Как Гоструда проводит проверки

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Автор
незалежний експерт із трудового законодавства, Слов'янськ
Как проводятся проверки Гоструда в военное время, есть ли штрафы и по каким правилам действуют проверяющие. С советами эксперта будете знать, как обращаться при неожиданном инспекционном посещении. Рассмотрим изменения в порядке проведения трудовых проверок в этом году и полномочия инспектора во время проверки

О запрете плановых проверок Гоструда во время войны

Все меры по проверкам планового порядка были запрещены Постановлением Кабмина «О прекращении мер государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора в условиях военного положения» от 13.03.2022 № 303.

Относительно внеплановых проверок, в т.ч. и от Гоструда, то запрет на них действовал до 19 июля 2022 года.

Як закрити рік: чекліст бухгалтера із зарплати

О возобновлении внеплановых проверок Гоструда во время войны

Выходит, что в начале военного положения проверок Гоструда, как плановых, так и внеплановых, не было. Однако возможность внеплановых уже возобновилась. Основанием стала ст. 16 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далееЗакон № 2136), которая вступила в силу с 19 июля 2022 года. Речь там идет только о возобновлении внеплановых проверок как юридических лиц, так и ФЛП. Плановые проверки во время военного положения остаются и сейчас запрещенными.

При этом перечень поводов для внеплановых проверок ограничен. Есть разъяснение Минэкономики от 01.08.2022 года, в котором дан перечень оснований внеплановых проверок Гоструда во время военного положения, а именно:

  • соблюдение требований Закона № 2136;
  • выявление неоформленных трудовых отношений;
  • вопросы законности прекращения трудовых договоров.

Напоминаем, что в ходе внеплановой проверки могут проверяться только те направления, которые повлекли за собой такую ​​проверку (ч. 1 ст. 6 Закона № 877).

Общие правила проверок Гоструда 2024 и их правовая база

При этом есть еще одна особенность – проверки могут производиться только на основе Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V (по текстуЗакон № 877). Дело в том, что постановление КМУ от 21.08.2019 № 823, которая утверждала Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далееПорядок № 823) признан противоправным и недействительным решением Окружного суда г. Киева от 08.04.2021 № 640/17424/19. Дальше было еще решение Шестого апелляционного административного суда по делу № 640/17424/19. И окончательную точку по этому делу поставил ВС постановлением от 09.11.2022. Однако не все так просто с данной отменой – к работодателям некоторых отраслей отдельные его правила все же можно применить (каких именно – см. далее Почему Порядок № 823 признан судами недействительным).

Права проверяющих в Законе № 877 по сравнению с упомянутым Порядком более ограничены.

В Законе № 877 есть следующие правила, которые должны соблюдаться проверяющими:

  • у проверяющих должно быть направление на проведение проверки. Один экземпляр направления следует отдать работодателю (ч. 3 ст. 6 Закона № 877). Кроме того, должно быть служебное удостоверение контролера (ч. 5 ст. 7 Закона № 877);
  • проверяющий должен зарегистрироваться в специальном журнале регистрации мер надзора (контроля), который желательно иметь работодателю (ч. 12 ст. 4 Закона № 877);
  • если проверка производится по обращению физического лица, контролер должен показать согласование на проверку от центрального органа Гоструда. При отсутствии согласования можно отказать в проведении проверки (ч. 1 ст. 10 Закона № 877);
  • продолжительность внеплановой проверки (надзора) ограничивается сроком 10 рабочих дней, в отношении субъектов малого предпринимательства – срок еще меньше и составляет 2 рабочих дня (ч. 4 ст. 6 Закона № 877). Кто такие субъекты малого предпринимательства – можно найти в части 3 статьи 55 Хозяйственного кодекса.

О штрафах во время военного положения

Штрафы за нарушение трудового законодательства по ст. 265 КЗоТ во время военного положения не применяются (ч. 3 ст. 16 Закона № 2136). Условие – исполнение в полном объеме и в установленные сроки предписаний проверяющих об устранении выявленных нарушений.

Однако админштрафы, определенные ст. 41 КУоАП остаются. К ним относятся админштраф за:

  • фактический допуск работника к работе без оформления с ним трудового договора – от 8500 до 17000 грн (ч. 3 ст. 41 КУоАП);
  • другие нарушения трудового законодательства – от 510 грн. до 1700 грн. (ч. .1 ст. 41 КУоАП);
  • штраф за недопущение инспекторов к осуществлению мер государственного надзора, который составляет 850-1700 грн (обновленная ст. 1886 КУоАП).

В обычных условиях, к военному положению, применялся, например, штраф за неоформление трудовых отношений: с апреля 2024 года – 80 000 грн (за одно лицо, а не общий). Еще был и штраф за недопуск и создание препятствий для проверки на основании – 3-кратный размер минимальной зарплаты (на время нарушения, ст. 265 КЗоТ). С апреля 2024 – 24 000 грн.

О планах проверок Гоструда на 2025 год

Каждый год в конце осени в Гоструда утверждали план проверок на следующий год. Так, Приказом Гоструда от 29.11.2024 № 200 утвердили Годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) Государственной службы Украины по вопросам труда на 2025 год.

В Годовой план проверок включили 18 747 хозсубъектов. Он содержит:

  • наименование хозсубъекта;
  • сферу госнадзора (контроля);
  • степень риска (высокая, средняя);
  • дату начала осуществления мероприятия;
  • срок проведения проверки (5-10 дней).

Сейчас это лишь своего рода декларация намерений через военное положение, поскольку постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 запрещено проводить плановые проверки. Вместе с тем, Кабмин может внести изменения в свое постановление или произойдет прекращение военного положения. В случае Гоструда возобновит плановые проверки согласно этому плану.

Почему Порядок № 823 признан судами недействительным

О Порядке № 823 обратить внимание следует на следующее:

  • во-первых, упомянутыми выше судебными решениями признано противоправным и недействительным само постановление Кабмина, которое утверждало Порядок № 823, а не сами правила настоящего Порядка;
  • во-вторых, причина таких судебных решений – Порядок № 823 опирается на некоторые международные конвенции, носящие отраслевой характер. Противоправность постановления Кабмина в том, что действие Порядка № 823 распространили на всех, то есть на все отрасли, не разграничив правила, действующие для одних и других отраслей;
  • в-третьих, в нормативной базе Порядок № 823 значится все еще как действующий и Кабмин его не отменил, а значит, он может быть применен. И именно по тем областям, по которым действуют международные конвенции, на которые он опирается. В принципе, для применения данных конвенций и самого Порядка № 823 не требуется, так как имплементированные Украиной нормы международного права имеют высшее действие, чем нормы национального законодательства.

Упомянутыми отраслями являются промышленность, торговля и сельское хозяйство, так как по ним есть две отдельные международные конвенции:

Однако из-за того, что конвенций две, а не одна, здесь еще есть одна проблема Порядка № 823: он не разграничивает правила для промышленности, торговли и сельского хозяйства, по которым две разные конвенции (см. выше), а значит, и правила несколько разные. Следовательно, работодателям данных отраслей и Гоструда при проверке таких работодателей все равно следует руководствоваться вышеупомянутыми конвенциями в отдельности, а не Порядком № 823.

Выходит, что из-за юридической сомнительности Порядка № 823 работодателям отраслей промышленности, торговли и сельского хозяйства тоже можно в судебном порядке апеллировать к применению именно норм Закона № 877, если это необходимо. Гоструд должен доказать тогда правоту использования международных конвенций, если они будут на них ссылаться.

Основное, что определял Порядок № 823 – это правила так называемого инспекционного посещения – проверки без уведомления. В таких проверках у инспекторов Гоструда больше полномочий, чем проверяющие из других госорганов по Закону № 877.

Однако, обратите внимание на постановление ВС от 23.06.2023 по делу № 160/1649/22, где суд утвердил (пп.40-42), что Порядок № 823 утратил свою силу 14.09.2021 году. Поэтому к спорным правоотношениям следует применять Закон № 877.

Особенности трудовых проверок для ОМС

Еще в 2021 году были урегулированы полномочия органов местного самоуправления (ОМС) в сфере трудовых проверок. Источник перемен – Закон от 04.03.2021 № 1320-IX (далееЗакон № 1320). Он в частности внес изменения в Закона Украины «Об органах местного самоуправления» от 21.05.1997 № 280/97-ВР (далее Закон об ОМС). Следовательно, исполнительные службы ОМС:

  • могут проводить только проверки соблюдения законодательства о труде и занятости на предприятиях, которые находятся в их ведомстве, а также на учреждениях/организациях коммунальной собственности соответствующих общин. Однако это не могут быть «проверки, относящиеся к мерам государственного надзора (контроля)» (Закон № 1320, обновленный абз. 2 ст. 17 Закона об ОМС). Выходит, что проводить выявление неоформленных трудовых отношений ОМС не могут – это полномочия исключительно Гоструда;
  • могут выступать с инициативой проведения государственных проверок, если предприятия не находятся в коммунальной собственности, а также в отношении ФЛП, у которых есть наемные работники (ч. 3 ст. 18 Закона об ОМС);
  • не могут составлять административные протоколы о нарушениях в сфере законодательства о труде и занятости. Это следует из того, что они не могут проводить «проверки, относящиеся к мерам государственного надзора (контроля)».

Внимание: исполнительные службы ОМС не могут проверять оформление трудовых отношений путём инспекционного посещения. Они могут лишь проинформировать об известных нарушениях Гоструда.

Документы по оформлению трудовых проверок

Среди документов, используемых в проверках Гоструда:

  • служебное удостоверение инспектора Гоструда. Это приказ Минэкономики от 11.11.2020 № 2305 (Гоструда сейчас подчиняется именно Минэкономики);
  • целый ряд документов, связанных с проверками. В частности, это Акт по результатам проведения государственного надзора (контроля) (форма 1), Акт об отказе от подписи (форма 2), Требование о предоставлении документов (форма 5), предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о труде (форма 8). Всего – 15 документов, которые можно найти в приказе Минэкономики от 27.10.2020 № 2161.

Акт по результатам проведения государственного надзора (контроля) по форме 1 универсален и касается как проверок оформления трудовых отношений, трудового законодательства, так и законодательства о занятости, в частности трудоустройство лиц с инвалидностью.

О критериях отбора работодателей для инспекционных посещений

Во вне военное время отбор работодателей осуществляется для инспекционных посещений за признанным судами недействующим Порядком № 823 (см. выше) осуществлялся по принципам рискоориентированного подхода, внедренного еще с 01 июля 2021 года. За ним инспектирование Гоструда в тандеме с налоговой проводят среди работодателей, имеющих самый высокий риск использования незадекларированного труда. Информационные базы налоговиков позволяют Гоструду отобрать работодателей, имеющих высокий риск по следующим критериям:

СКАЧАТЬ ⤵️

Критерии отбора работодателей для инспекционных посещений

Советы по поведению во время внеплановой проверки Гоструда

Напоследок несколько советов, если проверка застала врасплох:

  • проверьте служебное удостоверение инспектора, в т.ч. и через сайт Гоструда;
  • обязательно проследите, чтобы он зарегистрировался в Журнале;
  • попробуйте сообщить работникам, что они не обязаны общаться с инспектором и отвечать на все его вопросы. Однако игнорировать тоже инспектора не следует;
  • работник может отказаться от беседы наедине с инспектором и говорить только в присутствии свидетелей. Однако запретить работнику говорить наедине с инспектором нельзя;
  • можно вести фото-, видеофиксацию. Вы можете записывать беседы инспектора на диктофон;
  • не следует отвечать на вопросы, не связанные прямым образом с трудовыми отношениями, вопросами личного характера. Например, об автомобиле, покупке жилья, количестве детей, отдыхе за границей, любых личных расходах;
  • позаботьтесь об отсутствии посторонних лиц во время проверки, например детей или друзей работников, их родственников. Ведь их «вдруг» могут отнести к неоформленным работникам.


зміст


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді