последние изменения в электронном декларировании, какие сведения вносить в антикоррупционную декларацию и инструкции по ее заполнению – в обзоре

Электронное декларирование: основа

Основой электронного декларирования является статья 46 Закона «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII (далееЗакон № 1700) определяющий содержание электронной декларации. Такой декларации можно найти в открытом доступе в Едином государственном реестре деклараций, который ведет Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАЗК).

Обратите внимание, что электронная декларация не освобождает от подачи налоговой декларации об имущественном положении и доходах, если есть основания для представления таковой. Это совершенно разные декларации, с разной целью и «принимающей» стороной. Электронную декларацию принимает НАЗК, а декларацию об имущественном положении и доходах – ГНС. Электронная декларация публичная, а данные из налоговой декларации имеет только ГНС.

Кто должен подавать электронные декларации

Те лица, которым нужно подавать электронную декларацию, – субъекты декларирования – определены в частности в п. 1, пп.«а», пп. «в»-«г» п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700. В частности, к ним относятся:

  • народные депутаты Украины;
  • госслужащие, должностные лица местного самоуправления;
  • военные должностные лица ВСУ;
  • судьи;
  • должностные и должностные лица прокуратуры и СБУ, ДБР, НАБУ;
  • члены ЦИК;
  • полицейские;
  • должностные лица бюджетных учреждений, так как они приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, это так называемые «должностные лица юрлиц публичного права» (см. пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №1700). Такими лицами являются руководители бюджетных учреждений и их заместители, например руководители высшего образования и научно-исследовательских учреждений – ректор университета и проректоры университета и т.д.

В какие сроки подается электронное декларирование 2024

По общим правилам электронная декларация подается:

  • перед назначением на соответствующую должность – декларацию подает претендент;
  • ежегодно – до 1 апреля;
  • перед увольнением – за период, не охваченный ранее поданными декларациями;
  • после увольнения – до 1 апреля следующего года (за прошлый год, в котором лицо уволилось или переведено на другую должность, не обязывающую к электронному декларированию);
  • после привлечения к ответственности за неподачу, несвоевременную подачу или представление с недостоверными данными е-декларации (обязательно подается электронная декларация с достоверными сведениями).

По общему правилу, декларант в течение 7 дней после подачи декларации вправе подать исправленную декларацию не более 3-х раз.

Кроме того, должностное лицо бюджетного учреждения обязано информировать о существенных изменениях в имущественном состоянии в течение года. Это нужно сделать в течение 10 дней после получения дохода или покупки имущества на сумму, эквивалентную или более 50 размеров прожиточных минимумов для трудоспособных лиц на 1 января (ПМ) (в 2024 году – это 151400 грн). Тогда посылается сообщение о существенных изменениях в имущественном состоянии – форма перемен. Если таких существенных изменений несколько, после каждого изменения следует подавать соответствующее сообщение. Его подают аналогично электронной декларации.

Прекращение электронного декларирования 2022

В связи с войной доступ к открытым реестрам был прекращен. Однако это не значит, что подавать электронные декларации было нельзя. Они стали необязательными в период с 24 февраля 2022 по 11 октября 2023, но их можно было подавать добровольно. Основанием для такой приостановки обязательного декларирования и отмены ответственности за его отсутствие стало Закон «О защите интересов субъектов представления отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» от 03.03.2022 № 2115-ІХ. Однако выполнить свои обязанности по декларированию все равно следовало в течение 3 месяцев после конца военного положения.

Восстановление электронного декларирования 2023

В настоящее время электронное декларирование возобновилось. Был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины об определении порядка представления деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, в условиях военного положения» от 20.09.2023 № 3384-ІХ (далееЗакон № 3384). Он вступил в силу 12 октября 2023 года.

По упомянутому закону (см. также информацию от НАЗК):

  • субъекты декларирования должны были подать декларации за 2021-2023 годы. Кампания декларирования за 2021-2022 годы продолжалась до 31 января 2024 года. Исключение – не должны были подавать те лица, которые подавали декларации раньше этих периодов добровольно;
  • с 1 января по 31 марта 2024 г. включительно публичные служащие (кроме тех, которые имеют право на отсрочку) должны подать ежегодные декларации за 2023 отчетный период;
  • НАЗК должен изъять из открытого доступа декларации военнослужащих ВСУ, пограничников и работников Госслужбы спецсвязи и защиты информации, представителей Управления госохраны, полицейских, привлеченных к ведению боевых действий, участников миротворческих миссий, раненых, пленных, находящихся на временно оккупированных территориях, в т.ч. если их декларации были поданы еще до начала прохождения военной службы или назначения на соответствующие должности. Для изъятия таких деклараций должно быть письменное представление руководителя или заместителя руководителя госоргана, где проходит службу такой субъект декларирования.

Относительно последнего изъятия деклараций есть исключения. Так, не изымаются из публичного доступа электронные декларации таких лиц, которые:

  • являются военнослужащими в должностях министров и их заместителями, руководителями центральных и местных правоохранительных органов исполнительной власти и их заместителями, находятся в других должностях в аппаратах министерств, других центральных и местных правоохранительных органов исполнительной власти, органах системы правосудия или командированные в такие должности;
  • входят в состав ВЛК, лекарственно-летных комиссий или командированы в них;
  • проходят службу в ТЦК и СП или командированы в них (кроме рядовых лиц подразделений их охраны);
  • осуществляют подготовку, компанию, проведение закупок продуктов, работ и услуг оборонного назначения.

Более подробно об электронном декларировании 2024 года – читайте разъяснения от НАЗК.

Электронное декларирование 2024

С 1 января 2024 года началась декларационная кампания за 2023 год. До 31 марта 2024 года она должна завершиться. Все разъяснения по декларированию можно найти в базе знаний НАЗК.

Заполнение электронной декларации

Чтобы разобраться с заполнением декларации, можно воспользоваться материалами НАЗК в рубрике «Разъяснение по заполнению декларации».

При заполнении ранее можно было использовать базы данных, приведенные в таблице ниже. Однако во время военного положения доступ к некоторым из этих баз все еще закрыт.

ПОЛЕЗНЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Информация к декларации

Как найти, с чем свериться

Доступ во время военного положения

объекты недвижимости

Государственный реестр прав на недвижимое имущество

корпоративные права

ЕГР на сайте Минюста

+

транспортные средства

Электронный кабинет водителя

полученные за год доходы

Портал электронных услуг Пенсионного фонда

+

воздушные суда

Реестр гражданских воздушных судов Украины

владельцы морского и речного транспорта

Судовая книга, Государственный судовой реестр

+

зарегистрированные патенты, изобретения, полезные модели

ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности»

+

Для использования всеми вышеприведенными сервисами необходимо иметь электронную подпись.

Ответы на некоторые распространенные проблемные вопросы по заполнению е-декларации:

  • социальные выплаты, субсидии – в декларации показываем, если была их монетизация, то есть они были получены деньгами;
  • информация о счетах – не подлежат декларированию наличные денежные активы, в т.ч. наличные средства, средства, размещенные на банковских счетах, взносы в кредитные союзы и другие небанковские финансовые учреждения, средства, заемные третьим лицам, и активы в драгоценных (банковских) металлах, совокупная стоимость которых на конец отчетного периода не превышает 50 ПМ (2024 год – 151400 грн);
  • декретные (помощь в связи с беременностью и родами) – показываем не как зарплату, а как социальные выплаты в разделе 11, поле «Вид дохода» – «Другое» – указываем «Социальные выплаты»;
  • продажа акций – показываем доход от отчуждения, а не инвестиционную прибыль (разница между доходом от продаж и расходами на приобретение);
  • поступления денежных переводов на карту Приватбанк – показываем, если сумма превышает более 15140 грн (5 ПМ для 2024), то показать следует в разделе 11 «Доходы, в том числе подарки».

Эти и другие общие правила электронного декларирования можно найти в:

Еще некоторые важные цифры при заполнении е-декларации

Приводим еще одну цифру, на которую следует обратить особое внимание, – 50 ПМ (для 2024 года – 151400 грн). Это стоящий предел, при превышении которого наступает:

  • немедленная подача е-декларации об изменениях в имущественном состоянии в течение 10-дневного срока, в частности при получении разового дохода, приобретении имущества на сумму, превышающую упомянутый порог;
  • отражение расходов и сделок декларанта;
  • обязательное декларирование наличных денежных средств, а также средств на банковских счетах и ​​взносов в кредитные союзы;
  • отражение финансовых обязательств, например банковских кредитов, долгов за финансовым лизингом тому подобное.


зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді