Правила поведения налогоплательщиков во время выездной проверки

RU UA
Автор
юрист, Київ
Любая проверка — стресс для работников предприятия. Важно морально к ней подготовиться, знать свои права и, если возможно, уберечься от проблем, которые могут возникнуть после проверки

Не советуем встречать проверяющих агрессивно. Лучше покажите, что готовы сотрудничать и уважаете их, но и законодательство хорошо знаете, поэтому не допустите необоснованных претензий.

Возьмите за правило одинаково начинать разговор с проверяющими. Сначала попросите их представиться и показать служебное удостоверение. Далее перепишите данные с удостоверения: фамилию, должность, звание.

Заведите на предприятии журнал регистрации проверок. Обяжите охрану предлагать представителям любых государственных структур собственноручно зафиксировать дату, время, цель и основание своего визита, прежде чем пускать их на территорию предприятия. Если законных оснований для проверки нет, фискалы просто уйдут.

Требуйте у контролеров показать не только служебные удостоверения, но и направления на проведение выездной проверки и копия приказа о проведении такой проверки (п. 81.1 Налогового кодекса Украины; НК). Внимательно сравните данные удостоверений проверяющих с фамилиями, именами и отчество, а также должности уполномоченных на проведение проверки, указанные в предписании. Проверьте, содержат ли предъявленные документы все обязательные реквизиты / информацию, предусмотренные пунктом 81.1 НК, и есть ли вообще основания проводить проверку, определенные статьями 77 и 78 НК.

7 міфів про перевірки: як перемогти контролерів

Внимание: не допускайте контролеров к проверке, если они не предъявили нужных документов или предъявленные документы ненадлежащим образом оформлены.

Можете попросить проверяющих сообщить номер телефона их руководителя. Позвоните ему, чтобы выяснить, действительно ли этих работников налогового органа направили на ваше предприятие.

Подготовьте к проверкам кладовщика и кассира. Дело в том, что фискалы могут проверять склад, кассу и другие «стратегически важные» помещения. Познакомьте с контролерами всех работников, которых будет касаться проверка. Но старайтесь ограничить доступ проверяющих к помещениям, где работают руководители и бухгалтерия, хранятся документы и товар.

Как действовать во время проверки

Первая задача – разместить проверяющих. Лучше отвести для них отдельную комнату. Рядовые работники (особенно те, что не причастны к учету и расчету налогов) легкомысленно относятся к присутствию проверяющих и могут наговорить лишнего. А контролеры воспользуются услышанной информацией для проверки.

Порой проверяющие не знают, в каких документах искать нарушения. Особенно молодые контролеры, которые только начинают свою профессиональную деятельность. А работники своими разговорами могут невольно им помочь и таким образом навредить своему предприятию.

Если речь идет о налоговой проверке, дайте в помощь контролерам бывалого бухгалтера, который знает практически все о деятельности бухгалтерии и где какой документ взять. Особенно, когда проверка приходится на любой отчетный период, особенно в разгар закрытия года. Тогда главного бухгалтера будут отрывать от дел в исключительных случаях.

Как быть, если проверяющие хотят забрать часть документов с собой, чтобы проверить по своей базе? Не позволяйте. Если не хотите впоследствии увидеть в акте неожиданные выводы или вообще потерять документы, оригиналы первички предоставляйте контролерам по их запросу лишь для осмотра на месте, причем по описи и под подпись проверяющего. Если фискалам нужна информация из документов, сделайте для них копии (п. 85.4 НК). Но сначала попросите их оформить письменный запрос (п. 73.1 НК) - на устную просьбу имеете право не реагировать. Копии документов также предоставляйте по описи и под подпись проверяющего. Для этого документы пронумеруйте, прошейте, заверьте подписью уполномоченного лица предприятия и скрепите печатью предприятия (при ее наличии).

Внимание: предоставляйте документы, информацию и / или объяснения только на письменный запрос налоговиков.

Если проверяющий запрашивает документы, информацию и/или объяснения, не касающиеся предмета проверки, устанавливает ли слишком сжатые сроки для их предоставления, подготовьте письмо о невозможности предоставить документы. Письмо составьте на имя руководителя соответствующего органа ГНС и подайте через канцелярию такого органа.

Помните, что проверяющие не имеют права изымать оригиналы первичных и других документов! Они могут сделать это только в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным законодательством, или по решению суда.

Стоит ли задерживаться на рабочем месте в период проверки? Лучше так не делать (хотя бы временно), даже если на вашем предприятии это привычная вещь. Сразу предупредите проверяющего, что, скажем, в 18:00 рабочий день заканчивается. Идите домой вовремя, даже если вам позарез нужно задержаться. Проверяющий привыкнет к такому распорядку и не сможет требовать от вас остаться. А чем меньше времени он будет иметь на проверку, тем лучше.

Внимание: не позволяйте проверяющим проводить проверку в нерабочее время и в выходные дни.

Предупредите контрагентов о возможной встречной сверке. Важно, чтобы по итогам проверки у вас не было разногласий с поставщиками и клиентами по данным в документах.

Как обернуть проверку себе на пользу

Цель проверяющих — найти нарушения. Часто это еще и дело чести, доказательство соответствия занимаемой должности. Рядовые работники ничего не решают, а за безрезультатные проверки руководство их не похвалит. Не налегайте, если правда за вами, а проверяющие фиксируют ошибку. Не стоит их убеждать или отстаивать свою правоту. Контролерам будет что написать в акте, а вы легко это опровергнете в возражениях.

Когда речь идет о существенном нарушении законодательства, сразу объясняйте, настаивайте-делайте что угодно, лишь бы в акт ничего лишнего не попало.

Не отвечайте прямо на неудобные вопросы. Чтобы выгадать время, скажите проверяющему: «Я должен посоветоваться». Прямо препятствовать проверке запрещено, но можно схитрить в пределах правового поля.

Если возможно, сделайте так, чтобы директора не было на предприятии во время проверки. Тогда сможете ссылаться на то, что вам нужно время, чтобы выяснить у руководителя то или иное обстоятельство.

Если проверяющие потребовали спорный документ, медлите как можно дольше. Вежливо скажите, что именно сейчас вас вызывает руководитель, и отдайте документ позже.

Дайте проверяющему целую кипу документов. Это простой способ, к которому прибегают на предприятиях. Проверяющему дают такой невероятный объем макулатуры, что он подсознательно теряет весь азарт и желание все это проверить. Особенно не любят проверять папки документов с небольшими суммами. Если документов много — речь идет о выборочной проверке проверяющим труднее найти реальные нарушения.

Оберните проверку в свою пользу — выясните спорные вопросы. Некоторые специалисты умудряются узнать позицию проверяющих относительно спорных моментов, не урегулированных действующим законодательством (особенно это касается неоднозначных вопросов по налогообложению). Ведь не всегда удается дозвониться до органа контроля, чтобы выяснить что-то.

Что делать после проверки

Не отказывайтесь подписывать акты и протоколы. Напротив, пользуйтесь случаем, чтобы вписать туда свои замечания и возражения в соответствии с подпунктом 17.1.6 НК (если таковые имеются).



зміст


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді