ФЛП (физлицо-предприниматель)

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Если у вас есть идея создания своего собственного дела — возьмитесь за него сегодня и будете иметь результат уже завтра. Идея – это, конечно, главное, но еще предстоит сделать первые шаги и оформить начало собственного бизнеса. Именно об этом и расскажем в консультации

Преимущества регистрации ФЛП

ФЛП – это физическое лицо, зарегистрированное как предприниматель. Предпринимательство – самостоятельная, инициативная, систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая для получения прибыли (ст. 42 ХКУ). Именно систематичность получения доходов от определенной деятельности и обязывает осуществить регистрацию. Однако, что дает статус предпринимателя?

Преимущества статуса ФЛП над осуществлением деятельности без регистрации

Преимущества ФЛП над созданием ООО или частного предприятия (ЧП)

  • возможность платить 18% не с дохода, как платят обычные физлица без регистрации, а с прибыли (разницы между доходами и расходами) или пользоваться упрощенной системой налогообложения уплачивать налог по низкой или в фиксированной сумме денег;
  • уменьшение риска быть обвиняемым в уклонении от уплаты налогов или неоформленные трудовых отношений;
  • отсутствие риска получения админштрафа за осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности (ст. 164 КУоАП);
  • возможность легально нанимать работников;
  • возможность официально снимать офис и просто «засветить» свою деятельность, заключая хозяйственные договоры, проводить рекламу, создавать свой бренд и тому подобное.
  • более простая процедура регистрации;
  • возможность регистрации по месту жительства (не надо юрлица);
  • отсутствие полноценного бухгалтерского учета (только очень упрощенный учет доходов и расходов или только доходов);
  • возможность находиться на более легких группах (1-2) единого налога (ЕН), где уплачивается фиксированная сумма денег за каждый месяц, на которую не влияет доход;
  • простая и дешевая процедура закрытия бизнеса;
  • можно вообще не нанимать работников;
  • меньшее количество отчетности – отсутствие финансовых отчетов (баланса, отчета о финрезультатах и др.), меньшее количество статистических отчетов, более простая налоговая отчетность;
  • легче разобраться в ведении учета и осуществлять его самостоятельно без услуг бухгалтера.  Если же решили нанять бухгалтера, то его услуги будут дешевле, чем при создании юрлица.

КВЭД для ФЛП 2023

Недостатки регистрации ФЛП

Как видим, ФЛП имеет свои преимущества. Но для объективности отметим и недостатки:

  • существуют виды деятельности для ФЛП запрещенные, в частности финуслуги (см. ниже об ограничениях для ФЛП);
  • могут быть проблемы с привлечением значительных размеров кредитных ресурсов, так как банки больше направлены на сотрудничество в бизнесе с юрлицами, финансовое состояние которых можно достовернее оценить. Однако, если у вас есть что предоставить банку в залог, то эта проблема относительна;
  • крупные предприятия могут принципиально не сотрудничать с ФЛП;
  • ФЛП несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, в т. ч. находящимся в общей собственности с женой (мужем), родителями. Стоит над этим задуматься, ведь предпринимательство – это риск и банкротство возможно.

В целом совет один: если начинаете бизнес и нет ограничений, то стоит сначала попробовать стартовать как ФЛП, а не создавать юрлицо.

Государственная регистрация ФЛП

Правила проведения госрегистрации для ФЛП можно найти в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV. Провести ее можно такими способами:

  • лично у регистратора (ему надо предоставить документы в бумажной форме или отправить их по почте);
  • самостоятельно через специальные электронные сервисы в сети Интернет;
  • на цифровой платформе «ДІЯ».

 Относительно электронного способа регистрации – необходима квалифицированная электронная подпись. Ее можно получить в аккредитованных центрах, например, в центре ГНС, в центре Минюста. Также ее можно получить в системе Приват-24 (раздел «Все услуги» – «Для бизнеса» – «Электронная цифровая подпись»). Например, осуществить регистрацию можно через Кабинет электронных сервисов Минюста. Для такой регистрации придется отсканировать бумажные носители регистрационных документов. Проверить предприятие по ИНН.

Как найти госрегистратора

Если выбран традиционный (бумажный) способ регистрации, то для его осуществления есть 3 варианта:

Госрегистратор

Где найти

1. Городской или районный совет и / или созданный им Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ).

В г. Киеве при каждой районной государственной администрации есть центры предоставления админуслуг, например, Центр предоставления услуг Подольской РГА. Можно воспользоваться официальным веб-порталом административных услуг г. Киева. Такие учреждения есть во всех областных центрах. Единый государственный портал административных услуг содержит информацию о центрах по всей Украине и ссылки на них.

2. Нотариус (государственный или частный)

Найти ближайшего можно в любом регионе Украины, например, через Единый реестр нотариусов.

3. Аккредитованный субъект регистрационной деятельности

Такие органы имеют аккредитацию Минюста. Это могут быть фирмы, которые предоставляют юридические, консалтинговые услуги или государственные проектные институты, бюро технической инвентаризации. Найти список таких субъектов по областям Украины можно на Департаменте государственной регистрации и нотариата.

Сразу отметим, что преимуществом регистрации в государственном ЦПАУ является его безвозмездность. Подать документы в бумажной форме можно любому госрегистратору в пределах области, где зарегистрировано физлицо. В случае киевской прописки в паспорте – подавать можно только в пределах Киева. Такие барьеры отсутствуют при онлайн-регистрации.

Ограничения для ФЛП

Регистрировать ФЛП запрещено в следующих случаях:

  • для физлиц, не достигших 18 лет. Исключение – достижение 16-летнего возраста и предоставления письменного согласия родителей или вступление в брак;
  • для государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления;
  • для военных ВСУ и других законных военных формирований. Исключение –военнослужащие срочной службы и курсанты;
  • для должностных лиц государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, органов гражданской защиты, прокуратуры, СБУ, полицейских;
  • для народных депутатов Украины;
  • для судей и некоторых других категорий (см. ч. 1 ст. 25 Закона «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700).

Запрещенные для ФЛП виды деятельности: финансовые услуги (банковская и страховая деятельность, за исключением страховых агентов, брокеров), организация телевидения и радиовещания, операции с металлоломом, организация общего среднего и высшего образования, строительство и эксплуатация автодорог.

Как открыть ФЛП: документы для регистрации

Обязательным документом является заявление о госрегистрации ФЛП (форма 1, приказ Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5). Обновленная форма заявления действует с 01.05.2023. В нем предусмотрена возможность выбрать упрощенную систему налогообложения и сделать отметку о регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость. Однако не стоит переживать, если сразу не поставили нужную отметку. Можно подать позже:

Также при подаче документов предъявляются:

  • паспорт гражданина Украины или временное удостоверение гражданина Украины или паспортный документ иностранца, или удостоверение лица без гражданства, или вида на постоянное или временное проживание;
  • копия учетного номера регистрационной карточки плательщика налога (бывший идентификационный код (ИНН).

Дополнительные документы в случае необходимости:

  • доверенность, если документы подает уполномоченный представитель будущего предпринимателя;
  • письменное согласие родителей (усыновителей), удостоверенное нотариально, если предпринимателем регистрируется несовершеннолетний;
  • справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица (справка «переселенца»), если адрес регистрации в паспорте – Крым;
  • документы, подтверждающие местонахождение – при регистрации ФЛП для иностранца. На сегодняшний день порядок их регистрации упрощен, уже не нужно разрешение на проживание.

Документы заполняются на украинском языке печатными буквами на компьютере или от руки и не должны содержать подчистки или дописки, зачеркнутые слова и иные исправления.

Результат будет известен в течение 24 часов. Им может быть регистрация, остановка рассмотрения документов или отказ в регистрации. Проверить этот факт можно онлайн на том же сайте ЕГР.

Рекомендуем получить от госрегистратора выписку из ЕГР в письменной форме (это не то же самое, что извлечение из ЕГР в электронной форме, который можно получить самостоятельно на сайте ЕГР). Для этого в заявлении на госрегистрацию предварительно ставится опция «выдать выписку из ЕГР в бумажной форме».

Как зарегистрировать ФЛП 2023

Регистрация в органах ГНС происходит одновременно с госрегистрацией ФЛП. Это значит, что подавать отдельное заявление на регистрацию в ГНС не нужно. Датой постановки на учет является дата внесения данных в ЕГР.

Однако, побывать в ГНС все же все равно придется. Во-первых, если при госрегистрации не было подано заявление об избрании упрощенной системы налогообложения, то это еще можно сделать:

  • до окончания месяца, в котором состоялась госрегистрация, – для ЕН 1-й и 2-й групп (если ФЛП регистрируется в июле 2023 года, то плательщиком ЕН 1-2 группы он начнет быть с августа 2023 года);
  • течение 10 дней от даты госрегистрации для 3-й группы ЕН (если не успеть, то можно будет стать плательщиком ЕН только со следующего квартала; если же успеть, то плательщиком ЕН 3 группы ФЛП начинает быть с начала квартала, в котором зарегистрировался).

Налогообложение ФЛП 2023

Вариантов у ФЛП относительно налогообложения несколько: общая система или упрощенная система (1-3 группы).

Критерий сравнения

Общая система

Упрощенная (единый налог) 2020

1

2

3

Ставка налога

НДФЛ: 18% от чистого налогооблагаемого дохода (ЧНД) (=доходы – расходы);

+ военный сбор (ВС):

1,5% от ЧНД

268,40 грн

(10% прожиточного минимума на 01.01)

1340.00 грн

(20% минимальной заработной платы на 01.01)

3% от дохода для плательщиков НДС;

5% от дохода – для неплательщиков НДС;

на время действия военного положения 2% от дохода – для неплательщиков НДС (будет отменено 01.08.2023)

Уплата ЕСВ «за себя»

22% от ЧНД

Определяют размер самостоятельно, однако с учетом минимального и максимального ограничения.

  • минимум: 1474,00 грн/месяц (22% от минзарплат). За квартал – 4422,00 грн;
  • максимум: 22110,00 грн (22% от 15 минзарплат).

Освобождаются от уплаты пенсионеры по возрасту, лица с инвалидностью, если они получают в соответствии с законом пенсию или соцпомощь.

С марта 2022 года и 12 месяцев после окончания военного положения ФЛП имеют право не платить ЕСВ. Однако этот период не будет отнесен к страховому стажу.

Макс. допустимый объем дохода за кал. год

≤ 1 118 900 грн

(167 размеров мин. зарплаты на 01.01)

≤ 5 587 800 грн

(834 размера мин. зарплаты на 01.01)

≤ 7 818 900 грн

(без НДС)

(1167 размеров мин. зарплаты на 01.01)

Наличие и количество наемных работников

Без ограничений

0 чел.

0-10 чел.

Без ограничений

Наличие и количество наемных работников

Без ограничений

Только розничную продажу на рынках и/или предоставление бытовых услуг населению (перечень услуг в п. 291.7 НКУ).

Запрещённые.

Предоставление услуг, в т.ч. бытовых, только плательщикам ЕН и/или населению; производство и/или продажа товаров; деятельность в сфере ресторанного хозяйства (из алкогольных напитков можно продавать только пиво и столовое вино).

Все виды деятельности, кроме запрещенных в п. 291.5 НКУ2

Ограничения по способу расчетов

Без ограничений

Исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной) (п. 291.6 НКУ). Запрещены бартер, взаимозачеты, использование векселей, выплата зарплаты в натуральной форме запрещены.

Пополнение ФЛП собственного счета

Не считается доходом

Считается доходом

РРО

На общих основаниях

Не применяются

Не используется, если доход в одном пункте продаж не превышает 1 118 900 грн (167 минимальных зарплат на 01.01)

Регистрация плательщиком НДС

На общих основаниях: обязательна при превышении объема дохода 1 млн грн

Не являются плательщиками НДС

Не уплачивают НДС при избрании ставки 5%3

Периодичность уплаты налога

НДФЛ – ежеквартально авансовыми платежами (до 20 числа месяца, следующего за каждым кварталом). ВС – раз в год в течение 50 к. дней после конца года.

Раз в месяц, авансом, не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца. Платить надо даже когда нет дохода от деятельности.

Раз в квартал в течение 50 к. дней после конца квартала.

Периодичность платы ЕСВ «за себя»

 (форма Д5)

Ежеквартально (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Ежеквартально (до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом). По желанию можно ежемесячно в виде авансового платежа до 20 числа каждого месяца текущего квартала.

Подача налоговых деклараций

Раз в год (в течение 40 к. дней).

Раз в год в течение 60 к. дней после конца года.

Раз в квартал в течение 40 к. дней после конца квартала.

Отчет по ЕСВ «за себя»

(форма Д5)

До 10 февраля года, следующего за отчетным.

1– например, запрещено предоставление посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества;

2– например, запрещена брокерская деятельность и деятельность в сфере финансового посредничества, регистрация ценных бумаг, азартные игры, лотереи (кроме их распространения), тотализаторы;

3– при выборе ставки 5 % можно не регистрироваться плательщиком НДС при превышении объема дохода в 1 млн грн.

Какая система налогообложения ФЛП лучше

Выбор между общей системой и упрощенной зависит от видов деятельности, запланированного объема, желаемой базы налогообложения, желательности регистрации как плательщика НДС, ожидаемых способов расчета. Для сравнения основных преимуществ этих систем приведена таблица ниже.

КОГДА и КАКАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЛУЧШЕ

общая

упрощенная

  • ФЛП имеет значительные расходы, существенно уменьшающих прибыль, например, материалозатратное производство или значительное использование труда наемных работников;
  • ФЛП использует в хозяйственной деятельности основные средства. На общей системе разрешено в состав расходов включать амортизацию основных средств и нематериальных активов (кроме легковых автомобилей, жилой недвижимости, земельных участков);
  • ФЛП имеет необходимость осуществлять бартерные расчеты;
  • ФЛП желает заниматься видом деятельности, который запрещен для упрощенной системы;
  • ФЛП имеет выручку за год больше 7 млн грн.
  • ФЛП проводит деятельность только на рынках, занимается предоставлением услуг населению, предоставляет услуги только плательщикам ЕН (преимуществом становится 1-2 группа);
  • ФЛП имеет незначительные расходы и ему выгоднее уплатить 3(5) % с дохода;
  • ФЛП не использует основные средства, а поэтому не может увеличить расходы за счет амортизации;
  • надо избежать уплаты земельного налога (на ЕН он не оплачивается). Однако, при сдаче такой земли в аренду освобождение теряется;
  • нет желания использовать РРО (зависит от группы и объема дохода).

Прекращение деятельности ФЛП

ФЛП легче закрыть, чем юрлицо. Если пришло время это сделать, то необходимо подать заявление госрегистратору о регистрации прекращения предпринимательской деятельности (форма 12). Снять ФЛП из реестра также можно онлайн через уже упомянутый сервис Минюста.

Также необходимо:

  • подать заявление на аннулирование статуса плательщика ЕН или НДС;
  • подать налоговую декларацию и отчет по ЕСВ за последний базовый отчетный период в течение 30 дней со дня госрегистрации прекращения деятельности;
  • уплатить налоги и ЕСВ, в т. ч. За месяц, в котором было подано заявление госрегистратору;
  • закрыть счет в банке, если он был открыт.

Возможна налоговая проверка деятельности ФЛП в течение 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, поэтому надо сохранять все документы, связанные с деятельностью в течение этого срока.



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді