Лицензирование предприятия: правила, ответственность, бухучет
Что такое лицензия и ее назначение
Внимание: Лицензия – это разрешение на деятельность, существующее в электронной форме.
Лицензии сейчас электронные и выглядят как запись в ЕГР решения соответствующего органа лицензирования относительно наличия у субъекта хозяйствования права на производство определенного им вида деятельности (п. 5 ч.1 ст. 1 Закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222 (далее – Закон № 222)). В лицензионных реестрах как автоматизированной базе собирается лицензионная информация от субъектов хозяйствования, данные о полученных, остановленных и аннулированных лицензиях (пп. «11» ст. 1, ст. 18 Закона № 222). Например, лицензионный реестр действующих лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями и жидкостей, используемых в электронных сигаретах от ГНС.
Прибутківці-квартальники вчергове мають зосередитись на складанні та поданні декларації з прибутку. Про основні правила подання декларації за три квартали 2024 року поговоримо на вебінарі. Залишайте свої запитання в опитувальнику — ми обов’язково допоможемо з ними розібратися
Лицензирование видов хозяйственной деятельности
Перечень лицензированных видов деятельности содержится в ст. 7 закона № 222 (всего их сейчас 32). Приводим в таблице ниже некоторые наиболее распространенные и лицензионные условия для них.
НЕКОТОРЫЕ ЛИЦЕНЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Несут в себе определенную прямую опасность/возможный вред человеку и обществу | Требуют особых навыков и их контроля |
|
|
Примечания. Лицензионные условия к некоторым видам: 1 – Положение о лицензировании банков, постановление НБУ от 22.12.2018 г. № 149; 2 – Лицензионные условия осуществления охранной деятельности, постановление Кабмина от 18.11.2015 г. № 960; 3 – Положение о лицензировании и регистрации предоставителей финансовых услуг и условиях осуществления ими деятельности по предоставлению финансовых услуг, постановление Правления НБУ от 24.12.2021 г. № 153; 5 – Лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности, постановление Кабмина от 11.11.2015 г. № 991; 6 – ранее издавалось лицензия на строительство объектов со средними (СС2) и значительными последствиями (СС3) на строительные и монтажные работы общего назначения, строительство объектов инженерной инфраструктуры, строительство объектов транспортной инфраструктуры; 7 – см. также ч. 2 ст. 8 Закона «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019; 8 – Перечень специальных технических средств для снятия информации с каналов связи и других технических средств негласного получения информации, постановление Кабмина от 22.09.2016 г. № 669. Этим же постановлением утверждено Лицензионные условия и критерии определения таких средств |
Некоторые лицензии, которые могут затрагивать каждое предприятие, осмотрим подробнее (строительство, ВЭД, топливо, алкоголь и табак).
Готова інструкція із переліком потрібних документів допоможе юрособам і ФОПам легко відкрити та закрити поточний рахунок у банку. Завантажте відповідні заяви та заповніть їх за ЗРАЗКАМИ
Лицензирование ВЭД 2023
К лицензированной деятельности относится и внешнеэкономическая деятельность. Правда лицензируется только экспорт/импорт отдельных групп товаров. На 2023 год действует перечень по постановлению КМУ от 27.12.2022 г. № 1466. В нем значатся частности: экспорт серебра, золота (нулевые квоты); экспорт/импорт озоноразрушающих веществ, некоторых красок, лаков, медикаментов, которые содержат озоноразрушающие вещества; импорт товаров из Республики Северная Македония (баранина, козлятина, вина, спиртные напитки); экспорт антрацита (нулевая квота), гречихи.
Ранее у ВЭД были еще так называемые индивидуальные лицензии в качестве специальной санкции в отношении субъектов ВЭД (это отменена ст. 37 Закона О ВЭД от 16.04.1991 г. № 959). Однако на сегодняшний день такие лицензии несколько лет как отменены.
Топливные лицензии 2023
Профильным для этого вида лицензий является Закон «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.1995 г. № 481 (далее – Закон № 481).
Лицензия надо не только при производстве и торговле топливом, но и при хранении горючего. Если на предприятии горючее только сохраняется, то нет значения количество такого топлива, так как в таком случае понятие «акцизный склад», по которой есть количественные лимиты, не используется, а действуют только нормы Закона № 481. На каждое место хранения горючего надо по отдельной лицензии, как не зависит ни от сроков хранения горючего, ни от его объемов. Однако исключения есть, когда лицензия на хранение горючего не требуется:
- хранение горючего в топливных баках автомобилей. Топливный бак автомобиля не относится к недвижимому имуществу и не имеет четкой привязки к определенному месту или территории (лицензия требует такого), поэтому топливная лицензия здесь не нужна (абз. 8 пп. 14.1.61 НКУ);
- nbsp; хранение горючего «бюджетниками» (ст. 15 Закона № 481). Это предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного/местного бюджетов. Предприятия системы Госрезерва;
- хранение топлива, потребляемого для собственных нужд (производственно-технологических). Имеются в виду исключительно нефте - и газодобывающие площадки, буровые платформы и не реализуется через места розничной торговли;
- хранение, Оптовая и розничная торговля горючим, осуществляемая исключительно в потребительской таре до 5 л (ст. 15 Закона № 481). Однако, если топливо перелить в другой от потребительской тары / резервуар и его объемы вместе уже составляют более 5 л, то лицензия уже надо.
Внимание: хранение горючего подлежит лицензированию. Лицензия на каждое место хранения.
Будьте внимательны к этим нюансам, так как штраф за оптовую торговлю горючим или хранение горючего без лицензии – 500 тыс. грн (ч. 2 ст. 17 Закона № 481).
- Національна сертифікація бухгалтерів — 2023 ⏩
- Професійна сертифікація за МСФЗ — 2023 ⏩
- Національна сертифікація головбуха медичного КНП — 2023 ⏩
- ПДВ: від азів до майстерності ⏩
- Розрахунок зарплати, звітність, перевірки ⏩
- РРО: робота, помилки та штрафи ⏩
- ФОП-єдиноподатник: практикум для бухгалтера та підприємця ⏩
- Благодійні організації: практикум з обліку та оподаткування ⏩
Алкогольные и табачные лицензии
Такие лицензии могут получать субъекты хозяйствования всех форм собственности. Профильным для лицензий на них является все тот же Закон № 481. Существуют оптовые лицензии на оптовую и розничную продажу. При подаче документов в частности указываются места торговли и перечень кассовых аппаратов (РРО).
Однако существуют алкогольсодержащие напитки, которые могут продаваться без лицензии – они приведены в таблице ниже.
АЛКОГОЛЬСОДЕРЖАЩИЕ НАПИТКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОДАВАТЬСЯ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ | |
Напиток | Объяснения |
безалкогольное пиво | Алкоголь в нем есть (где-то до 0.5%), однако, но данный продукт относится к группе товаров с кодом 2202 УКТ ВЭД, который не подпадает под лицензирование. В то же время обычное пиво (кодом 2203 УКТ ВЭД) – лицензируется (разъяснение ГНС). Такое пиво не является подакцизным |
столовые вина | По ч. 11 ст. 15 Закона № 481 продажа столовых вин не требует лицензии. Однако столовое вино остается подакцизным товаром |
кофе, шоколад и чай, содержащие алкоголь | Такой кофе не попадает под» алкогольные " коды УКТ ВЭД. Шоколад, другие продукты с содержанием какао, в т.ч. содержащих алкоголь, относятся к коду 1806, кофе – 0901, чай – 0902. Они также не являются подакцизной продукцией (разъяснения ГНС, а также письмо ГНАУ от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117) |
Кто выдает лицензии
Лицензирование видов хозяйственной деятельности осуществляется различными государственными органами и единого государственного органа для выдачи лицензий нет.
Внимание: у каждого вида деятельности есть свой орган лицензирования.
По каждому виду деятельности ответственный за лицензирование госорган можно найти в Постановлении КМУ от 05 августа 2015 г. № 609. Для примера:
- банковские услуги и финансовые, в т. ч. финансовый лизинг, страхование – НБУ. Старые лицензии от Нацкомфинуслуг, например, на финансовый лизинг, остаются действующими ( п. 2 постановления Правления НБУ от 24.12.2021 г. № 153);
- алкоголь, спирт этиловый, коньячный спирт, табак – ГНС;
- производство, импорт лекарственных средств, приобретение и хранение наркотических средств – Гослекслужба;
- медицинская практика – МОЗ;
- ветеринарная практика – Госпродпотребслужба;
- топливо (оптовая торговля и производство) – ГНС (в областные управления ГНС и в г. Киеве по месту осуществления торговли или хранения горючего);
- топливо (розничная торговля и хранение) – областные управления ГНС и в г. Киеве;
- лотереи – Минфин;
- посредничество в зарубежном трудоустройстве – Минсоцполитики;
- перевозки – Уктранспбезопасность;
- турпоператорська деятельность – Минэкономики;
- огнестрельное оружие, охранная деятельность – МВД;
- ВЭД – Минэкономики, областные и Киевская администрации.
Многие лицензии можно получить онлайн, например, фармацевтические лицензии у Гослекслужбы.
Документы для получения лицензий и разрешений
Для получения лицензии необходимо подать в орган лицензирования заявление по форме, которая определяется конкретным видом хозяйственной деятельности (ч.1 ст. 11 Закона № 222). Это необходимо делать уже после регистрации предприятия, так как в ней в частности указываются полное наименование, местонахождение, код ЕГПРПУ. Кроме того, следует добавить документы, предусмотренные лицензионными условиями. Орган лицензирования обязан сообщить о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче на протяжении 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 13 Закона № 222).
Документы можно подать или в бумажном, или в электронном виде (ст. 10 Закона № 222). Их можно подать или самостоятельно через электронный кабинет на государственном портале административных услуг, или через Центр предоставления административных услуг. В электронной форме подачи документов они должны содержать электронную подпись.
Перед подачей заявления необходимо ознакомиться с лицензионными условиями, размещенными на официальных сайтах соответствующих органов лицензирования. Тут могут быть определенные денежные требования, например, для туроператоров уплата страхования гражданской ответственности перед туристами (лицензионные требования осуществления туристической деятельности туроператоров в приказе КМУ от 11 ноября 2015 г. № 991).
Внимание: в лицензионных условиях могут быть и финансовые требования.
На сегодняшний день решение, которое принимает орган лицензирования вносится в ЕГР и официально публикуется на порталах отдельных органов лицензирования. Например, топливные лицензии - в лицензионном реестре на ГНС. Также в выдаче лицензии может быть отказано, например, из-за несоответствия лицензированным условиям или недостоверности данных в представленных документах (ч. 3 ст. 13 Закона № 222). После устранения недостатков можно подаваться повторно. Если отказ был из-за недостоверности данных, то здесь уже есть срок - 3 месяца с даты отказа (ч. 5 ст. 13 Закона № 222).
Якщо сплатите податок не на той рахунок, ДПС вже не штрафуватиме. Це справедливо, адже ви все одно поповнили бюджет держави. Але врегулювати напрям сплати податку маєте самотужки, подавши заяву до податкової
Оплата и стоимость лицензий 2023
Оплатить лицензию надо на протяжении 10 рабочих дней со дня обнародования решения о ее выдаче (ч.2 ст. 14 Закона № 222). Размер оплаты составляет 1 прожиточный минимум для трудоспособных лиц на день принятия решения о выдаче (в январе-декабре 2023 года – это 2684 грн) (ч. 1 ст. 14 Закона № 222). Например, это касается лицензий на оказание финуслуг (услуг по страхованию, финлизинга и иных финуслуг, которые лицензирует Нацкомфинуслуг, а не НБУ, лицензии на продажу лекарственных средств).
Внимание: 2684 грн – распространенная стоимость лицензий в январе-декабре 2023 года.
Однако есть три сферы, лицензирование которых регулируется не Законом № 222, а профильными законами (ч. 2 ст. 2 Закона № 222), – их содержит таблица ниже.
СТОИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИЙ, ПОРЯДОК ВЫДАЧИ КОТОРЫХ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ | |||
Сфера действия | Профильное законодательство | Назначение лицензии | Стоимость лицензии |
предоставление банковских услуг и других финуслуг, которые лицензирует НБУ | Закон «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121; «Тарифы на услуги по регистрации и лицензирования, предоставляемых Национальным банком Украины», постановление Правления НБУ от 12.08.2003 № 333; | банковская деятельность | 70140 грн |
валютные операции небанковских финучреждений | 30290 грн | ||
перевод средств в национальной валюте без открытия счетов в небанковском учреждении | 37460 грн | ||
телевидение и радиовещание | Закон «О телевидении и радиовещании» от 21.12.1993 г. № 3759 | для всех лицензий – по методике Кабмина от 13.04.2011 г. № 412 | |
производство и торговля алкогольными, табачными изделиями и спиртом этиловым, коньячным, плодовым и топливом, хранения горючего | ТОПЛИВНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ | ||
Оптовая торговля горючим | 5000 грн в год (за каждое место) и 10000 грн в год (при отсутствии мест продажи); | ||
производство горючего | 780 грн в год | ||
розничная торговля горючим | 2000 грн в год (за каждое место). | ||
хранение горючего | 780 грн в год | ||
ТОРГОВЛЯ АЛКОГОЛЕМ | |||
оптовая | 500 тыс. грн в год | ||
розничная | 8000 грн / РРО (500 грн - на территории сел и поселков) | ||
ТОРГОВЛЯ ТАБАЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ | |||
оптовая | 500 тыс. грн в год | ||
розничная | 2000 грн на каждое место торговли (250 грн – на территории сел и поселков) |
Срок действия лицензии 2023
Лицензии имеют неограниченный срок действия (ч. 12 ст. 12 Закона № 222). Заниматься лицензируемым видом деятельности можно со дня внесения в ЕГР записи о выдаче лицензии (ч.9 ст. 13 Закона № 222). Однако это не касается лицензий по вышеуказанным видам деятельности ч. 2 ст. 2 Закона № 222. По ним сроки действия такие:
- предоставление банковских услуг и других финуслуг, лицензию по которым выдает НБУ – бессрочно;
- телевидения и радиовещания – 7 лет (для эфирного и многопрограммного вещания) или 10 лет (для спутникового, проводного или кабельного вещания);
- производство и оптовая торговля алкоголем и табачными изделиями – 5 лет;
- розничная торговля алкоголем и табачными изделиями – 1 год;
- топливные лицензии всех видов - 5 лет.
Однако государственный орган лицензирования может лицензию:
- аннулировать, частично или полностью лишить права на определенный вид хозяйственной деятельности или его часть;
- остановить, тоже полностью или частично. От аннулирования отличается тем, что лишение права является временным. Приостановление лицензии может произойти по заявлению самого субъекта хозяйствования, как результат невыполнения предписания органа лицензирования об устранении нарушений, а также при неуплате лицензии (п. 13 ч. 1 ст. 1, ст. 16 Закона № 222).
Внимание: лицензии в основном бессрочные, но могут быть аннулированы, остановлены в полном объеме или частично.
Однако во время военного положения или при наличии форс-мажорных обстоятельств остаются действующими лицензии, по которым был не оплачен очередной платеж или истек срок действия (ст. 18 Закона № 481). Платеж все равно нужно оплатить в течение 30 к. дней после окончания военного/чрезвычайного положения в Украине (см. также разъяснение ГНС ВИР 113.03).
Допоможемо відкоригувати ПДВ-звітність, якщо загубили ПДВ-зобов’язання, не зазначили в Декларації постачання, звільнені від ПДВ, та не задекларували надходження товарів без ПДВ
Без лицензии – ответственность 2023
Деятельность без лицензии карается штрафом (ч. 1 ст. 164 КУоАП): 17 тыс. – 34 тыс. грн (34 тыс. – 85 тыс. грн при повторном нарушении в течение года) + конфискация продукции, основных средств, сырья, денег, то есть всего того, что было получено в результате нелицензированной деятельности. Этот же самый штраф за новое нарушение – деятельность в период приостановления действия лицензии. А вот нарушение лицензионных условий больше не штрафуется. Однако за это можно получить приостановку действия лицензии.
Есть и другие штрафы:
- нарушение сроков уведомления об изменении сведений, ранее указанных в заявлении на лицензию – 4250-8500 грн;
- недостоверные сведения в заявлении на лицензию - 17 тыс. -34 тыс. грн;
- невыполнение распоряжения по устранению нарушений – 8500-17000 грн.
Однако по видам деятельности, которые ч. 2 ст. 2 Закона № 222 выведены за рамки действия этого закона, штрафы за отсутствие лицензии существенно выше (ст. 17 Закона № 481):
- производство алкогольных и табачных изделий– 200% стоимости продукции, но минимум 85 тыс. грн;
- производства жидкостей, используемых в электронных сигаретах, – 200% стоимости производимой продукции, но не менее 20 тыс. грн;
- хранение алкогольных и табачных изделий в местах невнесенных в реестр– 100% стоимости товара, минимум 17 тыс. грн. Продажа должна производиться тоже только с мест указанных в реестре. В качестве нарушения, в частности, рассматривается торговля алкогольными и табачными изделиями через Интернет. Это касается как оптовой, так и розничной торговли. разъяснение ГНС);
- оптовая и розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями и жидкостями, используемыми в электронных сигаретах – 200% от стоимости полученной партии товара.
- производство горючего – 1 млн грн;
- оптовая торговля горючим – 500 тыс. грн;
- хранение горючего – 500 тыс. грн. Однако на период военного положения и 30 дней после его окончания есть возможность хранить горючее для заправки электрогенераторов в объеме до 2 тыс. л на каждый объект без получения лицензии (см. ст. 18 Закона № 481);
- розничная торговля горючим – 250 тыс. грн;
- производство и реализация алкогольного и табачного фальсификата – 200% стоимости продукции, но минимум 17 тыс. грн.
Внимание: алкогольные и табачные изделия запрещено продавать через Интернет.
Существует еще один набор штрафов за отсутствие лицензии по финуслугам (ст. 1668 КУоАП);
- предоставление финуслуг без получения статуса финучреждения – 1700-4250 грн (на него следует обратить внимание тем, кто выдает процентные займы своим работникам – это рассматривается как финансовая услуга, письмо ГНС от 11.02.2013 г. № 1990/6/17-1216);
- нарушение условий предоставления финуслуг нефинансовыми учреждениями – 1700-4250 грн (например, предприятия, предоставляющие услуги финансового лизинга).
Новий закон про мобілізацію вплине як на життя громадян, так і на діяльність юридичних осіб. Пояснимо, які новації стосовно військово-транспортного обов’язку запрацюють найближчим часом
Бухгалтерский учет лицензий
В бухгалтерском учете лицензии принято отражать как нематериальные активы. НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы» в п. 5 указывает на учете в составе нематериальных активов прав на осуществление деятельности. Именно таким правом (разрешением) и есть лицензия.
Внимание: лицензия – это нематериальный актив. На бессрочные лицензии также можно начислять амортизацию.
А вот относительно ее дальнейшего учета, то здесь возникает вопрос: амортизировать ли? Большинство лицензий, как уже было рассмотрено выше, бессрочные. Согласно с ч.2 п. 25 НП(С)БУ 8 нематериальные активы с неопределенным сроком использования амортизации не подлежат. Получается, что расходы на приобретение лицензии никогда нельзя признать текущими расходами? Ну, если избрать такой подход, то да. Однако советуем обратить внимание на п. 26 НП(С)БУ 8, где указывается о применении при амортизации лицензии сроков полезного использования из налогового законодательства. Эти сроки можно найти в пп. 138.3.4 НКУ. В этом же пункте, НКУ под таблицей есть довольно интересный для бухгалтера абзац: если срок действия права пользования нематериальным активом отсутствует, то его следует выбрать такой срок самостоятельно в диапазоне от 2-х до 10 лет. За это стоит и зацепиться. Скажем, поставить на лицензию срок полезного использования 5 лет. Однако такой порядок амортизации бессрочных лицензий следует указать в приказе об учетной политике, который должен быть на предприятии.
Обратите внимание: требование пп. 138.3.4 НКУ обязательна для плательщиков налога на прибыль – многодоходников. Иначе у них возникнет налоговая разница. Все же остальные могут ею воспользоваться по своему усмотрению.
Внимание: единоналожники, плательщики налога на прибыль – малодоходники могут не амортизировать бессрочные лицензии. Или выбрать срок от 2-х до 10 лет.
Как и в отношении основных средств амортизация нематериальных активов начинается со следующего месяца. Пример учета приобретения лицензии приведены ниже.
БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ЛИЦЕНЗИЙ | ||||
№ | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
1 | Предприятие оплатило приобретение лицензии в августе 2023 г. | 377 | 311 | 2102,00 |
2 | Расходы на приобретение лицензии отнесены к составу капитальных вложений | 154 | 377 | 2102,00 |
3 | Запись о получении лицензии появилась в ЕГР (август 2023 г.) | 127 | 154 | 2102,00 |
4 | Начислена амортизация лицензии в составе админрасходов исходя из срока полезного использования 5 лет по пп. 138.3.4 НКУ (32,02 =2102/(5×12)) (сентябрь 2023 г.) | 92* | 133 | 35,03 |
5 | Административные расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 92 | 35,03 |
* также могут использоваться и счета 91 «Общепроизводственные расходы», 93 «Расходы на сбыт» в зависимости от того, какой деятельности касается лицензия |
Не амортизировать лицензию предприятию, являющемуся плательщиком налога на прибыль, не выгодно, так как тогда данная сумма, истраченная на хозяйственную деятельность, никогда не станет расходами. Относительно плательщиков единого налога, то им все равно. Можно избрать подход по ч.2 п. 25 НП(С)БУ 8 и не амортизировать.
Особенности учета лицензий по МСФО
Что касается предприятий, которые используют МСФО, то МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» не ставит срок полезного использования в зависимости от каких-либо законодательно определенных сроков. В п. 8 МСФО 38 стандарта сказано, что срок полезного использования – это период, в течение которого ожидается, что актив пригоден для использования. При этом оценивается совокупность экономических условий (п. 22, п. 90 МСФО (IAS) 38). К примеру, субъект хозяйствование может ожидать использовать лицензию не бессрочно, а 10 лет и указать об этом в учетной политике. Любая бессрочная лицензия может быть аннулирована как по решению регулирующего органа, так и по представлению самого субъекта хозяйствования.
Однако, если субъект хозяйствования, считает срок пользования лицензией неопределенным, то амортизация не начисляется (п. 89 МСБУ 38). При этом неопределенный, не означает бесконечный (п. 91 МСБУ 38).
Внимание: для бессрочной лицензии по МСБУ 38 допускается определение срока полезного использования и последующая амортизация. Однако это следует обосновать.