НСЗУ добавила еще один шаг на пути к заключению договоров по Программе медицинских гарантий. Теперь заведения должны пройти предварительную проверку на соответствие требованиям. Однако если пройдут ее успешно, меньше документов будут собирать на этапе самого контрактования.
Изменились требования и к инклюзивности заведений. С 2022 года нужно будет подтверждать не только доступность зданий для маломобильных групп населения, но и обеспечение перевода на украинский жестовый язык. Но обо всем по порядку. Начнем с основ.
⚡️ Финансовый план КНП на 2022 год
Договор с НСЗУ: условия
Шаг 1. Отвечать установленным требованиям
Чтобы заключить договор с НСЗУ, заведение должно соответствовать установленным требованиям. Их определяет постановление КМУ от 28.03.2018 № 391. Сейчас таких требований пять:
- иметь лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике и другие разрешительные документы, предусмотренные законом;
- обеспечить необходимое для оказания медицинских услуг по договору материально-техническую базу, которая соответствует требованиям отраслевых стандартов в сфере здравоохранения, примерные табели материально-технического оснащения, утвержденные МЗ;
- создать условия для медицинского обслуживания и свободного доступа к зданиям и помещениям поставщика медицинских услуг лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения;
- зарегистрировать поставщика как юридическое лицо (кроме государственного или коммунального учреждения) или как физическое лицо-предпринимателя;
- отвечать критериям, установленным в порядке использования средств соответствующей бюджетной программы, на выполнение которой заключаете договор о медицинском обслуживании населения.
Внимание: больше всего вопросов вызывает обычно третий пункт требований. Ведь многие заведения построены давно. Они имеют высокие лестницы, узкие коридоры и туалеты, оснащенные слишком малы для тележки лифтами или не оснащены вообще и тому подобное. Поэтому подогнать такие заведения под современные требования инклюзивности обычно довольно сложно.
Еще до 30 сентября 2021 года законодательство позволяло сделать доступными для маломобильных групп населения входы, выходы и пути движения к зданию и помещения. Однако с 1 октября 2021-го уже должна быть обеспечена доступность всего здания и помещений.
Соответственно, чтобы заключить договоры на 2022 год, заведение должно предоставить сканированную копию документа, что подтверждает доступность здания и помещения (п. 2 Постановления КМУ «Про договоры о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий» от 25.04.2018 № 410; далее — Постановление № 410).
Внимание: правило имеет два исключения. Доступность здания и помещения не подтверждают заведения, которые планируют предоставлять:
- экстренную медицинскую помощь;
- услуги по вакцинации от COVID-19.
Документ, удостоверяющий доступность, — квалификационный сертификат. Его выдает специалист по вопросам технического обследования зданий и сооружений.
На семинаре рассмотрим практические ситуации из жизни бухгалтеров и дадим исчерпывающие ответы на ваши вопросы: как заполнить отчетность неприбыльного КНП, когда исправлять ошибки и в чем риск, а также как заполнить полный и упрощенный пакет финансовой отчетности 2021
Шаг 2. Следить за сообщениями и объявлениями НСЗУ
НСЗУ на своем сайте размещает:
- сообщение о приеме обращений о проведении анализа —
-
- имеющегося у субъектов хозяйствования медицинского оборудования, персонала
- лицензий, разрешительных документов, необходимых для предоставления медицинских услуг
- также возможности привлечения к предоставлению медицинских услуг подрядчиков
- объявление о заключении договоров о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий.
Сообщение
Сообщение о приеме обращений о проведении анализа – нынешняя новация. Соответствующие изменения в Порядке заключения, изменения и прекращения договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, утвержденный Постановлением № 410, КМУ внес постановлением от 10.11.2021 № 1168.
Уведомление о приеме обращений содержит:
- особенности подачи обращений и их рассмотрения;
- условия закупки медицинских услуг, на соответствие которых будет проводиться анализ;
- объем медицинских услуг (спецификация) о возможности предоставления которых проводится анализ;
- перечень приложений к обращению.
Первые такие сообщения НСЗУ разместила на своем сайте 24 ноября.
Объявление
За объявлениями заведения следили и раньше, когда заключали договоры. Так, в объявлении НСЗУ отмечает сведения:
- условия закупки — это условия по предоставлению соответствующих медицинских услуг или групп медицинских услуг, а также —
- наличия необходимого медицинского оборудования и персонала;
- возможности привлечь к предоставлению медицинских услуг подрядчиков;
- спецификации — описание медицинских услуг или групп медицинских услуг, в частности их состав, количественные и качественные характеристики;
- адрес, по которому заведение должно предоставлять медицинские услуги, — при необходимости;
- данные, которые нужно будет указать в заявлении о заключении договора и внести в электронную систему здравоохранения (ЭСОЗ);
- перечень и форма приложений к заявлению;
- срок и способ подачи предложений и срок их рассмотрения НСЗУ;
- привлечение других субъектов хозяйствования к предоставлению части медицинских услуг по договору.
Внимание: условия закупки и спецификации — неотъемлемая часть будущих договоров.
С момента, когда НСЗУ размещает объявления, учреждения здравоохранения могут подавать соответствующие предложения.
Шаг 3. Пройти предварительную проверку
Когда на сайте НСЗУ появилось сообщение о приеме обращений о проведении анализа по определенным медицинским услугам или группам (пакетам) медицинских услуг, заведение должно подать соответствующее обращение. Форму документа и приложений к нему НСЗУ приводит в самом сообщении. Там же указывает и условия и порядок, по которому принимает обращение.
НСЗУ будет проверять наличие медицинского оборудования, персонала, лицензий, разрешительных документов, необходимых для предоставления медицинских услуг, а также возможности привлечения подрядчиков по соответствующим направлениям.
Внимание: по состоянию на 29 ноября 2021 года НСЗУ опубликовала сообщение по 18 направлениям медицинской помощи. Обращение за ними надо подать до 18:00 15 декабря. НСЗУ обещает рассмотреть обращение о проведении соответствующего анализа до 24 декабря 2021 года включительно.
Заведение подает обращение через платформу SmartTender. Для этого заполните электронную форму по соответствующему направлению. Обращения, в частности с устраненными недостатками (повторные), которые подадите с опозданием, НСЗУ не будет рассматривать.
НСЗУ может уведомить учреждение о необходимости исправить ошибки в обращении уже после предельной даты его подачи. В таком случае имеете право подать обновленное обращение в течение двух рабочих дней.
Внимание: прежде чем подать обращение, заведения сначала должны внести в ЭСОЗ данные о разрешительных документах:
- первичная помощь — по направлению «Внесение информации в отношении лицензий и других разрешительных документов (закладки первичной медицинской помощи)»;
- специализированная помощь — по направлению «Внесение информации в отношении лицензий и других разрешительных документов (закладки специализированной медицинской помощи)».
Актуализируйте информацию о:
- субъект хозяйствования, места предоставления им медицинских услуг и медицинское оборудование, указанное в сообщении;
- лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике (дата, срок действия, номер приказа, номер лицензии и вид хозяйственной деятельности, на право осуществления которой выдана лицензия);
- субъекты хозяйствования, которые будут привлечены к выполнению договора (подрядчики);
- уполномоченных лиц и медицинских работников, которые будут привлечены к заключению или выполнению договора.
Если вы уже подали обращение, а информация изменилась, в тот же день внесите соответствующие изменения в ЭСОЗ.
Документы, представленные в обращении, НСЗУ использует при заключении договоров о медицинском обслуживании населения в 2022 году.
НСЗУ объявления о заключении договоров
Шаг 4. Подать предложение с НСЗУ
После анализа НСЗУ разместит объявление о заключении договоров о медицинском обслуживании населения по Программе медицинских гарантий. Заявление для заключения договора и приложения к ней оформляйте через ЭСОЗ.
Внимание: документооборот, связанный с заключением, изменением и прекращением договора об оказании медицинской помощи пациентам с COVID-19, можно осуществлять с помощью средств телекоммуникации в соответствии с законодательством.
Прежде чем подать предложение, еще раз проверьте, вся ли информация о субъекте хозяйствования, места предоставления им медицинских услуг, медицинское оборудование, подрядчиков, персонал в ЭСОЗ актуальна. Поэтому подавайте:
- заявление — для этого заполните соответствующие поля через автоматизированное рабочее место;
- приложения к заявлению — их прикрепите в виде сканированных копий подписанных документов в формате PDF.
Внимание: поскольку заведение подает в НСЗУ необходимые документы для предварительного анализа, то повторно отправлять приложения отныне не нужно. Исключение – если у них изменилась информация и они нуждаются в обновлении.
Если вы уже подали предложение, а что-то из перечисленного изменилось, в тот же день внесите соответствующие изменения в ЭСОЗ. А если подали неполную информацию или наделали в ней ошибок — подайте новое предложение.
Успейте сделать это до даты, указанной в объявлении. Иначе ваше предложение НСЗУ не будет рассматривать.
Заявление
В заявлении укажите следующую информацию:
- Фамилия, имя и отчество заявителя со стороны поставщика и документ, на основании которого действует заявитель —
- для юридических лиц — укажите «Устав»;
- для физических лиц-предпринимателей — «запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований № __ (указать номер) от ___ (указать дату записи)».
- Места оказания услуг и перечень врачей, оказывающих медицинскую помощь в соответствующем месте оказания медицинских услуг.
- Банковские реквизиты заявителя.
- Срок действия договора:
- начало срока действия договора — не ранее даты подачи заявления
- истечение срока действия договора — 31 декабря 2022 года или другая дата, на усмотрение заявителя в пределах 2022 года.
- Перечень привлеченных лиц (подрядчиков) заявителя.
Согласно последним решениям законотворцев на е-больничные перешли с 1 октября 2021 года. Часть заведений здравоохранения уже выдает е-больничные. Новая практика задает перед бухгалтерами много вопросов. Предлагаем подборку готовых решений.
Приложения
Перечень необходимых приложений к заявлению НСЗУ указывает в объявлении. Например, для учреждений, оказывающих медицинскую помощь по направлению «Профилактика, диагностика, наблюдение, лечение и реабилитация в амбулаторных условиях», это документы, как:
- документ, подтверждающий полномочия представителя, если заявление подписывает представитель заведения;
- квалификационный сертификат, что подтверждает доступность здания и помещения или входов, выходов и путей движения к зданию и помещения;
- действующая лицензия на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике и внесенных изменений, при их наличии.
С 1 января 2022 года учреждениям здравоохранения также придется подавать документы, подтверждающие обеспечение перевода на украинский жестовый язык (с русского жестового языка).
Внимание: если заведение подавало квалификационный сертификат, подтверждающий доступность здания, в 2021 году, то подавать его снова не нужно. Только если изменились условия получения документа — местонахождение юридического лица, адреса расположения здания, строительных норм и стандартов и тому подобное.
Напомним, что присылать в НСЗУ нужно не оригиналы документов, а их сканированные копии, или сведения (ссылку) о наличии такой информации в государственном реестре, базе данных или других информационных ресурсах.
И еще раз, для закрепления: с предложением подавайте только те приложения, которые нуждаются в обновлении.
Заключение договора с НСЗУ
Шаг 5. Заключить договор
Если заявление и приложенные к нему документы соответствуют определенным в объявлении условиям, НСЗУ направляет через ЭСОЗ уведомление о намерении заключить с заведением договор. При этом отмечает медицинские услуги, которые собирается заказать. Такое уведомление от НСЗУ должно поступить в течение 30 календарных дней после окончания срока подачи предложений, определенного в объявлении (п. 8 Постановления № 410).
Если во время оформления заявления или приложенных к нему документов заявитель допустил ошибки, то НСЗУ в течение трех рабочих дней от даты выявления недостатков направляет заведения предложение исправить ошибки в заявлении или подать необходимую информацию и документы. В таком случае заведение за определенный срок имеет:
- устранить недостатки;
- подать необходимые документы.
Если же на этом этапе представителей НСЗУ все устраивает, они присылают договор на подпись в заведение.
Внимание: Типовую форму договора и порядок его заключения регламентирует постановление № 410.
Договор, который подписало уполномоченное лицо НСЗУ, действует десять календарных дней. За это время его должно подписать и уполномоченное лицо заведения, иначе договор теряет свою силу.
Договор считается заключенным и вступает в силу с даты, когда его подписали уполномоченные лица НСЗУ и заведения, если иное не предусмотрено договором, но не ранее даты установления в смете соответствующего бюджетного назначения для НСЗУ.
На основании подписанного договора и предоставленных в учреждении медицинских услуг НСЗУ перечисляет на счет учреждения соответствующую плату. Важно лишь правильно фиксировать услуги в системе.
Так что если все пять шагов, описанных в статье, вы прошли успешно-вуаля! - будете иметь деньги от НСЗУ. По крайней мере так обещает сама НСЗУ.