Учет возврата товара
СКАЧАЙТЕ ПАМ'ЯТКУ: Граничні строки реєстрації ПН/РК і штрафи за їх порушення 📝
Возврат товара: правовые аспекты
Обязанность продавца – передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора купли-продажи, или пригоден для цели, с которой такой товар будет использоваться (ст. 673 Гражданского кодекса Украины; ГК).
Покупатель по статье 678 ГК имеет право требовать возврата товара, если требования относительно качества товара существенно нарушены (выявлены недостатки, которые нельзя устранить; недочеты, устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени; недостатки, которые обнаружили неоднократно или появились вновь после их устранения). Возвращают товары в порядке, регламентированном Законом Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 № 1023-XII (далее — Закон № 1023).
Продавец возвращает деньги за непродовольственный товар надлежащего качества, если одновременно есть пять условий:
- товар не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам покупатель не может его использовать по назначению;
- прошло менее 14 дней со дня приобретения товара;
- товаром не пользовались и сохранили его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки;
- потребитель имеет расчетный документ, который получил вместе с проданным товаром (фискальный кассовый или товарный чек);
- товара нет в перечне покупок, не подлежащих обмену и возврату (ч. 1 ст. 9 Закона № 1023).
В магазин не вернешь качественные товары: продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы сангигиены, некоторые непродовольственные товары (детские игрушки и товары для новорожденных, ткани, нательное и постельное белье, чулочно-носочные изделия, печатные издания, парфюмерно-косметические изделия, зубные щетки, товары в аэрозольной упаковке, расчески, инструменты для маникюра и педикюра, ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней) (приложение 3 к постановлению КМУ «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» от 19.03.1994 № 172; далее — Постановление № 172).
Внимание! Причинами возврата приобретенного товара могут быть: невыполнение условий договора, несоответствующее качество товаров, истечение срока годности и тому подобное. Однако порой покупатели стараются вернуть товары надлежащего качества. Поэтому напомним, что постановлением КМУ «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» от 19.03.1994 № 172 определен перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату (приложение № 3). К таким товарам отнесены продовольственные товары, лекарственные препараты, предметы санитарной гигиены и ряд непродовольственных товаров.
Средства за товар возвращайте потребителю по цене, действовавшей на день покупки (п. 3 ст. 9 Закона № 1023). Если цена на этот товар в магазине снизилась или выросла, на этот факт не обращайте внимания.
Українські суб’єкти господарювання розширюють ринки збуту й активно продають свої товари на закордонних маркетплейсах. Експерти пояснили як правильно задокументувати, облікувати й оподаткувати продаж товарів
Когда можно принять некачественный товар
Продовольственные продукты. Если потребитель приобрел непригодный пищевой продукт, продавец обязан:
или
- заменить его на качественный;
- взять обратно и вернуть потребителю средства, которые он уплатил (ч. 8 ст. 8 Закона № 1023).
Расчеты произведите ввиду стоимости товара на время:
- предъявление требования - если цена на него выросла;
- купли-если цена снизилась (ч. 7, 8 ст. 8 Закона № 1023).
Непродовольственные товары. Здесь правила несколько сложнее (см. Схему). Получит ли покупатель деньги за товар, зависит от того, какой недостаток обнаружили. Недостаток — это любое несоответствие продукции требованиям нормативно-правовых документов, условиям договоров или требованиям, которые к ней предъявляются, а также информации о продукции, которую предоставил производитель (продавец, исполнитель). Существенный недостаток – недостаток, из-за которого невозможно или недопустимо использовать товар по его целевому назначению, возникший по вине производителя (продавца, исполнителя), после устранения появляется вновь по независящим от потребителя причинам и при этом:
- его вообще нельзя устранить;
- чтобы его устранить, требуется более 14 календарных дней;
- этот недостаток делает товар существенно иным, чем предусмотрено договором (ч. 12 ст. 1 Закона № 1023).
Как видите, выплатить деньги за некачественный непродовольственный товар имеете, только если недостаток является существенным.
Гарантийный срок. Товар или продукт должен нормально отработать в течение гарантийного срока (ч. 1 ст. 7 Закона № 1023). Гарантийный срок отмечается в паспорте на продукцию, на этикетке или в любом другом документе.
Для продуктов и другой продукции, потребительские качества которой могут со временем ухудшаться и создавать опасность для жизни и здоровья потребителей, устанавливают срок годности. Его фиксируют на этикетках, упаковках или других документах (ч. 3 ст. 7 Закона № 1023).
На определенные сезонные товары гарантийный срок исчисляют с начала соответствующего сезона:
- на одежду, меховые и другие изделия осенне-зимнего ассортимента — с 1 октября, весенне-летнего ассортимента — с 1 апреля;
- обувь зимнюю — с 15 ноября по 15 марта, весенне-осеннего ассортимента — с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября, летнюю обувь — с 15 мая по 15 сентября (приложение 1 к Постановлению № 172).
Новації в законодавстві та санкції від податківців за помилки у застосуванні РРО/ПРРО вимагають від бухгалтера глибоких знань про те, як правильно використовувати РРО/ПРРО
Возврат товаров: документальное оформление
В оптовой торговле, как правило, товар отгружают на основании договора купли-продажи. Если нарушены условия такого договора по ассортименту, комплектности, количеству, качеству товара, покупатель обязан уведомить об этом продавца. Чтобы продавец принял возвращенный товар, покупатель имеет право прислать ему письменное требование (ст. 680 ГК). Требование может быть в форме:
- обычного листа;
- претензии, составленной в произвольной форме;
- претензии, составленной согласно требованиям статьи 222 Хозяйственного кодекса Украины (ГК);
- акта о браке;
- других документов, предусмотренных договором купли-продажи, и тому подобное.
При этом возврат товара от покупателя — юридического лица целесообразно оформлять накладной типовой формы № М-11, установленной приказом Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» от 21.06.1996 № 193 (далее — Приказ № 193).
И хотя форма утратила силу, ее можно использовать и дальше. Или можете разработать собственную форму накладной с соблюдением требований статьи 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV.
К сведению! Чтобы вернуть товар в рознице, покупатель должен предоставить продавцу документ, подтверждающий приобретение товара, например, фискальный чек.
Возврат товара в розничной торговле имеет ряд особенностей, связанных прежде всего с возвратом средств через РРО конечному потребителю. При возврате товара в розничной торговле покупатель должен предоставить торговому предприятию документ, подтверждающий приобретение этого товара. Например, фискальный кассовый чек на товары по форме ФКЧ-1, утвержденной приказом Минфина от 21.01.2016 № 13 (далее — Приказ № 13). Вместе со средствами за возвращенный товар продавец выдает покупателю фискальный кассовый чек выдачи средств по форме ФКЧ-2, утвержденной Приказом № 13. Требования по содержанию расчетного документа, которым оформляют выдачу средств при возврате товара, определен Приказом № 13.
В случае если сумма средств, выданных при возврате товара превышает 100 гривен, материально ответственное лицо предприятия или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств (п. 8 разд. III Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 № 547). В акте указывают данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар, сведения о товаре, сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, который подтверждает покупку товара.
И еще один нюанс по возврату средств конечному потребителю. Если товар оплачивали безналично, средства возвращают также в безналичной форме через учреждение банка (п. 6 разд. И Инструкции о безналичных расчетах в национальной валюте пользователей платежных услуг, утвержденной постановлением НБУ от 29.07.2022 (№ 163). Поэтому в случае расчетов за товар банковской платежной картой денежные средства за возвращенный товар покупателю не возвращают, а перечисляется на его карточный счет в банке.
К сведению! Розничник самостоятельно определяет документ, на основании которого оприходует возвращенный товар, с учетом реквизитов типовых форм первичных документов учета запасов
Довольно часто возникает вопрос о документе, на основании которого возвращенный товар оприходуют в розничном предприятии. Каждый розничник самостоятельно определяет перечень таких первичных документов и отмечает его в приложении к учетной политике. Для этого он может воспользоваться типовыми формами первичных документов учета запасов, утвержденных приказом № 193 (накладная М-11, приходный ордер М - 4), которые заполняют на основании акта о возврате товара.
Платники податку на прибуток у річній фінзвітності визначають витрати/дохід. Аби звітність відповідала вимогам НП(С)БО, розраховують відстрочені податкові активи та зобов’язання. Як обчислити відстрочений податок на прибуток, — у статті.
Как вернуть покупателю деньги за товар
Возврат средств покупателю — расчетная операция (ст. 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР, далее — Закон о РРО). Поэтому, если используете РРО, обязательно проведите возврат средств через кассовый аппарат.
Вместе с денежными средствами покупатель получит:
- фискальный кассовый чек выдачи средств (ФКЧ-2) – если есть техническая возможность зарегистрировать в фискальной памяти РРО отрицательную сумму. Перед суммой выданных средств разместите знак «–» (минус);
- чек «Служебная выдача» — если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов (п. 7 разд. 3 Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги) ), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 № 547; далее - Порядок № 547).
Регистрировать через РРО отрицательные суммы с помощью операции «сторно» запрещено.
Если сумма средств, их возвращают потребителю, превышает 100 грн, материально ответственное лицо или кассир составляет акт о выдаче средств (см. Приложение). В нем запишите:
- данные документа, устанавливающего личность покупателя, возвращающего товар;
- сведения о товаре;
- сумму выданных средств;
- номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (п. 8 разд. III порядка № 547).
Акт о выдаче средств кассир передает в бухгалтерию. Там его будут хранить три года.
После того как оформили бумаги, потребителю выдают средства из кассы или перебрасывают на платежную карточку. Деньги верните сразу. Если это невозможно, в частности в кассе не хватает купюр, — в течение семи дней.
Если вы ведете книгу учета расчетных операций, зафиксируйте возврат денег в графе 10 раздела 1.
Не забудьте оприходовать возвращенный товар — оформите накладную-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (М-11) по форме из приказа Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» от 21.06.1996 № 193. Заполните их на основании акта о возврате товара.
Вот такая «расчетная» картина возврата товара и возмещения за него денег покупателю. Надеемся, что ваши потребители всегда будут довольны своими покупками. А вдруг нет-у вас есть подсказки, как вернуть им деньги.
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2023 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ — 2023 ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2023 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
Бухучет возврата товара
«Поворотный» бухучет
В бухучете возврат товара отражают с учетом Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2 (далее — Методрекомендации № 2).
Поставщик, которому покупатель возвращает ранее поставленный товар, одновременно:
- уменьшает доход от реализации на сумму продажной стоимости возвращенного товара;
- сторнирует налоговые обязательства по НДС, начисленные при поставке в свое время товара покупателю, что сейчас покупатель возвращает;
- оприходует методом сторно возвращенный от покупателя товар.
Если операции происходят в отчетном периоде, то уменьшению дохода соответствует проводки: дебет субсчета 704 «Вычеты из дохода» по кредиту счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Вместе с этим налоговые обязательства по НДС сторнируют корреспонденцией: дебет субсчета 704 с кредитом счета 64 «расчеты по налогам и платежам». И наконец оприходуют возвращенный товар сторно-проводкой: дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» с кредитом счета 28 «Товары» (возвращение в опте — субсчета 281 «Товары на складе», в рознице — субсчета 282 «Товары в торговле»).
За возврат товара в розничной торговле учет имеет дополнительные бухзаписи, связанные, в частности, с восстановлением торговой наценки на возвращенный товар. Для этого поставщик-розничник сторнирует ранее отображенное во время проведения списания наценки в связи с продажей товара: дебет субсчета 285 «Торговая наценка» с кредитом субсчета 282.
Итак, если покупатель возвращает вам ранее поставленный товар, одновременно сделайте три шага (см. Схему).
Влияние возврата товаров налог на прибыль
Расчет налога на прибыль основывается на данных бухгалтерского учета. Ведь объектом обложения налогом на прибыль является финрезультат, определенный по правилам бухучета и скорректированный на разницы, установленные Налоговым кодексом Украины (НК) (пп. 134.1.1 НК).
Поскольку разниц по возврату товаров НК не предусмотрено, по такой операции налоговые последствия полностью зависят от показателей бухгалтерского учета.
НДФЛ
Стоимость товаров, поступающих налогоплательщику как гарантийная замена, а также денежную компенсацию, если продавцу вернули товар в течение гарантийного срока, до общего месячного и годового налогооблагаемого дохода плательщика налога не включайте. Но только в пределах цены приобретения таких товаров (пп. 165.1.12 Налогового кодекса Украины; ПК; ВИР, категория 103.04).
▶️ Як потрапити до «клубу білого бізнесу»
▶️ Коли зможете переглянути Перелік платників податків із високим рівнем добровільного дотримання податкового законодавства
▶️ Яку інформацію виноситимуть на загал і як цього уникнути
▶️ Як визначатимуть показники
▶️ Які пільги у бронюванні працівників
НДС последствия возврата товаров
Если покупатель возвращает товары поставщику после их поставки, поставщик корректирует налоговое обязательство по НДС, начисленная при поставке (п. 192.1 НК).
Для этого поставщик-оптовик составляет расчет корректировки к налоговой накладной (расчет корректировки) и отправляет его покупателю для регистрации в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). Ведь в случае возврата товара поставщику сумма компенсации стоимости товара уменьшается. А все расчеты корректировки на уменьшение стоимости в ЕРНН покупатели регистрируют (абз. 4 п. 192.1 НК и п. 25 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307).
К сведению! За возврат товара покупателем сумма компенсации стоимости товара уменьшается, поэтому расчеты корректировки в ЕРНН регистрируют покупатели-плательщики НДС
Право на уменьшение налогового обязательства по НДС, в т. ч. в случае возврата товара, предоставляет только расчет корректировки зарегистрирован в ЕРНН. Поэтому покупатель после получения расчета корректировки не должен медлить с его регистрацией в ЕРНН.
Для регистрации НК отведены следующие сроки:
- для расчетов корректировки, составленных с 1 по 15 календарный день календарного месяца включительно — до последнего дня (включительно) календарного месяца их составления;
- для расчетов корректировки, составленных с 16 по последний день календарного месяца включительно — до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем их составления.
Расчет корректировки можете зарегистрировать в ЕРНН не позднее 1095 календарных дней с даты его составления.
Розничник не составляет при возврате товара расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных по ежедневным итогам конечным потребителям.
К налоговым накладным, оформленным на поставку товаров, освобожденных от налогообложения и облагаемых налогом по ставкам 0%, 7%, 20%, выписывают отдельные расчеты корректировки.
Расчет корректировки к налоговой накладной, которую не выдают покупателю (вне зависимости от того, увеличивается при корректировке в стоимость товаров или уменьшается), регистрирует в ЕРНН поставщик.
Отразим изложенное на Примерах 1 и 2.
Если вам вернули подакцизный товар для устранения недостатков или для уничтожения, откорректируйте налоговые обязательства по уплате акцизного налога в отчетном периоде, в котором вернули товар (п. 217.5 НК; письмо ГНС от 27.04.2018 № 1936/ІПК/28-10-01-03-11).