✔️Суборенда сільгоспземель: оформте правильно✔️
Что такое агропаспорт и зачем он нужен
Агропаспорт – это документ, в котором приведена агрохимическая характеристика почвы и состояние ее загрязнения токсичными веществами, радионуклидами. Показателей более 20. Оценивается глубина гумусового горизонта, кислотность, остатки пестицидов, наличие микроэлементов и тому подобное.
Форму агропаспорта можно найти в порядке ведения агрохимического паспорта поля, земельного участка, приказ Минагрополитики от 11.10.2011 № 536 (далее – Порядок № 536).
Агропаспорт может изготавливаться как на отдельный земельный участок, так и на целое поле. Составляется он в 2-х экземплярах – один землевладельцу/пользователю, а другой – передается в Госгеокадастр.
Внимание: агропаспорт – это данные о качестве почвы на определенную дату
Появление агропаспортов связано с требованиями следующего законодательства:
- ст. 37 Закона “Об охране земель” от 19.06.2020 № 962, по которому землепользователи должны осуществлять мероприятия по охране плодородия почв. По этой статье с целью осуществления контроля за динамикой плодородия почв должно систематически проводиться их агрохимическое обследование, а также выдаваться агрохимические паспорта;
- ст. 1 Закона "О государственном контроле за использованием и охраной земель" от 19.06.2003 № 963;
- постановление Кабмина от 22.11.2017 г. № 890 (далее – Постановление № 890), которое осуществило обновление постановления Кабмина от 03.03.2004 № 220, в котором утвержден Типовой договор аренды земли. Данные об агропаспорте вносятся в п. 7 " другие особенности объекта аренды, которые могут повлиять на арендные отношения” договора. Изменения вступили в силу с 22.11.2017 г.
Кроме того, в договорах аренды земельных участков всегда есть условие вернуть земельный участок в состоянии не худшем, чем при его получении. Без агропаспорта данное условие проконтролировать просто невозможно.
Агрохимическая паспортизация пахотных земель осуществляется
Агропаспорт обязателен только, когда имеют место операции с землями сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной формы собственности:
- при аренде земель государственной/коммунальной формы собственности (см. Постановление № 890);
- при передаче таких земельных участков в собственность;
- предоставление разрешения на снятие и перенос грунтового покрова;
- консервации и рекультивации земель.
Агропаспорт может изготавливаться для всех земель сельскохозяйственного назначения, а не только пахотных.
Внимание: агропаспорт стал обязательным с 2017 года в операциях землями с/х назначения государственной и коммунальной формы собственности
Использование агропаспорта для земельных участков сельскохозяйственного назначения имеет рекомендательный характер (тоже Постановление № 890 по Типовому договору аренды, который также могут использовать и частные субъекты хозяйствования).
Агрохимическая паспортизация пахотных земель осуществляется:
- для пашни – каждые 5 лет;
- для сенокосов и пастбищ – каждые 5-10 лет;
- для многолетних насаждений – каждые 5-10 лет.
Кроме того, при аренде в форме Типового договора предусматривается проведение хотя бы 1 раз в 3 года проверки состояния земельного участка, что будет включать и обновление паспорта.
Контроль за паспортизацией осуществляет Госгеокадастр, на инспекторов которого возложена обязанность мониторить плодородие почв и агрохимической паспортизации земель сельскохозяйственного назначения.
Плюсы и минусы агропаспорта в частном секторе
Для частного сектора использование агропаспортов носит сугубо рекомендательный характер. Изготавливать его или нет - следует взвесить плюсы и минусы:
Среди плюсов агропаспорта:
- контроль за качеством почвы со стороны арендодателя, возможность расторгнуть договор аренды, если арендатор не хочет проводить севооборот и поддерживать почву в надлежащем состоянии, истощает ее. Также может быть и менее радикальный шаг – повысить размер арендной платы;
- сам владелец получает возможность контроля за результатами собственных действий по почве. Паспорт – как точка отсчета, в которой фиксируется состояние на определенную дату и далее можно сравнивать, разрабатывать мероприятия по улучшению плодородия земли, повышению урожайности сельскохозяйственных культур и т. п;
- поддержка экологичности своей хозяйственной деятельности и ее безопасности относительно природы и общества. Также важна идея в агробизнесе, которой может придерживаться владелец.
Внимание: для частного сектора агропаспорт носит рекомендательный характер
Среди минусов агропаспорта:
- к арендатору могут быть выставлены претензии по ухудшению качества земли, возмещению размера ущерба, а также расторжению самого договора аренды. Понятно, что минусом это является для арендатора, а плюсом для арендодателя;
- изготовление агропаспорта требует анализа почвы и все это надо оплатить;
- даже после разового изготовления агропаспорта их надо будет заказывать с определенной периодичностью. В частном секторе законодательство это не регулирует. Например, раз в 3 года. Иначе – теряется всякий смысл в паспортизации земель, ведь необходимо отслеживать динамику изменений состояния почвы.
Как видим, агропаспорт выгоднее именно для собственника-арендодателя земельного участка.
Где получить агропаспорт
Изготовление агропаспорта можно заказать либо в региональном филиале профильного государственного учреждения – Государственное учреждение "Институт охраны почв Украины", либо у частных учреждений. В последних это будет дороже. По Госпочвоохраны, то там это стоит 576 грн для земельного участка до 10 га и 1140 грн – для земельных участков свыше 10 га.
Кто оплачивает агропаспорт
Если арендуется земля государственной / коммунальной формы собственности, то изготовление агропаспорта распорядители таких земель возлагают на потенциального арендатора. Агропаспорта не входят в состав проектов землеустройства, а потому изготавливаются отдельно.
Правда это может осуществить и Госгеокадастре, но через процедуру закупок, что достаточно длительный процесс. За это арендаторы оплачивают такие услуги самостоятельно, чтобы ускорить процесс получения земельного участка в пользование.