Разрешение на торговлю

RU UA
Прежде чем торговать, субъекты хозяйствования должны обеспечить соответствие торгового помещения (места) необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров.

Разрешение на размещение объектов выездной торговли

Прежде чем торговать, субъекты хозяйствования должны обеспечить соответствие торгового помещения (места) необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов относительно хранения, производства и продажи соответствующих товаров, а также охраны труда (абз. 2 п. 10 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденного постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833; далее — Порядок № 833).

Данное разрешение необходимо в случае выездной торговли и использования киосков, палаток, ларьков и тому подобное. Это временные сооружения. В органе местного самоуправления разрешение на размещение таких объектов. Для этого надо в исполком местного совета (органа по вопросам градостроительства и архитектуры) подать заявление и проект паспорта привязки (можно найти в приложении к Порядку размещения временных сооружений для осуществления деятельности, приказ Минрегионразвития от 21.10.2011 № 244). Такое представление содержит схему размещения киоска, эскизы фасада, схему благоустройства территории. Исполком на основании должна подготовить и выдать сам паспорт привязки. Он действует в течение 6 месяцев с момента получения, в течение этого времени надо поставить киоск.

СКАЧАТИ ПАМ’ЯТКУ: АЛГОРИТМ ДІЙ, ЩОБ ЗАСТОСУВАТИ ПРРО

Следовательно, необходимо иметь:

  • паспорт привязки (см. выше);
  • документы о правах на землю (ст. 126 Земельного кодекса).

Последний необходим, так как киоск будет находиться на земле. Такими документами относительно прав за земельный участок могут быть:

  • государственный акт на право собственности на земельный участок (такие акты выдавались до 1 января 2013 г. и остаются в силе);
  • свидетельство о праве собственности (этот документ начали выдавать с 01 января 2013 г.);
  • выписка о регистрации права на земельный участок;
  • договор аренды земельного участка, например, договор аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности, заключенный с местным советом.

Также для выездной торговли понадобятся и все другие разрешительные документы, необходимые для торговли и приведены в этом обзоре.

Разрешение на начало работы и "пожарное" разрешение

Использовать объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения или их части) субъект хозяйствования сможет, прежде всего, на основании поданной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности (дальше – декларация). Такие требования выдвигает ч. 2 ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины.

Порядок представления и регистрации декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности утвержден постановлением КМУ от 05.06.2013 г. № 440 (далее — Порядок № 440). Согласно п. 9 Порядка № 440 субъект хозяйствования разрабатывает и представляет/направляет заказным письмом такую декларацию по месту расположения объекта недвижимости государственному администратору или в территориальный орган Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). Декларацию по форме, приведенной в приложении к Порядку № 440, подают в 2-х экземплярах, один из которых не позднее следующего рабочего дня после регистрации передают субъекту хозяйствования или государственному администратору с отметкой о дате и номере регистрации декларации (п. 10 Порядка № 440).

Декларацию бесплатно регистрирует ГСЧС или ее территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления (п. 6 Порядка № 440). И именно со дня регистрации декларации соответствующим разрешительным органом субъект хозяйствования приобретает право осуществлять хозяйственную деятельность.

Декларацию не подают:

  • в случае использования торговых мест, киосков и контейнеров, если они размещены на рынке в соответствии со схемой, согласованной с органом государственного пожарного надзора;
  • арендаторы объекта недвижимости при условии, что декларацию на объект недвижимости зарегистрировал его владелец;
  • в случае использования объектов, которые в установленном законодательством порядке принимаются в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта.

Субъект хозяйствования с высокой степенью приемлемого риска вместе с декларацией подает положительное заключение по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения. Степень риска от осуществления хозяйственной деятельности оценивают по критериям, устанавливает постановление Кабмина от 05.09.2018 г. № 715.

Критерии предусматривают набирание определенных баллов за каждый рисковый элемент. В зависимости от количества набранных баллов субъект относится к определенной категории риска и имеет соответствующую частоту проверок (раз в 2, 3 или 5 лет).

Санитарные документы и процедуры

Чтобы торговать, субъект хозяйствования должен также получить документы, удостоверяющие соответствие торгового помещения санитарным нормам. Сейчас такими документами является заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы (далее – заключение СЭС) и эксплуатационное разрешение.

Последний нужно получать только предприятиям, осуществляющим деятельность, связанную с производством и/или хранением пищевых продуктов животного происхождения. Для остальных, в частности заведений розничной торговли, достаточно зарегистрировать мощности, которым присваивают личный регистрационный номер (п. 13 ст. 23 и ст. 25 Закона “Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов” от 23.12.1997 № 771). Для этого субъект хозяйствования подает декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства соответствующему территориальному органу СЭС (форма и порядок представления в постановлении Кабмина от 07.12.2016 г. № 922). Декларация регистрируется и тогда можно начинать деятельность.

Заключение СЭС

Государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу проводят главные управления Госпродпотребслужбы соответствующей области и города Киева, по результатам которой выдают соответствующие выводы. Непосредственно получить заключение СЭС можно, обратившись в местный центр предоставления административных услуг. При этом следует подать:

  1. заявление о проведении работ для нужд государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы по форме, приведенной в приложении 1 к сейчас действующему Порядку проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, утвержденного приказом МИНЗДРАВА от 09.10.2000 № 247 (далее — Порядок № 247);
  2. перечень документов, приведенный в приложении 4 к Порядку № 247.

Заключение СЭС выдают в течение 30 суток с даты поступления указанных документов до исполнителей экспертизы (п. 7.10 Порядка № 247).

Прежде чем торговать, субъекты хозяйствования должны обеспечить соответствие торгового помещения (места) необходимым санитарным нормам, а технического состояния помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров.

Согласно санитарных норм субъект хозяйствования должен содержать не только торговые и складские помещения, но и прилегающую к ним территорию. В частности, предприятия продовольственной торговли должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, раздельными системами бытовой и производственной канализации с самостоятельными выпусками.

При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации в сельской местности допускается по согласованию с санэпидстанцией (ныне — с учреждением Госпродпотребслужбы) устраивать колодцы и выгребные ямы для сбора сточных вод (п. 17 Санитарных правил для предприятий продовольственной торговли (СанПиН 5781-91), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 16.04.1991 № 5781-91).

Кроме того, в санитарно-эпидемиологических целях от субъекта хозяйствования органы контроля могут требовать заключения договора по вывозу мусора и договора на проведение работ по дезинфекции/дезинсекции/дератизации.

Лицензия на осуществление деятельности

Лицензию требуют не все. Она необходима в таких случаях:

  • торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями;
  • оптовая торговля топливом;
  • оптовая и розничная торговля лекарственными средствами, импорт лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов);
  • приобретение, реализация (отпуск), ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • торговля огнестрельным оружием невоенного назначения и боеприпасами к ней, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 мм и скоростью полета пули свыше 100 м в секунду;
  • производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажа.

Если планируется торговля определенным из вышеописанных товаров, то необходимо ознакомиться с лицензионными условиями и подать заявление и другие документы в государственный орган, который выдает лицензию. Например, на торговлю алкогольными и табачными изделиями лицензию выдает ГНС.

Перечень лицензируемых видов деятельности можно найти в ст. 7 Закона “О лицензировании видов хозяйственной деятельности” от 02.03.2015 г. № 222. Также существует специализированное законодательство, например, Закон “О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива” от 19.12.1995 г. № 481.

Более подробно о лицензии, кто их выдает и сколько они стоят есть в материале Лицензирования предприятия, в котором полезную информацию могут найти и физлица-предприниматели тоже.

Статья подготовлена по материалам журнала "Главбух"


Бухгалтерський вебінар

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді