Учетная политика предприятия

RU UA
Автор
видавець Експертус Головбух
Автор
шеф-редактор Експертус Головбух
В учетной политике предприятие закрепляет свой выбор в вариативных правилах ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Или же отмечает свой подход к учету, если нормативка не предусматривает вариантов учета отдельных операций. Учетная политика не раз была надежным помощником предприятий во время судебных тяжб с налоговиками. Подходите к ее разработке стратегически, а главное — соблюдайте избранные в ней правила, чтобы сформировать механизм защиты в случае претензий фискальных органов и возможных судебных споров

Обязательна ли учетная политика предприятия

Предприятие обязано вести бухучет со дня его регистрации и до ликвидации. Обязанность создать все условия, чтобы правильно вести бухучет должен руководитель предприятия (ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV; далее — Закон № 996). Финансовая отчетность завершает отдельный период ведения бухгалтерского учета предприятием. Составлять финансовую отчетность — обязанность (ст. 11 Закона № 996).

Во многих случаях нормы национальных или международных стандартов дают право выбора среди принципов, методов и процедур, используемых предприятием для ведения бухучета, составления и представления финотчетности. Совокупность избранных принципов, методов и процедур формируют учетную политику (ст. 1 Закона № 996).

Без наличия учетной политики предприятие не сможет правильно вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Соответственно, формирование такой политики — это обязанность, а не право предприятия.

Професійна сертифікація за МСФЗ

Элементы учетной политики

Понять принципы формирования учетной политики помогут Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 № 635 (далееМетодрекомендации № 635). Однако базовые требования следует искать в Законе № 996, НП(С)БУ или МСФО в зависимости от применяемого.

В самом начале распорядительного документа об учетной политике определитесь с глобальным вопросом — выберите между НП(С)БУ и МСФО. Предприятия, которые лишенные такого права выбора и обязанные применять МСФО, приведены в статье 12-1 Закона № 996.

Ориентировочный перечень других составляющих учетной политики приведен в пункте 2.1 Методрекомендаций № 635:

  • методы оценки выбытия запасов;
  • периодичность определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;
  • порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов;
  • методы амортизации основных средств, других внеоборотных материальных активов, нематериальных активов;
  • стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных внеоборотных материальных активов;
  • подходы к переоценке внеоборотных активов;
  • применение классов 8 и 9;
  • метод вычисления резерва сомнительных долгов;
  • список создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;
  • другие элементы и принципы, влияющие на ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Однако этот перечень не дает полного представления о всех элементах учетной политики. Что-то скрывает Закон № 996, что-то содержат национальные стандарты бухучета или международные стандарты финансовой отчетности.

В учетной политике для раскрытия учетных решений компании употребляют и ряд количественных критериев существенности. Необходимость их отражения также обусловлена возможностями, предоставляемыми стандартами бухгалтерского учета.

Например, пункт 16 НП(С)БУ 7 «Основные средства» дает предприятию право переоценивать объекты основных средств, если их остаточная стоимость существенно отличается от справедливой стоимости на дату баланса. Впрочем, НП(С)БУ 7 не определяет критерий существенности такого отклонения, поэтому в приказе об учетной политике целесообразно указать не только решение по применению переоценок, но и количественные критерии для такого применения.

Важно, что критерии существенности применяют и к дополнительным статьям финансовой отчетности (п. 4 разд. II НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»). Соответственно, отдельная дополнительная статья, например Баланс (Отчет о финансовом состоянии) или Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе), может быть признана не существенной для отдельного ее представления в таких отчетах. В то же время, она может быть достаточно существенной, чтобы отдельно раскрыть ее в примечаниях к финансовой отчетности (пп. 2.20.3 Методрекомендаций № 635).

Поэтому в распоряжении компании есть и механизм внедрения разных количественных критериев существенности. Помочь определиться с ними могут, в частности, те же Методрекомендации №635, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 № 561, и другие подобные методрекомендации. Впрочем, окончательное решение по определению количественных критериев существенности зависит только от предприятия, формирующего свою учетную политику.

Образец учетной политики предприятия

Обычно распорядительным документом об учетной политике предприятия называют приказ, которым утверждено положение об учетной политике. В нем должны быть отражены принципы, методы и процедуры, которыми пользуется предприятие для ведения бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности и в отношении которых нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету предусматривают более одного варианта. Здесь приводят и предварительные оценки, применяемые для распределения расходов между соответствующими отчетными периодами.

Нет смысла переписывать в учетную политику то, что уже записано в законе. Вносите только те условия, где выбираете один из возможных способов учета. К примеру, как амортизировать основные средства — прямолинейным, уменьшением остаточной стоимости либо другим способом.

Это справедливо и для перемен. Записывайте их в учетную политику, если поправки касаются применяемых способов учета. Предположим, что изменились правила переоценки основных средств, но предприятие их вообще не переоценивает. Тогда и писать о новых правилах в учетной политике не нужно.

Следовательно, делать придется все, что прямо прописано в законе. Если продублируете то же самое в учетной политике — упустите время.

В приложении приводим вариативный образец учетной политики. Он нуждается в доработке в зависимости от специфики и потребностей вашего предприятия. Например, крупным предприятиям рекомендуем в разделе «Бухгалтерский учет» выделить подразделы: «Основные средства», «Дебиторская задолженность», «Обязательства и обеспечение», «Доходы», «Расходы» и т.д. В индивидуальном подходе нуждаются и приложения к учетной политике.

Приказ об учетной политике: образец

Актуальный образец приказа об учетной политике поможет справиться с формированием учетной политики без ошибок.

приказ по учетной политике

Образец Положения об учетной политике

положение об учетной политике образец

Как часто менять учетную политику и как отображать изменения

приказ по учетной политике

ЧИТАТЬ В «ЕКСПЕРТУС ГОЛОВБУХ» ⏩

Какая положительная судебная практика по вопросам учетной политики

Нормы НП(С)БУ и МСФО не всегда категоричны. Иногда они дают право выбирать, как вести бухучет и составлять финотчетность. Для этого достаточно закрепить свой выбор в распорядительном документе.

Учетная политика имеет больше силы, чем кажется на первый взгляд. Она способна противостоять даже давлению налоговиков. Четко сформулированная учетная политика компании может стать залогом защиты в суде. Как именно? Покажем на реальных судебных спорах компаний с фискалами. Подскажем, что прописать в учетной политике, чтобы дать отпор налоговикам.

Как доказали себестоимость товаров и расходы на транспортировку

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Как обосновывали ставку дисконтирования

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Как обосновывали распределение общепроизводственных расходов

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Как отстаивали метод выбытия запасов

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Чем доказали порядок формирования производственной себестоимости

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Как не дали уменьшить расходы предприятия по курсовым разницам

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Как не дали оштрафовать за продажу неучтенных товаров

☑️ Что хотели налоговики

✔️ Что решил суд

Как влияет учетная политика на расчет налога на прибыль

Учетная политика предприятия

✔️ ВЛИЯНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Учетная политика предприятия: каких ошибок избегать

Откуда бухгалтеры берут учетную политику? Получают в «наследство» от предыдущего главбуха, заказывают аудиторским фирмам, пользуются шаблонами из правовых баз... Часто и самостоятельно готовят или совершенствуют — и это не самый плохой способ, если проанализируете типичные ошибки — мифы, угрожающие бизнесу.

Какая ответственность за отсутствие приказа об учетной политике

Учетная политика — это элемент системы бухгалтерского учета, поэтому разрабатывать ее должны все без исключения юридические лица. Учетная политика предприятия — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона № 996).

Определенную учетную политику оформляйте соответствующим организационно-распорядительным документом приказом руководителя предприятия (п.1.3 Методрекомендаций № 635). Обратите внимание, что издавать такой приказ не требует ни Налоговый кодекс Украины, ни Закон № 996.

Выбор учетной политики следует согласовать с собственником (собственниками) или уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с учредительными документами (ст. 8 Закона № 996).

Отсутствие приказа об учетной политике означает, что каждая операция, по которой НП(С)БУ предусматривают альтернативу (метод амортизации основных средств, оценки выбытия запасов и т.п.) руководитель должен согласовываться отдельным приказом.

Отсутствие на предприятии приказа об утверждении учетной политики контролеры могут расценить как нарушение правил ведения бухгалтерского учета (ст.164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях; КоАП). За такое нарушение на руководителя предприятия накладывают админштраф в размере от 8 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг) (от 136 до 255грн). За повторное нарушение в течение года админответственность растет от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн).

Однако главный риск для предприятия — не эти штрафы, а неопределенность в случае фискальной проверки и невозможность применения дополнительных методов защиты своих интересов в суде.



зміст


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді