Мобилизационный Закон № 3633: к чему готовиться работникам и работодателям с 18.05.2024

RU UA
Автор
експерт з оплати праці та податкового обліку Експертус Головбух
Надзор за исполнением мобилизационного законодательства усиливают. Есть очередные изменения в правилах военного учета. Эксперт акцентировал внимание на важных моментах, касающихся обязанностей работодателей

Законодатель одобрил долгожданный Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения военной службы, мобилизации и военного учета» от 11.04.2024 № 3633-IX (далее Закон № 3633), которым изменил порядок прохождения военной службы, мобилизации и военного учета Основные его новации работают с 18.05.2024. Часть из них касается работодателей, ведь они участвуют в уведомлении о призыве на военную службу и бронировании работников.

Базовая военная служба

Призыв на срочную военную службу, которого фактически не было в период военного положения, трансформировали в призыв в базовую военную службу.

На базовую военную службу будут направляться граждане Украины мужского пола (женского — добровольно), которым исполнилось 18 лет и не достигшим 25-летнего возраста.

Сроки базовой военной службы в календарном исчислении установили:

  • в мирное время, в особый период (кроме периода действия военного положения) – до пяти месяцев;
  • во время действия военного положениядо трех месяцев.

На базовую военную службу граждан Украины будут направляться по повесткам районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки (ТЦК).

Начало прохождения базовой военной службы – день отправления в учебную часть (центр) с ТЦК (сборный пункт).

Военнослужащих, которые будут проходить базовую военную службу, будут увольнять со службы в связи с истечением установленных сроков военной службы, в сроки, определяемые правительством.

За работниками, направленными на базовую военную службу, сохраняйте место работы и должность (ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины). Произошла лишь формальная замена одного вида военной службы другим, без изменения трудовых гарантий.

Закон № 3633 не определяет даты первого направления на базовую военную службу. Это будет решать Кабмин, утвердивший сроки направления и численность граждан Украины, которые будут проходить базовую военную службу.

Не путайте базовую военную службу с базовой общевойсковой подготовкой.

Базовую общевойсковую подготовку будут проводить в учреждениях высшего образования всех форм собственности и включать в учебные планы этих учреждений. Она стартует с 01.09.2025 года.

Прохождение базовой общевойсковой подготовки будет частью учебного процесса студента. Это означает, что в свободное время студент может работать, а работодателя не будет обходить, увольнять ли работающего студента для прохождения учебной части базовой общевойсковой подготовки и каким образом.

Однако во время практических занятий, предусмотренных в учебных планах базовой общевойсковой подготовки, на граждан Украины, которые будут проходить такую подготовку, будут распространяться права и обязанности, предусмотренные для военнообязанных, призванных на учебное (проверочное) собрание. Помните, что за военнообязанными, призванными на сборы, на весь период сборов включая время проезда к месту их проведения и обратно сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату на предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятие) независимо от подчинение и форм собственности (ч. 11 ст. 29 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 № 2232-XII; далее – Закон о военной службе).

Сохраняйте место работы (должность) с работниками на период базовой военной службы.

Средний заработок на время уточнения учетных данных и осмотра ВЛК

Не изменилось требование сохранять за работниками место работы, занимаемую должность и среднюю зарплату при выполнении обязанностей, связанных с направлением в ТЦК:

  • для взятия на военный учет, призыва или принятия на военную службу;
  • на медосмотр (медобследование в амбулаторных или стационарных условиях), лечение.

С 18.05.2024 такие же трудовые гарантии имеют лица, которых направляют центры рекрутинга, центры предоставления административных услуг (ЦНАП), центры занятости на медосмотр (медосмотр в амбулаторных или стационарных условиях), лечение (ч. 2 ст. 21 Закона о военной службе).

Правительству было поручено обеспечить функционирование при ЦНАП и центрах занятости рекрутеров для привлечения на военную службу.

Особенности прохождения медобследования военнообязанных и резервистов во время мобилизации на особый период совместно определят Минобороны и Минздрав.

После визита в центр рекрутинга, ЦНАП, центр занятости, если работник захотел проходить военную службу, он может получить там направление для прохождения медосмотра, чтобы определить пригодность к военной службе. В таком случае храните за работником место работы, занимаемую должность и среднюю зарплату на время такого медосмотра.

Если в центре рекрутинга, ЦНАП, центре занятости повестки не выдадут, потенциальному кандидату на военную службу придется получить справку или направление, чтобы подтвердить уважительную причину своего отсутствия на рабочем месте.

Открытым остается вопрос: сохранять ли за работником средний заработок при уточнении учетных данных в ЦНАП? Ведь ЦНАП будут привлечены к выполнению военных обязанностей граждан. Однако эта процедура добровольна. ЦНАП не адресует повесток и выдает справок о посещении ЦНАП для уточнения учетных данных военнообязанного.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННОМУ БИЛЕТУ

Уведомление и прибытие работников по вызову ТЦК

В Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 № 3543-XII (далее — Закон о мобилизации) добавили новый термин «уведомление». Он включает вызов граждан в ТЦК, а также вручение (отправку) повесток гражданам.

Среди обязанностей предприятий — обеспечивать своевременное оповещение и прибытие работников, вызываемых для призыва по мобилизации на сборные пункты ТЦК (абз. 7 ч. 1 ст. 21 Закона о мобилизации).

Для этого работодатели должны принимать соответствующие информационные и организационно-технические меры. Расходы на такие меры будут компенсироваться из госбюджета не позднее чем через месяц после подачи соответствующего обращения. Порядок представления обращения должно установить правительство. Какие это информационные и организационно-технические мероприятия законодатель не объясняет. Вполне возможно, что они будут включать информирование работников о вызове в ТЦК, вручение повесток, а может и обеспечение транспортом для доставки в ТЦК.

Правительство также должно определить порядок оповещения военнообязанных и резервистов, их прибытие в ТЦК, воинские части ВСУ, другие военные формирования. Впоследствии работодатели сообщат детали этой процедуры.

Расходы на оповещение и прибытие работников по вызову ТЦК компенсируют из бюджета.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПРОЦЕДУРЕ БРОНИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ

Временное ограничение права вождения

По иску ТЦК суд может временно ограничить гражданина Украины в праве управлять транспортным средством при мобилизации (ст. 283-2 Кодекса административного судопроизводства Украины).

До судебного решения может дойти, если:

  • во время мобилизации лицо не исполнило обязанности, предусмотренные в части третьей статьи 22 Закона о мобилизации, и совершило админправонарушение, предусмотренное статьей 210-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации);
  • полиция сообщила ТЦК о невозможности провести административное задержание и доставить нарушителя в ТЦК;
  • лицу вручили требование ТЦК об исполнении обязанности (обязанностей) военнообязанного, резервиста, но она ее не выполнила.

Если суд удовлетворит иск ТЦК, судебное решение подлежит немедленному исполнению. Откроют исполнительное производство, постановление исполнителя будет направлено в полицию, которая применит к лицу временное ограничение в праве управлять транспортным средством во время мобилизации.

Суд откажет в удовлетворении требования ТЦК о временном ограничении лица в праве управлять транспортным средством во время мобилизации, если это ограничение лишает личность основного законного источника средств к существованию. То есть лиц, для которых единственным источником дохода является зарплата водителя, не ограничат в праве управлять транспортным средством.

Если же выяснится, что водитель предприятия зарегистрирован как ФЛП или получает пассивные доходы (дивиденды, проценты по депозиту, сдает имущество в аренду и т.п.), есть риск, что действие его водительских прав временно ограничат. Такое может произойти с водителями, не выполняющими воинские обязанности по Закону о мобилизации и дело дошло до суда.

Водитель предприятия, которого временно ограничили в праве управлять автомобилем, не сможет выполнять свои обязанности. Тогда работника могут уволить по несоответствию его квалификаций занимаемой должности или перевести на другую должность, например, слесаря по ремонту колесных транспортных средств.


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді