Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который входит в цену товаров (работ, услуг) и уплачивается покупателем, но его учет и перечисление в государственный бюджет осуществляет продавец (налоговый агент).
Плательщики НДС 2017
Плательщики НДС в 2017 году можно зарегистрироваться как добровольно, так и в принудительном порядке.
Плательщики НДС это любые лица, которые по добровольному решению осуществляют или планируют осуществлять хозяйственную деятельность, объемы налогооблагаемых операций в которой отсутствуют или являются меньшими нежели 1 млн. Грн. Регистрация осуществляется по их заявлению (форма № 1-НДС, утвержденная приказом Минфина от 14.11.2014 № 1130).
Обязательной регистрации плательщиком НДС подлежат лица, у которых общая сумма осуществления операций по поставке товаров (услуг), подлежащих налогообложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн. грн. (Без учета НДС). Такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик НДС. Для этого она должна подать в контролирующий орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление по форме № 1-НДС. Срок подачи заявления — не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 1 млн. Грн.
Требование относительно обязательной регистрации плательщиком НДС не распространяется на лиц, являющихся плательщиками единого налога первой - третьей групп.
Весь перечень лиц, которые могут быть плательщиками НДС, определен статьей 180 Налогового кодекса Украины (НК). Кроме указанных, ими могут быть:
- любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению НДС;
- лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;
- лицо — управляющий имущества, ведет отдельный налоговый учет по НДС по хозяйственным операциям, связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;
- лицо-инвестор (оператор), которое ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.
Объект налогообложения НДС 2017
Объектом налогообложения являются операции плательщиков НДС с:
- поставки товаров и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины;
- ввоз товаров на таможенную территорию Украины (импорт)
- вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины (экспорт);
- предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом.
В случае поставки услуг нерезидентам или получения услуг от нерезидента объект налогообложения НДС определяют с оглядкой на требования пунктов 186.2-186.4 ПК. Например, в случае предоставления рекламных, консультационных или юридических услуг, если одной из сторон договора является нерезидент, местом поставки указанных услуг считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или — в случае отсутствия такого места — место постоянного или преимущественного его проживания. То есть если получателем этих услуг является нерезидент, такие услуги не подпадают под объект обложения НДС, и наоборот, если услуги получает резидент, такие услуги облагаются по ставке 20%.
База налогообложения НДС в 2017 году
Порядок определения базы налогообложения в случае поставки товаров и услуг установлено статьями 188-192 НК.
По общему правилу базу НДС определяется на основе договорной стоимости товаров (услуг), поставляемых с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме акцизного налога на реализацию субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, справляется со стоимости услуг сотовой подвижной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в т. ч. компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров).
Минимальная база налогообложения НДС
- Приобретенные товары, услуги — не ниже цены приобретения;
- самостоятельно изготовленные товары, услуги - не ниже обычных цен;
- необоротные активы — не ниже балансовая (остаточная) стоимость по данным бухучета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого проводят операции по поставке (в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены).
- Для товаров, которые ввозят на таможенную территорию Украины, базой налогообложения является контрактная стоимость, но не ниже таможенной стоимости этих товаров, с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате и включаются в цену товаров.
Ставки НДС
Ставки НДС в 2017 году устанавливают от базы налогообложения в следующих размерах:
- 20% (основная ставка НДС) — применяется к большинству операций, кроме операций, не являющихся объектом налогообложения, освобожденных от налогообложения *, и операций, к которым применяются ставки 7% и 0%;
- 7% - при поставке лекарственных средств и медицинских препаратов на таможенной территории Украины и их ввоза на таможенную территорию Украины;
- 0% — для экспорта товаров и отдельных операций, определенных статьей 195 НК.
Сумма НДС добавляется к цене товаров (услуг).
* Перечень операций, не являющихся объектом налогообложения, определяет статья 196 НК, а операций, освобожденных от налогообложения НДС, — статья 197 НК и подраздел 2 раздела ХХ НК.
Налоговые обязательства
Налоговые обязательства возникают по правилу «первого события»: либо на дату получения предоплаты, или на дату отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ).
Датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров (услуг) считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:
дата поступления средств от покупателя в качестве оплаты товаров или услуг, подлежащих поставке (зачисление средств на банковский счет поставщика, а в случае поставки товаров или услуг за наличные — дата оприходования денежных средств в кассу плательщика НДС, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика НДС;
дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленная в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.
Налоговый кредит
Налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров или услуг и состоит из сумм НДС, начисленных (уплаченных) плательщиком в течение такого отчетного периода в связи с:
приобретением или изготовлением товаров (в т. ч. в случае их импорта) и услуг;
приобретением (строительством, сооружением) основных средств, в т. ч. в случае их импорта.
Налоговый кредит начисляют независимо от того, начали ли такие товары или услуги и основные средства использовать в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика НДС в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли НДС налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода (п. 198.3 НК).
В то же время, в случае если такие товары (услуги), внеоборотные активы предназначенные для их использования или начинают использоваться в нехозяйственной деятельности или в необлагаемых операциях, плательщики НДС обязаны начислить налоговые обязательства по правилам, установленным в пункте 198.5 ПК. То есть плательщик должен признать условную поставку. Базу в таком случае определяют:
- за необратимыми активами - исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляют такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов - исходя из обычной цены)
- по товарам и услугам - на основе стоимости их приобретения (п. 189.1 НК).
- так же как налоговые обязательства, налоговый кредит определяется по правилу «первого события».
- дате отнесения сумм налога к налоговому кредиту считают дату этого события, которое произошло раньше:
- дату списания средств с банковского счета плательщика НДС на оплату товаров (услуг);
- дату получения плательщиком НДС товаров (услуг).
Для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров датой отнесения сумм НДС в налоговый кредит является дата уплаты НДС на таможне, а для операций по поставке услуг нерезидентом на таможенной территории Украины — дата составления плательщиком налоговой накладной по таким операциям, при условии регистрации такой налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).
Следует помнить, что без соответствующего документального подтверждения плательщик НДС не имеет права на налоговый кредит.
В налоговый кредит относятся суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (услуг) при условии, что они подтверждены (п. 198.6 НК):
- налоговыми накладными (расчетами корректировки) в таких налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН;
- таможенными декларациями;
- другими документами.
Перечень других документов ограничен в соответствии с пунктом 201.11 НК в него вошли:
- транспортный билет;
- гостиничный счет;
- счет, выставляющие плательщику НДС за услуги связи;
- счет, выставляющие плательщику НДС за другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащих общую сумму платежа, сумму НДС и налоговый номер продавца, кроме тех, форма которых установлена международными стандартами;
- кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров (услуг), общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров (услуг) не может превышать 200 грн. в день (без учета НДС);
- бухгалтерская справка.
Налоговая накладная
Главным документом, подтверждающим право плательщика НДС на налоговый кредит, является налоговая накладная.
Плательщик НДС обязан составить налоговую накладную на дату возникновения налоговых обязательств в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, подписи уполномоченного плательщиком лица.
Налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН учетом предельных сроков:
- для налоговых накладных, составленных с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца, — до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;
- для налоговых накладных, составленных с 16 по последний календарный день (включительно) календарного месяца — до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они сложены.
В случае нарушения предельного срока применяют штрафные санкции.
Если плательщик НДС в соответствующем отчетном периоде не включил в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты составления налоговой накладной.
Важно! Срок действия налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН, — 365 календарных дней с даты ее составления
Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (услуг), указанные в налоговых накладных (расчетах корректировки к таким налоговых накладных), зарегистрированных в ЕРНН с нарушением срока регистрации, включают в налоговый кредит за отчетный налоговый период, в котором зарегистрировано налоговые накладные (расчеты корректировки) в ЕРНН, но не позднее чем за:
- 365 календарных дней с даты составления налоговых накладных (расчетов корректировки к таким налоговых накладных)
- 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога — для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод.
Отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров (услуг) налоговых накладных в ЕРНН не дает покупателю права включить суммы НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включить сумму НДС, указанную в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период. (П. 201.10 НК).
Обязательные реквизиты налоговой накладной:
- порядковый номер;
- дата составления;
- полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, — продавца и покупателя товаров (услуг);
- индивидуальный налоговый номер продавца и покупателя;
- описание (номенклатура) товаров и услуг и их количество, объем;
- цена поставки без учета НДС;
- ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;
- общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом НДС;
- код товара согласно УКТ ВЭД (для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины).
Налоговая накладная, содержащая ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар или услугу, входящими в комплект), период, стороны и сумму налоговых обязательств, является основанием для отнесения покупателем сумм НДС в налоговый кредит.
В других случаях ошибки, допущенные при составлении налоговой накладной, исправляют путем расчета корректировки.
Электронное администрирование НДС
Все налоговые накладные и расчеты корректировки к ним составляют только в электронном виде и регистрируют в ЕРНН независимо от размера НДС. Имеется в виду, что регистрации в ЕРНН подлежат все без исключения налоговые накладные. Даже те, которые не выдают покупателям: составлены на неплательщиков НДС, в случае условной поставки на льготные операции, операции нехозяйственной деятельности, а также на услуги нерезидента с местом поставки в Украину.
При этом в системе электронного администрирования НДС зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную возможно только при условии соблюдения требований о наличии соответствующей регистрационной суммы НДС (так называемого регистрационного лимита).
Начиная с 01.07.2015 плательщик НДС имеет право зарегистрировать налоговые накладные и / или расчеты корректировки в ЕРНН на сумму налога (ΣНакл), исчисленную по формуле:
ΣНакл = ΣНаклОтр + ΣМитн + ΣПопРах + ΣОвердрафт - ΣНаклВид - ΣВидшкод - ΣПеревищ,
где
ΣНакл — регистрационный лимит;
ΣНаклОтр — общая сумма НДС по полученным налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированными в ЕРНН;
ΣМитн — общая сумма НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;
ΣПопРах — общая сумма пополнения с текущего счета плательщика НДС счета в СЕА НДС;
ΣОвердрафт — среднемесячный размер сумм НДС, за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев были задекларированы плательщиком к уплате в бюджет и погашены или рассрочены или отсроченные, а также задекларированные плательщиком - сельскохозяйственным предприятием, выбрал специальный режим налогообложения. Этот показатель ежеквартально (в течение первых шести рабочих дней квартала) подлежит автоматическому перерасчету, который его осуществляют путем вычитания суммы предыдущего увеличения и добавления суммы увеличения согласно текущим пересчетом;
ΣНаклВид — общая сумма НДС по выданным налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированными в ЕРНН;
ΣВидшкод — общая сумма НДС, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению;
ΣПеревищ — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных в декларациях по НДС с учетом представленных уточняющих расчетов к ним, над суммой НДС, содержащийся в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН.
Счет в СЕА НДС
Одним из основных элементов системы электронного администрирования НДС является введение для всех плательщиков НДС отдельных специальных банковских счетов. Ими пользуются для уплаты НДС в бюджет или на специальный счет сельхозпредприятия — субъекта специального режима НДС.
Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость утвержден постановлением КМУ от 16.10.2014 № 569 (далее — Порядок № 569).
Электронный НДС-счет используют с целью регистрации налоговых накладных (расчетов корректировки) и уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств, задекларированных плательщиком в декларации по НДС. В случае недостаточности средств на электронном счете плательщик своевременно пополнить его с собственного банковского счета.
Для перечисления НДС в бюджет ДФС направляет реестр плательщиков органа казначейства, в котором открыты счета плательщиков в СЕА НДС. В реестре указываются название плательщика, налоговый номер и индивидуальный налоговый номер плательщика, отчетный период и сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет. На основании такого реестра орган казначейства не позднее последнего дня срока, установленного для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет суммы налога в бюджет.
Расчеты с бюджетом в связи с представлением уточняющих расчетов налогоплательщик осуществляет с собственного банковского текущего счета в соответствующий бюджет.
Согласно пункту 25 Порядка № 569 с текущего счета плательщика платят в бюджет:
- налоговые обязательства по НДС, самостоятельно доначисленные плательщиком НДС по уточняющего расчета;
- налоговые обязательства по НДС, определенные контролирующим органом;
- штрафные санкции;
- пеню.
Спецрежим НДС
НДС 2017 Статья 209 НК, регулирующей специальный режим налогообложения, утратило силу с 01.01.2017 (пп. 4 п. 2 раздела XIX НК).
Однако, правительство вместо спецрежима НДС предложил дотации для сельхозпроизводителей.
Расчет суммы НДС
Порядок определения суммы налога, подлежащей уплате (перечислению) в государственный бюджет Украины или возмещению из государственного бюджета Украины (бюджетному возмещению), и сроки проведения расчетов установлено в статье 200 НК.
Сумма налога (Σпдв), подлежащей уплате (перечислению) в государственный бюджет Украины или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства (Σпз) отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита (Σпк) такого отчетного ( налогового) периода:
Σпдв = Σпз - Σпк.
В случае если Σпз - Σпк> 0, это означает, что Σпдв подлежит уплате (перечислению) в государственный бюджет Украины.
Если Σпз - Σпк
Бюджетное возмещение НДС 2017
Отрицательным значением Σпдв (Σпз - Σпк
НДС-2016
Отрицательное значение НДС учитывается, в первую очередь, в уменьшение суммы налогового долга по НДС, но в части, не превышающей суммы регистрационного лимита (исчисленной в соответствии с пунктом 200-1.3 ПК) на момент получения контролирующим органом декларации по НДС.
А в случае отсутствия налогового долга:
подлежит бюджетному возмещению на текущий счет плательщика НДС и / или в счет уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга такого налогоплательщика по другим платежам, которые платят в государственный бюджет. Бюджетное возмещение можно получить по заявлению плательщика в сумме НДС, которую фактически оплатил получатель товаров (услуг) в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг) или в госбюджет в части, не превышающей суммы регистрационного лимита (исчисленной в соответствии с пунктом 200 -1.3 ПК) на момент получения контролирующим органом декларации по НДС, и / или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.
Отчетный период для плательщиков НДС
Порядок предоставления налоговой декларации по НДС в 2017 году и сроки расчетов с бюджетом предусмотрено статьей 203 НК. Для плательщиков НДС установлен месячный отчетный период.
Декларация по НДС подается за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.
Уплата НДС по указанным плательщиком НДС в поданной им налоговой декларации суммой налогового обязательства осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для представления налоговой декларации.
Единоналожникам, зарегистрированным плательщиками НДС, разрешено применять квартальный период отчетности.
Критерии остановки регистрации налоговых накладных
Приостановка регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки, начала работать с начала 2017 принесла немало головной боли бухгалтерам как малых, так и крупных предприятий.
Сейчас наверное каждый бухгалтер хотя бы раз сталкивался с проблемами при регистрации налоговых накладных в ЕРНН, из-за недостатков механизма прекращения регистрации. И это учитывая то, что работа ЕРНН и без того нельзя было назвать (да и сейчас не назовешь) идеальной.
ФС планирует осуществлять мониторинг НН/РК при соответствии следующим критериям:
Объемы поставок товаров в налоговой накладной, которая была подана на регистрацию в 1,5 или более раз больше остаток разницы объема поставок такого товара, который был указан в налоговых накладных, зарегистрированных с 01.01.2017 г.. В ЕРНН. Сумма НДС указанная в зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных по приобретению товаров налогоплательщиком кодам УКТ ВЭД, более 50 процентов общей суммы НДС, указанной в налоговых накладных по приобретению товаров таким налогоплательщиком, зарегистрированных с 01.01.2017 г.. В ЕРНН его контрагентами;
У налогоплательщика отсутствовали разрешительные документы удостоверяющие право субъекта хозяйствования на осуществление определенного вида деятельности в отношении товаров или услуг, указанные налогоплательщиком в налоговой накладной что подана на регистрацию в ЕРНН;
Отношение суммы НДС указанной в РК х учетом корректировки для покупателей, не являющихся налогоплательщиками, зарегистрированных налогоплательщиком в ЕРНН в текущем месяце, предусматривающий уменьшение суммы компенсации стоимости товаров или услуг поставщику, к сумме НДС, уплаченной в бюджет в месяце, за который содержит следующие расчеты корректировки больше 0,2.
Если по результатам мониторинга установлено, что НН/РК соответствует требованиям пункта 1 и сумма НДС в накладных, зарегистрированных налогоплательщиком в ЕРНН в отчетном периоде с учетом НН/РК поданные на регистрацию большая среднемесячной суммы уплаченных за последние 12 месяцев суммы налогов на внебюджетные счета Пенсионного фонда и суммы ЕСВ, то регистрация такой НН/РК останавливается.
Также следует учитывать, что перечень кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД и кодов услуг в соответствии с ДКПП, применяемые для осуществления Мониторинга НН/РК, утверждаются ДФС по согласованию Минфина.
Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"