Лицензия на строительство: когда необходима
⚡️ Страхование объекта строительства и его себестоимость
Ответственность за строительство без лицензии
Лицензия дает право заниматься определенной хозяйственной деятельностью. Как и другие лицензии строительная лицензия требуется п. 9 ст. 7 Закона “О лицензировании видов хозяйственной деятельности” от 02.03.2015 г. № 222 (далее – Закон о лицензировании). Нужна она для строительства объектов, относящихся к объектам:
- среднего класса последствий – СС2;
- значительного класса последствий – СС3.
Однако следует учитывать еще и особенности Закон “О регулировании градостроительной деятельности” от 17.02.2011 г. № 3038 (далее – Закон № 3038).
Для объектов незначительного класса последствий СС1 лицензия не нужна.
За деятельность без лицензии налагается админштраф на должностных лиц, конфискуют доходы, которые получили в результате ведения хозяйственной деятельности без лицензии.
Админштрафы по ст. 164 КУоАП достаточно большие: от 17000 до 34000 грн и накладываются на должностных лиц.
Однако кроме упомянутых санкций еще есть штрафы определены Законом “Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности” от 14.10.1994 № 208 и кабминовским Порядком наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, постановление от 06.04.1995 № 244. Они такие:
- деятельность без лицензии-90 прожиточных минимумов (в январе-июне 2021 г. – 204300 грн);
- выполнение отдельных работ без квалификационного сертификата - 10 прожиточных минимумов (в январе-июне 2021 г. – 22700 грн).
Лицензии выдавались бессрочно (см. перечень лицензиатов). Штрафы налагают органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.
Обнаружили ошибки в первой квартальной отчетности по НДФЛ и ЕСВ или в формах № 1ДФ и Д4 за прошлые отчетные периоды - необходимо их исправить. Заполнение уточняющей и текущей отчетности, особенности корректировки суммовых и несумових ошибок и чем обернется для работодателя промедление с их исправлением?
Классы последствий строительных объектов
Класс последствий (ответственности) при строительстве объектов введены п. 5 ст. 32 Закона № 3038. Более конкретизировано их в Приложении А ДСТУ-Н Б В.1.2-16:2013 “Определение класса последствий (ответственности) и категории сложности объектов строительства”.
Упомянутый ДСТУ содержит простую таблицу с расшифровкой классов. Среди критериев в частности количество людей, для которых представляет опасность объект:
- СС 2 – от 50 до 400 чел.;
- СС 3 – больше 400 чел.
К таким объектам со средним и значительным риском в частности относятся гостиницы, жилые многоэтажные дома, торговые центры, газопроводы, заправочные станции и другие объекты.
Внимание: лицензий требовало строительство объектов средних и значительных последствий (ответственности) СС2 и СС3.
Добавим, что под лицензирование попадают не только само строительство таких объектов, но и другие работы, которые относятся к строительным: проектирование, монтажные работы, монтаж инженерных сооружений, инжиниринговая деятельность.
О замене лицензирования на сертификацию
В 2020 году произошли довольно запутанные события, связанные с реформой в сфере лицензирования строительной деятельности. Произошли существенные изменения: новые лицензии с 18.03.2020 года не выдаются. Связано это со вступлением в силу постановления Кабмина от 13.03.2020 г. № 219 “Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора”. Случилось такое:
- начали ликвидацию ГАСИ( Государственной архитектурно-строительной инспекции), которая занималась лицензированием. Правда, до сих пор не ликвидировали;
- отменили лицензионные условия (это было постановление Кабмина от 30.03.2016 г. № 256);
- создали три новых органа: Государственную инспекцию градостроительства, Государственную сервисную службу градостроительства и Государственное агентство по техническому регулированию в градостроительстве Украины. Однако они первые две и не начали работать и в конце декабря 2020 года были ликвидированы;
- отнесли на Министерство развития общин и территорий Украины (Минрегион) вопрос аннулирования уже существующих строительных лицензий;
- Минрегиона также делегировали полномочия по проведению профессиональной аттестации саморегулирующим организациям (СРО) в сфере архитектурной деятельности (ст. 17 Закона “Об архитектурной деятельности” от 20.05.1999 г. № 687, далее – Закон № 687). Прошедшие аттестацию получают соответствующий квалификационный сертификат;
- в конце декабря 2020 года создали Государственную инспекцию архитектуры и градостроительства Украины (ДИАГ) постановлением Кабмина от 23.12.2020 г. № 1340. Ею же было утверждено Положение о ДИАГ. Инспекция подчиняется Минрегиону.
Внимание: с 18 марта 2020 года новые лицензии не выдаются. На смену лицензированию фирм-застройщиков пришла сертификация прорабов.
Кроме того, лицензии заменили сертификаты ответственного исполнителя работ (прораба). Однако сертификат - это не то же самое, что лицензия. Между ними существенная разница:
- лицензия – выдавалась на предприятие, которое должно соответствовать определенным условиям;
- сертификат – выдается на конкретное лицо, отвечающее за выполненную работу.
Этим якобы устраняются коррупционные схемы по продаже готовых уже лицензированных фирм-застройщиков. Ответственность персонализируется, так как сертификат идет на лицо, а не на фирму, в которой работает текучий состав работников.
Внимание: лицензии и сертификаты определенное время будут сосуществовать.
Получилось так, что на время создалась двусмысленность:
- одновременное сосуществование и лицензий, и сертификатов;
- сосуществование ГАСИ и ДИАГ.
Сегодня ГАСИ продолжает осуществлять полномочия и функции до завершения создания ДИАГ, которая сегодня даже своего сайта отдельного нет. Так, ГАСИ выдает разрешения на выполнение строительных работ и аннулирует их, а также занимается электронными административными услугами (Положение об ДАБИ, постановление Кабмина от 13.03.2020 г. № 219). Проверками и наложением штрафов должен заниматься ДИАГ (пп. ” 2", пп. "5", п. Положение о ДИАГ). Однако сертификацией строительной деятельности эти органы не занимаются, так как ее передали на СРО.
Внимание: сертификацией занимаются саморегулирующиеся организации, то есть профессиональные союзы, общественные организации, а не государственные органы ГАСИ/ДИАГ. Это результат реформы.
Когда лицензии/сертификаты не требуются
Пока лицензии / сертификаты не нужны:
- на текущие ремонты, например, покраска пола и тому подобное. Однако могут быть необходимы при капитальном ремонте, например, замене инженерных коммуникаций, если они соответствуют классу рисков СС2-СС3;
- для объектов с незначительными последствиями категории СС1. В таком случае они представляют опасность для менее чем 50 чел., например, это может быть небольшой дом, пристройка, магазин.
Читайте о Лицензировании предприятия.
О сертификации прорабов
По существующим лицензиям обратите внимание на следующее:
- срок действия квалификационного сертификата – бессрочный. При условии, что лицо не имеет перерыва в работе по специальности свыше 3 лет и повышает квалификацию в соответствии с законодательством не реже чем один раз в 5 лет (ст. 17 Закона № 687).
- сведения о соблюдении требований сертификации вносятся в Единую государственную электронную систему в сфере строительства;
- сертификаты выдаются саморегулирующимися организациями (СРО). Их можно найти Едином государственном портале административных услуг. В частности, это национальный союз архитекторов, ОО "Гильдия проектировщиков в строительстве “, ОО ”Гильдия инженеров технического надзора за строительством объектов архитектуры".
За сертификацию взимается админсбор: за экзамен – 6000 грн (одна минимальная зарплата), за сертификат – 3600 грн (0,6 минимальных зарплат). Решения принимаются в месячный срок комиссией СРО.
Для сертификации документы нужны следующие (ч. 7 ст. 17 Закона № 687):
- копия документа об образовании (заверенная в установленном порядке). Требуется высшее образование по ОКР бакалавра, специалиста / магистра по направлению профессиональной аттестации;
- копия документа о трудовой деятельности и стаж (заверенная в установленном порядке). Стаж-3 года;
- краткий отчет о профессиональной деятельности и/или творческих достижениях;
- заявление о проведении профессиональной аттестации;
- копия документа о повышении квалификации в течение последних 5 лет по соответствующим программам по направлению профессиональной аттестации (заверенная в установленном порядке).
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"