Финансовый мониторинг в 2023 году

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Что следует знать о финансовом мониторинге при осуществлении своих платежей, что такое пороговые и подозрительные операции, как быть в ситуации отказа банка в проведении платежа с требованием доказать законность средств? Какую информацию о клиенте бухгалтеры-предприниматели и аудиторы должны передавать в Госфинмониторинг? Конечные бенефициары – кто это и что будет, если о них не сообщить. Эти и связанные вопросы – в обзоре эксперта
Содержание статьи:
Что такое финансовый мониторинг Как влияет сумма операции на меры финансового мониторинга Законодательная основа финансового мониторинга 2023 Кто осуществляет финансовый мониторинг Кто и кого информирует о подозрительных операций Пороговые значения платежных операций для финансового мониторинга Индикаторы подозрительности финансовых операций  Пороговые значения операций с криптовалютами 2023 Признаки пороговой операции 2023 Какие операции не попадают под финансовый мониторинг Критерии остановки операции Только ли расчет деньгами является объектом финансового мониторинга Проблемы предприятий через финансовый мониторинг Конечные бенефициары в финансовом мониторинге 2023 Бухгалтеры, бухгалтеры-предприниматели и финансовый мониторинг Как быть, если операция остановлена банком Как обойти финансовый мониторинг Штрафы за нарушения в сфере финансового мониторинга

Что такое финансовый мониторинг

Финансовый мониторинг – это обязательные меры по выявлению и противодействию сомнительным денежным потокам. Такие платежи могут быть связаны с:

  • легализацией (отмыванием) полученных преступным путем доходов;
  • финансированием терроризма;
  • финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Финансовый мониторинг касается платежей как юрлиц, физлиц-предпринимателей (ФЛП), так и обычных граждан.

Внимание: цель финансового мониторинга – борьба с «отмыванием» денег не только в государственном, но и в мировом масштабе.

В большинстве случаев финансовый мониторинг не связан с сугубо уголовной темой. Примером финансового мониторинга из повседневной жизни является отказ банка от осуществления платежа в случае, если клиент не может подтвердить законность происхождения денег, используемых им для платежа, то есть доказать, что он действительно мог заработать такие деньги. Недостаточная сумма «официальных» доходов для приобретения недвижимости, автомобиля могут быть причиной отказа банка в проведении платежной операции, которая попала под финансовый мониторинг. Проблему могут вызвать:

  • накопление средств за счет зарплаты «в конверте»;
  • заработок заграницей;
  • незадекларированные лицом доходы от предоставления определенных услуг, скрытая предпринимательская деятельность;
  • неофициально подаренные деньги, в частности от родителей, других родственников, близкого человека;
  • отсутствие доходов вообще, например лицо нигде официально не работает, будучи студентом или безработным.

Найкращий помічник для вас: система «Експертус Головбух»

Подобная же проблема может возникнуть, если лицо ничего и не покупает, но желает положить значительную сумму средств на депозит в банке.

Внимание: попасть под финансовый мониторинг может каждому при осуществлении стоимостных приобретений или размещении значительных сумм на депозит в банке.

Для организации финансового мониторинга и связанных с ним процедур контроля существует специальный государственный орган – Государственная служба финансового мониторинга (Госфинмониторинг). Относительно коммерческих банков как субъектов финансового мониторинга ключевую роль также играет НБУ. И финансовый мониторинг осуществляется не только банками.

Как влияет сумма операции на меры финансового мониторинга

Пороговыми цифрами объема наличных и безналичных операций в финансовом мониторинге есть 5 тыс. грн, 30 тыс. грн, 55 тыс. грн, 400 тыс. грн, а также значительная сумма при операциях с наличными. Они влияют на избрание тех или иных мер финансового мониторинга. Однако банк по своим внутренним правилам признать подозрительной любую операцию независимо от суммы, а также определять значимость суммы тех или иных операций с наличными. Подробнее об этих цифрах – см. далее Пороговые значения платежных операций для финансового мониторинга.

Внимание: объем платежной операции влияет, но не является решающим.

Законодательная основа финансового мониторинга 2023

Законодательной основой финансового мониторинга является Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 06.12.2019 № 361-IX (далееЗакон № 361). Принятие закона № 361 обусловлено международными соглашениями Украины, ее обязательствами по Соглашению об ассоциации с ЕС и требованиями Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (ФАТФ).

Кроме того, субъекты финансового мониторинга при осуществлении процедур должны опираться на так называемые типологии, которые носят рекомендательный характер:

Упомянутые исследования Госфинмониторинга и ФАТФ содержат описание типовых схем, используемых для отмывания денег.

Также с учетом упомянутых рекомендаций первичные субъекты финмониторинга могут иметь рекомендации, инструкции от своего высшего органа. Например, коммерческие банки имеют сейчас Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением правления НБУ от 19.05.2020 г. № 65 (далее Положение № 65).

Внимание: первоначальным разработчиком всех правил финансового мониторинга ФАТФ. К украинским реалиям их адаптирует Госфинмониторинг и другие государственные субъекты финансового мониторинга.

Кто осуществляет финансовый мониторинг

В системе финансового мониторинга в Украине есть государственные и первичные субъекты. Взаимодействие между ними таково:

  • государственные – разрабатывают общие правила, которыми руководствуются первичные субъекты финансового мониторинга, получают информацию от первичных и принимают конечные решения. Ключевым органом является Госфинмониторинг, который по Закону № 361 имеет статус «специального уполномоченного органа»;
  • первичные – непосредственно осуществляют меры финансового мониторинга, руководствуясь законодательной основой финансового мониторинга (см. выше), общими правилами и рекомендациями от государственных субъектов, а также своими внутренними правилами финансового мониторинга, в которых определены критерии рисков. Первичные субъекты должны встать на учет у государственных субъектов и сообщать им о рисковых операциях и отчитываться перед ними по проведенным мероприятиям финансового мониторинга.

Кто относится к государственным и первичным субъектам финансового мониторинга показано в таблице ниже.

Внимание: бухгалтеры-предприниматели, аудиторы, адвокаты, нотариусы, налоговые консультанты – это специальные субъекты финансового мониторинга, которые должны сообщать о подозрительных операциях государственных субъектов.

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА

(ст. 6 Закона № 361)

ПЕРВИЧНЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

обычные

специально определенные субъекты финансового мониторинга (далее – спецсубъекты)*

  • банки;
  • страховые компании, страховые брокеры;
  • кредитные союзы;
  • другие финучреждения;
  • платежные организации;
  • ломбарды;
  • товарные биржи;
  • участники фондового рынка;
  • операторы почтовой связи;
  • филиалы / представительства нерезидентов, предоставляющих финансовые услуги в Украине;
  • поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов**;
  • другие юрлица, которые предоставляют отдельные финансовые услуги
  • аудиторы, аудиторские фирмы;
  • бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
  • адвокатские бюро, объединение, адвокаты;
  • нотариусы;
  • субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги;
  • лица, предоставляющие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юрлицами;
  • посредники в операциях по купле-продаже недвижимого имущества (риелторы);
  • продавцы за наличные драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
  • субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры.
  • НБУ;
  • Минфин;
  • Минюст;
  • НКЦБФР;
  • Министерство цифровой трансформации;
  • Госфинмониторинг (Государственная служба финансового мониторинга Украины, он же в Законе № 361 – «специальный уполномоченный орган»)

* если подобные услуги предоставляются в рамках трудовых правоотношений, то такие лица не являются субъектами финансового мониторинга и не должны отчитываться, например, отдельно это касается бухгалтеров и юристов, работающих на предприятии;

**виртуальные активы – имеются в виду криптовалюты, в частности биткоин, этериум и др.

 

Кто и кого информирует о подозрительных операций

Распределение первичных субъектов финансового мониторинга в порядке подчиненности государственным субъектам, которым они подотчетны, показано в таблице ниже.

ПОДЧИНЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА (ст. 18 Закона № 361)

Субъект финансового мониторинга:

государственный

подчиненные ему первичные субъекты финансового мониторинга

НБУ

  • банки;
  • страховые компании, страховые брокеры;
  • кредитные союзы;
  • другие финучреждения;
  • платежные организации;
  • ломбарды;
  • операторы почтовой связи;
  • филиалы / представительства нерезидентов, предоставляющих финансовые услуги в Украине;
  • другие юрлица, которые предоставляют отдельные финансовые услуги 

НКЦБФР

  • товарные биржи;
  • участники фондового рынка

Министерство цифровой трансформации

  • поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов

Госфинмониторинг

  • субъекты аудиторской деятельности (аудиторы, аудиторские фирмы);
  • бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
  • посредники в операциях по купле-продаже недвижимого имущества (риэлтеры);
  • продавцы за наличные драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
  • субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и/или азартные игры

Минюст

  • адвокатские бюро, объединение, адвокаты;
  • нотариусы;
  • субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги;
  • лица, предоставляющие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами

Пороговые значения платежных операций для финансового мониторинга

Под финансовый мониторинг, в первую очередь, попадают расходные операции (переводы средств) в безналичной форме, наличными в зависимости от суммы платежа (см. таблицу). Идентификация клиента может осуществляться в частности с помощью банковской карты или квалифицированной электронной подписи. Верификация операции требует дополнительных подтверждений, в частности возможный звонок из банка, сканирование лица, проверка данных платежа, подтверждение личности плательщика, действительно ли именно владелец карты ее использует, выяснение цели операции и происхождения средств и тому подобное.

ПОРОГОВЫЕ ЦИФРЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА 2023*

Меры финансового мониторинга отсутствуют

Осуществляются мероприятия финансового мониторинга:

надлежащая проверка**

(идентификация и верификация лица, в частности данные о конечном бенефициаре клиента, цели и характере деловых отношений, проверка актуальности документов, мониторинг деловых отношений, в т. ч. и происхождения средств)

возможно сообщение государственных субъектов финансового мониторинга, если есть другие признаки пороговой операции

для перевода безналичных средств для зачисления на счет получателя в оплату стоимости товаров, работ, услуг, погашение обязательства по кредиту (пп «5» ч. 18 ст. 14 Закона № 361)

менее 30 тыс. грн

от 30 тыс. грн до 400 тыс. грн

≥ 400 тыс. грн

(≥ 55 тыс. грн – для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи и/или азартные игры)

для перевода наличных средств (пп. «8» ч. 18 ст. 14 Закона № 361)

5 тыс. грн и меньше

(можно без идентификации личности плательщика, в т. ч. При переводе без открытия счета)

более 5 тыс. грн до 400 тыс. грн

≥ 400 тыс. грн

(≥ 55 тыс. грн – для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи и / или азартные игры)

* или в иностранной валюте в эквиваленте по официальному курсу НБУ;

** в зависимости от имеющегося риска деловых отношений надлежащая проверка может быть усилена (ст. 12 Закона № 361) или упрощенная (ст. 13 Закона № 361);

***кроме превышения 400 тыс грн (55 тыс. грн – для субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи и/или азартные игры) еще нужно наличие хотя бы одного признака пороговой операции со ст. 20 Закона № 361

Индикаторы подозрительности финансовых операций 

Во всех случаях эти критерии применяются, если отсутствуют признаки дробления операции. В случае выявления дробления операции все операции будут считаться как одна единственная (ч. 3 ст. 11 Закона № 361). Например, 675000 наличными разбили на 15 платежей по 45000 грн, чтобы не попасть под порог 400 тыс. грн. Однако все эти платежи субъект финансового мониторинга должен считать, как один единственный.

Внимание: подозрительные операции останавливаются независимо от существующих исключений и суммы самой операции.

Однако независимо от суммы операции субъект финансового мониторинга может всегда остановить операцию, если возникло подозрение, что сделка имеет связь с преступным происхождением средств (ч. 8 ст. 14 Закона № 361, ч. 2 ст. 8 Закона № 361). Как одна из причин остановки могут быть и признаки измельчения операции. Порядок остановки операций со стороны Госфинмониторинга определена в Порядке принятия Государственной службой финансового мониторинга Украины решений (поручений) о приостановлении финансовых операций, утвержденном приказом Минфина от 14.01.2021 г. № 8.

Кроме дробления финансовых операций найти другие подозрительные критерии, используемые в финмониторинге, дополнительно можно среди Индикаторов подозрительности финансовых операций в Приложении 20 Положения № 65. Среди этих индикаторов есть:

  • деятельность или поведение клиента. Например, клиент (представитель клиента) не может ясно объяснить, в чем состоит его деловая деятельность (характер деятельности);
  • финансовые операции клиента. Например, финансовая операция или их совокупность не характерны/характерны для обычной деятельности клиента (цели, тип и объем операции), а предоставленные объяснения не аргументированы;
  • распределены по разным видам продуктов (услуг). Например, клиент вносит значительные суммы средств наличными деньгами, источником происхождения которых указывает выручку от продажи активов, однако не может это подтвердить документально; экономическая целесообразность получения ссуды (кредита) непонятна; осуществляется покупка или продажа ценных бумаг при отсутствии очевидной экономической выгоды и других критериев.

Пороговые значения операций с криптовалютами 2023

Несколько иные требования к операциям с виртуальными валютами (криптовалютами), которые приведены в таблице ниже.

МЕРОПРИЯТИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА,
КОТОРЫЕ ПРОВОДЯТСЯ ПО ОПЕРАЦИЯМ С КРИПТОВАЛЮТАМИ 2023*
объем сделки с виртуальными валютами (ч. 3 ст. 11 Закона № 361):

< 30 тыс. грн*

≥ 30 тыс. грн*

обеспечивается наличие как минимум такой информации:

  • номер счета/электронного кошелька или уникальный номер электронного платежного средства или заранее оплаченной карты;
  • номер счета или уникального номера электронного платежного средства получателя или заранее оплаченной карты;
  • если отсутствует электронный кошелек – приводится уникальный номер финансовой информации 

процедура надлежащей проверки, включающая идентификацию и верификацию клиента (перечень процедур – в ч. 8 ст. 11 Закона № 361)

* или в иностранной валюте в эквиваленте по официальному курсу НБУ

 

Признаки пороговой операции 2023

Кроме превышения суммы операции 400 тыс. грн для признания ее пороговой требуется соблюдение хотя одного из 4-х признаков:

  • зачисление/перевод средств, когда одна из сторон (участников) имеет регистрации/проживания/местонахождение в государстве, не выполняет должным образом рекомендации ФАТФ и других международных организаций подобного направления. К таким ситуациям относится и наличие у одного из лиц счета в банке в такой стране (даже, если он не задействован в операции). Такие страны определяются в соответствии с п. 4 постановления Кабмина от 05.08.2020 г. № 677, приказ Госфинмониторинга от 01.10.2012 г. № 139 и обнародуются на веб-сайте Госфинмониторинга. Сейчас это Иран и КНДР;
  • финансовые операции политически значимых лиц, членов их семьи / связанных лиц. Перечень таких лиц есть у пп. «34», пп. «47» ст. 1 Закона № 361;
  • финансовые операции по переводу средств за границу, в т. ч. числе к государствам, отнесенным Кабмином к офшорам. Офшоры приведены в приложении к распоряжению Кабмина от 23.02.2011 г. № 143-р;
  • финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Внимание: операции с наличными на значительные суммы считаются все рисковыми, так как наличность есть элемент теневой экономики.

Признание операции пороговой не означает автоматическую ее остановку. По ней банком или другим субъектом финансового мониторинга собирается только нужная информация и сообщается в соответствующий государственный орган финансового мониторинга.

Какие операции не попадают под финансовый мониторинг

Кроме операций, не превышающих 5 тыс. грн, под финансовый мониторинг не попадают также такие операции независимо от суммы сделки (ч. 18 ст. 14 Закона № 361):

  • снятие средств с собственного счета;
  • переводы средств для уплат налогов, сборов, единого социального взноса, штрафных санкций за нарушение законодательства ;
  • платежи за коммунальные услуги;
  • плательщик и получатель являются субъектами финансового мониторинга, которые предоставляют платежные услуги;
  • переводы с использованием электронных платежных средств или электронных денег для оплаты товаров или услуг, если номер такого средства или карты сопровождает перевод на всем пути движения средств. Например, это платежи в оплату товаров в Интернет, которые оплачиваются банковской картой через LiqPay или другие подобные сервисы;
  • платежи через посредника, который заключает договор купли-продажи или ведет переговоры. 

Критерии остановки операции

Четкие критерии и признаки, по которым сделка рассматривается как подозрительная, отсутствуют. Банк или другой субъект финансового мониторинга руководствуется собственно разработанной риск-ориентировочной системой мониторинга с учетом рекомендаций Госфинмониторинга и того государственного органа финмониторинга, которому он подчинен. Также существуют индикаторы риска валютных операции в Положении о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденном постановлением правления НБУ от 02.01.2019 г. № 8 (далееПоложение № 8).

Срок остановки операции может быть до 30 рабочих дней при мотивированной подозрении.

Например, операция может считаться подозрительной, если регистрация предприятия состоялась на подставное лицо, небольшой уставный капитал, получения или осуществления платежей с большим количеством контрагентов.

Только ли расчет деньгами является объектом финансового мониторинга

Нет. Однако в основном финансовый мониторинг действительно связан именно с денежными потоками, так как их легче контролировать (мониторить) через платежные учреждения, в частности банки. Пороговые цифры финансового мониторинга, которые были приведены выше (5 тыс. грн, 30 тыс. грн), касаются именно операций по переводу средств. Порог 400 тыс. грн касается финансовых операций, к которым в частности относятся и операции страхования, финансового лизинга, операции с ценными бумагами, а не только денежные платежи.

Если же говорить об объекте финансового мониторинга вообще, то им являются все действия с активами (пп. «41» ч. 1 ст. 1 Закона № 361). Это не только деньги, но и другое имущество, имущественные и неимущественные права (пп. «2» ч. 1 ст. 1 Закона № 361). В законе № 361 упоминаются и виртуальные активы (криптовалюты). Субъект первичного мониторинга должен учитывать риск использования таких активов в нелегальных операциях.

Внимание: объект финансового мониторинга – не только деньги, но и другие активы.

Проблемы предприятий через финансовый мониторинг

Платежи предприятий и финансового мониторинга является более прозрачные через использование платежных поручений с назначением платежа и ограничений на операции с наличными, которые существуют от НБУ, Так, же осуществить платеж наличными, без банка, в отношениях с юридическим лицом вообще не всегда возможно – есть ограничения по 50 тыс. грн за день в расчеты физлиц с юрлицами в наличной форме. Если же платеж осуществляет субъект хозяйствования (физлицо-предприниматель, юрлицо), то ограничение еще меньше – 10 тыс. грн в день при расчетах с одним субъектом хозяйствования. 

Однако проблемы с финансовым мониторингом у предприятий могут возникать, когда:

  • предприятие вновь созданное (плательщик или получатель);
  • осуществляется хозяйственная операция, которая нехарактерна для деятельности предприятия (например, операция не соответствует зарегистрированным кодам КВЭД или сумма платежа непривычна для данного предприятия);
  • операция имеет непонятную деловую цель: продажа продукции/товара ниже себестоимости, закупка продукции/товаров по существенно завышенным ценам;
  • есть сложные финансовые операции, чрезвычайно большие платежи или проводимые необычным способом (п. 3 ст. 12 Закона № 361);
  • выплата зарплаты «в конверте»;
  • платеж адресован лицу (физическому или юридическому), которое сомнительно.

Однако есть еще одна проблема, из – за которой можно заработать штраф - подача информации о конечных бенефициарах и структуре собственности.

Конечные бенефициары в финансовом мониторинге 2023

Кроме упомянутых проблем при осуществлении платежей, у каждого предприятия, даже не субъекта финансового мониторинга есть обязанность сообщить о своих конечных бенефициарах (собственниках) и структуре собственности (п. 4 Заключительных и переходных положениях закона № 361). 

Информировать о конечном бенефициаре, чтобы такая информация была в ЕГР, нужно в том случае, когда владельцем юрлица является другое юрлицо (или среди владельцев есть хотя бы одно юрлицо). Такое уточнение есть в пп. «9» ч. 2 ст. 9 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV. Следовательно, требование информировать о теме бенефициаров не касается тех юрлиц, учредителями которых только физлица.

Информировать о конечных бенефициарах означает:

  • сообщать госрегистратору о конечном бенефициаре при регистрации юрлица;
  • актуализировать информацию в ЕГР при изменении такого бенефициара. Срок такого сообщения – 30 рабочих дней со дня возникновения таких изменений (абз. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о финмониторинге);
  • предоставить информацию о конечных бенефициарах по требованию другого юрлица с целью актуализации им своих данных в ЕГР. Срок такого сообщения – 5 рабочих дней со дня возникновения смен (см. абз. 2 ч. 1 ст. 51 Закона о финмониторинге);
  • самостоятельно уведомить юрлиц об изменении их конечного бенефициарного владельца и/или структуры собственности юрлица. Очевидно, информировать нужно тех юрлиц, учредителем которых является юрлицо, у которого изменились данные (или тех юрлиц, на которых осуществляется решающее влияние на их деятельность). Срок такого сообщения – тоже 5 рабочих дней со дня возникновения смены (см. абз. 2 ч. 1 ст. 51 Закона о финмониторинге).

Ответственность за неподачу информации о конечных бенефициарах и структуре собственности – штраф от 17000 до 51000 грн (ч. 6 ст. 16611 КУоАП).

Более подробно о бенефициарах читайте в материале Порядок информирования о конечных бенефициарах.

Бухгалтеры, бухгалтеры-предприниматели и финансовый мониторинг

В отношении бухгалтеров как специальных субъектов финансового мониторинга, то требование Закона № 361 следует понимать таким образом:

  • бухгалтеры, работающие по трудовому договору – это НЕ субъекты финансового мониторинга (по пп. «7» ч. 2 ст. 6 Закона № 361). Это касается всех бухгалтеров, независимо от того у кого они работают-на предприятии, или у ФЛП. Главное, чтобы это были трудовые отношения;
  • бухгалтеры, предоставляющие услуги как физлица-предприниматели или по гражданско-правовому договору, – субъекты финансового мониторинга.

Внимание: бухгалтеры, работающие по трудовому договору, не обязаны становиться на учет в Госфинуслуг и сообщать о подозрительных операциях работодателя.

Правда, согласно ч. 7 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV (далееЗакон о бухучете) главный бухгалтер (или лицо, на которое возложена обязанность вести учет) должен подавать информацию в государственный субъекта финансового мониторинга. Однако, так как наемный бухгалтер не является самостоятельным субъектом мониторинга, то никаких самостоятельных действий по мониторингу, в частности отчитываться в Госфинмониторинг, по собственному решению подавать какие-то данные обязанности нет.

Упомянутое требование Закона о бухучете следует понимать так, что в случае получения запроса от Госфинмониторинга или иного государственного органа финансового мониторинга главный бухгалтер имеет:

  • подготовить в соответствии с запросом информацию, которая связана с анализом операций, справки и копии соответствующих документов, в т. ч. и с ограниченным доступом (ч. 7 ст. 16 Закона № 361, ч. 2 ст. 166-9 КоАП);
  • дать ответ в течение 10 рабочих дней. Однако по согласованию с субъектом государственного финансового мониторинга можно продлить до 30 рабочих дней (ч. 13 ст. 18 Закона № 361);
  • как осуществить ответ на запрос Госфинмониторинга – приведены в специальном Порядке, который утвержден приказом Кабмина от 17.06.2015 г. № 411.

Внимание: главный бухгалтер должен ответить на запрос Госфинмониторинга, если таковой поступил.

Отметим, что по ч. 8 ст. 8 Закона о бухучете такой бухгалтер освобождается от любой ответственности, в т.ч. дисциплинарной, за подачу такой информации, даже если она наносит ущерб предприятию, на котором он работает. Однако, если бухгалтер не направит информацию на запрос государственного субъекта финансового мониторинга, то будет админштраф от 1700 до 3400 грн (ч. 2 с. 166-9 КУоАП), который налагается должностными лицами государственного субъекта финансового мониторинга.

Что касается бухгалтеров-предпринимателей, то по закону № 361 они обязаны сообщать обо всех подозрительных операциях субъекта хозяйствования, даже если они составляют профессиональную тайну. Для этого они должны встать на учет и сообщать о подозрительных операциях по почте или в электронном виде, пользуясь рекомендациями Госфинмониторинга. В первый понедельник 4-го месяца после прекращения или отмены военного положения должен заработать электронный кабинет и тогда постановка на учет и сообщение о подозрительных операциях будет осуществляться через него. Для обеспечения его работы приняты следующие нормативные акты:

  • Порядок создания личного кабинета субъекта первичного финансового мониторинга и доступа к е-кабинету системы финансового мониторинга, утвержденный приказом Минфина от 04.06.2021 г. № 322;
  • Порядок информационного взаимодействия субъектов первичного финансового мониторинга и Государственной службы финансового мониторинга Украины, утвержденный приказом Минфина от 04.06.2021 г. № 322.

Внимание: 01 мая 2022 года должен заработать е-кабинет Госфинмониторинга, которым могут пользоваться в том числе и бухгалтеры-ФЛП.

По ч. 3 ст. 10 Закона № 361 правило неразглашения профессиональной тайны сохраняется только для нотариусов, адвокатов, адвокатских бюро и объединений, а также лиц, которые предоставляют юридические услуги. Бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов в этом перечне нет.

Как быть, если операция остановлена банком

Необходимые консультации по причинам блокировки должен предоставить ответственный сотрудник банка. Вероятно, в случае приостановления операции по требованию банка подтвердить доходы необходимо будет позаботиться о документах:

  • просмотреть анкету банка или другого субъекта финансового мониторинга, обратив внимание на тот доход, который у вас указан;
  • доказать легальность доходов. Их возможные источники: официальная зарплата, средства полученные от купли-продажи имущества, денежные средства за выполнение работ, выполнение работ по гражданско-правовым договорам, средства от предпринимательской деятельности, подаренные средства, наследство, доходы от аренды и тому подобное. Нужно будет предъявить документы, связанные с данной деятельностью и получением этих средств;
  • возможным выходом может быть продемонстрировать банку копии поданных ранее деклараций об имущественном состоянии и доходах (обычные физлица, ФЛП общей системы), налоговых деклараций по единому налогу. Декларации должны быть за последний год-два, так как более поздний период банк, скорее всего, не устроит.

Если упомянутые выше документы отсутствуют, то придется:

  • оформить договор дарения, если деньги получены от близких родственников;
  • уточнить конечных бенефициаров юрлица;
  • задекларировать доходы и подать банку копию декларации; 
  • прибегнуть к другим мерам, которые дадут документальное подтверждение полученных средств (см. ниже – как обойти финансовый мониторинг).

Что касается юридических лиц, то у них причиной остановки операции может быть еще отсутствие информации о конечных бенефициарах или устарелость такой информации. 

Как обойти финансовый мониторинг

Если же перечисленные меры не дают результата или просто невозможны – лицо не может или не хочет доказать законность полученных (накопленных) им средств, то можно попробовать еще такие варианты:

  • попробовать другой банк. Лучше обратиться к малым банкам, у которых могут быть менее жесткие требования к мониторингу, так как надо удержать клиента;
  • разбить платеж на части. Однако провести данные платежи не в одном банке, а в нескольких. Такие платежи желательно проводить не в один день, с разным интервалом времени;
  • осуществить платеж полностью или частично наличными (вне банка), если такое возможно;
  • положить средства не депозит в банке, у которого менее жесткие требования к мониторингу. Через определенное время средства можно снять и получить подтверждающий документ о расторжении депозитного договора. Этот документ далее можно использовать как подтверждение законности источника происхождения средств-снятые с депозита. Недостаток – длительность операции во времени. Кроме того, будет зафиксирована и дата размещения депозита;
  • взять в другом банке деньги в кредит. Кредитный договор использовать как документ, указывающий на источник происхождения средств. Затем произвести нужный платеж и погасить кредит. Недостаток – придется платить процент и комиссию банку-кредитору;
  • оформить приобретение нужного объекта в кредит. Подходит для приобретения недвижимости, автомобилей. После этого досрочно погасить кредит через определенное время, когда суммы платежа не будут вызывать вопросов;
  • оформить приобретение автомобиля или недвижимости через близкого родственника, по которому не возникает вопросов с финансовым мониторингом, например через родителей. Далее оформить договор дарения. Родственники должны быть 1-2 степеней родства (о них – см. пп. 14.1.263 НК) , чтобы не было налога на доходы физических лиц;
  • оформить куплю-продажу определенного объекта, за который получена нужная сумма средств. Однако минус такого варианта – возможно, что придется уплатить налог.

Полезно ознакомиться с критериями подозрительных операций в Приложении 20 Положения № 65 от НБУ.

Штрафы за нарушения в сфере финансового мониторинга

Административная ответственность по финансовому мониторингу достаточно существенная (ч. 5 ст. 32 Закона № 361), например есть такие штрафы:

  • нарушение требований относительно осуществления надлежащей проверки – 204000 грн;
  • за непредставление, несвоевременное представление или подачу недостоверной информации - 340000 грн;
  • за нарушение порядка создания и сохранения документации по финансовому мониторингу – 204000 грн.

Правда, это максимальные размеры штрафов и представители Госфинмониторинга должны учитывать существенность нарушения и его последствия. Также при наложении за 2 или более нарушения есть еще и максимальные ограничения. Для субъектов финансового мониторинга, которые не являются финучреждениями оно составляет 2-кратный размер выгоды, которую получил нарушитель (ч. 6 ст. 32 Закона № 361), а если сумма выгоды определена быть не может – 1590000 необлагаемых минимумов доходов граждан (это аж 4,3 млн грн).



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді