Разновидности РРО
РРО — это регистратор расчетных операций, то есть устройство, или программно-технический комплекс в котором реализованы фискальные функции. Его главное предназначение — регистрация расчетных операций при продаже товаров, услуг или иностранной валюты. Использование РРО регулируется ЗУ "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.1995 № 265/95-ВР (далее — Закон о РРО). Самые распространенные разновидности РРО приведены в таблице ниже:
Нажмите, чтоб просмотреть таблицу в полном размере >
Застосування РРО при безготівковому розрахунку
Кому нужно использовать РРО
Ключевым в ответе на этот вопрос понятие расчетной операции — прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п. за месяцем реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (предоставленную услугу). Если применяются банковские платежные карточки, то расчетной операцией считается оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком.
Кому можно не использовать РРО
Большинство случаев, когда можно не использовать РРО, приведенные в ст. 9 Закона о РРО.
Разрешено не использовать РРО в следующих ситуациях:
Нажмите, чтоб просмотреть таблицу в полном размере >
В случае неиспользования РРО субъект хозяйствования обязан выдать покупателю товаров, услуг по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, который свидетельствует о переходе права собственности (п. 15 ст. 3 Закона о РРО).
Регистрация РРО
Как зарегистрировать РРО определяет Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Минфина от 14.06.2016 № 547 (далее — Порядок № 547).
Порядок регистрации РРО при приобретении. Покупку и регистрацию РРО в целом можно представить в виде следующих шагов:
1. Выбираем и покупаем РРО. Перечень такой техники существует на официальном сайте ГФС. Выбранная модель должна обязательно быть в этом списке. Также существуют универсальные и узконаправленные РРО (например, для АЗС).
2. Заключаем договор с ЦСО. Сначала надо обратиться в Центр сервисного обслуживания (ЦСО) и заключить с ним договор о сервисном обслуживании. Важно, чтобы ЦСО имел соответствующий договор (соглашение) с производителем (поставщиком) той модификации РРО, которая была приобретена.
3. Регистрируем РРО в налоговой. Регистрация происходит по основному месту учета в качестве налогоплательщика. Для регистрации кассового аппарата в ГФС подаются:
- заявление (ф. № 1-РРО)
- копии документов, подтверждающих факт покупки или бесплатного получения РРО; паспорт (формуляр) РРО и паспорт модема (в случае применения внешнего модема)
- договор с ЦСО о техобслуживании и ремонт РРО;
- документы на право собственности или права на размещение хозяйственной единицы, где будет располагаться РРО (договор аренды, акт приема-передачи имущества или другой документ на право собственности или пользования хозяйственной единицей).
Копии документов заверяются подписью руководителя предприятия или личной подписью физлица-предпринимателя. Через 2 дня должно быть решение ГФС. Фискальный номер РРО резервируется в информационные системе ГФС и является уникальным 10-разрядным номером, который существует до последнего дня существования РРО. Он не изменяется при перерегистрации РРО.
4. Опломбировывает кассовый аппарат. После регистрации в налоговой надо обратиться в ЦСО. В течение 5 рабочих дней с даты оформления справки с ГФС РРО надо перевести в фискальный режим работы и опломбировать. На все это отведено 3 суток с даты информирования ЦСО клиентом о получении справки. Результатом от ЦСО должны быть: акт ввода РРО в эксплуатацию и справка о опломбирования РРО (ф. 1-ЦСО, приложение 1 к Порядку № 547).
5. Получаем регистрационное удостоверение на РРО. Опять надо обратиться к ГФС и вручить инспектору заверенную копию справки о опломбировании РРО и экземпляр акта с ЦСО. ГФС должен предоставить регистрационное удостоверение (ф. № 3-РРО) не позднее следующего дня. Номер такого удостоверения должен совпадать с фискальным номером РРО. Дата регистрации РРО — это дата внесения данных в информационную систему ГФС.
Основаниями для отказа ГФС в регистрации могут быть:
- РРО уже зарегистрировано; модель (модификация) РРО отсутствует в Госреестре РРО; РРО не соответствует области применения, указанной в заявлении;
- избран ЦСО не имеет договора с производителем (поставщиком) вашего РРО;
- документы поданы не в полном объеме;
- данные об аннулировании лицензии на право осуществления соответствующей деятельности;
- отсутствует документ на право собственности или другой документ, дающий право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
- предприятие не состоит на учете в контролирующем органе по адресу подразделения, где будет использоваться РРО.
Что делать, когда РРО сломался
Возможны варианты. РРО может выйти из строя из-за неисправности, отсутствие связи и электроснабжения подразделения, где он размещен. Разрешено в таком случае осуществлять расчетные операции без применения основного регистратора. Возможны 2 варианта:
- использование Книги учета расчетных операций (КУРО), зарегистрированной в органах ГФС (в случае, когда электроэнергии нет или отсутствует резервный РРО);
- использование резервного РРО при условии, что он был надлежащим образом зарегистрирован в органах ГФС (если электроэнергия есть, но рабочий РРО вышел из строя).
Алгоритм действий при отключении электроэнергии и использования КУРО НЕ больше 72 часов. В случае отключения электроэнергии другого варианта, чем КУРО не существует, поэтому необходимо:
- Подсчитать выручку.
- Записать его в РК с пометкой "служебное внесение".
- Заполнить графы разделов 1-5 с КУРО.
- Получить деньги от покупателя за товар.
- Заполнить РК.
- Отдать квитанцию вместе со сдачей.
- При инкассации заполнить РК с пометкой «служебная выдача».
- Заполнить раздел 2 КУРО в конце рабочего дня.
- Подсчитать выручку после включения света.
- Включить РРО.
- Выбить чек на сумму выручки, полученной за РК.
- Выполнить X-отчет.
- Выбить чек «служебная выдача».
- Напечатать Z-отчет.
- Заполнить графы 5-10 раздела 2 КУРО.
- Заполнить графы 6-8 раздела 3 КУРО.
- Распечатать Z-отчет.
- Подклеить Z-отчет.
Некоторые пояснения к алогоритму:
• Х-отчет. Это дневной отчет по РРО без обнуления информации памяти кассового аппарата. Назначение этого отчета показать, сколько проведено через РРО наличных (проконтролировать работу кассира). Чаще всего его печатают тогда, когда происходит изменение кассиров, или по требованию проверяющих, чтобы проверить, соответствует ли сумма, указанная в Х-отчете, фактической сумме в ящике РРО.
• Z-отчет. Это дневной отчет по РРО с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память РРО. Он используется для оприходования денежной наличности, принятой через РРО (п. 2.6 Положения № 547), а также для предотвращения превышения максимальной продолжительности смены и блокировки РРО. Эти отчеты печатают каждый день, кроме дней когда предприятие не использует РРО вообще и есть соответствующий приказ.
Также необходимо подтвердить факт отключения электроэнергии. Это может быть:
- акт выполненных ремонтных работ, если это было по инициативе предприятия;
- справка от поставщика электроэнергии, если отключение было внешним.
Как видим, проще дождаться подключения электроэнергии, если оно непродолжительное.
Алгоритм действий при поломке РРО и использования КУРО. При использовании КУРО при поломке РРО необходимо:
- Заполнить графы 1-2 раздела 4 КУРО.
- Реализовать товар покупателю с помощью расчетных квитанций (РК).
- Обратиться в ЦСО (письменно или средствами связи в произвольной форме). ЦСО должен принять РРО вместе с эксплуатационными документами, актом ввода в эксплуатацию и справкой о опломбирования (ф. № 1-ЦСО), далее представитель ЦСО должен сделать запись в КУРО и выдать представителю пользователя квитанцию, в которой указан характер неисправности и дату принятия РРО.
- В течение 2-х рабочих дней уведомить территориальный орган ГФС, в котором зарегистрирован РРО.
- Представитель ЦСО заполняет графы 3-5 раздела 4 КУРО (после ремонта). РРО должен быть опломбирован в установленном порядке. Пользователю снова предоставляется справка о опломбирования (ф. № 1 ЦСО), в которой указывается причина распломбирования и характер неисправности.
- Заполнить графы 6 и 7 раздела 4 КУРО.
Следует заметить, что ЦСО отводится на ремонт всего 7 рабочих дней (п. 2 ст. 14 Закона о РРО). Если ремонт затягивается, то надо вводить на предприятии зарегистрированый должным образом резервный кассовый аппарат.
Использование резервного РРО
Алгоритм действий при поломке основного РРО и использовании резервного РРО. В случае работы с резервным РРО необходимо выполнить следующее:
- Взять контрольную ленту основного РРО.
- Ввести в резервный РРО суммы расчетов.
- Распечатать Z-отчет.
- Подклеить Z-отчет в КУРО.
- Заполнить раздел 2 КУРО.
- Заполнить графы 1, 2 раздела 4 КУРО.
- Реализовать товар покупателю.
- Представитель ЦСО заполняет графы 3-5 раздела 4 КУРО (после ремонта).
- Заполнить графы 6 и 7 раздела 4 КУРО.
- Провести операцию «служебная выдача».
- Напечатать Z-отчет на резервном РРО.
- Заполнить раздел 2 КУРО.
- Оформить чек «служебное внесение» в основном РРО.
- Перевести деньги из резервного РРО на основной.
- Распечатать Z-отчет в конце дня.
- Подклеить Z-отчет в КУРО.
Что делать, если нет резервного РРО. Проблема может быть, например, в случае задержки гарантийного ремонта основного РРО. ГФС на это дает ответ: ЦСО должен передать субъекту хозяйствования в таком случае собственный подменный РРО (письмо ГФС от 02.11.2015 № 23229/6 / 99-99-22-07-03-15). Далее необходимо провести совместную регистрацию этого РРО. В принципе, субъекту хозяйствования проще и быстрее использовать свой резервный.
Снимаем РРО с учета
Когда снимают РРО с учета. Снятие РРО с учета может быть как добровольным, так и вынужденным. Добровольным снятие может быть:
- по желанию субъекта хозяйствования;
- смены собственника РРО;
- похищение РРО.
Вынужденное снятие РРО с регистрации происходит, когда:
- исчерпан срок службы РРО, определенный в паспорте (формуляре) РРО;
- истек определенный законодательством срок эксплуатации РРО;
- РРО используется по другой сферой, чем определенной Госреестром РРО;
- выявлено несоответствие модификации, конструкции и / или версии внутреннего программного обеспечения регистраторам, включенным в Госреестр РРО;
- учредительные документы предприятия по решению суда признаны недействительными;
- есть судебное решение о ликвидации или прекращения субъекта хозяйствования из-за банкротства и тому подобное;
- физическое лицо-предприниматель умер или его объявили умершим, признан недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничили его гражданскую дееспособность;
- органы контроля имеют сведения из ЕГР о государственной регистрации прекращения субъекта хозяйствования;
- есть судебное решение о признании недействительным договора аренды хозяйственной единицы.
Процедура отказа от РРО. При отказе от применения РРО субъект хозяйствования должен выполнить следующие действия:
- распломбировать РРО в ЦСО и получить соответствующую справку ЦСО о распломбировании РРО (кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения РРО документации производителя)
- подать в ГФС заявление об отмене регистрации РРО (ф. № 5 РРО, приложение 5 к Порядку № 547), справку ЦСО о распломбировании РРО, регистрационное удостоверение. Если РРО был похищен, то предоставляется заявление об отмене регистрации и копия соответствующего документа, полученного из органа внутренних дел.
- в течение 5 кал. дней соответствующим специалистом территориального органа ГФС проводится отмена регистрации РРО путем внесения регистрационной записи в Госреестр РРО в ГФС.
- получить в ГФС справку об отмене регистрации (ф. № 6 РРО, приложение 6).
В случае принудительного прекращения регистрации орган ГФС за месяц до наступления срока предупреждает предприятие о необходимости проведения процедуры отмены регистрации РРО. Отмена регистрации РРО проводится органом ГФС не позднее 2-х рабочих дней со дня наступления срока вывода из эксплуатации РРО.
Особенности использования РРО и рабочие ситуации
Использование РРО в определенных ситуация имеет свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Расчеты за товар через Интернет. Если потребитель заказал товар через Интернет и расчет за него было совершено с применением платежных систем LiqPay, Portmone и т.д. (в том числе и с ПТКС), субъект хозяйствования обязан выдать:
- расчетный документ установленной формы (чек с РРО);
- соответствующим образом оформлен гарантийный талон.
При возврате товара покупатель обращается к представителю интернет-магазина и предоставляет все имеющиеся документы, в том числе чек с РРО и чек с ПТКС. При использовании ПТКС, возврат денежных средств потребителю осуществляется в наличной или безналичной форме.
Отсроченные платежи и РРО. В случае проведения расчетов за отсроченным платежом субъекты хозяйствования обязаны проводить расчетные операции на полную сумму принятых от покупателя наличных средств через РРО с распечаткой соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций, и отвечают требованиям Закона о РРО. При этом:
- в случае осуществления расчетных операций путем предварительной (авансовой) оплаты за товар (услугу), — в кассовом чеке указывается «предоплата товаров»;
- при проведении расчетов по отсроченным платежом, — отмечается в кассовом чеке «погашение кредита».
Предварительно кассовые аппараты должны быть запрограммированы на использование этих режимов.
Окончательный расчет наличными за отсроченным платежом производится через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования цен товаров (услуг) и учета их количества.
Предприятие проводит предоплату через POS-терминал. РРО также должно быть по общему правилу. Субъекты хозяйствования, которые проводят расчетные операции в наличной и / или безналичной форме (с применением платежных карточек и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, должны применять РРО (ч. 1 ст. 3 Закона о РРО).
Можно ли РРО арендовать? Предприятие может использовать РРО на основании договора аренды. Для регистрации РРО в ГФС следует предоставить к другим документам копию документа, подтверждающего право пользования РРО (п. 4 подраздела 2 раздела II Порядка № 547).
Исправление ошибочной расчетной операции. Порядок № 547 в п. 7 раздел III разъясняет, что отмена ошибочно проведенной через РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы.
Если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов, разрешается регистрировать выдачу средств (отмена ошибочной суммы) с помощью операции «служебная выдача». Запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно».
Акт о выдаче средств складывается, если сумма средств, на которую исправлена ошибка, превышает 100 грн (п. 8 раздел III Порядка № 547). Акт составляется в произвольной форме, где указываются данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа. Акт передается в бухгалтерию предприятия и хранится в течении 3-х лет.
Получение доходов плательщиками ЕН больше 1 млн грн. Если физлицо, являющееся плательщиком единого налога (ЕН) получает доходы только по безналу, то устанавливать РРО не нужно любого объема доходов. Однако, если объем доходов превышает 1 млн грн и решено принять наличные, то это можно осуществить только через кассовый аппарат.
Получение доходов плательщиком ЕН менее 1 миллиона и добровольный РРО. Такие плательщики не обязаны использовать РРО, но они могут сделать это добровольно (без перевода его в фискальный режим работы). Это право предоставляется ст. 13 Закона о РРО. Однако, они обязаны выдавать товарный чек, если не используют РРО. Невыдача расчетного документа — это наказание ч. 1 ст. 155 КоАП в виде штрафа от 34 до 85 грн.
Торговля собственной продукцией и РРО. Если предприятия торгуют продукцией собственного производства, применять РРО не нужно при соблюдении одновременно следующих условий:
- проведение расчетов в кассах предприятий;
- использование для расчетов приходных и расходных кассовых ордеров (типовые формы КО-1, КО-2 из Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 № 637).
Обязательно надо применять РРО даже при торговле продукцией собственного производства в следующих случаях:
- если предприятие торговли и общественного питания;
- при продаже технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту независимо от того, являются ли они для продавца продукцией собственного производства. Это, в частности, непродовольственные товары широкого потребления (приборы, машины, электробытовые устройства).
Плательщики ЕН, осуществляющие монтаж технически сложных изделий. Существует разъяснение ГФС в ИПК от 14.06.2017 №637 / Г / 99-99-14-05-01-14 / ИПК. Здесь надо различать две ситуации:
- продавец осуществляет монтаж технически сложных товаров с использованием своих материалов. По итогам проведенной работы будет проводиться расчет с заказчиком как за собственное проведены монтажные работы, так и за оборудование, которое было смонтировано подрядчиком заказчику. РРО необходим в случае наличного расчета. При этом у плательщика ЕН возникают две отдельные операции: по выполнению работ и продаже товаров. В кассовом чеке необходимо отражать выполненные работы и проданные товары отдельно. В случае безналичного расчета РРО в таком случае не нужен;
- если продавец только выполняет работы по монтажу технически сложных товаров. Наличный расчет за проведение таких работ можно проводить без применения РРО. Но это только в случае, если физлицом-предпринимателем не превышен объем доходов в 1 млн грн или он не применяет РРО добровольно.
Составляем налоговую накладную по ежедневным итогам с помощью РРО. В п. 201.4 НКУ указано, что налоговая накладная может быть составлена по ежедневным итогам операций, при:
- осуществлении поставки товаров или услуг конечному потребителю, не является налогоплательщиком, расчеты за которые проведены через кассу / РРО или платежный устройство;
- предоставлении налогоплательщикам кассовых чеков, в которых содержится сумма поставленных товаров или услуг, а также общая сумма начисленных налогов с определением фискального и налогового номера поставщика.
Налоговая накладная по ежедневным итогам составляется на основании показателей РРО и вносится в ежедневный итог объемов проданных товаров с учетом как средств полученных за проданные товары, так и средств, которые были возвращены за выданные товары.
Скачать бланки:
- Форма № 1-РРО Заявление о регистрации регистратора расчетных операций
- Форма № 2-РРО Справка о резервировании фискального номера регистратора расчетных операций
- Форма № 3-РРО Регистрационное удостоверение
- Форма № 4-РРО Заявление об отмене регистрации регистратора расчетных операций
- Форма № 5-РРО Решение об отмене регистрации регистратора расчетных операций
- Форма № 6-РРО Справка об отмене регистрации регистратора расчетных операций
Новий закон про валюту: до чого готуватися бухгалтеру
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"