Создание предприятия: последовательность действий

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Вы решили начать или продолжить свое дело путем создания нового предприятия. Это важный момент. Данная консультация поможет понять последовательность действий при регистрации предприятия, а также определиться, стоит ли это делать, так как есть и другие альтернативные варианты ведения бизнеса

Подумайте: а может все же ФЛП

Сначала задумайтесь о том, целесообразно вообще создавать предприятие-юрлицо? Для ведения бизнеса во многих случаях можно ограничиться регистрацией физлица-предпринимателя. ФЛП тоже может иметь наемных работников, налогообложения на 3-й группе единого налога практически такое же, как и юрлиц, однако, отчетности меньше. Кроме того, ФЛП гораздо легче закрыть. Юрлицо-предприятие легко создать (зарегистрировать), но потом с закрытием хлопот будет значительно больше.

Внимание: для того, чтобы вести бизнес создавать юрлицо не обязательно, может быть достаточно и ФЛП(!)

Создавать юрлицо нужно, если:

  • нужно объединить вклады в бизнес двух и более лиц;
  • данный вид деятельности для ФЛП запрещен, к примеру финансовые услуги, общее среднее и высшее образование, строительство автодорог;
  • целесообразно быть плательщиком налога на прибыль предприятий (при таких условиях на расходы можно относить практически все, в т.ч. и амортизацию (износ) автомобилей).

Некоторые различия между ФЛП и созданием юрлица приведены ниже в таблице.

Внимание: создание, организация, ведение и закрытие деятельности ФЛП является легким и дешевым, чем любого юрлица (!)

КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ФЛП И СОЗДАНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Критерий сравнения

ФЛП

Предприятие

легкость регистрации и закрытия

+

необходимость ведения бухгалтерского учета

полноценный учет не ведется, только учет доходов или учет доходов и расходов (в зависимости от системы налогообложения)

да

составление финансовой отчетности

да, в частности баланс и отчет о финансовых результатах

составление налоговой отчетности

да

да

составление статистической отчетности

да, но ее меньше

да

выбор системы налогообложения

больше, в упрощенной системе есть не только 3-4 группы, но и 1-2 группы с фиксированной суммой налога

лишь 3 группа упрощенной системы (еще 4 группа для сельского хозяйства) или общая

необходимость уплаты ЕСВ «за себя»

да

нет, но предприятие не может быть без наемных работников, поэтому все равно за кого-то ЕСВ следует платить

возможность объединения вкладов

нет

да

ограничение на количество наемных лиц

есть только на 1-й и 2-й группе единого налога

Алгоритм создания предприятия

Перед созданием нового субъекта бизнеса в форме юрлица еще до регистрации необходимо решить:

  • какой организационно-правовой формы будет предприятие: общество с ограниченной ответственностью (ООО), частное предприятие (ЧП), фермерское хозяйство (ФХ), акционерное общество (АО) и т.д.;
  • чем будет заниматься предприятие (виды деятельности);
  • какой будет система налогообложения (общая или упрощенная, то есть налог на прибыль или единый налог);
  • какими будут доли участников и их взносы в будущего предприятия.

Начальное знание видов деятельности, которыми будет заниматься предприятие, необходимое при составлении учредительных документов и при заполнении заявления о госрегистрации. Кроме того, есть перечень лицензированных видов деятельности (например, финансовые услуги, телевидение) и в случае отсутствия лицензии деятельность вновь созданного предприятия будет незаконной.

Также есть другие формы предприятий для ведения бизнеса, которые предусматривают полную ответственность участников, например общества с дополнительной ответственностью (ОДО), регистрация которых почти ничем не отличается от ООО. Дополнительная ответственность — так как участник отвечает не только своим вкладом в предприятие, но и всем своим имуществом, если наступает неплатежеспособность. Недостаток этого варианта очевиден. Кроме того, существуют еще более экзотические варианты ОДО с полной ответственности всех или нескольких участников — коммандитные и полные общества. Такие формы иногда используют при создании юридического или консалтингового бизнеса.

Какую форму выбрать: ООО или ЧП

Наиболее популярными в Украине являются предприятия и ПП, поэтому будем ориентироваться на них.

Основным нормативным документом для ООО является Закон Украины «О товарах с промежуточной и дополнительной отметкой» от 06.02.2018 № 2275 (далееЗакон о ООО). Так же действует Закон «О господарских товарах» от 19.09.1991 № 1576 (далееЗакон о гостоварищах), но для ТОВ и ТДВ во введении.

Что касается ЧП, то эта форма имеет слабое законодательное регулирование в отличие от ООО, поэтому к нему актуальны общие положения Хозяйственного кодекса Украины (далееХК) и Гражданского кодекса Украины (далееГК) относительно предприятий. Такое предприятие может создавать как одно, так и несколько физлиц или одно юрлицо (ч. 1 ст. 113 ГК). ООО также может создать как одно лицо, так и несколько человек. Меньше всего различий между ООО и ЧП как раз в ситуации, когда предприятие создает одно лицо. Сориентироваться поможет таблица ниже.

КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ООО И ЧП

Критерий сравнения

ООО

ЧП

возможность создать предприятие не на частной собственности, например с долей государственного или коммунального имущества

да

нет, только частная собственность

возможность создания предприятия одним единственным лицом

да

минимальный размер уставного капитала

недостающий

смешанный состав участников: юрлицо и физлица, несколько юрлиц

да

нет, но можно иметь учредителями несколько физлиц или одно юрлицо (без физлиц)

законодательная урегулированность

да

почти не урегулировано, отсутствие прямых указаний закона о создании, прекращении, принятии решений в ЧП,

ключевую роль играет устав

модельный устав

есть

нет, надо разрабатывать устав самостоятельно

ограничения на действия директора

есть, нельзя заключать сделки стоимостью более 50% чистых активов ООО без согласия общего собрания

нет

ограничения на действия директора

урегулирован законодательством

не урегулирован

Вывод такой: ООО больше подходит, когда есть несколько участников, данная форма несет меньше юридических рисков. ЧП лучше подходит для предприятий, создаваемых одним лицом физлицом или одним юрлицом.

Внимание: ООО и ЧП — наиболее оптимальные формы юрлиц для ведения бизнеса с простейшей регистрацией.

Кто может быть учредителем предприятия

Учредителями предприятия могут быть: обычные физлица, физлица - предприниматели, общественная организация, физлица-нерезиденты. Одно физлицо-участник без ограничений может быть единоличным учредителем нескольких ЧП. Однако при создании ООО физлицо может быть участником только одного ООО, которое имеет одного участника.

Взносы в уставный капитал предприятия

Уставный капитал — это стоимость взносов участников. Название «уставный» связано с тем, что раньше его размер обязательно указывался в уставе, но сейчас такого требования к уставу ООО нет. Итак, на сегодняшний день его можно называть «капитал учредителей» или «зарегистрированный капитал». Однако в отношении АО такое требование есть и сейчас — в уставе АО указывается номинальная стоимость выпущенных акций (пп. «6» ч. 1 ст. 15 Закона Украины «Об акционерных товарах» от 27.07.2022 № 514).

Взносам в предприятия могут быть (ст. 115 ХК): вещи (движимое и недвижимое имущество, деньги) и имущественные права (акции, права пользования домом, помещения, права на объекты интеллектуальной собственности, права требования).

Нельзя вносить в уставный капитал предприятия (ст. 86 ГК):

  • бюджетные средства;
  • имущество государственных (коммунальных) предприятий, которое согласно закону (решения ОМС) не подлежит приватизации;
  • имущество, находящееся в оперативном управлении бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено законом.

Эти нормы касаются как ООО (ч. 1 ст. 13 Закона об ООО), так и ЧП и других форм предприятий. Вклад может быть как однообразный (например, только деньги), так и комбинированный (деньги и недвижимое имущество и т.д.).

Денежная оценка вклада осуществляется по соглашению участников. Это означает, что привлекать оценщика в такой ситуации не нужно. Оценка вкладов фиксируется в дальнейшем в протоколе собрания учредителей предприятия и может дополнительно фиксироваться в уставе. Однако, если указать стоимость в уставе, то придется вносить изменения в устав, если будет принято решение об увеличении капитала учредителей. При оценке можно руководствоваться рыночной стоимостью или балансовой стоимостью в участника, что является юрлицом.

Каждый участник ООО должен полностью внести свой вклад в течение 6 месяцев с даты государственной регистрации общества, если иное не предусмотреть в уставе (ч. 1 ст. 14 Закона об ООО). Для ЧП такого ограничения не установлено и все зависит от решения самих учредителей.

Распределение долей в капитале учредителей

Надо определить в процентах сколько положено каждому участнику в будущем предприятии. Оценка вкладов обычно корректируется, так как следует обеспечить, чтобы размер доли участника в процентах соответствовал соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала (ч. 2 ст. 12 Закона об ООО). Это достаточно важный вопрос, так как распределение должно быть таким, чтобы не создать потом проблемы в решении текущих вопросов. Например, ситуация создания ООО двумя лицами с частицами 50/50. Согласно Закону о хозобществах общее собрание участников считается полномочным, если на нем присутствуют участники, владеющие в совокупности более 50% голосов. В таком случае возможна ситуация, когда один из участников игнорирует собрание участников и, как следствие, ни одно решение не может быть принято, так как не может быть набрано нужное количество голосов. Есть решения для которых требуется более половины, а в некоторых случаях и голосов участников (см. варианты в п. 33 Модельного устава ООО). Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций следует такие варианты блокировки продумать заранее и прописать во внутренних документах пути выхода из такой ситуации:

  • для ЧП — решение прописать в уставе;
  • для ООО — составить корпоративный договор (не путайте с уставом) согласно с частью 1 статьи 7 Закона об ООО, в котором определить порядок действий, когда один из участников не приходит на собрание и блокирует принятие решений. Например, возможность единоличного принятия решений другим участником при определенных установленных договором условий. Можно прописать данные ситуации и в уставе, если он не модельный.

Если участник болеет или за рубежом следует предусмотреть письменный вариант оформления его решения в качестве участника собрания или же дистанционный вариант проведения собрания и порядок оформления решений таких собраний.

Внимание: избегайте ситуаций долей 50/50, решит вопрос возможной блокировки проведения общего собрания. Все решения оформите в коллективном договоре или уставе.

Также следует продумать, какие решения будут приниматься на общем собрании участников большинством голосов, последствия владения такими долями, как более 20% (существенное влияние на деятельность), более 50% (контрольная доля). Относительно последней есть и ситуации, которые предусмотрены в части 2 статьи 24 Закона об ООО, п. 19 Модельного устава ООО).

Выбираем наименование предприятия

Наименование предприятия должно содержать информацию о его организационно-правовую форму, а также собственное название. Можно использовать также сокращенное наименование.

Запрещено создавать тождественные названия с уже существующими предприятиями. Сделать проверку можно с помощью Единого государственного реестра юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР). Надо просто зайти на сайт (база ЕГР Минюста) и сделать запрос по интересующему вас наименованию. Это все бесплатно.

Нельзя применять в названии вновь созданного предприятия полных или сокращенных наименований органов государственной власти или органов местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторических государственных наименований.

Несоответствие наименования юрлица требованиям закона является основанием для отказа в государственной регистрации предприятия

Более подробные требования относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения устанавливает приказ Минюста от 05.03.2012 № 368/5. Основные из них:

  • наименование преподают на украинском языке. Также дополнительно можно выложить на иностранном языке (как полное, так и сокращенное). При этом нельзя в наименовании одновременно (вперемешку) использовать прописные и строчные буквы украинского и латинского алфавита. То есть нельзя предприятие называть, например ООО «Весна LTD», правильно — ООО «Весна ЛТД» и т.д.;
  • в наименовании можно использовать только такие знаки препинания и символы: кавычки ( (" ", “ ”, „ “, « », тождественные), точка (.), Запятая (,) двоеточие (:), скобки / () /, апостроф ( '), дефис (-), тире (—), косая черта (/) восклицательный знак (!), знак вопроса (?), номер (№), плюс (+), знак равенства (=) , звездочка (*), ет коммерческая (@) амперсанд (&). Зато в наименовании запрещено использование других символов, знаков (то есть знаков как диез (#), тильда (~), доллар ($), точки с запятой (;), процент (%) и других, не вошедших в перечень разрешенных);
  • в наименовании допустимые арабские и римские цифры (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, L, C, D, M).

Составляем учредительные документы

Для создания предприятия учредителям необходимо разработать учредительные документы. Для ООО и ЧП ними есть устав, утвержденный учредителями (ч. 3 ст. 62 ХК, ч. 1 ст. 11 Закона об ООО).

Устав по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 2 и ч. 4 ст. 57 ХК. Однако для ООО перечень таких требований несколько меньше, в частности нет требования относительно размера уставного капитала. Его устав должен содержать (ч. 5 ст. 11 Закона Об ООО):

  • полное и сокращенное (при наличии) наименование общества;
  • органы управления обществом, их компетенцию, порядок принятия ими решений;
  • порядок вступления в общество и выхода из него.

Однако устав ООО может содержать и другие сведения. Ими в частности могут быть:

  • цель, предмет деятельности;
  • виды деятельности;
  • размер и порядок создания уставного капитала, распределения прибыли и убытков;
  • размер доли учредителей в уставном капитале. Их можно указать в процентах (ч. 2 ст. 12 Закона Об ООО);
  • условия реорганизации и ликвидации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы.

Как вариант данные вопросы можно оформить отдельным решением участников ООО.

Устав надо подписать всем участникам ООО, а подлинность их подписей заверить нотариально (ч. 2 ст. 11 Закона об ООО).

Устав составляется на украинском языке, так как все документы, которые подаются регистратору готовятся на государственном языке.

Внимание: указание определенного вида деятельности в решении учредителей ни к чему юрлицо не обязывает — им можно не заниматься.

Модельный устав для ООО

Для ООО возможно использование вместо самостоятельно разработанного устава Модельного устава (см. ч. 4 ст. 56 ХК). Модельный устав — это типичная форма устава, которая утверждена Кабмином.

Модельный устав ООО утвержден постановлением КМУ от 27.03.2019 № 367. В таком случае наименование, состав учредителей (участников), размер уставного капитала, размер долей, способ внесения вкладов определяются решением учредителей ООО (ч. 9 ст. 11 Закона об ООО, п. 5 Модельного устава ООО).

Решение об использовании модельного устава можно закрепить в протоколе Учредительного собрания или единоличном решении владельцев положения.

Модельный устав можно использовать при регистрации ООО онлайн на сайте Минюста («он-лайн — Дом Юстиции»). Данная процедура напоминает заполнение анкеты — необходимо ответить на поставленные вопросы и устав будет создан автоматически и запись об этом внесена в ЄДР, а устав получает цифровой код. Электронный вариант устава делает возможным выбор различных вариантов по анкете с вопросами.

Внимание: идеальным решением будет создание и использование собственно разработанного устава, а не модельного.

Недостатки Модельного устава: он общий и для всех, а потому не может учитывать определенную специфику конкретного ООО (количество его участников, их личные пожелания, нюансы внесения ими своих долей и желание принимать реальное участие в управлении). Через это лучшим является создание собственного устава. Также неурегулированные модельным уставом вопросы можно решить путем заключения корпоративного договора.

Устав для ЧП

Для ЧП то же самое, но никаких требований к содержанию устава нет. Так как законодательство не содержит требований относительно содержания устава ООО, то целесообразно описать в нем все ранее упомянутые пункты, пользуясь законодательными требованиями в устав ООО.

Внимание: для ЧП можно использовать за основу устав ООО, но более тщательно выписать вопросы управления, внесение вкладов, входа и выхода участников, так как, в отличие от ООО, они не регулируются в законодательстве. Очевидно, что модельный устав ООО Для ЧП не подходит по причине его краткости-немало важных вопросов урегулировано Законом Об ООО.

Виды деятельности предприятия

Их следует определить решением учредителей или же записать в устав. Их надо выбирать пользуясь КВЭД-2010. Они понадобятся при заполнении документов для госрегистратора. Указывать все подряд виды деятельности нельзя, так как они могут требовать лицензирования, или же быть запрещенными для упрощенной системы налогообложения, если такая планируется Например, оптовая торговля табачными изделиями или алкоголем требует лицензирования и регистрации плательщиком акцизного налога. Следует предусмотреть внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), если планируете ее заниматься (требование ч. 2 ст. 5 Закона «О ВЭД» от 16.04.1991 № 959-XII).

Проводим собрание и принимаем решение

После того, как все организационные моменты продумали и решили, переходим к проведению собрания учредителей, фактического принятия решения учредителей о создании предприятия. Такое решение оформляется протоколом. В случае создания ЧП одним учредителем документом о создании может быть письменное решение в произвольной форме.

Конкретных требований для ООО и ЧП по процедуре проведения учредительного собрания нет. Собрание можно провести в определенном помещении или же просто поочередно собрать подписи от участников во необходимыми документами (протокол собрания и устав) без фактического собрание их в одном помещении.

Законодательство не имеет прямых требований относительно формы или содержания решение о создании ООО или ЧП, существует лишь общее требование о наличии такого решения и необходимости его предоставления при регистрации.

На практике протокол собрания учредителей должен содержать решение о:

  • создание предприятия с указанием полного названия, местонахождения (юридического адреса) и количества участников;
  • размер уставного капитала, который надо сформировать;
  • распределение долей участников в уставном капитале (размер взносов, их перечень и доли);
  • утверждение устава предприятия (или решение об использовании модельного устава), принятие решения об учете или прекращении учета долей общества в учетной системе долей (ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 36 Закона об ООО);
  • назначение директора (руководителя) предприятия (с указанием номера его учетной карточки налогоплательщика (идентификационного номера) и паспортных данных). Сведения о руководителе необходимые при заполнении заявления на госрегистрацию. Отсутствие утвержденного руководителя или лица, которая будет выполнять его функции, как и представление сведений не в полном объеме, может привести к остановке регистрации;
  • определение лица, подготовит все необходимые для регистрации документы и подаст их госрегистратору. Таким лицом может выступать директор.

Решение о приведенных выше вопросов в ООО участники принимают единогласно.

Сведения о руководителе необходимые при заполнении заявления на госрегистрацию. Отсутствие утвержденного руководителя, а следовательно представление сведений в полном объеме, может привести остановки регистрации. Кроме директора собрание учредителей могут назначить лицо, которое будет осуществлять учет дорегистрационных затрат при создании предприятия, если таковые имеются. Им может быть и руководитель. Такими расходами могут быть, например, оплата консультационных услуг и тому подобное. Расходы, понесенные до дня регистрации, после регистрации должны быть утверждены решением учредителей. В таком случае они становятся затратами предприятия со всеми (кроме права на налоговый кредит по НДС). Также надо позаботиться кому предоставляется право на открытие и распоряжения счетом вновь созданного предприятия.

На сегодняшний день нет требования для ООО и ЧП относительно предыдущего осуществления взносов учредителей в день госрегистрации. Для ООО такие взносы должны быть внесены в течение 6 месяцев со дня регистрации, если иное не было предусмотрено уставом (ч. 1 ст. 14 Закона об ООО). Для ЧП такое требование вообще отсутствует, но может быть прописана в уставе и решении собрания учредителей.

Также протокол собрания учредителей должен содержать:

  • персональные данные об учредителях (ФИО, паспортные данные, идентификационный номер, место жительства);
  • данные о месте и дате составления документа;
  • подписи учредителей (или их уполномоченных представителей).

При составлении протокола надо придерживаться общих подходов к созданию таких документов — структуры типа «слушали», «голосовали», «решили». Также надо чтобы данные протокола отвечали уставу, ведь оба документа подают госрегистратору.

Готовим и подаем документы на госрегистрацию

Когда устав уже есть, а Учредительное собрание проведено, то в дальнейшем необходимо:

  • позаботиться, чтобы были подписи всех учредителей на уставе и протоколе собрания. Если подписывали они не лично, а уполномоченные ими лица, то должны быть нотариально заверенные копии доверенностей;
  • проследить по количеству экземпляров. Протокол и устав составляют в двух экземплярах: один - регистратору, второй — остается у директора или уполномоченного лица;
  • нотариально удостоверить подлинность подписей учредителей на уставе и протоколе;
  • если учредителем является иностранное юрлицо, то надо позаботиться о документе, который подтверждает регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения. Все документы должны быть переведены на украинский язык и заверенные в установленном порядке (апостиль).
  • прошить и пронумеровать протокол собрания учредителей и устав должны быть (в таких случаях обычно отмечают в документе количество страниц).

Документы должны быть изложены на украинском языке и дополнительно (по желанию владельца) любой другой язык. У них не должно быть подчисток или приписок, зачеркнутых слов и других исправлений, не оговоренных в них, орфографических и арифметических ошибок, заполнений карандашом, а также повреждений, которые не позволяют однозначно истолковать содержание документов.

Если документы будет подавать уполномоченное лицо (а не директор или один из основателей, определенный для этого собранием), то у него должна быть нотариально заверенная копия доверенности от учредителей.

Если есть документы от иностранцев, то все документы должны быть переведены на украинский язык и заверенные в установленном порядке (апостиль). Если учредителем является иностранное юрлицо, то надо позаботиться о наличии документа, подтверждающего регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения.

Также на этом этапе можно составить заявление о госрегистрации. Ее форма утверждена приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5 (Форма 2) и в случае создания юрлица предусматривает заполнение таких реквизитов как:

  • организационно-правовая форма юрлица и его полное название;
  • сокращенное наименование юрлица (при наличии);
  • наименование юрлица на английском языке (при наличии);
  • сокращенное наименование юрлица на английском языке (при наличии);
  • местонахождение юрлица;
  • вид учредительного документа;
  • размер уставного (составленного) капитала в грн;
  • сведения об органах управления юрлица (высшего, исполнительного или иного);
  • виды экономической деятельности по КВЭД;
  • сведения о руководителе юрлица (ФИО, регистрационный номер карточки налогоплательщика, наличие ограничений относительно представительства юрлица)
  • сведения о физических лиц — плательщиков налогов, которые имеют право совершать действия от имени юрлица без доверенности, в том числе подписывать договоры и т.п. (как правило, это директор);
  • сведения об учредителях юрлица (полное наименование для юрлица, идентификационные коды, паспортные данные, дата рождения, страна, место жительства, доля в предприятии в грн, является ли он конечным бенефициарным владельцем (контроллером) юрлица)
  • коды видов деятельности по КВЭД-2010, которые планируете осуществлять;
  • сведения о конечных бенефициарных собственников (контролеров) юрлица. Если такой конечный бенефициарный владелец (контроллер) у юрлица отсутствует, то об этом отмечают в соответствующем поле заявления о госрегистрации.

Конечные бенефициары предприятия

Если первые пункты регистрационного заявления после составления устава вопросов не вызывают, то по конечных бенефициаров надо воспользоваться пп. «30» ст. 1 Закона от 06.12.2019 № 361-IX. Конечный бенефициарный владелец (контроллер) — это физическое лицо, независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юрлица непосредственно или через других лиц.

Пример конечного бенефициара: в создаваемом предприятии является учредитель-юрлицо «М» с долей более 25%, что дает ей решающее влияние на создаваемое предприятие. А у него, в свою очередь, является учредитель (участник) гражданин К, имеет в нем тоже значительную долю (пусть больше половины). Он и будет конечным бенефициарным владельцем как учредителя (участника) «М», так и вновь создаваемого предприятия.

Если такой конечный бенефициарный владелец (контроллер) у юрлица отсутствует, то об этом указывается в соответствующем поле заявления о госрегистрации.

Создание и регистрация предприятия

Порядок проведения госрегистрации устанавливает Закон «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV (далееЗакон № 755).

Чтобы зарегистрировать предприятие, нужно обратиться к субъекту государственной регистрации. Ими являются уполномоченные органы Минюста, исполнительные органы местных советов; местные госадминистрации; нотариусы; аккредитованные субъекты. Проще всего это сделать в государственных центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ) или у нотариуса. В ЦПАУ это будет бесплатно.

Государственная регистрация ООО и ЧП происходит независимо от местонахождения юридического лица, но в пределах области или г. Киев. Например, если местонахождение создаваемой юрлица - г. Киев, то обращаться следует именно к киевским ЦПАУ, а не в областные. Однако существует также возможность регистрации на основании документов представленных в электронной форме вообще независимо от местонахождения юрлица в пределах Украины. Зарегистрировать юрлицо онлайн можно на:

  • Он-лайн дома Юстиции — работает для всех пользователей, которые зарегистрировались в онлайн-кабинете. На сайте Минюста можно найти также видео о том, как пользоваться сервисом;
  • Портале государственных услуг (iGov) — однако данная услуга работает далеко не для всех областей (для Киевской области можно);
  • на портале Государственных услуг онлайн «Дія» — для регистрации ООО на основании модельного устава.

В обоих случаях для электронной регистрации нужно иметь электронную подпись. Как его получить есть информация на указанных выше регистрационных сайтах. Также это можно сделать в сервисном центре ГНС и некоторых банках, например в системе Приват24 от Приватбанка, а также в Ощадбанке.

За регистрацию административный сбор отсутствует. Однако нотариусы могут брать плату за свои услуги.

Для регистрации предприятия подают (ст. 17 Закона № 755):

  • заявление о государственной регистрации создания юрлица (форма 2, утвержденная приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5);
  • заявление об избрании юрлицом упрощенной системы налогообложения (форма заявления утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 № 308) и / или регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС (форма № 1-НДС утверждена приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130), и / или заявление о включении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций — по желанию;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения учредителей о создании юрлица (протокола общего собрания учредителей);
  • учредительный документ юрлица (в случае использования модельного устава нужно). При использовании модельного устава - в протоколе собрания учредителей должно быть соответствующее решение.

После получения всех необходимых документов у госрегистратора имеются сформировать описание предоставляемых документов, один экземпляр которого предоставляют заявителю.

На основании представленного пакета документов у госрегистратора проводит регистрационные действия путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (далееЕГР). Регистрацию осуществляют в течение 24 часов после поступлении документов и проведения других регистрационных действий, кроме выходных и праздничных дней (ст. 26 Закона № 755). Сведения о госрегистрации автоматически передают в органы ГНС, ПФУ и Госстатистики. На основании этих сведений юрлицо указанные органы берут на учет.

Основаниями для отказа в госрегистрации юрлиц является, в частности, то, что (ст. 28 Закона № 755):

  • документы поданы лицом, не имеющим на это полномочий;
  • не устранены основания для приостановления рассмотрения документов в течение 15-дневного срока;
  • документы противоречат требованиям законодательства;
  • наименование юрлица не соответствует требованиям законодательства;
  • относительно основателя юрлица проведения государственной регистрации решения о ликвидации и тому подобное.

После внесения регистратором сведений о новообразованное юрлицо в ЕГР, от него можно получить выписку из ЕГР в письменной форме. Не путайте выписку с извлечением из ЕГР в электронной форме, который можно получить самостоятельно на сайте ЕГР. Для этого в заявлении на госрегистрацию следует предварительно поставить отметку напротив «выдать выписку из ЕГР в бумажной форме».

Завершаем создание предприятия

На получении выписки из ЕГР регистрация создания предприятия не заканчивается. Нужно также открыть банковский счет, изготовить печать при необходимости (сейчас этот шаг необязателен).

Для законного ведения деятельности следует позаботиться о получении лицензий, если выбраны виды деятельности требуют лицензирования, регистрации РРО/пРРО, регистрацию плательщиком акцизного налога, аккредитацию (постановку на учет) в таможенных органах (если планируете осуществлять ВЭД).



зміст


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді