Военный учет на предприятии
Организацию и ведение воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов регулирует Порядок организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденный постановлением КМУ от 30.12.2022 № 1487 (далее — Порядок № 1487).
Его цель – полно и качественно укомплектовать Вооруженные Силы и другие военные формирования и правоохранительные органы специального назначения. Сориентируем, на что обратить внимание работодателям.
Воинский учет на предприятии: кто организует и ведет
Кто ведет воинский учет на предприятии? Организацию воинского учета в государственных органах, органах местного самоуправления (ОМС), на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагают на их руководителей. Ведение воинского учета на предприятии возлагается на работников службы персонала, службы управления персоналом (далее — служба персонала).
- П’ять основних змін для роботодавців у військовому обліку та мобілізації з 18 травня 2024 року
- Зменшили призовний вік до 25 років: дії відповідального за військовий облік
- Як призначити відповідального за ведення військового обліку
- Штрафи за порушення правил військового обліку та мобілізації із 19 травня 2024 року
Если на предприятии отсутствует штатная единица службы персонала, обязанности вести военный учет руководитель предприятия должен возложить на лицо, ведущее учет работников. Работники по вопросам мобилизационной работы или мобилизационных подразделений (при наличии) организуют работу по бронированию военнообязанных и контролируют состояние военного учета.
На заметку! Раз в четыре года будут проверять предприятия, где отсутствуют забронированные работники и военнообязанные с мобилизационными распоряжениями.
Для военного учета граждан Украины используют Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов.
Нужно ли вести военный учет лиц, с которыми был заключен гражданский договор?
Все о воинском учете на придприятии: какое количество ответственных лиц предусмотреть
Чтобы система военного учета функционировала надлежащим образом, автоматизированно — с применением Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов, руководитель предприятия должен определить количество лиц, отвечающих за военный учет. Количество лиц, ответственных за ведение военного учета на предприятиях, учреждениях и организациях определяет подпункт 3 пункта 9 Порядка № 1487. Их количество зависит от численности призывников, военнообязанных и резервистов.
Численность лиц, ответственных за военный учет на предприятиях, учреждениях и организациях | |
Количество призывников, военнообязанных и резервистов | Количество ответственных лиц |
от 501 до 2000 | 1 |
от 2001 по 4000 | 2 |
от 4001 до 7000 | 3 |
на каждые последующие от 1 до 3000 | по 1 дополнительно |
При наличии на учете менее 500 призывников, военнообязанных и резервистов обязанности вести военный учет возлагают на работника службы персонала.
Общее количество лиц, ответственных за военный учет на предприятиях, учреждениях и организациях, определяют по количеству призывников, военнообязанных и резервистов, состоящих на учете по состоянию на 1 января текущего года. Применяют при этом нормы пунктов 9 и 10 Порядка № 1487.
Если на предприятиях, в учреждениях и организациях два и более лиц, отвечающих за военный учет, они объединяются в отдельное подразделение (отдел, сектор, группу и т.п.).
- ПЛАКАТ «Правила військового обліку призовників, військовозобов’язаних та резервістів»
- Військовий облік жінок
- Як вести Списки та Відомість призовників, військовозобов’язаних та резервістів
- Чи вести військовий облік працівників, яких прийняли на строк до трьох місяців
- Чи вести резиденту Дія Сіті військовий облік
- Медогляд військовозобов’язаних: чи повинен роботодавець відправити працівника на комісію
- Чи мають перебувати на військовому обліку працівники з інвалідністю
- Звіти, які подає підприємство про військовозобов’язаних та транспорт
Военный учет: как часто повышать квалификацию ответственных лиц
Лица, ведущие военный учет, должны отвечать квалификационным требованиям, определенным для инспектора по военному учету в соответствии с национальным классификатором ДК 003:2010 «Классификатор профессий» (это не касается государственных служащих). Ежегодно до 1 октября предприятия, учреждения и организации должны определять потребность в повышении квалификации лиц, отвечающих за военный учет. Повышение квалификации этих работников стало обязательным — не реже одного раза в пять лет.
Обучают учебные заведения, осуществляющие образовательную деятельность по повышению квалификации работников и имеющие лицензии на соответствующую деятельность по программам подготовки. Программы подготовки два года согласовывать Генштаб ВСУ (п. 12 Порядка № 1487).
Внимание! Порядок № 1487 нормировал форму, по которой следует уведомлять ТЦК о назначении или увольнении/освобождении руководителей и других лиц, ответственных за организацию и ведение военного учета (Приложение 1 к Порядку № 1487).
Как оплатить работу лицам, ответственным за ведение военного учета
Должностные оклады работников, отвечающих за военный учет, устанавливают на уровне должностных окладов работников службы персонала, кроме государственных служащих.
Если на военном учете менее 500 призывников, военнообязанных и резервистов и обязанности вести военный учет руководитель предприятия возложил на личность службы персонала, ей устанавливают доплату в размере до 50% должностного оклада.
ДОПЛАТА ЗА ВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО УЧЕТА
Как проверяют состояние военного учета на предприятии
ТЦК проверяют предприятия, учреждения и организации по утвержденным планам. Там, где работают забронированные военнообязанные, а также военнообязанные, имеющие мобилизационные распоряжения, проверяют каждый год, в том числе и внепланово. Остальные предприятия, учреждения и организации проверяют один раз в четыре года (п. 80 Порядка № 1487).
Проверяют состояние организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов по вопросам, которые определяет Приложение 31 к Порядку № 1487. Вопросы проверки доводят до предприятий, учреждений и организаций, которые включены в соответствующие планы проверки, не позднее чем за 10 дней до начала (п. 82 Порядка № 1487).
Если невозможно выполнить планы по проверке состояния организации и ведения военного учета в результате обстоятельств непреодолимой силы, будут проводить документальную проверку — посылать предприятиям, учреждениям и организациям письменные запросы по информации, перечень которой определяет пункт 17 Приложения 31 к Порядку № 1487.
По результатам документальной проверки составляют акт, который в 20-дневный срок со дня окончания проверки направят руководителю для реагирования и принятия мер согласно законодательству (п. 79 Порядка № 1487). Руководители предприятий, учреждений и организаций, где провели проверку состояния военного учета, организуют и обеспечивают устранение выявленных недостатков. В 30-дневный срок со дня, когда получили результаты проверки, они информируют ТЦК о принятых мерах и устраненных недостатках (п. 86 Порядка № 1487).
Должностные лица предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации несут ответственность по закону.
За счет каких средств оплачивать расходы
Расходы на бланки учетных документов, штампы и канцелярские принадлежности, командировки и транспортные услуги, чтобы обеспечить оповещение призывников, военнообязанных и резервистов, Порядок № 1487 направляет проводить за счет средств предприятий, учреждений и организаций, других источников, не запрещенных законодательством.
Учитывать и хранить документы военного учета, штампы, книги и журналы учета результатов проверки предприятия, учреждения и организации должны в соответствии с Типовой инструкцией по документированию управленческой информации в электронной форме и организации работы с электронными документами в делопроизводстве, электронного межведомственного обмена, утвержденного постановлением КМУ от 17.00. .2018 № 55.