Зарплата директора медучреждения-КНП

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Директор (руководитель) коммунального некоммерческого предприятия (КНП) – это должностное лицо с большими полномочиями и обязанностями, чем бывшие главные врачи медучреждений, которые существовали до медреформы. Одновременно и больше свободы по размеру зарплаты руководителя. Каковы условия оплаты труда таких руководящих специалистов в 2023 году и как начислять им зарплату, как ограничивается размер их должностного оклада, каковы другие составляющие зарплаты – все это в данной консультации.

 

Содержание

В чем свобода определения должностного оклада руководителя медучреждения-КНП

База начисления зарплаты руководителя КНП, как и любого другого работника – это должностной оклад. Уже на его основе начисляются доплаты и надбавки. Премии также часто имеют привязку к должностному окладу. Свобода, которую получили медучреждения-КНП относительно своего финансового обеспечения после медреформы, позволяет при определении должностного оклада отойти от Условий оплаты труда работников учреждений здравоохранения общего приказа Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519 (далееУсловия № 308/519), а также от уже необязательной для них системы окладов на основе бюджетной Единой тарифной сетки (ЕТС).

Однако для КНП свобода не безгранична – ограничения тоже существуют. Свобода сочетается с определенными ограничениями и требованиями, устанавливаемыми специальным законодательством, регулирующим медицинскую отрасль. И должностной оклад руководителя КНП – не исключение. Это значит, что должностной оклад руководителя КНП не может быть сколь угодно большим. Рассмотрим, чем он ограничивается.

Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2024

Как ограничивается должностной оклад руководителя медучреждения-КНП

Существующие ограничения по должностному окладу руководителя для медучреждения-КНП найти можно в постановлении Кабмина от 19.05.1999 г. № 859 «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности и объединений государственных предприятий» (далееУсловия № 859). Таких ограничений два, а именно:

  • специальное ограничение – только для руководителей учреждений здравоохранения (ЗОЗ). По нему оклад руководителя не может превышать среднюю зарплату медработников такого ЗОЗ более чем на 60% (см. пп. 1-1 п. 1 Условий № 859). Данное ограничение относительно ново, действует с 01 января 2022 года и касается всех ЗОЗ, в т.ч. и медучреждений-КНП. То есть, имеем, что максимальный оклад руководителя медучреждения-КНП = 1.6 × средняя зарплата медработников такого КНП. Так, если средняя зарплата медработников 25000 грн, то должностной оклад директора КНП не может превышать 40000 грн (= 25000 грн ×1.6). Чем выше средняя зарплата медработников, чем больше с ними подписано деклараций, тем больше может быть должностной оклад их руководителя.Подробнее, как рассчитать среднюю зарплату медработников – см. далее в данной консультации;
  • общее ограничение, которое существует для всех государственных и коммунальных предприятий, а не только для медучреждений – КНП. Оно установлено в зависимости финансовых показателей предприятия (стоимость активов, чистый доход) и среднесписочной численности работников в эквиваленте полной занятости рабочего за год (см. Приложение 1 к Условиям № 859). Так, для компаний с численностью до 500 чел. или стоимостью активов < 1 млрд грн, или чистым доходом < 200 млн грн (достаточно износ одного из критериев) ограничение составляет 10 минимальных должностных окладов работника основной профессии. Для медучреждения это, как правило, профессия медсестры (медбрата). К примеру, если должностной оклад медсестры в КНП установлен на уровне 6700 грн, то получаем максимум для должностного оклада руководителя медучреждения-КНП – 67000 грн (= 6700 грн × 10).

Обратите внимание, что первое ограничение работает на основе средней зарплаты, которая включает в себя не только должностной оклад, но и другие составляющие зарплаты, в т.ч. все прибавки, доплаты и премии. Второе же общее ограничение считается только на основе должностного оклада, а не всей зарплаты медсестры.

Внимание: есть два ограничения по окладу руководителя медучреждения-КНП – специальное (как для медучреждения) и общее (как для коммунального предприятия).

Такжедля государственных и коммунальных предприятий с большим количеством работающих общее ограничение по Условиям № 859 становится значительно больше – кратно 30, 60, 100, 200 вышеупомянутых минимальных должностных окладов. Так, для 30-кратного общего ограничения условия таковы (см. таблицу в Приложении 1 к Условиям 859).

  • стоимость активов от 1 до 3 млрд. грн;
  • чистый доход от 200 млн грн до 1 млрд грн;
  • количество работающих – от 500 до 1 тыс. человек.

Очевидно, что специальное ограничение для медучреждений КНП, как правило, при расчете получается более жестким, чем общее, поэтому используется специальное ограничение (см. далее пример 1).

Внимание: специальное ограничение должностного оклада руководителя медучреждения-КНП средняя зарплата медработников × 1,6.

Контрактное ограничение должностного оклада руководителя медучреждения-КНП

Однако, кроме вышеупомянутых ограничений, можно выделить еще одно – установленное на основе договоренностей с учредителем медучреждения в контракте. Каков бы ни был максимальный должностной оклад, но в контракте, который подписывается с руководителем КНП, он может быть установлен меньшим.

Типовая форма контракта для КНП утверждена постановлением Кабмина от 21.08.2019 г. № 792 (далееКонтракт № 792). В нем устанавливается размер должностного оклада (см. п. 15 типовой формы Контракта № 792) и прописываются ограничения на выплату премий (см. о них ниже).

После заключение контракта его размер можно пересматривать не только при завершении контракта, но и тогда, когда это необходимо. Так, условия контракта изменяются с согласия сторон из-за заключения письменного дополнительного соглашения к контракту (п. 30 типовой формы Контракта № 792). Таким образом, в конечном итоге должностной оклад утверждается владельцем медучреждения (органы местного самоуправления). Как правило, это управление коммунальным имуществом исполкома местного совета. Контракт заключается срок от 3-х до 5 лет (ч. 10 ст. 16 Закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.1992 г. № 2801).

Название должности руководителя медучреждения и оклад в штатном расписании КНП

Должностной оклад для руководителя медучреждения КНП, кроме контракта, отмечается также в штатном расписании медучреждения и других внутренних документах медучреждения, например табеле учета рабочего времени. Штатное расписание медучреждения также должно быть утверждено в соответствующем органе владельца, то есть исполкоме местного совета и т.д.

Относительно самого названия должности руководителя, которую следует использовать при составлении штатного расписания и контракта, это может быть директор, генеральный директор или же медицинский директор. В последнем случае требуется обязательное наличие образования по специальности «Здравоохранение».

Ответственность за превышение ограничений по должностному окладу руководителя медучреждения-КНП

Финансовая ответственность не определена. Однако требование устранить нарушения могут предоставить:

  • представители государственной финансовой инспекции, ведь это можно считать чрезмерным расходованием средств местных бюджетов;
  • представители НСЗУ могут отказать в заключении договора по программе медицинских гарантий для устранения нарушения, ведь это можно рассматривать как нарушение пп. 6-8 п. 1 Приложения 3 Типовой формы;
  • представители исполкома местного совета.

Итак, основная опасность – это возбуждение дела о чрезмерном расходовании бюджетных средств.

Минимальный уровень зарплаты медработников и должностной оклад руководителя

При определении максимального размера должностного оклада руководителя КНП отсутствует прямая взаимосвязь с минимальной зарплатой в государстве (6700 грн – в 2023 году). Однако у медиков, кроме этого общего «для всех» минимального уровня, есть еще один минимальный уровень зарплаты – минимальный (базовый) размер оплаты труда медицинских и фармацевтических специалистов государственных и коммунальных ЗОЗ, который определяется Кабмином (обновлена ​​ст. 8 Закона «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108, постановление Кабмина от 13.01.2023 г. № 28, далееПостановление №28).

Следовательно, на максимальный размер влияет:

  • средняя зарплата медработников. Безусловно, повышение базового уровня зарплаты для врачей и медсестер влияет на среднюю зарплату медработников медучреждения и расширяет максимальные пределы для должностного оклада директора КНП. Так, в 2023 году зарплата врача (кроме интернов), фармацевта, специалиста по реабилитации по-прежнему должна быть не менее минимального (базового) уровня из Постановления № 28 – 20000 грн, а зарплата медсестры (специалистов с начальным уровнем высшего медицинского образования) или первым (бакалаврским) уровнем высшего медицинского образования) – не менее 13500 грн. Учитывая дифференциацию заработной платы работников в рамках фонда оплаты труда, путем установления доплат, надбавок с учетом сложности, ответственности и условий выполняемой работы, квалификации работника,
  • минимальный должностной оклад работника основной профессии. Что касается минимального должностного оклада, то единственные законодательные требования в этом вопросе – должностной оклад не может быть меньше прожиточного минимума трудоспособного лица на 01 января (ч. 6 ст. 95 КЗоТ). Например, должностной оклад медсестры не может быть меньше 2684 грн – для 2023 года. Выходит, что минимальные должностные оклады могут быть даже меньше минимальной зарплаты (6700 грн – для января-декабря 2023).

Выходит, что повышение зарплат всем медработникам может быть основанием для пересмотра должностного оклада руководителя медучреждения, установленного контрактом.

Как считать среднюю зарплату медработников

Для расчетаспециальногоограничение по максимальному окладу директора КНП, как уже отмечалось, следует знать показатель средней зарплаты медработников. Однако Условия №859 не дают никакой конкретной методики расчета данного показателя. Выходит, что руководствоваться следует общими соображениями и инструкциями Госстата по расчету средних. Следовательно, расчет средней зарплаты проводим следующим образом:

  • период расчета – берем план для 12 месяцев года. Так как должностные оклады и вместе с ними зарплаты, как правило, растут каждый год, то брать прошлый период означает занизить среднюю. Кроме того, новые должностные оклады, как правило, утверждаются к началу года и в момент уже их утверждения следует обеспечить нужные соотношения. В пп. «1-1» п. 1 Условий № 859 о прошедшем периоде также ничего не сказано. Все данные можно взять из финансового плана на год, который должен составлять медучреждение и утверждать в исполкоме местного совета;
  • выделяем медработников – в штатном расписании выделяем всех работников, которые за Классификатором профессий ДК 003:2010 принадлежат к руководителям, профессионалам, специалистам в сфере здравоохранения. Для выделения таких должностей можно воспользоваться также Справочником квалификационных характеристик профессий работников, выпуск 78 «Здравоохранение» (приказ Минздрава от 29.03.2002 г. №117). Однако в корректно составленном штатном расписании такие должности уже должны быть выделены;
  • берем всех медработников – как штатных, так и совместителей, работающих по договорам. Если в пп. «1-1» п. 1 Условий № 859 никакие ограничения на установлении, то берем всех. Кроме того, именно такой порядок расчета предусмотрен Госстатом для расчета средней численности работающих в эквиваленте полной занятости – СЧПэкв (см. ниже);
  • заработную плату берем все составляющие – основную, дополнительную и другие поощрительные выплаты. Это значит, что используем тот же подход, что и для заполнения статистического Отчета по труду (форма 1-ПВ), т.е. Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госстата от 13.01.2004 г. № 5;
  • расчет средней зарплаты оформляем в виде справки-расчета, которую должны подписать главный бухгалтер – ведь используются данные по зарплате, представитель кадровой службы (руководитель, заместитель – ведь используются данные по численности медработников, заместитель руководителя – ведь подписывать ее самому руководителю нарушение профессиональной этики.

Для расчета средней численности тоже следует воспользоваться уже существующими методиками для Госстата. Таким документом является Инструкция по статистике количества работников, утвержденного приказом Госстата от 28.09.2005 г. № 286 (далееИнструкция № 286).

Берем методику для среднесписочной численности работников в эквиваленте полной занятости (СЧПэкв), так как Условия №859 уже упоминают данный показатель, но для других случаев, например в пп. «1» п. 1 Условий № 859. Кроме того, в абз. 6 п. 1.8 Инструкции №286 сказано, что именно данная средняя используется для определения среднего уровня зарплаты и других средних величин в целом по предприятию.

Расчет СЧПэкв предполагает использование данных как по штатным работникам, так и совместителям, работающим по договорам (абз. 5 п. 1.8 Инструкции №286).

Следовательно, среднюю зарплату (СЗП) медработников перед утверждением должностного оклада следует сосчитать по формуле:

СЗП медработников = зарплата за год (плановая) / СЧПэкв (за год, плановая)

Пример 1. Расчёт наибольшего оклада управляющего медучреждения. Данные о медработниках и нормах рабочего времени представлены в таблице ниже в таблице. Также в медучреждении еще планируется 5 медработников за гражданско-правовыми договорами с 11 января 2024 года (это 28 дней).

Начисленная заработная плата медработникам – 18 877 750 грн. Правила расчета есть в ч. 4 Инструкции № 286. Однако так как в данной ситуации используются плановые показатели, то расчет несколько упрощен – нет сверхурочных часов, так как они не планируются.Расчет представлен для 2024 года представлен в таблице ниже,но сам год в данном случае не имеет значения – аналогичный расчет будет и для 2023 года или другого года.

РАСЧЕТ СРЕДНЕГО КОЛИЧЕСТВА МЕДРАБОТНИКОВ

В ЭКВИВАЛЕНТЕ ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ*

Категории медработников

Нормы продолжительности рабочего времени для полной рабочей недели, час

(январь 2024)**

Рабочее время, которое планируется оплатить

(человек-часов)**

Количество работников в эквиваленте полной занятости

(=4 ÷ 3)

1

3

4

5

штатные

(неделя – 38,5 часа)

146,3

102410

700

штатные

(неделя – 40 час)

151

6040

80

штатные

(0,5 ст., Неделя 19 час)

146,3

1463

10

внешние совместители

(0,5 ст., Неделя – 19 час)

146,3

731,5

5

общее количество

×

×

795

* можно применить и более обычный вариант расчета. Если известно, что в январе работают 780 работников на полную ставку и 30 работников на 0,5 ставки, то общее среднее количество работников будет 780 + 30×0,5 = 795 чел. Однако в Инструкции №286 используется именно вариант расчета через человеко-часы;

** у работников может быть разная продолжительность рабочей недели

Среднее количество работающих по гражданско-правовым договорам рассчитывается следующим образом:

  • 21 дней × 5 = 105 человеко-дней;
  • 105/31 ≈ 3,39 ≈ 3.

Следовательно, СЧПэкв = 795+3 = 798 чел.

Выходит, что СЗП медработников = 18877750/798 = 23656 грн.

Тогда мы имеем, что максимальный должностной оклад руководителя медучреждения составляет 23656×1,6 = 37849,60 ≈ 37850 грн. Это специальное ограничение.

Если медучреждение имеет до 500 чел. в штате, а должностной оклад медсестры 5000 грн, тогда общее ограничение на должностной оклад для руководителя КНП выходит 50000 грн (= 5000 грн × 1.6). Так как общее ограничение получилось больше специального, то используем специальное, то есть 37850 грн. Должностной оклад руководителя медучреждения-КНП может быть любым от 2684 грн до 37850 грн. К примеру, 20000 грн.

Если план на следующие месяцы 2024 года отличается, то аналогично можно сосчитать и отдельно по оставшимся месяцам 2024 года и найти среднее значение максимального должностного оклада.

Наталія Товченик експерт з бухгалтерського обліку та оподаткування, Київ
Розробили для вас оновлений податковий довідник. Він підказуватиме, які операції оподатковувати ПДВ і за якими ставками. Довідник враховує воєнні законодавчі зміни після 24 лютого 2022 року

Нужно ли учитывать при расчете средней зарплату самого руководителя медучреждения

При расчете среднего количества медработников директора и другое руководство следует учитывать. Таких исключений при расчете Инструкция №286 не содержит. Исключением может быть только ситуация, когда руководителем медучреждения является лицо, не имеющее медицинского образования. Однако такая ситуация в практике медучреждений-КНП не встречается.

Если оклад выйдет за пределы максимального ограничения, его следует уменьшить, перечислять плановую зарплату в год, а затем перечислить и СЧПэкв.

Можно ли увеличить зарплату руководителя за счет других составляющих зарплаты

Так можно. В пп. «1-1» Условий № 859 идет речь лишь о должностном окладе, а не всей зарплате управляющего. Действующие нормативные документы при этом не запрещает установить в коллективном договоре и других внутренних документах медучреждения-КНП премии, надбавки и доплаты руководителю, а также увеличить имеющиеся.

Единственное, что следует учитывать также требования Типичная форма договора о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий, по которым должно быть обеспечено справедливое соотношение между зарплатой медработников и руководящего состава медучреждения. Однако критерии такого справедливого соотношения не определены. Кроме того, за теми же изменениями должна быть дифференциация зарплаты, в частности, с учетом, сложности, ответственности квалификации работника. Работа руководителя медучреждения как раз и является сложной, ответственной и требует высокой квалификации и не только в сфере здравоохранения.

Рассмотрим эти составляющие зарплаты руководителя медучреждения-КНП, которые позволяют начислить зарплату значительно выше должностного оклада.

Прочие составляющие зарплаты директора КНП 2023

Условия №859 и пп. 15-16 Контракта №792 затронули и составляющие заработной платы руководителя КНП. Так, кроме оклада, она может включать:

  • премии, определяемые положением о премировании по согласованию с исполнительным комитетом местного совета. Есть ограничения: 3 месячных оклада (квартальная премия), 24 месячных оклада (годовая премия) (см. пп. «3» п. 1 Условий № 859). Премия может определять и на основе определенной системы, разработанной и внедренной для своих медучреждений местным советом, например на основе ключевых показателей эффективности – количества заключенных деклараций, количества пациентов, получивших помощь в течение периода, внедрения новейших методик лечения и т.п.;
  • денежная помощь при выходе на пенсию (не более 6 должностных окладов);
  • доплата к окладу за ученую степень/ученое звание. Однако только если научная степень совпадает по профилю с деятельностью руководителя (пп. «4» п. 1 Условий № 859). Например, это может быть степень кандидата медицинских наук (доктора философии по медицине), доктора медицинских наук, ученое звание старшего научного сотрудника или профессора (тоже в медицинской области). Доплаты составляют за кандидата наук – 15%, доктора наук – 20%, ученое звание доцента (или старшего научного сотрудника) – 25%, ученое звание профессора – 33%. Возможны и другие науки, например научные степени в области биологических наук, а также управление и администрирование;
  • возможно еще материальное вознаграждение из чистой прибыли КНП за эффективное управление, если это позволяет исполком местного совета. По сути, это разновидность премий, о которых шла речь выше.

Внимание: разрабатываем и утверждаем Положение о премировании для медучреждения, если его нет.

Может ли быть доплата за стаж у руководителя медучреждения-КНП

В вышеприведенном перечне отсутствует надбавка за стаж (выслугу лет) – их там нет, кроме стажа научной деятельности (пп. «5-1» п. 1 условий № 859). Минсоцполитики в своем письме от 04.09.2017 г. № 202/0/103-17 (далее - Письмо № 202) указывает на то, что другие надбавки, доплаты и премии, которые не предусмотрены Условиями № 859, применять нельзя, даже если они определены коллективным договором. Надбавки за обычный медицинский стаж там нет.

Следовательно, доплачивать руководителю медучреждения-КНП по условиям № 859 можно только за научный стаж. Конечно, если у него такой есть. Например, руководитель мог работать до этого в научной сфере, да и в медучреждении тоже могут быть научные исследования. Если же надо сделать надбавку за выслугу лет, надбавку за высокие достижения труда, за определенную квалификационную категорию, материальную помощь на оздоровление, – надо согласовать эти выплаты с собственником коммунального имущества, то есть исполкомом местного совета, прописать это в условиях контракта. Это можно не обязательно через контракт, но и как:

  • отдельное решение исполнительного органа местного совета (см. В частности п. 16 контракта № 792); 
  • дополнение к контракту (дополнительный договор, дополнительное соглашение к контракту).

Относительно Письма № 202, то размер оплаты не может быть меньше предусмотренного законодательством (Условия № 859), но может быть и больше, если это согласовал владелец.

Внимание: составляющие зарплаты из Условий № 859 исчерпывающие и других быть не может, если они не согласованы с собственником – исполкомом местного совета. Это касается и надбавки за стаж деятельности в медицинской сфере (выслугу лет).

Относительно научного стажа, который тоже может быть (медучреждения есть все же разного профиля и научная деятельность тоже может проводиться), то они стандартные: 3 года – 10%, 10 лет – 20%, 20 лет – 30%.

Осторожно: когда премий директору нельзя

Все премии должны быть по решению исполкома местного совета и за двух условий (п. 1 Условий № 859 п. 16 Контракта № 792):

  • нет задолженности по зарплате по медучреждению и задолженности за потребленные коммунальные услуги или других платежей в государственный/местных бюджетов;
  • оклады, премии и прочие части зарплаты не могут выходить за пределы утвержденного фонда оплаты труда (финансовый план КНП утверждается в управлении коммунальным имуществом местного совета.

Внимание: при начислении премий проверяем, нет ли задолженности по зарплате и коммунальным услугам.

Дополнительно есть еще несколько запретов, а именно:

  • неутверждение финансового плана (пп. «3» п. 1 условий № 859) ;
  • ухудшение качества работы (пп. «3» п. 1 условий № 859) ;
  • ненадлежащее исполнение условий подписанного или вообще невыполнение контракта. В таком случае размеры надбавок, доплат и материальной помощи руководителю имеют или уменьшается, или вообще не выплачиваются (пп. «3» п. 1 условий № 859, п. 17 контракта № 792).

Внимание: рекомендуем проверить уже заключенные контракты с руководителями и Положения о премировании с существующими требованиями условий № 859 и контракта № 792.

Оклады заместителей руководителя КНП

Заместителям, как правило, устанавливаются оклады в размере на 5-15% ниже оклада руководителя. Однако эти цифры взяты из «бюджетного» прошлого – оплаты по ЕТС, и на сегодняшний день не являются обязательными. Штатное расписание утверждается собственником – исполнительным органом местного совета, поэтому он и решает окончательный размер окладов. Порядок оплаты их труда в дальнейшем попадает под правила коллективного договора.

Бухгалтерский учет зарплаты директора КНП

Руководитель КНП – это административный персонал, поэтому начисление заработной платы и ЕСВ по нему следует осуществлять по счету 92 «Административные расходы». Налогообложение стандартное и ничем не отличается от обычных работников.

Внимание: счет 92 – это счет учета зарплаты директора медучреждения-КНП.

Пример 2. Начисление зарплаты руководителю медучреждения. Начислена зарплата в размере 40000 грн (оклад 30000 грн + 10000 грн премии). Составленные бухгалтерские проводки приведены в таблице ниже.

 

БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ЗАРПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДУЧРЕЖДЕНИЯ

Хозяйственная операция

Дт

Кт

Сума

1

Начисление зарплаты директору медучреждения (оклад 30000 грн + премия 10000 грн)

92

661

40000

2

Начислен ЕСВ 22% (= 40000 ×0,22)

92

651

8800

3

Удержанный НДФЛ (= 40000 ×0,18)

661

641

7200

4

Удержанный военный сбор 1,5% (= 40000 ×0,015)

661

642

600

5

Удержан профсоюзный взнос*, условно 0,5% (= 40000 ×0,005)

661

685

200

6

Удержанный взнос в благотворительный фонд «Милосердие»**

661

685

300

7

Выплачена зарплата (аванс и за вторую половину месяца, = 40000 – 7200 – 600 – 200 – 300)

661

311

31700

8

Уплаченный НДФЛ в бюджет

641

311

7200

9

Уплаченный военный сбор в бюджет

642

311

600

10

Уплаченный на счет профсоюза взнос

685

311

200

11

Уплачен на счет взнос на счет благотворительного фонда «Милосердие»

685

311

300

12

Административные расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности

791

92

36600

* если руководитель является членом профсоюза;

** как правило, при медучреждениях существуют благотворительные фонды. Название взято условно. Вычет можно делать, если директор написал соответствующее заявление на содержание и перечисление такого взноса

 

 

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді