Налоговые проверки 2024

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Автор
експерт, адвокатка зі спорів з органами контролю
К проверке лучше подготовиться заранее. В консультации — особенности налоговых проверок в 2024 году, рекомендации для налогоплательщиков, план проверок ГНС 2024, а также о ситуации с налоговыми проверками во время военного положения, уплате штрафов, пени и возможном освобождении от такой уплаты

Налоговые проверки 2024 года: виды и порядок проведения

Каждая налоговая проверка имеет свою специфику. Однако здесь вкратце рассмотрим их названия и особенности в таблице ниже.

ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 2024

Что проверяется

Где производится

Источники проверки

Предупреждение о проверке

Камерально

  • декларации на правильность заполнения и своевременность подачи;
  • своевременность регистрации НН, акцизных накладных;
  • полнота и своевременность уплаты налогов и сборов исключительно на основании данных, хранящихся в соответствующих информационных базах;
  • полнота начисления и своевременность уплаты НДФЛ и ЕСВ при несоответствии резидента Дея Сити требованиям, определенным пунктами 2 , 3 ч.1 и п.10 ч. 2 ст. 5 Закона;
  • своевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями ст. 393 НК;
  • своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах;
  • своевременность предоставления финансовыми агентами ответа на запросы (уведомления) контролирующего органа, направляемые в случаях, определенных ст.393 НК;
  • своевременность представления сообщения о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями п.441.2 НК;
  • своевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, сообщение о заключении договора об управлении или администрировании траста или о прекращении такого договора, финансовой отчетности, копий первичных документов и другой информации о трасте по запросу контролирующего органа в случаях, предусмотренных ст.442 НК;
  • своевременность предоставления информации по запросу налоговиков в соответствии с п.441.3, подпунктов 6-8 подпункта 73.3.1 НК;
  • своевременность и полнота уплаты согласованной суммы денежного обязательства в виде авансового взноса по налогу на прибыль предприятий, определенного в соответствии с пунктом 141.13 НК на основании данных Реестра пунктов обмена иностранной валюты

всегда невыездная, то есть в помещении ГНС

декларации, а также данные по СЕА НДС, СЕА реализации горючего и спирта этилового других электронных сервисов ГНС

предупреждение отсутствует, налоговая проверка проводится всегда и не требует никаких приказов или уведомлений

Документальные

плановые и внеплановые – всех типов

плановые

  • своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех налогов и сборов;
  • соблюдение валютного законодательства, правил расчетов, финмониторинг;
  • оформление трудовых отношений;
  • бухучет;
  • по соблюдению требований ст. 393 НК

на предприятии (выезд) или в помещении ГНС (невыезд)

декларации, отчетность, регистры бухгалтерского учета, первичные документы, документы от других налогоплательщиков (пп. 75.1.2 НК)

Так, за 10 к. дней до начала (рекомендованное письмо или под подпись письменное уведомление + копия приказа на проведение) (п. 77.4 НК). Кроме того, на весь год обнародуется план-график проведения проверок на сайте ГНС

внеплановые

без предварительного уведомления (ст. 78 НК)

невыездная

(в помещении ГНС)

внеплановые электронные

осуществляются по заявлению плательщика налога за 10 к. дней до желаемой проверки (п. 77.2 НК)

соблюдение принципа «вытянутой руки»

документация по трансфертному ценообразованию (ТЦУ) и по контролируемым операциям

внеплановые проверки по ТЦУ *

без уведомления (пп. 39.5.2 НК), плательщик обязан подать документы в течение 10 р. дней (пп. 39.5.2.3 НК)

Фактический

соблюдение правил:

всегда выездная налоговая проверка, то есть по месту фактического осуществления деятельности и расположения объектов

касса и кассовые документы, РРО/ пРРО, РК, КОРО, данные из фискальной базы (сервера), торговые точки, сам товар и документы на него, рабочие места, наличие трудового договора и ГПХ, их содержание и т.п.

без предварительного уведомления (п. 80.2 НК)

* подробнее – есть Порядок проведения проверки по вопросам соблюдения налогоплательщиком принципа «вытянутой руки», утвержденный приказом Минфина от 10.03.2016 № 344

Встречная проверка налоговой

Еще существуют встречные сверки, однако, они не считаются проверками (п. 73.5 НК). Следствием этого является другое документальное оформление со стороны ГНС – справка. По таким сверкам плательщики должны предоставлять информацию налоговикам в течение 10 лет со следующего дня после получения запроса (пп. 73.3.3 НК).

Продолжительность налоговых проверок 2024

В таблице ниже приведены сроки проведения проверок (ст. 82 НК, пп. 39.5.2.8 НК). Обратите внимание, что указанная в таблице продолжительность в рабочих днях без выходных дней предприятия. Работники ГНС имеют право осуществлять выездные плановые и внеплановые документальные или фактические проверки в течение срока, определенного в направлении проверки с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика (разъяснение ГУ ГНС в Днепропетровской области).

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 2024

Вид проверки

Размер плательщика, его тип1

Продолжительность:

проверки, р. дней

продолжение проверки, р. дней2

приостановки, р. дней

(п. 82.4 НК)

Документальные

документальные плановые

крупный налогоплательщик

30

15

не более 30

субъекты малого предпринимательства

10

5

другие налогоплательщики

20

10

не более 30

документальные внеплановые

крупный налогоплательщик

15

10

не более 30

субъекты малого предпринимательства

5

2

«остановленный» ФЛП без наемных работников3

3

2

другие налогоплательщики

10

5

не более 30

Другие документальные внеплановые

электронные

все

не определен

проверка по ТЦУ

(соблюдение принципа «вытянутой руки»)

имеющие контролируемые операции

≤ 18 месяцев

Другие проверки

камеральные

все

  • 30 к. дней4 – налоговой декларации;
  • в других случаях – не позднее 1095 дня (2555 дня – если по ст. ст. 39, 392 НК)

фактические

все

10 суток

5 суток

1 – крупный налогоплательщик – это юрлицо, у которого объем деятельности за 4 последовательных квартала превышает 50 млн евро по средневзвешенному курсу НБУ или объем уплаченных налогов за такой период превышает 1,5 млн грн (пп. 14.1.24 НК), субъект малого предпринимательства – ФЛП и юрлица с численностью наемных работников до 50 человек и доходом до 10 млн евро в год по среднегодовому курсу НБУ (см. ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины);

2 – если налогоплательщик в ходе проверки подал документы меньше, чем за 3 года дня до ее завершения, налоговая проверка может быть продлена на 3 дня дополнительно к данным срокам (п. 82.2 НК). Однако соответствующий запрос на получение копий документов должен быть подан должностным (должностным) лицом ГНС не позднее чем за 5 р. дней до даты окончания проверки (абз. 2 п. 85.4 НК). Нарушение последнего срока дает право налогоплательщику подать заявление на остановку документальной выездной проверки на срок не менее 5 дней (п. 82.5 НК);

3 – если они отвечают требованиям п. 82.2 НК (представлена декларация с отсутствием доходов от осуществления хозяйственной деятельности, нет открытых счетов в банках или небанковских предоставлятелей платежных услуг, неплательщики НДС и др.);

4 – с предельного дня подачи отчетности (или дня ее фактической подачи, если срок просрочен)

Периодичность налоговых проверок 2024

Проверка налоговой имеет свою частоту проведения (периодичность), раскрытую в таблице ниже.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 2024

Вид проверки

Периодичность

Документальные проверки

документальные плановые

определяется степенью риска налогоплательщика (п. 77.2 НК):

  • высокий – не чаще одного раза в год;
  • средний – не чаще одного раза в 2 года;
  • незначительный – не чаще одного раза в 3 года

документальные внеплановые

не ограничивается, может быть несколько раз в год и проводится при наличии оснований, определенных п. 78.1 НК (информация о наличии нарушений, жалоба на налогоплательщика, неподача декларации и др.), с учетом действующих ограничений на период действия военного положения

Документальные внеплановые

электронные

не ограничивается, по заявлению плательщика*

проверка по ТЦУ

(соблюдение принципа «вытянутой руки»)

не более одного в течение года (пп. 39.5.2.4 НК) и при наличии следующих оснований:

  • пропорциональная корректировка, неподача Отчета о КО, документации по ТЦУ, другой документации и отчетности по ТЦУ по запросу ГНС (см. пп. 39.5.2.1 НК);
  • получение данных о нарушении принципов «вытянутой руки», непредставление Отчета о контролируемых операциях и другой отчетности по ТЦУ, проверка по вопросам ТЦУ по представленному Отчетом о КО (см. пп. 78.1.14-78.1.16 НК).

ГНС не может проводить повторную проверку тех налогоплательщиков, которые уже были проверены, за исключением:

  • недостоверность данных в отчетности (см. пп. 78.1.5 НК);
  • проверка органом ГНС высшего уровня такого органа низшего уровня и обнаруженные в ходе такой проверки нарушения (см. 78.1.12 НК)

Другие проверки

камеральные

не ограничивается, постоянно

фактические

не ограничивается, может быть несколько раз в год

* однако неподанная уточняющая декларация (расчет) для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки, является основанием для проведения внеплановой документальной проверки (пп. 78.1.17 НК)

Хто потрапить до «чорного» списку ДПС

Какие налоговые проверки возможны во время военного положения 2024

Война продолжается и есть разрешенные и запрещенные проверки. Их перечень с 1 декабря 2023 года обновился – разрешенных стало больше. Виной всему Закон от 09.11.2023 № 3453-IX вступивший в силу 08.12.2023 года. Вообще в разные периоды военного положения перечень запрещенных проверок был разный.

По нынешнему положению дел разрешены все камеральные и фактические проверки. Разрешены и внеплановые и плановые документальные проверки, но с учетом исключений. То есть разрешены, но не все. Разобраться в разрешенном и непозволительном в отношении таких проверок поможет таблица ниже.

РАЗРЕШЕННЫЕ И ЗАПРЕЩЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ 2024

Обстоятельства проверки

(тип, основание, проверяемое предприятие (СГ))

Норма

НК

Разрешенность проверки

(«+» – разрешена, «–» – запрещена)

Плановые документальные проверки

проверка занимающихся СГ:

ст. 77, пп. 69.35 подраздел. 10 Переходных положений

+

  • организацией и проведением азартных игр в Украине (игровой бизнес)

+

  • предоставлением финансовых и платежных услуг

+

  • нерезиденты, осуществляющие/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения, в т.ч. постоянные представительства и/или обособленные подразделения, в т.ч. постоянные представительства нерезидента, отвечающие хотя бы одному из следующих критериев:
    • уровень роста налога на прибыль на 50 и более процентов меньше уровня роста доходов налогоплательщика;
    • декларирование начисленной заработной платы при отсутствии декларирования объекта налогообложения налогом на прибыль или декларирование дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины

пп. 69.352 подразд. 10 Переходных положений

+

  • другие налогоплательщики, которые на основе показателей, сформированных по итогам 2021 года, соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
    • уровень уплаты налога на прибыль на 50 и более процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на плательщиков единого налога;
    • уровень уплаты налога на добавленную стоимость на 50 и более процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Этот критерий не распространяется на налогоплательщиков, у которых операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины составляют 25 и более процентов общего объема поставок и одновременно уровень уплаты налога на прибыль составляет не менее 50 процентов от уплаты налога на прибыль в соответствующей отрасли;
    • дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность более чем вдвое;
    • общая сумма расходов, отраженных в налоговой декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75 или более процентов суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации, при условии, что сумма общего годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, составляет 10 миллионов гривен и более;
    • начисление и/или выплата налоговым агентом – юридическим лицом доходов в виде заработной платы в размере меньше средней заработной платы в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику).

пп. 69.352 подразд. 10 Переходных положений

+

проверка всех других СГ (не попавших под вышеупомянутые исключения)

пп. 69.35 подраздел. 10 Переходных положений

Внеплановые документальные проверки

налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала временной оккупации есть временно оккупированные рф территории Украины, - до последнего числа месяца, в котором была завершена временная оккупация соответствующих территорий, а в случае изменения налогоплательщиком местонахождение на другую территорию Украины - до даты проведения государственной регистрации смены местонахождения

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

в отношении налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала временной оккупации есть временно оккупированные рф территории Украины разрешены проверки:

  • проводимые исключительно на обращение налогоплательщика;
  • проводимые по основаниям, определенным подпунктами 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 ст.78 НК;
  • налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

+

налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала боевых действий является территория, на которой ведутся активные боевые действия, - до последнего числа месяца, в котором были завершены боевые действия на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождение на другую территорию Украины - к дате проведения государственной регистрации изменения местонахождение

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

по налогоплательщикам, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала боевых действий является территория, на которой ведутся активные боевые действия, разрешено:

  • проводимые исключительно на обращение налогоплательщика;
  • проводимые по основаниям, определенным подпунктами 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.12, 78.1.21 ст.78 НК;
  • в отношении налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

+

налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территория возможных боевых действий, - до последнего числа месяца, в котором была прекращена возможность боевых действий на соответствующей территории, а в случае смены налогоплательщиком местонахождение на другую территорию Украины - к дате проведение государственной регистрации изменения местонахождение

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

в отношении налогоплательщиков, налоговый адрес которых по состоянию на дату начала возможных боевых действий является территория возможных боевых действий, разрешено

  • проводимые исключительно на обращение налогоплательщика;
  • проводимых по основаниям, определенным подпунктами 78.1.1 (в части документальных внеплановых проверок налогоплательщиков, по которым получена информация, свидетельствующая о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины и/или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих/осуществлявших свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков, осуществляющих/осуществлявших деятельность в сфере производства и/или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков, оказывающие/оказывающие финансовые, платежные услуги), 78.1.2 (в части контроля за трансфертным ценообразованием), 78.1.3, 78.1.5, 78.1.7, 78.1.8, 78.1.9, 78.1.12, 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16, 78.1.19, 78.1.21 и 78.1.22 ст.78 НК;
  • в отношении налогоплательщиков, в отношении которых получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком требований валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

+

проведение документальных проверок плательщиков единого налога первой и второй групп (кроме проверок, связанных с прекращением предпринимательской деятельности ФЛП, и/или проводимых на обращение налогоплательщика)

пп. 69.351 подразд. 10 Переходных положений

до 01.12.2024

внеплановые проверки других СГ разрешена, при соблюдении безопасных условий

пп. 69.21 подразд. 10 Переходных положений

+

Также с 01.12.2023 года разрешены документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ , которые производятся с учетом особенностей, определенных п. 69 подраздела 10 раздела XX НК (п. 925 разд. VIII Закона о ЕСВ):

  • по заявлению плательщика ЕСВ;
  • в рамках процедуры ликвидации юрлица или прекращения ФЛП;
  • в пределах разрешенных плановых налоговых документальных проверок (т.е. в отношении СХ, занимающихся производством и реализацией подакцизных товаров, игорного бизнеса, а также СГ, оказывающих финансовые или платежные услуги, см. пп. 69.35 подраздел. 10 Переходных положений НК или таблицу выше).

Безопасные условия для проведения налоговых проверок во время военного положения 2024

Обратите внимание, что (см. пп. 69.22 подразд. 10 Переходных положений НК) документальные и фактические проверки во время действия военного положения проводятся при наличии безопасных условий для их проведения, а именно безопасного:

  • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения таких налогоплательщиков;
  • доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовой и статистической отчетности в порядке и на основаниях, определенных законом;
  • проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег.

Освобождение от штрафов и пени по результатам документальных налоговых проверок во время военного положения 2024

С 1 августа 2023 года до окончания военного положения налогоплательщики получили возможность освободиться от уплаты налоговых штрафов и пени по результатам документальных налоговых проверок, если они платят начисленный им налог в течение 30 к. дней после получения налогового уведомления-решения (НУР) (пп. 69.37 подраздел 10 Переходных положений НК). Если уплатили за НУР, уже не можете эту сумму обжаловать.

Налоговые сроки давности во время военного положения

С 1 августа 2023 года приостановленными остаются лишь те сроки налоговой давности, которые касаются плановых и внеплановых проверок, на которые действует мораторий (см. таблицу выше, пп. 69.36 подразд. 10 Переходных положений НК). По всем остальным ситуациям течение сроков давности по статье 102 НК восстановлено.

Если самостоятельно оплатить недоплату налогов до налоговой проверки

До окончания военного положения, если самостоятельно исправить ошибку, следствием которой было занижение налога, то самоштраф (3% или 5%) и пеня не начисляются (см. пп. 69.38 подразд. 10 Переходных положений НК, действует с 1 августа 2023 года; однако подобная норма действует с 03.09.2023 по пп. 69.1 подразд. 10 Переходных положений НК согласно Закону № 3603-IX от 23.02.2024).

Что следует знать о некоторых из последних нововведений в сфере налоговых проверок

Данные изменения произошли еще в 2020 году, но из-за длительных мораторий (COVID, военное положение) можно было их упустить из виду. Итак, обратите внимание, что:

  • налоговики могут потребовать письменные пояснения относительно предмета проверки от должностного лица налогоплательщика (пп. 20.1.46 НК);
  • налогоплательщик обязан предоставить такие письменные объяснения, если получил письменный запрос налоговиков (пп. 16.1.5 НК);
  • появилась возможность затянуть налоговую проверку на 5 лет дней, если проверяющие предоставили запрос на письменные объяснения налогоплательщика, а к концу проверки осталось менее 5 дней. Для этого необходимо письменное заявление налогоплательщика (п. 82.5 НК, см. также таблицу выше о продолжительности налоговых проверок).

Обратите внимание на следующие письменные запросы: с одной стороны, у них можно изложить свою позицию, объяснить хозяйственную операцию и обосновать ее. Это все может уберечь от дальнейшего штрафа. С другой стороны, можно и «подставиться» под признание ошибки, которой не было или признание умышленности совершенного нарушения. Лучше, чтобы ответ на такой письменный запрос прочитал юрист, который занимался или может заняться обжалованием налоговых проверок.

Что влияет на рисковость налогоплательщику

Чем выше рисковость – тем чаще включают в план-график проверок. Критерии отбора налогоплательщиков по степеням риска определены в Порядке формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденном приказом ГФС от 02.06.2015 № 524 (далее Порядок № 524). Степень риска возрастает в следующих ситуациях (см. подробнее п. 5 Порядка № 524):

  • у плательщика есть отношения с контрагентами, которые ликвидированы или находятся в розыске, имеющие признаки фиктивности, не представляют налоговую отчетность, не находятся по своему месторасположению, имеют аннулированные свидетельства плательщиков НДС;
  • существуют операции с нерезидентами из оффшорных зон, например выплаты им дивидендов, процентов, роялти;
  • валовая прибыль не превышает 10% себестоимости реализуемой продукции;
  • задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения, ущерб от операционной деятельности в отчете о финансовых результатах;
  • несоответствие остатков запасов на складах объемам реализации.

Внимание: подача «отрицательной» декларации увеличивает вероятность включения в план-график документальных проверок.

Как уменьшить риск включения в план налоговых проверок

Некоторые из вышеуказанных рисков находятся под контролем налогоплательщика, поэтому можно рекомендовать:

  • проверять своих контрагентов;
  • проводить претенциозную работу с дебиторами;
  • минимизировать издержки, чтобы увеличить прибыль. Впрочем, в период военного положения налоговая проверка может оказаться меньшим злом, чем попытка увеличить прибыль, за счет определенных перекосов в хозяйственной деятельности.

Внеплановая проверка: что о ней может предупредить

Внеплановая документальная проверка плательщиков НДС может быть и не столь уж неожиданной, хотя она и отсутствует в плане-графике ГНС. Основания для ее проведения определены п. 78.1 НК. Среди основных:

  • неподача в установленный срок налоговой декларации, расчета, отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию;
  • подача плательщиком налога возражения на акт проверки или жалобы на НУР с требованием полного или частичного пересмотра результатов проверки;
  • отрицательное значение по НДС свыше 100 тыс. грн;
  • отсутствие ответа плательщика налога на письменный запрос ГНС.

Относительно первых трех причин они полностью под контролем налогоплательщика. Относительно последней – на запрос ГНС следует ответить в течение 15 р. дней со дня, следующего со дня получения запроса (пп. 78.1.1 НК). Учтите, что даже если вы вовремя отвечаете на такой запрос, то ГНС может рассмотреть ответ как недостаточный: неубедительные аргументы, недостаточные доказательства и т.д. И тогда на внеплановой проверке – быть. Итак, сразу на всякий случай приведите все документы по запросу в порядок.

Внимание: получили письменный запрос от ГНС – ответьте своевременно и все равно будьте готовы к проверке.


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді