Порядок информирования о конечных бенефициарах

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Автор
експерт, адвокатка зі спорів з органами контролю
Подавать информацию о конечных владельцах при регистрации юрлиц сейчас обязательно. А тем, кто регистрировался по старым правилам и не сообщал, – сделать это тоже нужно. И в порядке такого информирования произошло в последнее время немало изменений. В консультации, как подается и обновляется информация о конечных бенефициарах и структуре собственности
Содержание статьи:
Кто такие конечные бенефициары Когда о конечных бенефициарах нужно информировать Сколько может быть конечных бенефициаров Может ли не быть конечного бенефициара Зачем информировать о конечных бенефициарах Что значит информировать о конечных бенефициарах Кто может обнаружить несоответствие в информации о конечных бенефициарах Как быть тем, кто не подавал информацию о конечных бенефициарах при регистрации Кто не представляет информацию о конечных бенефициарах Какие данные нужно предоставлять о конечных бенефициарах Нужно ли нотариально удостоверять документ о личности конечного бенефициара Как определить конечного бенефициара – Методология № 1011 Порядок сообщения о несоответствии данных о конечных бенефициарах в ЕГР Последствия выявления несоответствия в данных о конечных бенефициарах в ЕГР Какова ответственность за нарушение порядка информирования о конечных бенефициарах

Інформація про кінцевих бенефіціарів у ЄДР: штрафи із 1 вересня

Кто такие конечные бенефициары

Конечным бенефициаром (или просто бенефициаром) называют физлицо, которое является настоящим, а не номинальным, владельцем юрлица, учитывая цепочку промежуточных владельцев. По определению конечный бенефициарный владелец (контролер) – это физлицо, которое независимо от формального владения имеет возможность оказывать решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юрлица непосредственно или через других лиц (см. пп. «30» ст. 1 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 № 361-IX (далееЗакон о финмониторинге). Информация о конечных бенефициарах сейчас находится в ЕГР и попадает она туда через госрегистраторы. Как правило, конечный бенефициар только один, хотя Закон о финмониторинге в отдельных случаях допускает наличие группы бенефициаров.

В ЕГР уже сейчас существует раздел с информацией о:

  • конечных бенефициаров и структур собственности, дополнительные сведения и изменения в таких данных;
  • сведений о физлицах и юрлицах, которые могут оказывать опосредованное влияние на юрлицо.

Такая информация попадает в ЕГР через госрегистраторы.

Когда о конечных бенефициарах нужно информировать

Информировать о конечном бенефициаре, чтобы такая информация была в ЕГР, нужно в том случае, когда владельцем юрлица является другое юрлицо (или среди владельцев есть хотя бы одно юрлицо). Такое уточнение есть впп. «9» ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV (далееЗакон № 755). Следовательно, требование информировать о теме бенефициаров не касается тех юрлиц, учредителями которых только физлица.

К примеру, ситуация об информировании решается так:

  • информировать нужно – у предприятия есть учредитель-юрлицо с долей 40%, что дает ему решающее влияние на это предприятие. У основателя-юрлица есть конечный владелец-физлицо – оно является конечным бенефициаром, о котором нужно сообщить;
  • информировать не надо – физлицо создало предприятие (ЧП или ООО). Такое лицо является единоличным владельцем. Очевидно, что она является конечным бенефициаром, но никаких сообщений от нее не требуется, так как это очевидно из регистрационных данных об учредителях предприятия.

Сколько может быть конечных бенефициаров

В идеальной ситуации конечный бенефициар только один. Однако их может быть несколько. Критерии пп. «30» ст. 1 Закона о финмониторинге допускают наличие нескольких конечных бенефициаров, так как признаком осуществления прямого решающего влияния на деятельность является в частности непосредственное владение физлицом ≥ 25% уставного капитала. Как следствие, могут образовываться ситуации, когда несколько человек имеют такую ​​долю влияния. Например, 2 физлица в равных долях владеют материнским предприятием. Тогда оба лица являются конечными бенефициарами по отношению ко всем дочерним предприятиям такого материнского предприятия.

Пример 1 (группа конечных бенефициаров). Есть такая ситуация:

  • публичное частное акционерное общество (ЧАО) «А» (дочернее предприятие) имеет в составе своих владельцев юрлицо – общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Б» с долей 75%, а остальные 25% – принадлежит физлицу 1;
  • ООО «Б», в свою очередь, владеют два физлица 2 и 3 в равных долях по 50%.

В данном случае конечными бенефициарами ЧАО «А» являются все физлица – 1, 2 и 3. Однако информировать нужно только о физлицах 2 и 3, так как физлицо 1 сразу видно в составе владельцев ЧАО «А» в ЕГР. Каждый из этих трех лиц по определению оказывает решающее влияние на ЧАО «А», если нельзя доказать обратное.

Пример с единственным конечным бенефициаром см. далее о методологии определения конечного бенефициара.

Может ли не быть конечного бенефициара

Да, это возможно. То есть конечного бенефициарного собственника (контролера), о котором нужно информировать, у предприятия может и не быть. И об этом тоже нужно сообщать с объяснением почему.

Так, если конечный бенефициарный владелец (контролер) у юрлица отсутствует, то об этом указывается в соответствующем поле заявления о госрегистрации при создании предприятия. Кроме того, «в случае отсутствия у юрлица конечного бенефициарного владельца, в том числе конечного бенефициарного владельца его учредителя, если учредитель – юрлицо, вносится отметка об указании в структуре собственности юрлица обоснованной причины его отсутствия» (пп. «9» ч. 2 ст. 9 Закона № 755). Порядок такого обоснования законодательством пока не определен. Не нужно этого делать только лицам, которые вообще не представляют информацию о конечных бенефициарах (они перечислены в ч. 8 ст. 51 Закона о финмониторинге, а также далее есть таблица с ними).

Например, юрлицом-собственником в ООО в доле 100% является публичное акционерное общество (ПАО), у которого все собственники-акционеры достаточно мелкие и не имеют существенной доли, то есть все их доли в уставном капитале такого ПАО менее 25%. Такую ситуацию нужно обосновать, то есть доказать, что нет ни одного акционера у такого ПАО, который может оказывать решающее (существенное) влияние (размер доли < 25% – это не единственный критерий).

Внимание: если у юрлица среди учредителей есть другое юрлицо, а бенефициара нет, то это нужно обосновать.

Зачем информировать о конечных бенефициарах

Необходимость информировать о бенефициарах возникла не из-за прихоти правительства, а из-за требований Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, имплементации в законодательство Украины Международных стандартов финмониторинга от FATF. Такая информация используется для мониторинга и выявления «отмывания» денег, «грязных» денег и операций для торговли наркотиками и оружием.

Внимание: конечный бенефициар – это физлицо, являющееся фактическим владельцем юрлица, прямо или косвенно. Информация о них используется для контроля денежных потоков при осуществлении финмониторинга.

Что значит информировать о конечных бенефициарах

Информировать о конечных бенефициарах значит:

  • сообщать госрегистратору о конечном бенефициаре при регистрации юрлица;
  • актуализировать информацию в ЕГР в случае изменения такого бенефициара. Срок такого сообщения – 30 рабочих дней со дня возникновения таких изменений (абз. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о финмониторинге);
  • предоставить информацию о конечных бенефициарах по требованию другого юрлица с целью актуализации им своих данных в ЕГР. Срок такого сообщения – 5 рабочих дней со дня возникновения смен (см. абз. 2 ч. 1 ст. 51 Закона о финмониторинге);
  • самостоятельно уведомить юрлиц об изменении их конечного бенефициарного владельца и/или структуры собственности юрлица. Очевидно, информировать нужно тех юрлиц, учредителем которых является юрлицо, у которого изменились данные (или тех юрлиц, на которых осуществляется решающее влияние на их деятельность). Срок такого сообщения – тоже 5 рабочих дней со дня возникновения смены (см. абз. 2 ч. 1 ст. 51 Закона о финмониторинге).

Также, кроме данных о конечном бенефициаре, еще нужно подавать информацию о структуре собственности. Для подготовки такой информации нужно пользоваться Положением о форме и содержании структуры собственности, что утверждено приказом Минфина от 19.03.2021 №163.

Кто может обнаружить несоответствие в информации о конечных бенефициарах

Выявить несоответствие данных в ЕГР относительно конечных бенефициаров могут субъекты первичного финмониторинга (кто это см. ч. 2 ст. 6 Закона о финмониторинге, а также читайте Финансовый мониторинг). О таком их долге упоминает пп. «81» ч. 2 ст. 8 Закона о финмониторинге. Однако выявить несоответствие также могут:

  • органы государственной власти, в частности, государственные субъекты финансового мониторинга (Госфинмониторинг, НБУ, НКЦБФР и другие);
  • правоохранительные органы, например при совершении следственных действий;
  • другие лица (если информация относится к такому лицу).

О последствиях обнаружения несоответствия данных по конечным бенефициарам – читайте дальше. При непредставлении информации о бенефициарах или отсутствии ее актуализации применяются немалые штрафы как нарушение законодательства о финансовом мониторинге (см. конце консультации).

Как быть тем, кто не подавал информацию о конечных бенефициарах при регистрации

Требование подавать информацию через госрегистратора в ЕГР о конечном бенефициаре и структуре собственности появилось со вступлением в силу Закона о финмониторинге, которое произошло 28 апреля 2020 года.

Так как большинство юрлиц регистрировались еще во времена, когда такого требования еще не было, то специально для них осуществлено ослабление и они могут предоставить информацию о своих конечных бенефициарах и структуре собственности не ранее 90 дней со дня прекращения военного положения (см. п. 4 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона о финмониторинге). Вместе с тем, этой же нормой предусмотрено, такие лица представляют информацию о конечном бенефициарном владельце в объеме, определенном настоящим Законом, и структуру собственности в течение 6 месяцев со дня вступления в силу нормативно-правовых актов, которыми будут утверждены положения о форме и содержании структуры собственности и методология определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца.

Внимание! Таких лиц с 01.09.2024 не могут оштрафовать, ведь действует специальная норма на период военного положения. Но предоставить такую ​​информацию нужно.

Методология определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца утверждена постановлением КМУ и НБУ от 19.09.2023 № 1011 и действует с 03.10.2023 года (далее – Методология № 1011).

Обратите внимание, что в случае обнаружения юридическим лицом после вступления в силу Методологии № 1011, определения юридическим лицом конечного бенефициарного владельца, неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленной государственному регистратору информации о конечном бенефициарном собственника и структуру собственности юридического лица такое лицо в течение 6 месяцев со дня вступления в силу таких нормативно-правовых актов повторно представляет исправленные сведения в порядке, предусмотренном Законом № 755.

Внимание: те, кто регистрировал предприятие по старым правилам и не сообщали о конечных бенефициарах, должны сообщить о них госрегистратору.

Кто не представляет информацию о конечных бенефициарах

Лица, освобожденные от подачи информации госрегистратору о конечном бенефициаре, перечислены в ч. 8 ст. 51 Закона о финмониторинге. Список таких лиц приведен в таблице ниже.

ЮРЛИЦА, ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О КОНЕЧНЫХ БЕНЕФИЦИАРАХ
(по ч. 8 ст. 51 Закона о финмониторинге)

  • политические партии и их структурные образования;
  • профсоюзы и их объединения и организации, предусмотренные уставом;
  • творческие союзы;
  • организации работодателей и их объединений;
  • адвокатские объединения и бюро;
  • организации, осуществляющие профессиональное самоуправление в области нотариата;
  • госорганы и органы местного самоуправления (ОМС), их ассоциации;
  • государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации
  • ПАО, акции которых допущены к торгам по крайней мере на одной фондовой бирже из перечня иностранных)*;
  • местные центры творческих союзов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • государственные пенсионные фонды;
  • кооперативы (жилищно-строительные, дачные, гаражные, сельскохозяйственные);
  • объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСМД);
  • ассоциации собственников жилых домов**;
  • обособленные структурные подразделения со статусом юрлица***

*если на них распространяются аналогичные требования по бенефициарам от ЕС, их перечень определяется Кабмином;

** если внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций;

***кроме обособленных подразделений иностранных неправительственных организаций

Также не нужно подавать информацию о конечных бенефициарах, если:

  • владельцем юрлица сразу является физлицо или только физлица, то есть нет среди владельцев юрлиц. Это следует из определения конечного бенефициара (см. в начале консультации);
  • о конечных бенефициарах уже сообщалось ранее и информация о нем не изменялась.

Какие данные нужно предоставлять о конечных бенефициарах

Список нужных данных о бенефициаре содержится в пп. «9» ч. 2 ст. 9 Закона №755. Данный перечень раскрыт в таблице ниже.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИИ ПО КОНЕЧНОМУ БЕНЕФИЦИАРУ
(по пп. «9» ч. 2 ст. 9 Закона № 755)

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • дата рождения, страна гражданства (подданства);
  • все страны его гражданства (подданства);
  • серия (при наличии) и номер документа (документов), удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство (подданство);
  • уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии)
  • место жительства;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);
  • полное наименование, местонахождение и идентификационный код (для резидента) учредителя юридического лица, в котором это лицо является конечным бенефициарным владельцем;
  • характер и мера (уровень, степень, доля) бенефициарного владения (удобства, интереса, влияния)

Основным документом о конечном бенефициаре является копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство лица. Это может быть паспорт, загранпаспорт.

Нужно ли нотариально удостоверять документ о личности конечного бенефициара

Речь идет о копии документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство (подданство) лица, являющегося конечным бенефициарным владельцем юрлица. Такой документ удостоверять нотариально не обязательно – достаточно как альтернативный вариант использовать квалифицированная электронная подпись руководителя юрлица (см. пп. «19» ч. 1 ст. 17 Закона № 755). Это особенно актуально, если бенефициаром является лицо из рф или белоруссии.

Как определить конечного бенефициара – Методология № 1011

Такая методология подробно описана в Методологии № 1011. Особо обратите внимание на п. 5, где указано, что в определение юридическим лицом конечного бенефициарного владельца или установление факта его отсутствия включает в себя следующие этапы:

1) исследование признаков, характера и меры (уровня, степени, доли) прямого решающего влияния на деятельность юридического лица путем непосредственного владения физическим лицом ключевой долей уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица;

2) исследование признаков, характера (удобства, интереса) и меры (уровня, степени, доли) косвенного решающего влияния (контроля) на деятельность юридического лица путем владения физическим лицом ключевой долей уставного (складочного) капитала или прав голоса юридического лица через связанных физических или юридических лиц, трастов или других подобных правовых образований или оказания решающего влияния на деятельность юридического лица путем реализации права контроля, владения, пользования или распоряжения всеми активами или их долей, права получения доходов от деятельности юридического лица, траста или другого подобного правового образования, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования органов управления, а также совершение сделок, позволяющих определять основные условия хозяйственной деятельности юридического лица или деятельности траста или другого подобного правового образования, принимать обязательные к исполнению решения, оказывающие решающее влияние на деятельность юридического лица, траста или иного подобного правового образования независимо от формального владения;

3) исследование информации об учредителях, доверительных владельцах, защитниках (в случае наличия), выгодополучателях (выгодополучателях) или группе выгодополучателей (выгодополучателей), а также о любых других физических лицах, оказывающих решающее влияние на деятельность траста или другого подобного правового образования (в частности через цепь контроля/владения), в случае их наличия в структуре собственности юридического лица и/или в случае образования юридического лица – правового образования, подобного трасту. В отношении трастов и других подобных правовых образований, выгодополучатели (выгодоприобретатели) которых характеризуются определенными признаками или классом, устанавливается информация о таких выгодополучателях (выгодополучателях), которая предоставила бы возможность установить их личность в момент выплаты или реализации ими причитающихся им прав;

4) осуществление систематизации, обобщения, анализа и документирования информации, полученной в ходе действий, определенных подпунктами 1-3 настоящего пункта;

5) проведение мониторинга и актуализации (обновления) информации о конечных бенефициарных владельцах.

Количество лиц, осуществляющих прямое и/или косвенное решающее влияние (контроль), не является фиксированным и может быть разным на основе сочетания форм собственности, контроля и/или иного влияния. Если в результате исследования информации на наличие признаков решающего влияния на деятельность юридического лица установлено более одного человека, каждый такой человек считается конечным бенефициарным владельцем юридического лица.

Перевірка інформації про кінцевих бенефіціарів

Порядок сообщения о несоответствии данных о конечных бенефициарах в ЕГР

Субъект первичного финмониторинга обязан сообщить об этом Минюст как держателю ЕГР в течение 10 рабочих дней со дня выявления разногласий (пп. «81» ч. 2 ст. 8 Закона о финмониторинге).

Чтобы субъекты первичного финмониторинга могли выполнить указанное требование уведомления, Минюст и Госфинмониторинг утвердили документ, которым установлен порядок передачи Держателем ЕГР информации о субъекте первичного финмониторинга. Таким документом стал приказ Минфина и Минюста от 10.07.2023 № 2513/5/378, которым утвердили соответствующий Порядок передачи информации (далееПорядок № 2513), что вступает в силу с 1 сентября 2024 года в силу приказа Минюста «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Украины от 12 июля 2023 года № 2542/5» от 29.11.2023 № 4101/5 и общих приказов Минюста и Минфина внесение изменений в приказ Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 10 июля 2023 г. № 2513/5/378» от 27.11.2023 № 4061/5/65 и «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 10 июля 2023 № 2513/5/378» от 22.03.2024 № 834/5/142 (вступил в силу 28.03.2024). 

По Порядку № 2513 Минюст после получения от субъекта первичного финмониторинга уведомления об обнаружении разногласий должен не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем получения такого уведомления, передать информацию из него в Госфинмониторинг. Передача осуществляется отправкой письма через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти. Такое письмо должно содержать:

  • добавлены заархивированные файлы-сообщения. Файлы должны быть защищены путем шифрования с использованием сертификата получателя, предоставляемого Госфимониторингом. Из-за шифрования делается невозможным доступ посторонних лиц к таким информационным материалам;
  • количество сообщений, отправленных субъектами первичного финмониторинга в Минюст в течение предыдущего месяца, но без идентификации таких информаторов.

Однако Порядок № 2513 не содержит формы указанного уведомления, его содержит приказ Минюста от 12.07.2023 № 2542/5 (вступил в силу 01.09.2024).

Последствия выявления несоответствия в данных о конечных бенефициарах в ЕГР

После получения Минюстом сообщения о неотразимости данных последствия следующие:

  • появляется отметка о возможной недостоверности информации о бенефициарах в ЕГР и/или структуре собственности;
  • госрегистратор должен направить письменное обращение к юрлицу с описанием возможной недостоверной информации и требованием предоставить письменное объяснение и подтвердить указанные сведения. Такое обращение направляется заказным письмом (или с объявленной ценностью и уведомлением об вручении) по местонахождению юрлица, которое указывалось им в ЕГР;
  • юрлицу нужно дать ответ в течение 10 рабочих дней со дня получения требования;
  • госрегистратор должен проверить полученные от юрлица объяснения – 10 рабочих дней;
  • если пояснения принимаются, то отметка о недостоверности в ЕГР отменяется – 5 рабочих дней. Если же информация рассматривается как недостоверная или вообще не предоставлена, то осуществляется исключение информации о бенефициаре из ЕГР в течение 30 рабочих дней.

Также предусмотрена ответственность в виде штрафа (см. о них в конце консультации).

Чи подавати КНП інформацію про кінцевого бенефіціара

Какова ответственность за нарушение порядка информирования о конечных бенефициарах

Штраф за неподачу или несвоевременное представление информации о конечном бенефициаре составляет от 17 до 340 тыс. грн (ч. 4 ст. 35 Закона № 755).

Оштрафовать могут за:

  • внесение лицами, уполномоченными на совершение действий, направленных на государственную регистрацию создания юрлица или смену участников юрлица, в документы, представляемые для такой государственной регистрации, заведомо ложных сведений о конечном бенефициаре юрлица или о его отсутствии;
  • непредставление или несвоевременное представление лицами, уполномоченными действовать от имени юрлица госрегистратору информации о конечном бенефициаре или о его отсутствии;
  • непредоставление юрлицами – резидентами, являющимися учредителями (участниками) юрлиц, и физическими лицами – резидентами, являющимися учредителями (участниками) юрлиц и/или оказывающих решающее влияние на их деятельность, по запросу юрлиц информации, необходимой для представления юрлицом для внесения или актуализации в ЕГР информации о конечном бенефициаре и структуре собственности юрлица.

Такой штраф налагается уже не на должностных лиц, а на самое юрлицо, которое нарушило порядок представления информации о бенефициарах. Применять такие штрафы имеет право Минюст на основании Приказа № 3258.

Кроме указанного, еще существует админштраф на лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица, – это штраф от 17 до 51 тыс. грн (ст. 16611 КУоАП). Неуплата данного штрафа во время военного положения на сегодняшний день уже отменена (постановление Кабмина от 09.05.2023 № 469).

Применять штрафы за недостоверные данные о бенефициарах Минюст уже может с 1 сентября 2024 года.

Внимание! Законодатель все еще не внес изменения в Закон № 2115 в пп. 1 п. 1 которого указано, что физические лица, ФЛП, юрлица, кроме тех, которые наделены бюджетными полномочиями согласно законодательству, представляют учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, представление которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы. Если уже не подали информацию о бенефициарах вовремя по уважительным причинам, то можно попробовать использовать эту норму.

Кроме того, в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение трех месяцев после его завершения к указанным лицам не будут применяться административная и/или уголовная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности и/или документов (пп. 2 п. Закона № 2115).

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді