Закон №466: комментируют налоговики

RU UA

Вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» от 16 января 2020 № 466-IX. Кроме некоторых изменений, вступающих в силу с 01.07.2020 и с 01.01.2021).

Закон №466: комментируют налоговики

Общие изменения, введенные этим Законом:

  • устраняют технические и логические ошибки в Налоговом кодексе Украины (далее - Кодекс)
  • нормы Кодекса приводят в соответствие с положениями законов Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований», «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине», «О публичных закупках», «О залоге», «О электронных документах и ​​электронном документообороте »,« Об электронных доверительных услугах», Кодекса Украины из процедур банкротства и т.д.;
  • упорядочивают функции и определения контролирующих органов в связи с реорганизацией Государственной фискальной службы Украины;
  • внедряют нормы по единого юридического лица в структуре ГНС Украины;
  • устраняют проблемы двойного налогообложения путем введения процедуры взаимного согласования;
  • совершенствуют некоторые вопросам функционирования электронного кабинета, в частности:
    • расширение перечня документов, которые могут быть получены налогоплательщиком с помощью электронного кабинета (уведомление об отказе в принятии его налоговой декларации, некоторые документы по результатам проверок, индивидуальные налоговые консультации и т.д.);
    • уточнение порядка доставки документа в электронной форме плательщику через электронный кабинет;
    • предоставление плательщикам возможности подавать в электронном виде сообщения (с документальным подтверждением фактов) для исправления неточной, неполной или устаревшей информации о себе, доступ к которой предоставляется ему через электронный кабинет;
    • урегулирования организационных процессов, связанных с формированием и приемом отчетности представленной средствами электронной связи в электронной форме;
    • решают проблемные вопросы определения даты уплаты налогового обязательства, если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день (день, следующий за выходным или праздничным днем)
    • определяют четкие требования к оформлению случаев утраты, повреждения или досрочного уничтожения документов плательщиком;
    • увеличен срок, на который может быть продлен срок предоставления индивидуальной налоговой консультации от 10 до 15 дней
    • предоставляют возможность восстановления срока на подачу плательщиком жалобы в административном порядке, если не прошло 6 месяцев с момента получения решения;
    • предоставляют возможность нерезидентам обжаловать определенные решения в контролирующий орган, который их вынес;
    • вводят новые условия оплаты труда государственных служащих контролирующих органов.

    Изменения по взысканию долга:

    • взыскание задолженности по части чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений отныне будет осуществляться в порядке, определенном статьями 59-60 и 87-101 Кодекса;
    • сокращен срок, в течение которого к налогоплательщику, которому направлено налоговое требование, не применяют меры взыскания от 60 до 30 календарных дней;
    • дополняют основания освобождения имущества налогоплательщика - должника из налогового залога;
    • сокращают сроки, в течение которого налогоплательщик может самостоятельно осуществить оценку имущества, от двух до одного месяца.

    Изменения, касающиеся ответственности налогоплательщиков и контролирующих органов:

    Вводят новую концепцию ответственности, которая предусматривает:

    • обязательный анализ и доведение контролирующими органами наличии умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения;
    • привлечение к финансовой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения осуществляют при наличии в деянии вины, кроме некоторых налоговых правонарушений ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в сроки документов для постановки на учет, осуществления расходных операций по счету налогоплательщика банком или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа; неуведомление физическими лицами-предпринимателями о своем статусе банка при открытии счета и т.п.);
    • определение обстоятельств, смягчающих ответственность лица за совершение налогового правонарушения (под влиянием угрозы, принуждения, материальную, служебную или иную зависимость; стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; самостоятельное сообщение налогоплательщиком о совершенное им правонарушение);
    • определение дополнительных обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности налогоплательщика, в том числе совершение деяния: лицом, действующим в соответствии с выводом объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда, образцового дела Верховного Суда по применению нормы права, от которого в дальнейшем было уступлено; в результате незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов;
    • уменьшение размера штрафов за совершение налогового правонарушения на 50 процентов при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность;
    • ответственность контролирующих органов за совершение налоговых правонарушений независимо от наличия вины;
    • определения фиксированного размера компенсации вреда (одна минимальная заработная плата) причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, для получения которой налогоплательщику необходимо доказать лишь факт противоправности решений, действий бездействия контролирующих органов (принятие незаконного решения, которые привели к потере лицом статуса плательщика налога ; невнесение в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения и / или нарушение сроков начала проведения камеральной проверки, препятствование освобождению имущества лица из-под режима временно задержания и т.п.);
    • определение перечня видов вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием контролирующих органов, которые могут быть заявлены налогоплательщиком к возмещению (стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, дополнительные расходы, понесенные налогоплательщиком (штрафные санкции, уплаченные контрагентам налогоплательщика, стоимость дополнительных работ , услуг, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), расходы, связанные с административным и / или судебным обжалованием т.д.). Сумма такого возмещения не должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы.

    Также законом предусмотрено:

    • отмена штрафных санкции к физическим лицам в случае непредставления или нарушения сроков представления информации для формирования Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов (в случае изменения ФИО, адреса и т.д.);
    • отмена штрафных санкций в случаях, когда ошибки в регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммы удержанного с них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в том числе в течение 30 календарных дней с дня поступления сообщений об ошибках, выявленных контролирующим органом;
    • увеличение в 2 раза штрафов для налогоплательщиков за отдельные нарушения в сфере администрирования налогов (ст 117, 118, 119, 119-1, п. 120.1, п. 121.1 НКУ и другие: нарушение порядка постановки на учет в контролирующих органах - в 2040 грн; срока и порядка представления информации об открытии (закрытии) банковских счетов - до 680 грн .; порядка представления информации о физических лиц - плательщиков налогов - до 2040 грн; порядка представления информации контролирующим органам о сделках по аренде объектов недвижимости, новый штраф - до 1360 грн и сроков хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов - до 4080 грн).

    Также установлены штрафные санкции:

    • в размере 2% объема поставок (без НДС), но не более 1200 грн, для каждой несвоевременно зарегистрированной налоговой накладной для операций по поставке товаров / услуг, освобожденных от НДС, или облагаемых по нулевой ставке и др. (П. 120-1.1)
    • в размере 5% объема поставок (без НДС), но не более 3400 грн, для каждой налоговой накладной, не зарегистрированного для операций по поставке товаров / услуг, освобожденных от НДС или облагаемых по нулевой ставке (п. 120-1.2) ;
    • за непредставление контролирующей лицом отчета о контролируемых иностранные компании - в размере 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 210 200 грн), несвоевременное представление 50 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый такой факт (более 105 100 грн.) (п. 120.7) и другие;
    • устранение шероховатостей и разногласий в нормах Кодекса о начислении пени по актам проверок.

    Изменения налогового аудита

    • останавливаются сроки давности для определения органом ГНС денежных обязательств в случаях, если он не может провести проверку в связи с отсутствием плательщиков по местонахождению, не допуском плательщиком к проверке, обжалованием приказов на проведение проверки в течение длительного времени, изъятием документов правоохранительными органами, законодательными запретами на проведение проверок (моратории на проведение проверок) или решениями судов о запрете проведения проверок;
    • усовершенствован порядок оформления органами ГНС налоговых уведомлений-решений, в частности в части наведения в них обоснования выявленных нарушений и детального расчета штрафных санкций;
    • усовершенствован порядок рассмотрения возражений налогоплательщиков и вынесения ППР путем введения их вынесения на рассмотрение комиссий по рассмотрению возражений контролирующего органа, одной из функций которой будет исследование вопроса наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении правонарушения;
    • исключают из оснований для проведения внеплановой проверки решения суда (следственного судьи)
    • дают право налоговому органу во время проверки получать объяснения от работодателей и / или их работников и / или лиц труд, используемых без документального оформления (пп. 20.1.47 НКУ);
    • предоставлено право налоговым органам проводить внеплановые проверки уже проверенных периодов в случае получения от иностранных государственных органов информации, свидетельствующей о наличии нарушений (п.п. 78.1.21 п. 78.1 ст. 78 НКУ);
    • предусмотрена возможность остановки проверок всех категорий налогоплательщиков, а не только крупных;
    • ограничена возможность контролирующих органов вносить изменения в план-график проведения документальных плановых проверок (будет допускаться внесение изменений не чаще одного раза в первом и единожды во втором квартале соответствующего года, кроме случаев, когда изменения связаны с изменениями наименование налогоплательщика, который уже был включен в план-график, и / или исправления технических ошибок);
    • установлено, что акт проверки не может рассматриваться как заявление или сообщение о совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов;
    • увеличен с 3 до 5 лет срок проведения проверки и вынесения налоговых уведомлений-решений по уплате налога на доходы физических лиц, военного сбора при выплате заработной платы.

    Изменения в учете налогоплательщиков:

    • изменены критерии принадлежности налогоплательщика к крупным плательщикам (уплата исключительно налоговых платежей - 1,5 млн евро (было 1 млн налоговые и таможенные платежи))
    • установлен порядок учета в контролирующих органах нерезидентов (иностранных компаний, организаций) (взятие их на учет в контролирующих органах осуществляется после аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения, или до получения нерезидентом имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, или в открытие счетов в банках Украины. в случае аккредитации на территории Украины обособленного подразделения, одновременно с постановкой на учет нерезидента осуществляется постановка на учет и его обособленного подразделения);
    • усовершенствован порядок регистрации плательщиками НДС обеспечен учет ФЛП с признаком производства «независимой профессиональной деятельности».

    Внедрение шагов Плана действий BEPS

    Трансфертное ценообразование:

    • совершенствуют контроль за трансфертным ценообразованием с выполнением положений 8-10, 13 шагов Плана действий BEPS по:
    • контролю за распределением функций, рисков и нематериальных активов внутри группы компаний;
    • правил для операций с сырьевыми товарами путем исключения ограничения на применение исключительно биржевых котировок определенных бирж и предоставление возможности использовать котировочные цены на такие товары;
    • введение трехуровневой структуры документации для международных групп компаний, которая включает в себя документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл), глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting) - в соответствии с определенными критериями, компании должны будут подавать 2 дополнительных документа: глобальную документацию (мастер-файл) и отчет в разрезе стран (country-by-country reporting)

    Международные процедуры:

    • применение процедуры взаимного согласования (Шаг 14), предусматривающий механизм подачи заявления на рассмотрение дела по процедуре взаимного согласования, требования к такому заявлению, порядок действий контролирующего органа и тому подобное;
    • налогообложение приравненное к дивидендам платежей при осуществлении операций с нерезидентами;

    Контролируемые иностранные компании:

    • определение контролируемых иностранных компаний и их налогообложения (Шаг 3), что предусматривает:
    • введение концепции налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний на уровне контролирующего лица - физического или юридического лица, является контролирующей лицом такой компании;
    • обязанность представления контролирующими лицами отчета о контролируемых иностранных компании в контролирующий орган;
    • ограничения расходов по финансовым операциям со связанными лицами (Шаг 4);

    Международное налогообложение:

    • предотвращения злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения (Шаг 6);
    • предотвращения избежанию статуса постоянного представительства и налогообложения постоянных представительств (Шаг 7).

    Кроме того, Законом:

    • изменено с 20% до 25% определение доли владения корпоративными правами для срока связанного лица;
    • расширен срок разумной экономической причины (деловой цели) (пп. 14.1.231 НКУ), в результате чего возможно его применение в отношении операций как с резидентами, так и нерезидентами;

    Изменения, касающиеся налога на прибыль предприятий

    • расширен круг налоговых агентов:
      • на юридических и физических лиц «упрощенцев», а также физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность - по выплаченных нерезиденту доходов (прибыли) с источником их происхождения из Украины,
      • на юридических лиц-«упрощенцев» - по полученной скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании;
    • не начисляют амортизацию за период неиспользования (эксплуатации) основных средств в хозяйственной деятельности в связи с их модернизацией, реконструкцией, достройкой, дооборудования и консервации;
    • вводят отдельный учет процентов, которые были капитализированы (подлежали включению в себестоимость необратимого актива) в соответствии с НП (С) БУ или МСФО;
    • уточнен порядок учета процентов, выплачиваемых по кредитам, займам и другим долговым обязательствам (тонкая капитализация), относительно:
      • распространения ограничения по учету таких процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам, полученных как от связанных, так и не связанных лиц резидентов и нерезидентов;
      • определение одного критерия для применения указанного порядка и увеличение финансового результата до налогообложения - при условии того, что общая сумма начисленных процентов по таким обязательствам превышает 30 процентов суммы рассчитанного объекта налогообложения налогом на прибыль отчетного (налогового) периода, в котором осуществляется начисление таких процентов, увеличенного на сумму финансовых расходов по данным финансовой отчетности и суммы амортизационных отчислений по данным налоговой отчетности того же отчетного (налогового) периода;
      • вводят новые разницы, Которые уменьшают финансовый результат до налогообложения по суммам:
        • начисленных доходов в виде дивидендов в пользу плательщика от контролируемой иностранной компании;
        • начисленных в пользу плательщика доходов в виде дивидендов и от участия (не менее 10%) в капитале нерезидентов, которые не входят в перечень государств (территорий) низконалоговых юрисдикций;
        • признанных доходов от определения курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте на дату баланса в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международных стандартов финансовой отчетности;
        • отрицательного значения объекта налогообложения (на дату утверждения передаточного акта или разделительного баланса) налогоплательщика, который реорганизуется (путем присоединения, слияния, преобразования или разделения, выделения) у налогоплательщика - правопреемника, если такие плательщики были связанными лицами больше восемнадцати последовательных месяцев до даты завершения присоединения (слияния)
        • вводят новые разницы, Которые увеличивают финансовый результат до налогообложения по суммам:
          • 30% стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг (кроме операций, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса), реализованных в пользу нерезидентов, входящих в перечень государств (территорий) низконалоговых юрисдикций;
          • /span>части скорректированной прибыли контролируемой иностранной компании, пропорциональной доле, которой владеет или которые контролирует юридическое лицо, исчисляется в соответствии с правилами, определенными статьей 392 Кодекса;
          • расходов, понесенных налогоплательщиком в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели;
          • уточняют и дополняют разницы, применяемые для увеличения финансового результата до налогообложения, о суммах штрафов, пени, начисленных контролирующими органами и другими органами государственной власти за нарушение требований законодательства;
          • уточнен порядок и особенности налогообложения нерезидентов в части дополнения перечня доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины, подлежат налогообложению, в частности:
            • прибыли от осуществления операций по продаже или иного отчуждения акций, корпоративных прав, долей в иностранных компаниях, организациях, созданных в соответствии с законодательством других государств, кроме находящихся в обращении на фондовой бирже;
            • доходами от отчуждения прав нерезидента на добычу и разработку месторождений полезных ископаемых, минеральных источников и других природных ресурсов, расположенных на территории Украины.
            • увеличивают с 6 тыс. грн до 20 тыс. грн сумму, которую используют при определении основного средства (Пп. 14.1.138 НКУ);
            • увеличивают границу с 20 млн грн до 40 млн грн дохода, когда объект налогообложения налога на прибыль предприятий нельзя не корректировать на финансовые разницы;
            • вводят ускоренную амортизацию основных средств на период 2020-2030 г.г.

            Изменения в НДС

            • вводят для отчетности по НДС единственный отчетный период - календарный месяц (в том числе для плательщиков единого налога) с целью упрощения администрирования НДС, применение единого подхода к формированию показателей отчетности и их отражение в информационных системах ГНС;
            • определение базы налогообложения для операций по поставке электрической энергии, исходя из цены, которая сложилась на рынке электрической энергии без необходимости доначисления налоговых обязательств по НДС, если такая рыночная цена электроэнергии меньше цены его приобретения;
            • определение базы налогообложения для операций по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины (договорная (контрактная) стоимость таких товаров, указанная в таможенной декларации);
            • обеспечение возможности формирования налогового кредита плательщиками, применяющими кассовый метод налогового учета в случае, если оплата приобретенных товаров / услуг осуществляется более чем через 1095 календарных дней
            • урегулирован вопрос учета в системе электронного администрирования налога суммы средств, изъятых и зачисленных контролирующим органом на счет налогоплательщика в соответствии со статьей 95 Кодекса в счет погашения налогового долга по НДС по задекларированных к уплате налоговым обязательствам;
            • продлен предельного срока регистрации в ЕРНН сводных налоговых накладных с 15 до 20 числа месяца;
            • установлено временной льготы по НДС для операций по передаче транспортных средств малообеспеченным слоям населения, а также органам специального назначения (скорая медицинская помощь и центральные органы исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты, спасательного дела, пожарной и техногенной безопасности) для оперативного выполнения задач, направленных на защиту и сохранение здоровья населения;
            • восстановлено применения нулевой ставки НДС к операциям по экспорту сои и рапса(До внесения изменений к операциям по экспорту сои и рапса применялся режим освобождения от налогообложения НДС, который исключал возможность декларирования к возмещению сумм НДС по таким операциям)
            • уточнено, что кассовый метод налогового учета по НДС распространяется в т.ч. на подрядчиков и субподрядчиков;
            • обеспечено распространение льготы НДС на ввоз племенных чистопородных животных сельскохозяйственного товаропроизводителя.

            Изменения в НДФЛ

            • определен порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний;
            • налогообложения по основной ставке 18% дохода, полученного плательщиком налога от продажи в течение отчетного налогового года третьего и последующих объектов движимого имущества (транспортных средств) (первый объект в год остается по нулевой ставке, второй - по ставке 5%);
            • уточнен перечень расходов для физических лиц - предпринимателей в части расходов на уплату налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за объекты нежилой недвижимости, расходов на реконструкцию, модернизацию и другие виды улучшения основных средств;
            • отменяют уплату НДФЛ по пенсиям, размер которых превышает 10 размеров прожиточного минимума;
            • освобождают от уплаты 5% НДФЛ при продаже объекта незавершенного строительства при условии пребывания такого имущества в собственности налогоплательщика более трех лет.

            Упрощенная система налогообложения

            • исключено грузовые авто из объектов, не подлежащих амортизации ФЛП на общей системе налогообложения;
            • уменьшено с 15 до 10 дней срок, до истечения которого плательщик единого налога третьей группы по ставке 5% может подать заявление об изменении ставки этого налога на 3% + 20% НДС;
            • ограничено распространение льготы в виде земельного налога на плательщиков единого налога 1-3 групп при предоставлении недвижимого имущества в аренду;
            • определено, что аннулирование регистрации единого налога возможно при наличии налогового долга, превышающего 1020 грн.

            Акцизный налог

            • нормы Кодекса приводят в соответствие с Законом Украины «О рынке электрической энергии» в части:
            • исключение из перечня плательщиков акцизного налога оптового поставщика электрической энергии;
            • уточнения определения плательщика акцизного налога - производителя электрической энергии;
            • исключают из объектов налогообложения акцизным налогом операции по реализации и / или передачи в пределах одного предприятия электрической энергии произведенной на объектах электроэнергетики;
            • дополнен перечень подакцизных товаров табакосодержащим изделием для электрического нагрева (ТВЕН) с помощью подогревателя с электронным управлением;
            • дано определение сроков электронная сигарета и жидкости, используемые в электронных сигаретах. Установлена ​​ставка акцизного налога на жидкости, используемой в электронных сигаретах (3000 гривен за 1 литр) и определен порядок их налогообложения, также введен маркировки емкости (упаковки) с жидкостью, используемой в электронных сигаретах, марками акцизного налога.

            Рентная плата:

            • изменены ставки рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (черных металлов (кроме железной руды), цветных и легирующих металлов; железной руды)
            • пересмотрен перечень операций, к которым применяются корректирующие коэффициенты, которые определяются в зависимости от вида полезного ископаемого (минерального сырья) и условий ее добычи;
            • изменены некоторые диапазоны частот, за которые уплачивается рентная плата;
            • уточнены ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов, а именно уменьшены категории с 5 до 3 (п. 256.3).

            Местные налоги:

            • меняют сроки принятия и обнародования органами местного самоуправления решений о ставках местных налогов, а также информирование контролирующих органов о принятых решениях;
            • контролирующие органы обязуются информировать органы местного самоуправления о состоянии расчетов с местными бюджетами;
            • определено понятие «Время» и «Расчетный час» для определения базы взимания туристическим сбором;
            • установлена ​​возможность определения налоговых обязательств по плате за землю на основании невнесенных в государственные реестры правоустанавливающих документов на земельные участки;
            • уточняют порядок начисления и отправки контролирующим органом физическим лицам сумм платы за землю.

            По информации Пресс-служба ГНС


            Вебінар для бухгалтера

            Статті за темою

            Усі статті за темою

            ❗ Військовий збір 5%: робочі кейси і рішення до них

            Закон про підвищення податків набрав чинності 01.12.2024. Тож запитання як утримувати військовий збір за новою ставкою ― ТОП серед бухгалтерів. Редакція Головбух роз'яснила всі тригерні моменти на цю тему. Дізнайтеся, які ситуації найбільше занепокоїли ваших колег, і як їх розв'язати
            7658

            Понаднормові години: оплата

            Як оплачується робота в понадурочний час, як розраховуються понаднормові години та правила для понаднормових годин під час воєнного стану, обмеження понаднормових годин за часом та виконавцями, коли понаднормові години дозволені, — відповіді на ці питання в огляді
            53

            ПДВ 2025

            Розбираємо все про ПДВ 2025 — ставки, платники, бюджетне відшкодування, податкові пільги, призупинення перебігу строків давності, звільнення від ПДВ товарів, необхідних на фронті
            613

            Військовий збір: як і з якого числа вираховувати

            Військовий збір покликаний збільшувати фінансування ЗСУ через додаткові надходження до бюджету. Про розрахунок та утримання військового збору після прийняття Закону про підвищення податків № 4015, об’єкти оподаткування, платників збору, звітність та штрафи — у цьому огляді
            185637

            Гарячі запитання

            Усі питання і відповіді