Коли медзаклад повинен проводити експертну оцінку майна
Пришло время разрушить монополию ЖЭКов и дать возможность потребителям самостоятельно выбирать поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Этому способствует Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 № 2189-VIII (далее — Закон № 2189). Он введен в действие с 01.05.2019. Соответственно, с этой даты утратил силу Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 № 1875-IV (далее — Закон № 1875).
Что же изменилось на рынке жилищно-коммунальных услуг?
Названия коммунальных услуг
Законодателиизменили названия коммунальных услуг (табл.).
Закон № 1875 (п. 1 ч. 1 ст. 13) | Закон № 2189 (п. 2 ч. 1 ст. 5) |
Централизованное снабжение холодной водой | Централизованное водоснабжение |
Централизованное снабжение горячей водой | Снабжениегорячей водой |
Водоотведение (с использованием внутридомовых систем) | Централизованное водоотведение |
Газоснабжение | Снабжение и распределение природного газа |
Централизованное отопление | Снабжение тепловой энергией |
Вывоз бытовых отходов | Обращение с бытовыми отходами |
- | Снабжение и распределение электрической энергии |
Порядок предоставленияжилищно-коммунальных услуг
Потребители должны заключать договоры на весь комплекс жилищно-коммунальных услуг. Об этом сообщает закон Украиныо жилищно-коммунальных услугах комментарий. Чтобы убрать с рынка монополию, законодатели ввели новый порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Договоры
Теперь потребители жилищно-коммунальных услуг могут заключать:
- индивидуальные договоры, когда предоставленные услуги учитывают:
– на входе в дом и на входе в квартиру;
– на входе в здание; - коллективные договоры, которые заключает:
– управляющий или другое уполномоченное лицо (в т. ч. ОСМД) от имени и по поручению совладельцев;
– коллективный потребитель, которым может быть юридическое лицо, которое объединяет индивидуальных потребителей, — ОСМД, ЖСК.
Действующие договоры о предоставлении коммунальных услуг действуют в течение года от 01.05.2019 — дня вступления в силу Закона № 2189.
Оплата
В договоре стороны определяют, кто именно отвечает за внутридомовые сети (ч. 3 ст. 14 Закона № 2189). Речь идет о компаниях, оказывающих услуги по электро-, тепло- и водоснабжению. Все услуги указывают в договоре и показывают в платежке отдельной строкой.
Ранее потребители получали квитанции за отопление, водоснабжение и электроэнергию. Теперь в квитанциях каждую услугу разложили на части. Ведь новый закон о жилищно-коммунальных услугах 2019разграничивает коммунальную услугу и услугу по доставке. Например, платежка за тепло будет содержать:
- плату за услугу;
- плату за обслуживание внутридомовых сетей;
- абонентскую плату за подключение.
Внимание! 0,01% пеня за каждый день несвоевременной оплаты коммунальных услуг.
Ключевой принцип нового механизма — все ресурсы должны быть оплачены.
Отдельно в квитанциях будут указывать пеню — 0,01% за каждый день несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Оператор внешних сетей должен установить домовые счетчики. Это требование Закона Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжении» от 22.06.2017 № 2119-VIII. О намерении установить счетчик он должен сообщить совладельцев здания в порядке, утвержденном постановлением КМУ от 10.10.2018 № 829.
Закон предусматривает, что цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги определяют по договоренности сторон. Исключение — регулируемые цены или тарифы. Их устанавливают местные органы власти, НКРЭКП (ч. 1 ст. 10 Закона № 2189).
Если цены (тарифы) на коммунальные услуги меняют, исполнитель коммунальной услуги в течение 15 дней с даты введения их в действие должен сообщить об этом потребителям со ссылкой на решение соответствующих органов.
Качество услуг
Если поставщик предоставил некачественную услугу, закон о жилищно-коммунальных услугах 2019 позволяет платить за нее полцены. Не более чем за сутки он должен отреагировать на вызов потребителя. А если сеть вышла из строя, в течение трех часов сообщить потребителю о причинах аварии и сроке ремонта.
Внимание! Штрафные санкции действуют не только для потребителей, но и для поставщиков коммунальных услуг.
Подход к услуге пообращению сотходами
Теперь это услуга по обращению с отходами — отдельный вид коммунальной услуги. Для нее устанавливают:
- единицы измерения объема предоставленных услуг — органы местного самоуправления;
- порядок формирования тарифов на услуги по обращению с бытовыми отходами — КМУ;
- конкретные тарифы — компании, которые после местного конкурса получат право оказывать услуги по сбору, переработке и захоронению отходов.
Напомним, по Соглашению об ассоциации с ЕС, Украина обязалась упорядочить обращение со всеми видами отходов по европейским принципам.
Чтобы ограничить и предотвратить негативное влияние отходов на окружающую среду, здоровье человека, с 01.01.2018 запрещено захоронение непереработанных бытовых отходов (ст. 32 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.1998 № 187/98-ВР; далее — Закон № 187). Новые требования действуют и в отношении сортировки отходов:
Владельцы или наниматели, пользователи, в том числе арендаторы, источников образования бытовых отходов заключают договоры с исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов, осуществляют оплату услуг по обращению с бытовыми отходами и обеспечивают раздельный сбор бытовых отходов. Статья 35-1 Закона № 187 |
За захоронение непереработанных (необработанных) бытовых отходов должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности оштрафуют на сумму от 50 до 100 нмдг (ст. 82-8 Кодекса Украины об административных правонарушениях). За повторное в течение года совершение этого нарушения — от 100 до 200 нмдг.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"