Системы полива на агропредприятии: учет и налогообложение
Расходы на полив в расходах агропредприятия
Заглянем в Методрекомендации № 132 (Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденные приказом Минагрополитики Украины от 18.05.2001 № 132).
Согласно п. 3.17 Методрекомендаций № 132 расходы на содержание основных средств, включая арендную плату, учитываются на счете 91 «Общепроизводственные расходы». Там же сказано, что расходы на содержание мелиоративных сооружений относятся на себестоимость продукции отдельных культур и затрат незавершенного производства пропорционально мелиорированным площадям.
Затраты на содержание мелиоративных сооружений предприятия, планируются и учитываются по статье «Прочие расходы на содержание необоротных активов», относятся на сельскохозяйственные культуры, которые выращиваются на орошаемых и отдельно осушенных землях. Расходы на орошение, если они не могут быть непосредственно отнесены на определенные культуры, распределяются между ними, а также пастбищами и сенокосами пропорционально площади поливных земель.
В разделе 3 Методрекомендаций № 132 приведена группировка расходов по объектам и статьям.
В п. 3.15 Методрекомендаций № 132 указано, что затраты на работы и услуги собственных вспомогательных производств, обеспечивающих производственные нужды, и стоимость услуг производственного характера, оказанных сторонними предприятиями, включая плату за воду для орошения и другие услуги, оказываемые водохозяйственными организациями (кроме работ и услуг, затраты на которые включаются в другие статьи), включается в статью «Работы и услуги».
Расходы на ремонт необоротных активов идут отдельной статьей расходов. Отдельной статьей идут также другие расходы на содержание основных средств.
Вместе с тем согласно п. 11 НП(С)БУ 16 перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются предприятием.
Из приведенного следующие выводы.
К расходам на полив относятся расходы на:
- удержание необоротных активов (технических средств), используемых для полива;
- стоимость использованной воды;
- другие связанные с поливом расходы (к примеру, это может быть рентная плата за спецводопользование).
Все эти расходы относятся к различным статьям калькуляции, которые каждое агропредприятие устанавливает своей учетной политикой.
Обліковуємо надходження поголів’я свиней
Причем по общему правилу, стоимость содержания необоротных активов учитывают на счете 91, а затем распределяют на производственную себестоимость: Дт 23 Кт 91. К таким расходам относится амортизация, затраты на ремонт, эксплуатационные расходы, расходы по обслуживанию, включая зарплату с начислениями работников, которые обслуживают такие системы и тому подобное.
А стоимость воды и других связанных с поливом расходов, по общему правилу сразу включают в состав прямых затрат производственной себестоимости культуры, которую поливают. То есть, списывают на счет 23.
Таким образом, затраты на полив разбросаны по разным статьям расходов.
Бухгалтерский учет систем для полива
Системы полива бывают разнообразны. Например, это может быть стационарная система, состоящая из разных составляющих — насосной станции, оросительных машин, труб для доставки воды. Это может быть разборная мобильная система, которую устанавливают на поле для полива, а после полива разбирают и хранят на складе и тому подобное.
Поскольку такие системы используются в течение периода большего за год, они учитываются в составе основных средств в общем порядке.
Иногда бывает сложно определить объекты учета основных средств. Например, по нормам п. 4 НП(С)БУ 7 объектом ОС может быть, как законченное устройство со всеми приспособлениями, так и отдельные предметы, предназначенные для выполнения самостоятельных функций.
То есть, например, для стационарной системы полива вся такая система может быть одним объектом основных средств. Или же она может состоять из отдельных объектов, например:
- насосной станции (один объект);
- трубопроводной системы, включая оросительные машины (второй объект).
Наряду с этим трубопроводная система может быть не одним объектом, а состоять из нескольких объектов – отдельно трубопроводная система и отдельно каждая оросительная машина.
Отдельные объекты, стоимость которых меньше установленной агропредприятием стоимостного признака предметов, входящих в состав МНМА, будут учитываться не как основные средства, а как МНМА. Например, если агропредприятие собственной учетной политикой установило такой признак на уровне 20 000 грн., а какой-то из объектов дешевле этого предела, агропредприятие учитывает его в составе МНМА.
Каким образом учитывать собственные системы полива, одним объектом или несколькими, каждое агропредприятие решает самостоятельно.
При учете одним объектом стационарная система полива учитывается на субсчете 103 «Дома и сооружения».
Учитывая разными объектами, стоит смотреть характер каждого объекта. Например, насосная станция зачисляется на субсчет 103. Трубопроводная система — также 103.
Оросительные машины — это субсчет 104 «Машины и оборудование».
Объекты системы полива, которые относятся к составу МНМА, учитывают на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».
Все расходы на создание систем полива сначала отражаются в составе капитальных инвестиций на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» или 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а затем зачисляются на баланс, оформляя Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (сельхозучет, форма № ОЗСГ-1): Дт 10 Кт 152 или Дт 112 Кт 153.
Зачисленные на баланс объекты системы полива амортизируют в общем порядке. Как указано выше, амортизация отражается на субсчете 91 (Дт 91 Кт 13), а затем вместе с другими расходами на содержание систем полива подразделяется на производственную себестоимость культур, которые поливаются: Дт 23 Кт 91.
З наступного року має запрацювати новий фінансовий інструмент для кредитування сільгоспвиробників — аграрні ноти. Пояснимо, у чому відмінність між аграрними нотами та аграрними розписками, а також хто з аграріїв і в яких випадках може їх застосовувати
Налогообложение налогом на прибыль систем для полива
Касается агропредприятий, которые являются плательщиками налога на прибыль.
Агропредприятие плательщик налога на прибыль объект налогообложения определяет, как финрезультат к налогообложению по данным финотчетности, скорректированный (уменьшенный или увеличенный) на налоговые разницы (пп. 134.1.1 НК).
Если агропредприятие корректирует финрезультат на налоговые разницы, оно применяет разницу по ст. 138 НК. Финрезультат до налогообложения увеличивают на амортизацию, начисленную в бухгалтерском учете и уменьшают на амортизацию, начисленную по п. 138.3 НК.
За п. 138.3 НК налоговую амортизацию начисляют так же, как в бухгалтерском учете, только с учетом минимально допустимых сроков амортизации, приведенных в пп. 138.3.3 НК.
Например, этим подпунктом для сооружений минимально допустимый срок — 15 лет, для передающих устройств 10 лет, для машин и оборудования 5 лет.
Если же объекты учитываются в составе МНМА и их стоимость не превышает 20 000 грн. (см. пп. 14.1.138 НК), они не являются с точки зрения НК основными средствами. А, следовательно, налоговая разница по ст. 138 НК на такие объекты не распространяется.
Получение агропредприятием воды от первичных водопользователей
Воду для полива агропредприятие может получать по договору водоснабжения от так называемых первичных водопользователей, которые с помощью собственных сооружений забирают воду из рек, озер, добывают из недр земли. В этом случае за полученную воду агропредприятие платит первичному водопользователю поставщику воды.
В этом случае агропредприятие не является плательщиком рентной платы за спецводопользование (см. п. 255.1 НК) и рентной платы за недра (см. п. 252.1 НК).
Наряду с этим может возникать ситуация, в которой агропредприятие будет плательщиком экологического налога.
В соответствии с пп. 240.1.2 НК плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, осуществляющие сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты.
В соответствии со ст. 42 Водного кодекса вторичные водопользователи (абоненты) - это те, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на основании договора о водоснабжении (поставке воды) и/или о водоотведении без получения разрешения на специальное водопользование.
Вторичные водопользователи осуществляют сброс сточных вод в водные объекты на основании разрешений на специальное водопользование.
То есть, вторичные водопользователи по общему правилу сбрасывают сточные воды в системы первичных водопользователей. В этом случае они не являются плательщиками экологического налога.
Но если они самостоятельно будут сбрасывать сточные воды в водные объекты, на основании разрешения на спецводопользование, они будут плательщиками экологического налога.
Під час війни перелік перевірок скоротився, але їх не припинили остаточно. Законотворці поступово скасовують заборони. Експерт підкаже, які перевірки можуть очікувати на аграріїв
Агропредприятия — первичные водопользователи
Если агропредприятие самостоятельно забирает воду из водных объектов, например, из озера, из подземной скважины и т. п. и использует для полива, оно может быть плательщиком рентной платы за спецводопользование (см. п. 255.1 НК).
В соответствии со ст. 48 Водного кодекса, специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.
Но согласно пп. 5 п. 297.1 НК плательщики ЕН группы 4 освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по рентной плате за спецводопользование.
Специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование (ст. 49 Водного кодекса).
То есть, агропредприятие, которое является первичным водопользователем, должно получить соответствующее разрешение. Однако если агропредприятие осуществляет спецводопользование без разрешения, оно должно платить рентную плату в пятикратном размере (см. пп. 255.11.13, пп. 255.11.15 НК). То же самое касается сверхлимитного использования воды. Конечно, это не касается агропредприятий, которые являются плательщиками ЕН группы 4.
Внимание: агропредприятие, которое добывает подземную воду на основании разрешения на пользование недрами, может быть плательщиком рентной платы за недра в соответствии со ст. 252 НК.
То есть, плательщиками являются агропредприятия, которые получили соответствующее разрешение.
В соответствии со ст. 23 Кодекса О недрах, разрешение на пользование недрами не получается, если подземные воды (кроме минеральных) добываются:
- для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, при условии, что объем добычи подземных вод из каждого из водозаборов не превышает 300 кубических метров в сутки;
- для сельскохозяйственных, производственных, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд землевладельцами и землепользователями в пределах предоставленных им земельных участков, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, в которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 %, кроме указанного в первом пункте.
Если конкретным агропредприятием эти критерии не соблюдаются, разрешение получать придется. А получив разрешение, придется платить рентную плату за недра.
Разрешение получается в соответствии с нормами ст. 16 Кодекса о недрах.
Если критерии соблюдаются и разрешение получать не нужно, то такое агропредприятие не является плательщиком рентной платы за недра.
Наряду с этим в соответствии с пп. 252.1.4 НК не являются плательщиками рентной платы за пользование недрами фермерские хозяйства, которые добывают воду на основании специального разрешения на спецводопользование.