Лицензирование предприятия: правила, ответственность, бухгалтерский учет
Что такое лицензия и ее назначение
Лицензия в общем понимании является разрешением на осуществление определенной деятельности и служит, в первую очередь, инструментом регулирования и контроля особых и сложных видов деятельности или таких, которые опасны могут вызывать определенный прямой ущерб человеку и обществу, например производство и продажа алкоголя или табака. Без лицензии, если она требуется, предприятие не имеет права осуществлять такую деятельность.
В случае нарушения будет штраф в зависимости от вида лицензии. Например, за деятельность без алкогольной лицензии, если она требуется, действует штраф от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн с возможной конфискацией товара (ч. 1 ст. 164 КоАП). Также все сделки совершенные без лицензии судом могут быть признаны недействительными (ст. 227 Гражданского кодекса Украины).
Внимание: Лицензия — это разрешение на деятельность, существующее в электронной форме.
Лицензии сейчас электронные и выглядят как запись в ЕГР решения соответствующего органа лицензирования относительно наличия у субъекта хозяйствования права на производство определенного им вида деятельности (пп. «5» ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 № 222 (далее — Закон № 222)). В лицензионных реестрах как автоматизированной базе собирается лицензионная информация от субъектов хозяйствования, данные о полученных, остановленных и аннулированных лицензиях (пп. «11» ст. 1, ст. 18 Закона № 222). Например, лицензионный реестр действующих лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками, табачными изделиями и жидкостей, используемых в электронных сигаретах от ГНС.
🔥 Зміна ціни договору: як оформити
Лицензирование видов хозяйственной деятельности
Перечень лицензированных видов деятельности содержится в ст. 7 Закона № 222 (всего их сейчас 32). Приводим в таблице ниже некоторые наиболее распространенные и лицензионные условия для них.
НЕКОТОРЫЕ ЛИЦЕНЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Несут в себе определенную прямую опасность/возможный вред человеку и обществу | Требуют особых навыков и их контроля |
|
|
Примечания. Лицензионные условия для некоторых видов: 1 – Положение о лицензировании банков, постановление НБУ от 22.12.2018 № 149; 2 – Лицензионные условия производства охранной деятельности, постановление КМУ от 18.11.2015 № 960; 3 – Положение об авторизации предоставлятелей финансовых услуг и условиях осуществления ими деятельности по предоставлению финансовых услуг, постановление Правления НБУ от 29.12.2023 № 199; 4 – Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 14.07.2020 № 768; 5 – Лицензионные условия осуществления туроператорской деятельности, постановление КМУ от 11.11.2015 № 991; 6 – ранее выдавалась лицензия на строительство объектов со средними (СС2) и значительными последствиями (СС3) на строительные и монтажные работы общего назначения, строительство объектов инженерной инфраструктуры, строительство объектов транспортной инфраструктуры; 7 – см. также ч. 2 ст. 8 Закона «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 № 2019; 8 – Перечень специальных технических средств для снятия информации с каналов связи и других технических средств негласного получения информации, постановление КМУ от 22.09.2016 № 669. Этим же постановлением утверждены Лицензионные условия и критерии определения таких средств |
Некоторые лицензии, которые могут затрагивать каждое предприятие, осмотрим подробнее (строительство, ВЭД, топливо, алкоголь и табак).
Лицензирование ВЭД 2025
К лицензированной деятельности относится и внешнеэкономическая деятельность. Правда, лицензируется только экспорт/импорт отдельных групп товаров. В настоящее время действуют перечни лицензированных товаров из постановления КМУ от 24.12.2024 № 1481 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квот на 2025 год».В нем значатся частности: экспорт серебра, золота (нулевые квоты); экспорт/импорт озоноразрушающих веществ, некоторых красок, лаков, медикаментов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Топливные лицензии 2025
Профильным для этого вида лицензий является Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего» от 18.06.2024 № 3817 (далее — Закон № 3817).
Лицензия надо не только при производстве и торговле топливом, но и при хранении горючего. Если на предприятии горючее только сохраняется, то нет значения количество такого топлива, поскольку в таком случае понятие «акцизный склад», по которой есть количественные лимиты, не используется, а действуют только нормы Закона № 3817. На каждое место хранения горючего надо по отдельной лицензии, как не зависит ни от сроков хранения горючего, ни от его объемов. Однако исключения есть, когда лицензия на хранение горючего не требуется:
- хранение горючего в топливных баках автомобилей. Топливный бак автомобиля не относится к недвижимому имуществу и не имеет четкой привязки к определенному месту или территории (лицензия требует такого), поэтому топливная лицензия здесь не нужна (абз. 8 пп. 14.1.61 Налогового кодекса Украины, далее — НК);
- хранение горючего «бюджетниками» (пп. «1» ч. 4 ст. 28 Закона № 3817). Это предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного/местного бюджетов. Предприятия системы Госрезерва;
- хранение топлива, потребляемого для собственных нужд (производственно-технологических). Имеются в виду исключительно нефте - и газодобывающие площадки, буровые платформы и не реализуется через места розничной торговли;
- хранение, Оптовая и розничная торговля горючим, осуществляемая исключительно в потребительской таре до 5 л (ч. 3 ст. 29 Закону № 3817). Однако, если горючее перелить в другой от потребительской тары/резервуар с объемом более 5 л, то лицензия уже нужна, даже если горючего в такой таре меньше 5 л.
Внимание: хранение горючего подлежит лицензированию. Лицензия на каждое место хранения.
Будьте внимательны к этим нюансам, ведь штраф за оптовую торговлю горючим или хранение горючего без лицензии — от 4 до 85 размеров МЗП на 01.01 (в зависимости от количества нарушений) (пп. «36» ст. 73 Закона № 3817). В 2025 году — это от 32 000 грн до 680 000 грн.
Алкогольные и табачные лицензии
Такие лицензии могут получать субъекты хозяйствования всех форм собственности. Профильным для лицензий на них является все тот же Закон № 3817. Существуют оптовые лицензии на оптовую и розничную продажу. При подаче документов в частности указываются места торговли и перечень кассовых аппаратов (РРО).
Однако существуют алкогольсодержащие напитки, которые могут продаваться без лицензии — они приведены в таблице ниже.
АЛКОГОЛЬСОДЕРЖАЩИЕ НАПИТКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОДАВАТЬСЯ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ | |
Напиток | Объяснения |
безалкогольное пиво | Алкоголь в нем есть (где-то до 0.5%), однако, но этот продукт относится к группе товаров с кодом 2202 УКТ ВЭД, который не подпадает под лицензирование. В то же время обычное пиво (кодом 2203 УКТ ВЭД) — лицензируется (разъяснение ГНС). Такое пиво не является подакцизным |
столовые вина | За ч. 7 ст. 16 Закона № 3817 продажа столовых вин не требует лицензии. Однако столовое вино остается подакцизным товаром |
кофе, шоколад и чай, содержащие алкоголь | Такой кофе не попадает под «алкогольные» коды УКТ ВЭД. Шоколад, другие продукты с содержанием какао, в том числе содержащих алкоголь, относятся к коду 1806, кофе — 0901, чай — 0902. Они также не являются подакцизной продукцией (разъяснения ГНС, а также письмо ГНАУ от 05.06.2009 № 11931/7/21-0117) |
Кто выдает лицензии
Лицензирование видов хозяйственной деятельности осуществляется различными государственными органами и единого государственного органа для выдачи лицензий нет.
Внимание: у каждого вида деятельности есть свой орган лицензирования.
По каждому виду деятельности ответственный за лицензирование госорган можно найти в постановлении КМУ от 05.08.2015 № 609. Для примера:
- банковские услуги и финансовые, в частности финансовый лизинг, страхование — НБУ;
- алкоголь, спирт этиловый, коньячный спирт, табак — ГНС;
- производство, импорт лекарственных средств, приобретение и хранение наркотических средств — Гослекслужба;
- медицинская практика — МОЗ;
- ветеринарная практика — Госпродпотребслужба;
- топливо (оптовая торговля и производство) — ГНС (в областные управления ГНС и в г. Киеве по месту осуществления торговли или хранения горючего);
- топливо (розничная торговля и хранение) — областные управления ГНС и в г. Киеве;
- лотереи — Минфин;
- посредничество в зарубежном трудоустройстве — Минсоцполитики;
- перевозки — Уктранспбезопасность;
- турпоператорська деятельность — Минэкономики;
- огнестрельное оружие, охранная деятельность — МВД;
- ВЭД — Минэкономики, областные и Киевская администрации.
Многие лицензии можно получить онлайн, например, фармацевтические лицензии у Гослекслужбы.
✔️ Чи реєструвати акцизні склади ✔️ Коли сплачувати акцизний податок ✔️ Чи реєструватися платником акцизу ✔️ Хто має отримати ліцензію
Документы для получения лицензий и разрешений
Для получения лицензии необходимо подать в орган лицензирования заявление по форме, которая определяется конкретным видом хозяйственной деятельности (ч.1 ст. 11 Закона № 222). Это необходимо делать уже после регистрации предприятия, поскольку в ней в частности указываются полное наименование, местонахождение, код ЕГПРПУ. Кроме того, следует добавить документы, предусмотренные лицензионными условиями. Орган лицензирования обязан сообщить о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче на протяжении 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 13 Закона № 222).
Документы можно подать или в бумажном, или в электронном виде (ст. 10 Закона № 222). Их можно подать или самостоятельно через электронный кабинет на государственном портале административных услуг, или через Центр предоставления административных услуг. В электронной форме подачи документов они должны содержать электронную подпись.
Перед подачей заявления необходимо ознакомиться с лицензионными условиями, размещенными на официальных сайтах соответствующих органов лицензирования. Тут могут быть определенные денежные требования, например, для туроператоров уплата страхования гражданской ответственности перед туристами (лицензионные требования осуществления туристической деятельности туроператоров в приказе КМУ от 11.11.2015 № 991).
Внимание: в лицензионных условиях могут быть и финансовые требования.
На сегодняшний день решение, которое принимает орган лицензирования вносится в ЕГР и официально публикуется на порталах отдельных органов лицензирования. Например, топливные лицензии — в лицензионном реестре на ГНС. Также в выдаче лицензии может быть отказано, например, из-за несоответствия лицензированным условиям или недостоверности данных в представленных документах (ч. 3 ст. 13 Закона № 222). После устранения недостатков можно подаваться повторно. Если отказ был из-за недостоверности данных, то здесь уже есть срок — 3 месяца с даты отказа (ч. 5 ст. 13 Закона № 222).
Оплата и стоимость лицензий 2025
Оплатить лицензию надо на протяжении 10 рабочих дней со дня обнародования решения о ее выдаче (ч. 2 ст. 14 Закона № 222). Размер оплаты составляет 1 прожиточный минимум для трудоспособных лиц на день принятия решения о выдаче (в январе-декабре 2025 года — это 3028 грн) (ч. 1 ст. 14 Закона № 222). Например, это касается лицензий на оказание финансовых услуг (услуг по страхованию, финлизинга и иных финуслуг, которые лицензирует Нацкомфинуслуг, а не НБУ, лицензии на продажу лекарственных средств).
Внимание: 3028 грн — распространенная стоимость лицензий в январе-декабре 2025 года.
Однако есть три сферы, лицензирование которых регулируется не Законом № 222, а профильными законами (ч. 2 ст. 2 Закона № 222), — их содержит таблица ниже.
СТОИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИЙ, ПОРЯДОК ВЫДАЧИ КОТОРЫХ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ | ||
Вид лицензии | Стоимость лицензии | Профильное законодательство |
производство и торговля алкогольными, табачными изделиями и спиртом этиловым, коньячным, плодовым и горючим, хранение горючего: | ||
топливные лицензии | ст. 50 (производство), ст. 51 (оптовая торговля), ст. 52 (розничная торговля — алкоголь и табак) и ст. 53 (розничная торговля и хранение горючего) Закона № 3817 | |
оптовая торговля горючим |
| |
производство горючего | 0,15 МЗП на 01.01 (1200 грн — в 2025 году) | |
розничная торговля горючим | 0,35 МЗП на 01.01 (2800 грн — в 2025 году) | |
хранение горючего | 0,15 МЗП на 01.01 (1200 грн — в 2025 году) | |
лицензии на торговлю алкоголем | ||
оптовая |
| |
розничная |
| |
лицензии на торговлю табачными изделиями | ||
оптовая |
| |
розничная |
| |
телевидение и радиовещание: | ||
для всех лицензий стоимость определяется по Методике расчета лицензионного сбора и платы за внесение изменений в Реестр субъектов в сфере медиа, утвержденной решением Нацсовета по телевидению и радиовещанию от 18.05.2023 № 351 |
Срок действия лицензии 2025
Лицензии имеют неограниченный срок действия (ч. 12 ст. 12 Закона № 222). Заниматься лицензируемым видом деятельности можно со дня внесения в ЕГР записи о выдаче лицензии (ч.9 ст. 13 Закона № 222). Однако это не касается лицензий по вышеуказанным видам деятельности ч. 2 ст. 2 Закона № 222. По ним сроки действия такие:
- предоставление банковских услуг и других финансовых услуг, лицензию по которым выдает НБУ — бессрочно;
- телевидения и радиовещания — 7 лет (для эфирного и многопрограммного вещания) или 10 лет (для спутникового, проводного или кабельного вещания);
- производство и оптовая торговля алкоголем и табачными изделиями — 5 лет;
- розничная торговля алкоголем и табачными изделиями — 1 год;
- топливные лицензии всех видов — 5 лет.
Однако государственный орган лицензирования может лицензию:
- аннулировать, частично или полностью лишить права на определенный вид хозяйственной деятельности или его часть;
- остановить, тоже полностью или частично. От аннулирования отличается тем, что лишение права является временным. Приостановление лицензии может произойти по заявлению самого субъекта хозяйствования, как результат невыполнения предписания органа лицензирования об устранении нарушений, а также при неуплате лицензии (п. 13 ч. 1 ст. 1, ст. 16 Закона № 222).
Внимание: лицензии в основном бессрочные, но могут быть аннулированы, остановлены в полном объеме или частично.
Без лицензии — ответственность 2025
Деятельность без лицензии карается штрафом (ч. 1 ст. 164 КоАП): 17 тыс. — 34 тыс. грн (34 тыс. — 85 тыс. грн при повторном нарушении в течение года) + конфискация продукции, основных средств, сырья, денег, то есть всего того, что было получено в результате нелицензированной деятельности. Этот же самый штраф за новое нарушение — деятельность в период приостановления действия лицензии. А вот нарушение лицензионных условий больше не штрафуется. Однако за это можно получить приостановку действия лицензии.
Есть и другие штрафы:
- нарушение сроков уведомления об изменении сведений, ранее указанных в заявлении на лицензию — 4250–8500 грн;
- недостоверные сведения в заявлении на лицензию — 17 тис.–34 тис. грн;
- невыполнение распоряжения по устранению нарушений — 8500–17000 грн.
Однако по видам деятельности, которые ч. 2 ст. 2 Закона № 222 выведены за рамки действия этого закона, штрафы за отсутствие лицензии существенно выше (ст. 73 Закону № 3817):
- производство алкогольных и табачных изделий — 200% стоимости продукции, но минимум 85 тыс. грн;
- производства жидкостей, используемых в электронных сигаретах, — 200% стоимости производимой продукции, но не менее 20 тыс. грн;
- хранение алкогольных и табачных изделий в местах невнесенных в реестр — 100% стоимости товара, минимум 17 тыс. грн. Продажа должна производиться тоже только с мест указанных в реестре. В качестве нарушения, в частности, рассматривается торговля алкогольными и табачными изделиями через Интернет. Это касается как оптовой, так и розничной торговли (разъяснение ГНС);
- оптовая и розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым и зерновым дистиллятом, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями и жидкостями, используемыми в электронных сигаретах — 200% от стоимости полученной партии товара.
- производство горючего — 1 млн грн;
- оптовая торговля горючим — 500 тыс. грн;
- хранение горючего — 500 тыс. грн. Однако на период военного положения и 30 дней после его окончания есть возможность хранить горючее для заправки электрогенераторов в объеме до 2 тыс. л на каждый объект без получения лицензии (см. п. 24 Переходных положений Закона № 3817);
- розничная торговля горючим — 250 тыс. грн;
- производство и реализация алкогольного и табачного фальсификата — 200% стоимости продукции, но минимум 17 тыс. грн.
Внимание: алкогольные и табачные изделия запрещено продавать через Интернет.
Существует еще один набор штрафов за отсутствие лицензии по финуслугам (ст. 1668 КоАП);
- предоставление финуслуг без получения статуса финучреждения — 1700–4250 грн (на него следует обратить внимание тем, кто выдает процентные займы своим работникам — это рассматривается как финансовая услуга, письмо ГНС от 11.02.2013 № 1990/6/17-1216);
- нарушение условий предоставления финуслуг нефинансовыми учреждениями — 1700–4250 грн (например, предприятия, предоставляющие услуги финансового лизинга).
Інструмент автоматично розраховує:
📌суму заборгованості з урахуванням інфляції за певний період часу
📌суму штрафних санкцій
📌 розмір відсотків річних
Бухгалтерский учет лицензий
В бухгалтерском учете лицензии принято отражать как нематериальные активы. Пункт 5 НП(С)БУ 8 «Нематериальные активы» указывает на учет в составе нематериальных активов прав на осуществление деятельности. Именно таким правом (разрешением) и есть лицензия.
Внимание: лицензия — это нематериальный актив. На бессрочные лицензии также можно начислять амортизацию.
А вот относительно ее дальнейшего учета, то здесь возникает вопрос: амортизировать ли? Большинство лицензий, как уже было рассмотрено выше, бессрочные. Согласно с ч. 2 п. 25 НП(С)БУ 8 нематериальные активы с неопределенным сроком использования амортизации не подлежат. Получается, что расходы на приобретение лицензии никогда нельзя признать текущими расходами? Ну, если избрать такой подход, то да. Однако советуем обратить внимание на п. 26 НП(С)БУ 8, где указывается о применении при амортизации лицензии сроков полезного использования из налогового законодательства. Эти сроки можно найти в пп. 138.3.4 НК. В этом же пункте, НК под таблицей есть довольно интересный для бухгалтера абзац: если срок действия права пользования нематериальным активом отсутствует, то его следует выбрать такой срок самостоятельно в диапазоне от 2-х до 10 лет. За это стоит и зацепиться. Скажем, поставить на лицензию срок полезного использования 5 лет. Однако такой порядок амортизации бессрочных лицензий следует указать в приказе об учетной политике, который должен быть на предприятии.
Обратите внимание: требование пп. 138.3.4 НК обязательна для плательщиков налога на прибыль — многодоходников. Иначе у них возникнет налоговая разница. Все же остальные могут ею воспользоваться по своему усмотрению.
Внимание: единщики, плательщики налога на прибыль — малодоходники могут не амортизировать бессрочные лицензии. Или выбрать срок от 2-х до 10 лет.
Как и в отношении основных средств амортизация нематериальных активов начинается со следующего месяца. Пример учета приобретения лицензии приведены ниже.
БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ ПО УЧЕТУ ЛИЦЕНЗИЙ | ||||
№ | Хозяйственная операция | Дт | Кт | Сумма |
1 | предприятие оплатило приобретение лицензии в августе 2025 года | 377 | 311 | 2102,00 |
2 | расходы на приобретение лицензии отнесены к составу капитальных вложений | 154 | 377 | 2102,00 |
3 | запись о получении лицензии появилась в ЕГР (август 2025) | 127 | 154 | 2102,00 |
4 | начислена амортизация лицензии в составе административных расходов исходя из срока полезного использования 5 лет по пп. 138.3.4 НК (32,02 =2102/(5×12)) (сентябрь 2025) | 92* | 133 | 35,03 |
5 | административные расходы отнесены на финансовый результат операционной деятельности | 791 | 92 | 35,03 |
* также могут использоваться и счета 91 «Общепроизводственные расходы», 93 «Расходы на сбыт» в зависимости от того, какой деятельности касается лицензия |
Не амортизировать лицензию предприятию, являющемуся плательщиком налога на прибыль, не выгодно, поскольку тогда данная сумма, истраченная на хозяйственную деятельность, никогда не станет расходами. Относительно плательщиков единого налога, то им все равно. Можно избрать подход по ч.2 п. 25 НП(С)БУ 8 и не амортизировать.
Ліцензування діяльності з підакцизними товарами у 2025 році
Особенности учета лицензий по МСФО
Что касается предприятий, которые используют МСФО, то МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» не ставит срок полезного использования в зависимости от каких-либо законодательно определенных сроков. В п. 8 МСФО 38 стандарта сказано, что срок полезного использования — это период, в течении которого ожидается, что актив пригоден для использования. При этом оценивается совокупность экономических условий (п. 22, п. 90 МСФО (IAS) 38). К примеру, субъект хозяйствование может ожидать использовать лицензию не бессрочно, а 10 лет и указать об этом в учетной политике. Любая бессрочная лицензия может быть аннулирована как по решению регулирующего органа, так и по представлению самого субъекта хозяйствования.
Однако, если субъект хозяйствования, считает срок пользования лицензией неопределенным, то амортизация не начисляется (п. 89 МСБУ 38). При этом неопределенный, не означает бесконечный (п. 91 МСБУ 38).
Внимание: для бессрочной лицензии по МСБУ 38 допускается определение срока полезного использования и последующая амортизация. Однако это следует обосновать.