Бронирование ФЛП: какие перспективы

RU UA
Стаття-подарунок від журналу «Головбух» 
Автор
головний редактор порталу «Головбух»
Возможно ли бронирование физических лиц-предпринимателей в Украине? Этот вопрос активно обсуждают, ведь многие ФЛП хотят получить для себя и своих работников отсрочку от мобилизации. Хотя на сегодняшний день такой возможности официально нет, в ВРУ рассматривают несколько законопроектов, которые могут изменить ситуацию. Разберем, что предлагает законодатель

Имеет ли ФЛП право на бронирование

Сегодня право на бронирование имеют только юридические лица (постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации положений Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» по бронированию военнообязанных на период мобилизации и военное время» от 27.01.2023 № 76).

ФЛП не обязаны вести военный учет, что автоматически исключает их из этой процедуры. По части 5 статьи 34 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 № 2232-XII основные требования для бронирования предусматривают:

  1. Ведение персонального учета призывников, военнообязанных и резервистов.
  2. Обязательство сообщать территориальным центрам комплектования (ТЦК) о принятии или увольнении таких работников.
  3. Выполнение распоряжений ТЦК об уведомлении работников о вызовах и вручении повесток.
  4. Допуск представителей ТЦК к проверкам.

ФЛПы не выполняют ни одно из этих условий, поэтому не могут бронировать своих работников или получить отсрочку от мобилизации.

Несмотря на эти ограничения, в ВРУ рассматривают законопроекты, которые могут изменить правила игры. Рассмотрим некоторые из них.

Додаткова відпустка учасникам бойових дій

Каковы законодательные инициативы по бронированию ФЛП

Начнем с законопроектов о размере сбора за бронирование (внесение изменений в НК).

Законопроект от 11.06.2024 № 11332

Предлагает ФЛП уплатить в государственный бюджет сбор за бронирование военнообязанных в сумме, равную размеру 1200 тысяч рублей. Такой минимум составляет 17 грн. Аналогичным к нему является и законопроект № 11332-1 от 17.06.2024.

Законопроект от 28.06.2024 № 11332-2

Предполагается, что работодатель уплачивает в государственный бюджет сбор за бронирование военнообязанных в сумме, равную размеру 1200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, о чем должны быть внесены изменения в НК.

Важно! По этому законопроекту, бронированию подлежат военнообязанные, работающие или проходящие службу на предприятиях, в учреждениях и организациях. То есть, о ФЛП даже не упоминается! В то же время такие работодатели должны:

  • платить ЕСВ больше, чем эквивалент пяти минимальных зарплат (сейчас это 40000 грн). Эта норма очень нечетко прописана, вероятно, к ней будут правки, если этот проект возьмут за основу;
  • иметь штатную численность работников от 10 человек, а бронирование возможно – до 50% количества призывников, военнообязанных и резервистов (в т.ч. работающих по трудовым договорам). Также норма содержит множественную трактовку, потому что в ней говорится о 50% от призывников, то есть не о работниках, а тех, кто вообще сотрудничает с работодателем, например ГПД. Так что может касаться и ФЛП. Будем ждать правок от народных депутатов.

Законопроект от 11.06.2024 № 11331​

Ряд народных депутатов предлагает принять Закон «О промышленной политике и прогнозируемости реального сектора экономики», в заключительных положениях которого предлагается экономическое бронирование. Так, по этому проекту, бронированию должны подлежать военнообязанные, работающие у субъектов хозяйствования (в т.ч. в ФЛП, и сам предприниматель), когда одновременно выполняются следующие условия:

  • за каждого забронированного работника ежемесячно уплачивается в государственный бюджет сбор за бронирование военнообязанных, установленный НК*. По логике этого, можно забронировать и самого ФЛП, в т.ч., если у него нет наемных работников. Впрочем, возможно, депутаты внесут правки;
  • отсутствует задолженность по выплате зарплаты и по уплате общегосударственных и/или местных налогов, сборов и/или других обязательных платежей;
  • объем дохода ФЛП в течение календарного месяца составляет не менее трехкратного размера сбора за бронирование военнообязанных, установленного НК*;
  • подтверждение ФЛП ведения хозяйственной деятельности в течение предыдущего годового отчетного (налогового) периода. То есть распространяется на предпринимателей, которые вели хозяйственную деятельность (получали доход, имели расходы) в 2023 году. В проекте речь не идет о «в течение 12 календарных месяцев прошлого года», поэтому можно предположить, что бронирование распространяется и на ФЛП, которые зарегистрировались в середине декабря 2023 года. Впрочем, посмотрим, уточнят ли депутаты этот вопрос.

Важно! Особенности бронирования ФЛП и/или их наемных работников будут устанавливаться отдельным порядком КМУ.

* Сейчас в НК такого размера сбора за бронирование нет, поэтому учитывая приведенные выше проекты имеем:

Условия бронирования по законопроекту от 11.06.2024 № 11331 с учетом вероятных изменений в ПК

объем сбора за бронирование — 20 400 грн

объем дохода ФЛП в течение календарного месяца от 61 200 грн

Как видим, под бронирование по этим законопроектам могут попасть и ФЛП первой группы единого налога, главное — иметь доход не меньше указанного уровня ежемесячно.

Законопроект от 17.06.2024 № 11331-2

Согласно этому законопроекту, ФЛП и/или его наемные работники имеют право на бронирование при условии, если:

  • ФЛП зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц и общественных формирований (далее – ЕГР) не позднее чем за шесть календарных месяцев до вступления этого проекта в силу, как Закона. То есть, можно не вести хозяйственную деятельность, скажем три года, но если ФЛП все еще есть в ЕГР и не ликвидировался, то одно из условий для бронирования сохранено;
  • объем дохода ФЛП в течение последнего для месячного налогового (отчетного) периода составляет не менее 61 200 грн.

Військовий збір для ФОПів 2025

Перспективы и вызовы по бронированию ФЛП в Украине

Законодатели пытаются создать равные условия для ФЛП и юридических лиц, но высокие финансовые требования могут стать барьером. К примеру, требование иметь доход не менее 61 200 грн в месяц может оказаться нереалистичным для многих предпринимателей. В то же время, если эти законопроекты Правительство таки примут, они могут обеспечить дополнительные гарантии для бизнеса в условиях мобилизации.

Эти инициативы находятся на стадии рассмотрения, поэтому подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить важные изменения.

📩 Хочете знати про зміни раніше за колег?

tg_4.png

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді