Регистрация ФЛП 2024

RU UA
Автор
юрист, Київ
Автор
експерт з обліку та оподаткування
Регистрация ФЛП является важным шагом для тех, кто планирует развивать свой бизнес в Украине. Эта процедура содержит несколько этапов, таких как подготовка документов, подача заявления и получение соответствующих разрешений. После успешной регистрации ФЛП получает право осуществлять предпринимательскую деятельность, а также пользуется рядом налоговых и правовых преимуществ. Важно соблюдать все требования, чтобы провести успешную регистрацию ФЛП

Кто-то охотно работает по найму, а некоторым этого мало, и он желает работать сам на себя. И, прежде чем положить начало своему бизнесу, физическое лицо должно позаботиться о регистрации ФЛП.

По общему правилу, начать собственное дело может любое физическое лицо, что достигла 18 лет. Но с этого правила есть исключения. Проводить предпринимательскую деятельность запрещена государственным служащим и должностным лицам местного самоуправление. Этот запрет распространяется на военных ВСУ и других законных военных формирований, должностных лиц государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, органов гражданского защиты, прокуратуры, СБУ, полицейских, народных депутатов Украины; судей и другие категории. Полный список лиц, которые не могут быть частными предпринимателями, содержит часть 1 статьи 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 №1700-VII.

Запрет на предпринимательский деятельность для таких лиц действует даже в течение года после их увольнение.

⚡ Усе про ФОП

Регистрация ФЛП: как выбрать виды деятельности и систему налогообложения

Сколько налогов будете платить в будущем, зависит от того, какую систему налогообложения выберите.

Общая система налогообложения выгоднее для предпринимателей, которые имеют значительные расходы. На этой системе расходы учитывают, когда вычисляют налогооблагаемую базу. Обычно это предприниматели, которые занимаются производственной деятельностью или торгуют товарами. Здесь на подавляющем часть расходов приходятся себестоимость продукции, затраты на транспортировку, оплату труда тому подобное.

Если расходы незначительные, лучше выбрать упрощенную систему. Она отличается тем, что налогооблагаемую базу определяют без учета расходов. Это сфера услуг с незначительным удельным весом затрат или торговля продукцией собственного производства, для изготовления которой не привлекают постороннее сырье.

Физлицо может выбрать одну из четырех групп единого налога. Учтите, что для каждой из них действуют ограничение как насчет видов деятельности, количества наемных работников, так и по предельному объему годового дохода.

Предпринимателю также необходимо определиться, какие виды деятельности он будет производить, и подобрать соответствующие коды в КВЭД ДК 009:2010.

Совет: Правильно определить код вида экономической деятельности поможет Сервис для определения кодов видов экономической деятельности по КВЭД-2005 и КВЭД-2010.

Для чего это нужно и почему так важно? Предприниматель может проводить предпринимательскую деятельность только в пределах избранных и зарегистрированных КВЭДов. Особенно это актуально для единщиков. Так что советуем как можно более взвешенно отнестись к такой процедуре. Спрогнозируйте, какие операции могут возникнуть во время деятельности, и зарегистрируйте нужные КВЭДы, чтобы в дальнейшем не пришлось вносить изменения в регистрационные данные. Выбрать нужные КВЭДы поможет специальный сервис, разработанный Госстатом.

Когда регистрируете будущую предпринимательскую деятельность, избранные КВЭДы укажите в заявлении относительно государственной регистрации ФОП (форма 1).

Какие документы подать госрегистратору во время регистрации ФЛП

Заявление и документы для регистрации подайте госрегистратору или нотариусу. Сделать это можете в бумажной или электронной форме (п. 1 разд. ІІ Порядка государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, утвержденного приказом Минюста от 09.02.2016 № 359/5; далее — Порядок № 359/5); ст. 14 Закона Украины «О государственной регистрацию юридических лиц , физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV (далее – Закон № 755).

В бумажной форме можете подать документы:

  • лично;
  • почтовым отправлением с описанием вложение;
  • через представителя или уполномоченное лицо.

Если лично понесете регистрационные документы госрегистратору, возьмите с собой документ, что удостоверяющий личность, например паспорт. Когда будете посылать почтовым отправлением, подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрацию нужно удостоверить нотариально. Чтобы передать документы через представителя, оформите документ, который сможет подтвердить его полномочия. Оригинал этого документа или нотариально удостоверенную копию добавьте к регистрационным документам (ст. 14, 15 Закона №755).

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДАВАТЬ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ФЛП

Как зарегистрировать ФЛП онлайн

Зарегистрироваться можно и онлайн. Соответствующий электронный сервис и инструкции к нему размещены на официальном сайте Минюста. Особенности регистрации по заявлениям в электронной форме найдете в разделе IV Порядка № 359/5. Чтобы воспользоваться таким вариантом, получите квалифицированную электронную подпись.

Зарегистрировать физическое лицо предпринимателем, выбрать общую или упрощенную систему налогообложения можно также на портале Дія. Здесь регистрация происходит в автоматическом режиме без участия государственного регистратора.

регистрация ФОП

СКАЧАТЬ

Регистрация ФЛП: когда откажут

Зарегистрироваться предпринимателем не удастся, если госрегистратор обнаружит, что:

  • документы подало лицо, не имеющее на это полномочий;
  • в Едином государственном реестре (ЕГР) есть запись о том, что физлицо уже зарегистрирована как физическое лицо - предприниматель;
  • у ЕГР есть сведения о судебном решение о запрете проведение регистрации;
  • не устранили оснований для приостановки рассмотрения документов в течении установленного срока;
  • есть ограничения на производство предпринимательской деятельности;
  • документы, подавшие для регистрации, противоречат требованиям законов Украины.

Повторить документы для регистрации сможете только после того, как устраните причины, по которым вам отказали.

Госрегистратор должен рассмотреть документы в течение 24 часов после поступления документов, поданных для госрегистрации и проведения других регистрационных действий, не считая выходных и праздничных дней (ч. 1 ст. 26 Закона № 755).

Как открыть предпринимательский счет в банке

Физлица имеют право, но не обязаны, открывать счета в банках для производства предпринимательской деятельности (п. 31 Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов пользователям поставщиками платежных услуг по обслуживанию счетов, утвержденной постановлением правления НБУ от 29.07.2022 № 162; далее – Инструкция № 162).

Наличие предпринимательского текущего счета в одном банке не лишает предпринимателя права открыть такие счета в других банках, если они ему нужны.

Банк открывает клиенту текущий счет по договору банковского счета. Но сначала обязательно проводит процедуру идентификации и верификации предпринимателя. Физические лица – предприниматели и лица, которые производят независимую профессиональную деятельность, обязаны сообщать о своем статусе банки и другие финансовые учреждения, где они открывают счета (п. 69.7 Налогового кодекса Украины; далее – НК).

ЧТО НУЖНО, ЧТОБ ОТКРЫТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТЕКУЩИЙ СЧЕТ В БАНКЕ

Регистрация ФЛП: как завести форму учета

Независимо от избранной системы налогообложение ФЛП должен вести учет результатов своей хозяйственной деятельности.

Предприниматели-общесистемщики и физические лица, которые производят независимую профессиональную деятельность, ведут учет доходов и расходов по типовой форме, утвержденной приказом Минфина от 13.05.2021 № 261.

ФЛП, что выбрали упрощенную систему налогообложения:

  • первой - третьей группы — неплательщики НДС — ведут учет доходов;
  • третьей группы — плательщики НДС — учет доходов и расходов.

ФЛП на едином налоге первой, второй и третьей групп (неплательщики НДС), которым чиновники разрешили вести учет в произвольной форме, применяют любой способ учета доходов:

  • записывают данные в бумажной тетради, журнале, таблицах в Excel и т.п.;
  • продолжают вести Книгу, пока она не закончится.

Для единщиков на третий группе, которые платят НДС, — есть типичная форма учета доходов и расходов.

Всем ФЛП независимо от избранной системы налогообложение разрешено вести форму учета как в бумажном, так и в электронном виде. Выбираете электронную форму - предварительно получите усиленные сертификаты открытых ключей и настройте с органом контроля электронный документооборот.

Если не будете вести соответствующие формы учета, к вам могут применить штрафные санкции, предусмотренные статьей 121 НК:

  • 1020 грн;
  • 2040 грн — за повторное нарушение в течении года.

Кроме этого, можете подвергнуться предупреждению или штрафу от трех до восьми нмдг (51 – 136 грн). За повторное нарушение в течение года штраф будет составлять от пяти до восьми нмдг (85—136 грн) (ст. 164-1 Кодекса Украины об административных правонарушения; ОИР категории 104.13 и 105.13).

Внимание: если будете проводить расчетные операции с наличными и платежными карточками, должны также вести учет товарных запасов и продавать только тот товар, что отражен в учете (абз. 1 п. 12 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР).

Используйте эту пошаговую инструкцию по регистрации ФЛП, чтобы удачно начать свою предпринимательскую деятельность. Удачи вашему делу!


Вебінар для бухгалтера

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді