Бухгалтерский учет ремонта автомобиля
Ремонт автомобиля – каким он бывает
Ремонт автомобиля может быть различным:
- с технической точки зрения – текущий и капитальный. Регулируется Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Минтранспорта № 102 от 30.03.1998 (далее – Положение № 102);
- с бухгалтерской точки зрения – текущее и улучшение (п. 14 НП(С)БУ 7 «Основные средства»).
И обратите внимание на следующее, что признание текущему ремонту с технической точки зрения совсем не означает, что он обязательно должен быть текущим и в бухгалтерском учете, а капитальный – обязательно улучшением. Так, замена одной только коробки передач или даже двигателя можно считать улучшением с бухгалтерской точки зрения, но текущим ремонтом с технической точки зрения, так как это замена всего лишь одного базового агрегата.
Также при ремонте-улучшении не все расходы следует капитализировать, так как параллельно могут быть осуществлены:
- ремонт определенных агрегатов автомобиля;
- техническое обслуживание автомобиля, то есть замена жидкостей, свечей и тому подобное.
Автомобіль — «робоча конячка» у госпдіяльності будь-якого підприємства. Зорієнтуємо, які нюанси врахувати під час обліку ремонту та поліпшення власних та орендованих авто, які наслідки на податковий облік матимуть операції із ремонту транспорту після ДТП, яких помилок варто уникати під час обліку шин та акумуляторів, як безпечно списувати ПММ
Обратите внимание, что одновременно при ремонте автомобиля могут быть осуществлены как текущие затраты, так и улучшения. Тогда их стоит показать отдельно. Сравнение разных видов ремонта автомобиля произведено в таблице ниже.
РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ | |
с технической точки зрения | |
текущий | капитальный |
|
|
с бухгалтерской точки зрения | |
текущий | улучшение |
это только поддержка автомобиля в надлежащем состоянии, пригодном к эксплуатации Примеры:
| это увеличение экономических выгод от использования автомобиля, увеличение его возможного срока использования. Примеры ремонтов, которые можно признать улучшением:
|
* базовые агрегаты – по перечню в Приложении Г Положения № 102 к ним относятся двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, гидромеханическая передача, задний мост (ось), средний мост (ось), передняя ось (мост), рулевое управление, кабина/кузов, рама, подъемное оборудование самосвала |
Тип ремонта – окончательное решение за руководителем
Окончательное решение должно быть принято руководителем предприятия. Об этом прямо говорит пункт 29 Методрекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 № 561, далее – Методрекомендации № 561). Если ремонт рассматривается как текущий, то должен быть составлен приказ о введении в эксплуатацию улучшенного автомобиля на основе акта ввода в эксплуатацию или акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. 28 Методрекомендаций № 561). Процедура аналогична той, которая осуществлялась при первом вводе в эксплуатацию автомобиля, когда он поступил на предприятие. В приказе должно быть упоминание об увеличении экономических выгод или продление ожидаемого срока полезного использования автомобиля. Проще всего обосновать последнее – увеличение срока службы. Однако п. 29 Методрекомендаций № 561 позволяет руководителю учитывать и существенность расходов на ремонт.
Внимание: в различении текущего ремонта/улучшения ключевыми являются:
- увеличение срока будущей эксплуатации;
- рост определенных экономических выгод от автомобиля;
- сущность затрат на ремонт
По любым из этих критериев ремонт можно признать улучшение.
Здесь нет правильного и неправильного решения. Например, в ситуации ремонта автомобиля после ДТП:
- ремонт может только восстановить свойства автомобиля. Это текущий ремонт;
- ремонт может восстановить автомобиль, который вообще невозможно эксплуатировать без такого ремонта. Ремонтные работы на столько значительны, что можно говорить об увеличении срока службы машины. Хотя бы на год. Это уже улучшение, даже с чисто формальной точки зрения.
Внимание: при оформлении улучшения в приказе о введении в эксплуатации желательно увеличить ожидаемый срок полезного использования автомобиля. Хотя бы на 1 год.
Новий закон про мобілізацію вплине як на життя громадян, так і на діяльність юридичних осіб. Пояснимо, які новації стосовно військово-транспортного обов’язку запрацюють найближчим часом
ТО и ГБО – это не ремонт
Не считаются ремонтом техническое обслуживание (ТО) автомобиля, в т. ч. сезонное то и замена расходных материалов, например:
- замена жидкостей, например, масла;
- замена тормозных колодок (дисков);
- замена аккумулятора;
- замена ламп;
- замена свеч зажигания;
- замена шин;
- замена масляного фильтра, воздушного фильтра;
- чистка салона и прочее.
Однако, учет ТО практически идентичен учету текущего ремонта.
Не считается ремонтом дооборудования автомобиля:
- газобаллонное оборудование (ГБО);
- музыкальной системой;
- патронник;
- крепление камеры заднего вида;
- кондиционером;
- дистанционным запуском двигателя;
- сигнализацией и тому подобное.
Такое дооборудование и учета можно рассматривать как улучшение или как установку самостоятельных устройств/объектов основных средств или малоценных необоротных материальных активов.
Учет ремонта автомобиля
В зависимости от типа ремонта используются и соответствующие подходы к учету, которые раскрыты в таблице ниже.
ПРАВИЛА УЧЕТА ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА И УЛУЧШЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ | |
Текущий ремонт: расходы периода | Ремонт-улучшение: капитализация |
Расходы на ремонт относим на расходы периода в зависимости от направления использования автомобиля:
| Относим на увеличение первоначальной стоимости автомобиля:
В дальнейшем улучшение по мере амортизации первоначальной стоимости автомобиля списывается постепенно на расходы |
Частичная ликвидация автомобиля при ремонте
Если происходит снятие и замена определенной части автомобиля, например двигателя, то можно говорить о его частичной ликвидации. В таком случае снятая часть списывается теми же проводками, что и при ликвидации – на сумму первоначальной стоимости и износа (п. 14, п. 35 НП(С)БУ 7). Определить эту стоимость можно двумя путями:
- расчетным, если известно сколько примерно стоил такой объект на момент приобретения основного средства;
- на уровне расходов на замену (приобретение, создание) заменяемой части (п. 46 Методрекомендаций № 561).
Учет ремонта арендованного автомобиля
Арендованные автомобили находятся вне баланса арендатора, поэтому здесь применяются следующие правила.
РЕМОНТ АРЕНДОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ | |
Текущий ремонт: расходы периода | Ремонт-улучшение: создание актива |
учет текущего ремонта аналогичен ремонту собственного автомобиля |
|
Учет ремонта не введенного в эксплуатацию автомобиля
Возможна ситуация – автомобиль уже приобретен с повреждениями и требует ремонта. Популярным становится сегодня импорт таких автомобилей в США. Таким способом автомобили приобретают не только физлица, но и предприятия. В таком случае ввести в эксплуатацию автомобиль нельзя, пока не закончится ремонт. Особенность учета такого ремонта – все расходы независимо от типа ремонта (текущий, капитальный, улучшение) попадают в состав капитальных инвестиций – субсчет 152. Причины:
- норма п. 8 НП(с)БУ 7, по которому к составу первоначальной стоимости относятся расходы, направленные на доведение до состояния, в котором объект можно использовать с запланированной целью. До окончания ремонта «битого» автомобиля он непригоден к такого использования;
- также еще есть п. 30 Методрекомендации № 561, где описывается ситуация приобретения актива, который нуждается в ремонте, когда цена приобретения уже предусматривает, что такой ремонт будет вестись, чтобы сделать основное средство пригодным к эксплуатации.
Внимание: ремонт автомобиля, который был приобретен «битым», включается в капитальные инвестиции и первоначальной стоимости независимо от типа.
Возмещение затрат на ремонт со стороны страховой компании или виновника ДТП
Если расходы на ремонт возмещаются страховой компанией или виновником ДТП, то тогда следует признать доход. Доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства, что обуславливает увеличение собственного капитала (за исключением увеличения капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода можно достоверно определить. Это можно сделать на дату составления следующих документов:
- для страхового возмещения; – страхового акта (аварийного сертификата);
- для возмещения со стороны виновника – решение суда.
Например, решение суда является основанием отразить такие доходы на момент их начисления (то есть на дату вступления решения суда в законную силу), ведь в этот момент можно говорить уже о увеличение актива в виде дебиторской задолженности виновного лица по возмещению причиненных убытков (п. 5 НП(С)БУ 15 «Доходы»). Такой доход можно отразить на субсчете 746 «Прочие доходы».
Українські підприємства активно залучають іноземні інвестиції, виграють гранти і розвиваються. Хочете бути серед успішних? Підвищуйте кваліфікацію за Міжнародними стандартами фінансової звітності
Документы по ремонту автомобиля
Какой бы ни был ремонт следует позаботиться о наличии таких документов:
- если ремонт собственными силами – ведомость дефектов (ремонтная ведомость) в произвольной форме, расходные накладные на приобретение запчастей, калькуляция стоимости ремонта, возможна также бухгалтерская справка (или отчет о фактических расходах в произвольной форме);
- если ремонт на СТО, предпринимателя, в любой третьей стороны – акт приема-передачи выполненных работ, расходные накладные на приобретение запчастей и т. п;
- если ремонт-улучшения – акт ввода в эксплуатацию (акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов) + приказ руководителя о вводе в эксплуатацию отремонтированного автомобиля, акты об оприходовании любых запчастей, которые получены в результате ремонта и которые могут быть как-то использованы в хозяйстве или проданы. Возможна также бухгалтерская справка.
Налогообложение ремонта автомобиля
Ремонт автомобиля сам по себе не влияет на налог на прибыль или единый налог.
Что касается НДС, то здесь следует обратить внимание на следующее:
- налоговый кредит является лишь, когда ремонтируется автомобиль, используемый в хозяйственной деятельности. Если же нет, то нужно начислить компенсирующее налоговое обязательство по НДС по пунктом 198.5 НК;
- при ликвидации непригодного к использованию автомобиля необходимо позаботиться о документах, подтверждающих неотвратимость такой ликвидации. Это может быть акт о ДТП от полиции, акт-заключение внутренней комиссии предприятия. Последний при чем должен быть всегда. Только так можно будет обойти начисление налогового обязательства по НДС по пунктом 189.9 НК.
Пример учета ремонта автомобиля
В качестве примера приведем типовые ситуации учета ремонта автомобиля в бухгалтерских проводках.
УЧЕТ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ В БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВЕДЕНИЯХ | |||
Хозяйственные операции | Дт | Кт | Сумма |
Текущий ремонт | |||
признано текущие расходы – административные расходы (на СТО было осуществлено замену тормозных колодок и разбитой фары; ремонт выполним предприниматель-неплательщик НДС; на автомобиле ездит директор) | 92 | 631 | 3000 |
оплата ремонта | 631 | 311 | 3000 |
административные расходы отнесен на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 92 | 3000 |
Техническое обслуживание | |||
признано текущие расходы – административные расходы (поменяли масло и свечи воспаление, изменили шины на летние; ТО осуществил предприниматель-неплательщик НДС; на автомобиле ездит директор) | 92 | 631 | 4000 |
оплата ТО | 631 | 311 | 4000 |
административные расходы отнесен на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 92 | 4000 |
Ремонт-улучшение и ТО, ДТП и страховое возмещение | |||
признано капитальные затраты на улучшение (восстановление автомобиля после серьезного ДТП; учитывая существенность расходов по приказу руководителя решено признать ремонт улучшением; ремонт передней части заключался в установке нового капота, бампера, правого крыла, покраски, вытягивания на гидравлике, восстановления подушек безопасности, замена фар, сервисные работы; ремонт осуществил предприниматель-плательщик НДС; на автомобиле ездит директор) | 152 | 631 | 85000 |
замена расходных материалов (свечи, масло, тормозные колодки), полировка лакокрасочное покрытие (ЛФП) | 92 | 631 | 5000 |
признанный налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 18000 |
оплата услуг по ремонту | 631 | 311 | 85000 |
введено в эксплуатацию автомобиль после ремонта, расходы на ремонт увеличили первоначальную стоимость автомобиля | 105 | 152 | 85000 |
начислен доход на основе страхового акта | 375 | 746 | 40000 |
получено возмещение от страховой компании | 311 | 375 | 40000 |
административные расходы отнесен на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 92 | 5000 |
другие доходы отнесены на финансовый результат от другой деятельности | 746 | 793 | 40000 |
Ремонт-улучшение с частичной ликвидацией | |||
признано другие расходы (снят двигатель из автомобиля; решено некоторые его части использовать в хозяйстве; бухгалтер посчитал приблизительную стоимость такого двигателя на момент приобретения – она составляла 35% стоимости автомобили; первоначально стоимость автомобиля 300000 грн, накопленный износ – 200000 грн) | 976 | 105 | 35000 |
списанный двигатель в части начисленного износа (= 0,35×200000 ) | 131 | 105 | 70000 |
оприходованный двигатель в стоимости возможных запчастей | 207 | 746 | 20000 |
установлен новый двигатель | 152 | 631 | 150000 |
отображен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 30000 |
оплачена стоимость нового двигателя | 631 | 311 | 180000 |
другие расходы отнесены на финансовый результат от другой деятельности | 791 | 976 | 35000 |
другие доходы отнесены на финансовый результат от другой деятельности | 746 | 793 | 20000 |