Налоговые проверки: как подготовиться

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Автор
незалежний експерт із трудового законодавства, Слов'янськ
Надлежащая подготовка к налоговой проверке — залог успеха бухгалтера. В консультации расскажем не только о том, как подготовиться, но и о самых главных правилах поведения во время налоговой проверки

Изменения в налоговых проверках

 Напомним, что Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения» от 30.06.2023 № 3219-IX (он жеЗаконопроект №8401) с 01 августа 2023 года разрешены следующие налоговые проверки:

  • плановые документальные проверки – только для определенных категорий налогоплательщиков. Это субъекты хозяйственной деятельности, которые занимаются производством и реализацией подакцизных товаров, организацией и проведением азартных игр (игорный бизнес), осуществляют финансовые и платежные услуги. Существует план-график документальных плановых налоговых проверок на 2023 год;
  • камеральные, фактические проверки – они разрешены и до 01 августа 2023 года.

Также стали возможны внеплановые документальные проверки – были добавлены новые категории налогоплательщиков, которые можно проверять во время действия военного положения. Это ситуации, когда:

  • произошло нарушение налогового законодательства в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр (игровой бизнес), предоставления финансовых платежных услуг (пп. 78.1.1 НК);
  • подача покупателем жалобы на нерегистрацию налоговой накладной/акцизной накладной или ошибки в их обязательных реквизитах (пп. 78.1.9 НК);
  • нарушение правил налогообложения доходов нерезидентов с источником происхождения из Украины и/или налогообложение нерезидентов.

По требованию МВФ 9 ноября 2023 был принят в целом законопроект от 16.10.2023 № 10016-д, которым вносятся изменения в пункт 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НК. Законом расширен перечень субъектов хозяйственной деятельности, которые могут быть внесены в план-график документальных проверок с 01 декабря 2023 по 31 декабря 2024 года. Плановые проверки разрешены в:

  • налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность в сфере производства и реализации подакцизной продукции, занимаются организацией и проведением азартных игр в Украине (игровой бизнес), или предоставляют финансовые, платежные услуги;
  • нерезидентов, осуществляющих в Украине деятельность через обособленные подразделения и постоянные представительства высокой степени риска.

В план также включат субъектов хозяйственной деятельности, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

  • уровень уплаты налога на прибыль на 50% ниже уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;
  • уровень уплаты НДС на 50% меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на налогоплательщиков, у которых операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины превышают 25% общих объемов поставок и одновременно уровень уплаты налога на прибыль составляет не менее 50% уровня уплаты налога в отрасли;
  • дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность более чем в 2 раза;
  • общая сумма расходов ≥ 75% от суммы общего годового дохода, при условии что сумма общего годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности ≥10 млн грн;
  • начисление и выплата юридическими лицами заработной платы на уровне ниже средней отраслевой зарплаты в соответствующем регионе.

С 01 декабря 2023 отменяется мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ.

Внимание! Документальные и фактические проверки будут проводиться только при наличии безопасных условий для их проведения.

Остаются запрещенными и с 01 декабря 2023 года следующие налоговые проверки:

  • документальные проверки плательщиков единого налога I и II групп – до 1 декабря 2024 года;
  • документальные проверки субъектов хозяйствования, где налоговым адресом являются временно оккупированные территории и территории активных/возможных боевых действий;
  • фактические проверки по местонахождению объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, расположенных на временно оккупированных территориях Украины и территориях активных/возможных боевых действий.

Внимание! На проверки, связанные с прекращением предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя, реорганизацией или прекращением юридического лица и проверки по обращению налогоплательщика действие моратория не распространяется.

На что обратить внимание при подготовке к налоговой проверке

Во время подготовки к проверке рекомендуем обратить внимание на следующее:

  • есть ли среди контрагентов высокорисковые? По ним надо проверить все первичные документы. ДПС ищет зацепки о невозможности осуществления хозяйственных операций с такими контрагентами, чтобы признать их недействительными или “бестоварными”;
  • в порядке ли оформления документов по ожидаемому направлению проверки? Он указан в копии приказа на проведение обратить внимание на документирование причин операций. Например, акты предоставляемых услуг должны точно передавать их суть и не быть расплывчатыми. “Предоставлено услуги консультирования” – не подходит. Надо более детально. Также описание номенклатуры в накладных и налоговых накладных должно быть идентично;
  • есть ли документы о происхождении всех товаров, которые находятся в реализации и могут подтвердить право собственности на товары? Достаточно важный вопрос, в частности у ФЛП, работающих без РРО. Это может свидетельствовать о наличии скрытой необлагаемой хозяйственной деятельности;
  • есть ли все документы по предмету проверки в пределах 1095 дней? В объем проверки ГНС имеет право включить все документы, но срок давности по ним – 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы. Обратите внимание, что течение данного срока приостановлено на время COVID-карантина (с 12 марта 2020 года) и военного положения (см. разъяснение ГУ ГНС в Черкасской области). 

Проверяем документы у самих налоговиков

При проведении документальных выездных (плановых и внеплановых), фактических проверок налоговик должен предъявить:

  • направления на проведение такой проверки, в котором в частности должны быть цель и вид проверки, реквизиты приказа, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилии должностных лиц, проводящих проверку, подпись руководителя или заместителя;
  • копию приказа о проведении проверки;
  • удостоверение, позволяющее идентифицировать личность налоговика.

В случае проведения документальной выездной плановой и внеплановой проверки должно быть направлено уведомление, подписанное руководителем или его заместителем.

Если найдены определенные ошибки в вышеперечисленных документа или если определенного документа не хватает – можно отказать налоговикам в доступе к объекту, составив акт в произвольной форме.

Еще одна рекомендация-сделать копии всех документов, включая удостоверения.

Что и как проверяют налоговики

Сами налоговики во время проверки руководствуются внутренними рекомендациями. Среди таких Методрекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями ГНС во время организации проведения и реализации материалов проверок налогоплательщиков, приказ ГНС от 04.09.2020 № 470. Там есть правила, что применяются для оформления документальных и фактических проверок. Например, о направлении на проверку (пп. 1.3.1 этих Методрекомендаций).

Правила поведения при налоговой проверке 2023

Общие советы:

  • не давайте налоговикам документы, которые они не просили. Вы ничего этим не нарушаете. Все документы лучше предоставлять по мере того, как их пригласили;
  • отказывайте от предоставления документов, которые не связаны с предметом проверки. Налоговики могут при этом даже составить акт отказа в произвольной форме. Такое требование со стороны проверяющих – их административная ответственность по ст. 16621 КУАП;
  • не оставляйте налоговиков одних с оригиналами первичных документов. Они не имеют права изымать оригиналы. Они могут получать только заверенные копии документов, относящихся к предмету проверки. Копии заверяются подписью налогоплательщика или его должностного лица, а также скрепляются печатью, если такая есть (индивидуальная налоговая консультация ГНС от 16.01.2021 г. № 169/ИНК/99-00-07-05-01-06);
  • отказывайте в запросе на проведение инвентаризации, если нет постановления от ГНС. Однако, если постановление есть, то отказ от инвентаризации имеет следствием арест имущества.



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді