Инкотермс: правила работы

RU UA
Автор
бухгалтер-експерт, кандидат економічних наук, м. Чернігів
Международные коммерческие условия Инкотермс 2020 года действуют и в 2023 году. Это международные правила поставки товаров, довольно часто встречающиеся во внешнеэкономических договорах. На что лучше обратить внимание при их применении, как это влияет на признание дохода в бухгалтерском учете – об этом в сегодняшней консультации, которая может быть полезна как юристу, так и бухгалтеру, имеющим дело с ВЭД

Кому и зачем нужны Инкотермс

Сначала напомним, что Инкотермс 2020 (Incoterms 2020) – это международные коммерческие правила, которые обновляются каждые 10 лет (следующими должны быть уже Incoterms 2030) Инкотермс – дословная калька аббревиатуры по английскому языку: Incoterms = International Commercial terms (в переводе означает – Международные торговые термины/условия). Еще их называют базовые условия поставки.

Они содержат описание распределения условий ответственности между покупателем и продавцом по поводу груза и его доставки. Инкотермс определяют:

  • место доставки – пункт назначения, где происходит передача рисков и ответственности за товар;
  • кто из сторон оплачивает расходы по доставке;
  • кто из сторон отвечает за организацию и разрешение экспортно-импортных формальностей – уплату пошлины, налогов, портовых сборов, брокеров, организацию документации;
  • кто из сторон оплачивает страхование доставки продукта.

Банк проведень: безоплатна передача й отримання товарів

Инкотермс удобно использовать в договорах купли-продажи, потому что это упрощает сам контракт. Не нужно каждый раз заново разъяснять все условия и придумывать новые – достаточно сделать ссылку на 3-буквенную аббревиатуру Инкотермс и указать их версию, то есть год версии этих правил. К примеру, Инкотермс 2020 или Инкотермс 2010. Особенно это удобно во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), где поставка – это достаточно сложный процесс. Однако правила Инкотермса могут использоваться и во внутренней торговле, которая используется и в Украине.

Внимание: Инкотермс – это 3-буквная аббревиатура, набор шаблонных правил, распределяющих ответственность за доставку, оплату транспортных расходов, страхование, налогов, другие риски между продавцом и покупателем.

Кто разработчик Инкотермс 2020

Разработку Инкотермс 2020 (Incoterms 2020), как и ранних версий, осуществила Международная торговая палата (англ. – International Chamber of Commerce (далееICC)). К разработке новых Инкотермс 2020 г. присоединялись представители Китая и Австралии, хотя основными участниками были члены ЕС.

Зачем нужны Инкотермс

Инкотермс – это не блажь международных организаций все стандартизировать. Напротив, объективная потребность покупателей и продавцов в ВЭД по урегулированию судебных споров по международным поставкам. Ответ на вопрос: кто и за что отвечает и с какого момента осуществления ВЭД-контракта. Загадочные англоязычные буквосочетания Инкотермс дают ответ на ключевые вопросы: кто, за что, с какого момента?

Внимание: Инкотермс – это готовые шаблоны договора распределения ответственности и обязательств между покупателем и продавцом.

Можно ли обойтись без Инкотермс

Так можно. Однако это не удобно. И вот почему. Суть большинства международных споров в сфере поставок сводится к решению проблемы ответственности за груз, который не был доставлен или поврежден в процессе доставки. Когда такая ситуация случается, то нужно выяснить, кто отвечает за потерянный груз. Конечно, ответственность по всем этапам доставки товара можно описать в контракте на данную поставку. Однако таких договоров много, поэтому можно все упростить из-за использования набора стандартных условий. Вместо того чтобы все описывать каждый раз подробно можно сослаться на одно из базовых условий Инкотермс – так легче и контракт с международных перевозок также легче понять и контролировать его выполнение всем участникам процесса, юристам, логистикам и самим покупателям и продавцам. Кроме того, Инкотермс может использоваться даже во внутренних перевозках.

Внимание: Инкотермсы могут использоваться также и во внутренних договорах поставки товаров.

Инкотермс: ответственность и обязательства

Инкотермс как распределение ответственности и обязательств дают ответы на следующие 4 вопроса:

1. Каково место доставки? Инкотермс определяют место (пункт) назначения доставки товаров от продавца к покупателю. Доставка в понимании Инкотермс – это «передача риска и ответственности». Ничего не напоминает? Да, это напоминает критерии признания дохода в стандартах бухгалтерского учета, в частности нашему НП(С)БУ 15 «Доход». Таким образом, Инкотермс определяют точку смены «одних рук на другие», то есть точку передачи риска от продавца покупателю. Это место доставки, которое может отличаться от места назначения. Если товар следует из Праги в Киев, то место назначения – Киев, но место доставки может быть, например, место передачи товара международному перевозчику на территории Чехии.

Внимание: место доставки и место назначения являются разными понятиями. В Инкотермсе место доставки (point of delivery) – это место передачи рисков и ответственности. Место назначения (point of destination) – это конечное географическое место, куда перевозится товар.

2. Чьи расходы на доставку? Инкотермс определяют, какая сторона оплачивает расходы по транспортировке. Может быть больше, чем один вид транспортировки, вид транспорта, поэтому Инкотермс определяют, хотя оплачивает каждый из этапов доставки, кто оплачивает основную перевозку. Что касается морских перевозок, то определяется также сторона, играющая роль грузоотправителя.

3. Кто отвечает за разрешение экспортно-импортных формальностей? Инкотермс определяют, какая из сторон устраивает оформление экспортно-импортных процедур, связанных, например, с таможней, то есть пошлины, уплаты налогов, портовых сборов, оплаты услуг брокеров и т.д.

4. Чьи расходы на страхование? Инкотермс определяют, кто несет расходы по страхованию рисков, связанных с доставкой товара.

Инкотермс: некоторые оговорки по существующим правилам

При применении Инкотермса следует учитывать такие 2 момента:

  • организация (оплата) доставки товара не означает, что сторона, организующая (оплачивающая) доставку, является и ответственной за доставку стороной. Организация доставки и ответственность за доставку – это не одно и то же. Продавец по определенным условиям Инкотермс может передать товар, передать все риски по нему покупателю, а сам выступать в роли только грузоотправителя без риска для себя;
  • организация страхования не означает, что риск полностью принадлежит стороне, организующей страхование. В нескольких условиях Инкотермс торговец организует (оплачивает) страхование для покрытия рисков покупателя. Однако следует понимать, что в этих ситуациях продавец отвечает за покрытие минимальных рисков. Большего Инкотермса не требуют. Покупатель должен доплатить за дополнительное страхование, если необходимо застраховать любой дополнительный риск, если у него есть такое желание/потребность.

Внимание: сторона, организующая (оплачивающая) доставку (страховку) и сторона, отвечающая за доставку (риски) в некоторых Инкотермс не совпадают.

Инкотермс: шкала ответственности

На сегодняшний день существует 11 базовых условий Инкотермс, определенных Международной торговой палатой. Эти 11 условий Инкотермс основываются на согласовании перечня обязанностей (границ ответственности) продавца и перечня обязанностей (границ ответственности) покупателя, разграничение их между покупателем и продавцом. К примеру, такое условие Инкотермс как EXW полностью передает обязанности/ответственность покупателю. Аналогично, такое условие как DDP&DAP полностью передает обязанности/ответственность продавцу и является полной противоположностью EXW. Можно сказать, что остальные 9 базовых условий поставки Инкотермс находятся между этими двумя крайними – EXW и DDP&DAP– и есть определенное распределение обязанностей/ответственности между сторонами.

Внимание: 11 базовых условий доставки Инкотермс – это шкала между двумя крайними точками EXW (полная ответственность покупателя) и DDP & DAP (полная ответственность продавца).

Прежде чем осмотреть все 11 языков Инкотермс, которые и так можно найти где угодно в Интернете, сначала для более глубокого их понимания сгруппируем их по признаку вида транспорта, к которым они могут быть применены и по местам (пунктам) доставки. Это нужно, так как не в каждой ситуации может быть применено любое из условий Инкотермса – часть из них просто невозможны.

Инкотермс и виды транспорта

Правил Инкотермса всего 11, но их можно разделить на два блока:

  • 7 универсальных условий Инкотермс, относящихся ко всем видам транспорта, в том числе морского и других водных видов транспорта;
  • 4 «морские» условия Инкотермс (с 8 по 11), относящиеся только к морскому и другим водным видам транспорта, в том числе внутриводному, например речному. В этих условиях поставки пункты доставки и место назначения – порты.

В таблице ниже приведены также англоязычные расшифровки аббревиатур Инкотермс, так как они корректно и неискаженно передают смысл данных сокращений. Украиноязычные соответствующие данные аббревиатур – см. далее в шпаргалке к Инкотермс. Однако в договорах, даже внутренних, употребляются именно англоязычные 3-буквенные аббревиатуры.

ИНКОТЕРМС 2020/INCOTERMS 2020

на основе вида транспорта:

Универсальные условия (транспорт всех видов)

«Морские» условия (морской/другой водный транспорт)

1. EXW (Ex Works)

4. CIP (Carriage and Insurance Paid to)

8. FAS (Free Alongside Ship)

2. FCA (Free Carrier)

5. DAP (Delivered at Place)

9. FOB (Free On Board)

3. CPT (Carriage Paid to)

6. DPU (Delivered at Place Unloaded)*

10. CFR (Cost & Freight)

7. DDP (Delivered Duty Paid)

11.CIF (Cost, Insurance and Freight)

*в Инкотермс 2010 это условие DAT (Delivered at Terminal)

Инкотермс и пункты доставки

Все 11 базовых условий Инкотермс также могут быть сгруппированы в 4 категории, основанные на определении пункта доставки. Место (пункт) доставки и место (пункт) назначения, напоминаем, отличаются. Доставка – это тот пункт, из которого продавец не несет риска за товар.

Данную классификацию можно видеть по первым буквам аббревиатур Инкотермс в каждой группе:

  • «E» (EXW) – место доставки находится на территории продавца;
  • «F» (FOB, FAS & FCA) – место доставки продавцом находится перед главным перевозчиком или непосредственно на нем, при этом дальнейшая перевозка основного груза не оплачивается продавцом;
  • «С» (CFR, CIF, CPT & CIP) – доставка осуществляется непосредственно к самому главному перевозчику или дальше и оплачивается продавцом;
  • «D» (DAP, DPU&DAT&DDP) – пункт доставки является конечным местом назначения.

Таблица-шпаргалка с расшифровкой букв каждой группы Инкотермс приведена ниже.

Инкотермс (Incoterms) разделение на основе вида транспорта

группа

Пункт назначения

E

Отправка из страны происхождения. Обязанности переходят к покупателю непосредственно с момента отправки и в месте отправки товара

F

Поставка к главному перевозчику, перевозчик продавцом не оплачивается

C

Главный перевозчик оплачен продавцом. Обязанности/риски передаются в момент поступления груза в терминал прибытия

D

До прибытия в основное место назначения. Это полноценная доставка, когда переход обязанностей происходит в момент принятия товара покупателем

Где найти и почитать Инкотермс 2020

Официальное издание Incoterms 2020 можно заказать у самой ICC за 40€ (электронный вариант на английском языке) или 45€ (бумажный вариант) по этому ссылкой. Однако это оригинальная англоязычная версия. Украиноязычная версия Инкотермс 2020 тоже уже есть и ее можно заказать на сайте официального представительства ICC в Украине. К сожалению, данная версия тоже платная, хотя для предприятия, имеющего дело с ВЭД, цена более приемлемая по сравнению с международным аналогом – 543 грн.

Инкотермс, по сути, все же коммерческий проект, а не закон или международное соглашение, доступ к которым бесплатный. Права собственности на данный продукт принадлежат ICC, которая зарабатывает в том числе на консультировании по применению этих правил и тренингах.

Шпаргалка Инкотермс 2020

Ориентироваться во всех этих условиях и кто и за что подробно отвечает при каждом из существующих условий поставки Инкотермс 2020 поможет специальная таблица-шпаргалка, которую можете скачать ниже.

incoterms_shchpargalka_2020.png

СКАЧАТЬ ▶️

Возможно, вы привыкли к украиноязычным названиям условий поставок – тогда воспользуйтесь таблицей с соответствиями, которая размещена ниже.

Incoterms_ukr_translate_2020.png

СКАЧАТЬ ▶️

Инкотермс: 11 базовых условий поставки товара

В таблице ниже приведены основные характеристики Инкотермса.

Opus_umov_Incoterms.png

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

Можно ли продолжать пользоваться Инкотермс 2010

Так можно. Инкотермс 2020, как и другие версии – это всего-навсего рекомендации от ICC. Это не закон и не международное соглашение. Если в договоре будет определено, что используются именно Инкотермс 2010 (можно даже Инкотермс 2000), то для договорных отношений действуют именно они.

Кроме того, в договоре можно внести определенные коррективы в базовые условия Инкотермс 2010/2020, изложив условия в нужной сторонам договора редакции.

Как внедрить в практику Инкотермс или перейти на обновленную версию

Последовательность действий при внедрении Инкотермс или переходе из версии Инкотермс 2010 на Инкотермс 2020 примерно такова:

  • выясните, какие условия поставки используются в ваших договорах;
  • проанализируйте, правильно ли данное условие поставки соответствует вашей ситуации и потребностям;
  • проверьте изменения по данному условию в оригинальном тексте Инкотермс и проанализируйте, оказывает ли это влияние на вас. Возможно, для этого текст самих правил придется приобрести, но их стоимость не столь велика по сравнению с возможными убытками вашего бизнеса;
  • обновите после этого свои стандартные договоры, чтобы они ссылались на ICC Incoterms 2020. Рекомендуем использовать знак «®», так как права собственности на Инкотермс 2020 принадлежат ICC.

Внимание: «ICC Incoterms® 2020» – это официальное название Инкотермс 2020, которое лучше употреблять в договорах и в официальных текстах

Теперь рассмотрим, что изменилось в новых международных условиях поставки.

Распространенные ошибки при использовании Инкотермс

Среди распространенных ошибок по использованию базовых условий поставки Инкотермс можно выделить следующие:

  • не указывать точное место назначения. Условия Инкотермса требуют указания точного места. К примеру, не просто «Одесса», а «Одесса, причал № 15»;
  • использование условия поставки DDP&DAP без выяснения имеет ли продавец достаточные знания и местных таможенных правил, чтобы уладить формальности по импорту в стране покупателя;
  • использование условий поставки EXW без выяснения, имеет ли покупатель достаточные знания и местных таможенных правил, чтобы уладить формальности по экспорту в стране продавца;
  • использование группы «морских или водных» Инкотермс для товаров в контейнерах. 4 Инкотермс, используемые для морских перевозок, не предназначены для перевозки товаров в контейнерах. Они предназначены только для насыпных грузов и товаров в контейнерах. Использование этих Инкотермс в отношении товаров в контейнерах может наложить на экспортера чрезмерный риск, так как его товары должны ждать несколько дней перед отправкой.

Инкотермс: лучшее условие поставки

В целом нет идеальных, лучших условий для поставки Инкотермс. Каждая из них целесообразна при определенных условиях:

  • CFR-CIF – данные условия позволяют продавцу контролировать международные расходы по доставке к месту назначения и оптимизировать их, так как перевозчика оплачивает именно продавец. Также они по ответственности меньше, чем условия группы «D»;
  • DDP&DAP – здесь еще больший контроль над расходами на доставку, что позволяет продавцу быть конкурентнее и, возможно, предложить более лучшие условия (сервис, цена) по доставке к покупателю. Однако здесь следует быть осторожным в развивающихся странах, где могут быть транспортные проблемы, опоздание и как следствие дополнительные расходы;
  • FOB – позволяют установить более низкую цену на товар, которая может быть эффективна при наличии покупателей, у которых есть отлаженные каналы поставки и ищущие не сервис по доставке, а именно низкую цену;
  • EXW – меньше всего хлопот продавцу, так как нужно только подготовить товар для отгрузки. Однако на практике такое условие поставки часто сомнительно, так как продавцу все равно приходится координировать нагрузку. Кроме того, данное условие поставки звучит как минимум для клиента сервиса. Для импортера такое условие опять же удобно, если у него полностью отлажен транспортный канал поставки, например, используется собственный транспорт. Это позволяет получить минимальную цену на товар.

Если есть определенные сомнения, который выбрать Инкотермс, рекомендуем заглянуть к уже приведенной выше таблице-шпаргалки.

Инкотермс: что из них нужно бухгалтеру

Инкотермс для бухгалтера решает только один вопрос: когда признать доход от продаж.

Доход в бухгалтерском учете за НП(С)БУ 15 «Доход» привязанный к передаче рисков, поэтому например при использовании условия CIF доход следует признавать на дату пересечения груза перил корабля, а не по дате фактической отгрузки, фактической доставки к месту назначения. Это будет доход экспортера. Такое же мнение было и у налоговиков: письмо ГФС от 11.07.2017 № 1095/ІПК/10/04-36-12-01-16.

Однако, несмотря на указание условий Инкотермс в договоре, могут быть дополнительно определены дополнительные условия перехода рисков и выгод, которые связаны с правом собственности на товар, например в момент таможенного оформления, то есть на дату составления таможенной декларации. Налоговики рекомендуют для предотвращения споров о моменте продажи товаров четко прописать момент (условие или дату) перехода права собственности в договоре между продавцом и покупателем (см. ИНК от 17.04.2019 №1645/6/99-99-15-03-02 -15/ІПК). Инкотермс они при этом трактуют как правила, определяющие:

  • переход рисков утраты или повреждения товара;
  • распределения издержек сторон контракта, связанных с поставкой товара.

При наличии таких условий в договоре бухгалтеру следует признавать доход в учете на дату составления таможенной декларации. Например, если в договоре указано условие EXW, то имеем:

  • если больше нет никаких условий – доход признаем в момент передачи товара на складе продавца;
  • если же есть условие перехода рисков и выгод, связанных с правом собственности на товар на момент таможенного оформления – доход признаем на дату составления таможенной декларации.

Внимание: Инкотермс не влияет на дату признания НДС, но влияет на дату признания дохода в бухучете.

Что касается НДС, то здесь уже для налоговой Инкотермс не имеет никакого значения. Да,по письму ГНС от 03.11.2017 № 2509/6/99-99-15-03-02-15/ІПК датой отгрузки товара считается дата, на которую приходится начало передачи товара от поставщика или непосредственно покупателю или перевозчику, который будет осуществлять доставку покупателю. Эта дата должна находиться в документах на перевозку.

Внимание: Инкотермс не влияет на дату признания НДС, но влияет на дату признания дохода в бухучете.

Напоследок рассмотрим отличия в двух последних версиях Инкотермс.

Чем Инкотермс 2020 отличается от Инкотермс 2010

1. Условие DAT изменило название на DPU

В Инкотермс 2010 условие DAT (доставка на терминал) означает, что товары доставляются одноразово и выгружаются на указанном терминале. По желанию пользователей это условие изменили таким образом, чтобы разрешалась доставка не только на терминал. К примеру, производитель капитального оборудования может согласиться на поставку на площадку завода. Поэтому привязка к терминалу была удалена, чтобы условие подходило и для такого случая. Теперь условие носит название DPU («поставка в месте с разгрузкой») и место доставки стало более общим. Других изменений, по существу, в этом условии нет. Итак, если вы сейчас пользуетесь условием DAT из Инкотермс 2010, и оно вас устраивает, то следует перейти на условие DPU с Инкотермс 2020.

2. Вырос уровень страховки в CIP, и он теперь выше по сравнению с CIF

По условию CIP («фрахт/перевозка и страхование оплачены до…») предусматривается, что продавец доставляет товар перевозчику, но затем оплачивает перевозку и страхование в указанное место назначения. При этом за Инкотермс 2010 года продавец обязан обеспечить покупателю страховку, эквивалентную оговорке C Института Лондонских страховщиков (CARGO C). Это минимальное покрытие рисков, которое, как правило, подходит для сырьевых товаров, к которым применяется метод погрузки «навалом» или «насыпью». Однако такой уровень страховки может не подходить для промышленных товаров.

В Инкотермс 2020 г. в условии CIP увеличен уровень страховки до оговорки A Института Лондонских страховщиков (CARGO A).

Страховку в подобном условии CIF («стоимость, страхование и фрахт») при этом оставили без изменений, то есть страховка находится на уровне CARGO C. Это условие отличается от СIP только тем, что его можно использовать исключительно для морского/водного транспорта (доставка осуществляется на судно, а пункт назначения должен быть портом). Это объясняется тем, что CIF чаще используется для оптовой торговли сырьем, а CIP как универсальное условие чаще используется для промышленных товаров.

3. Уточнено распределение затрат

Подробно распределение расходов между продавцом и покупателем. В Инкотермс 2020 собраны все обязательства по расходам (см. A9/B9 в каждом условии). Это сделано из-за роста споров по распределению расходов в портах и ​​других местах доставки.

Общий принцип состоит в том, чтобы продавец нес ответственность за расходы, понесенные до момента поставки, а покупатель – за расходы после этого момента.

4. Требования безопасности стали более выражены

На сегодняшний день получили распространение требования к транспортной безопасности, например обязательной проверки контейнеров. Это приводит к росту затрат и риску задержки груза, если требования безопасности не были соблюдены. Инкотермс 2010 имеет условия ответственности по требованиям безопасности и распределению расходов по ней. Однако в Инкотермсе 2020 они стали более выразительными (см. A4/A7 в каждом условии).

5. Урегулировано использование продавцом/покупателем собственного транспорта

Инкотермс 2010 г. допускает, что перевозка товара между продавцом и покупателем осуществляется только посторонними перевозчиками. Старые условия не регулируют ситуацию, когда транспорт предоставляется продавцом или покупателем, например продавец предоставляет собственный грузовик. Инкотермс 2020 года избавился теперь от этого недостатка. Например, покупатель по условию FCA из Инкотермс 2020 обязан «заключить договор или устроить за свой счет перевозки товара с определенного договором места доставки».

Данное изменение касается условий FCA, DAP, DPU, DDP&DAP.

6. Урегулировано использование коносамента в условиях FCA

В Инкотермс 2020 условие FCA («франко-перевозчик») было изменено так, чтобы стороны могли договориться о осуществлении поручения покупателем перевозчику выдачи продавцу коносамента. Коносамент часто необходим при оплате аккредитивом, но при FCA в старых Инкотермс 2010 продавцы часто имеют с ним проблему, так как не могут его истребовать у перевозчика.

ICC также рекомендует продавцу использовать условие FCA вместо FOB («франко-борт»), когда есть риск потери контроля за контейнерами в порту. Проблема FOB в том, что продавец отвечает за доставку на борт судна, но фактически не контролирует контейнеры в порту. На это часто были жалобы из-за получения впоследствии неожиданных счетов на оплату хранения и погрузки. После урегулирования проблемы с коносаментом, продавец теперь может настаивать на более приемлемом для себя условии FCA согласно Инкотермс 2020 и пользоваться банковским аккредитивом.

7. Улучшена подача информации

Изменения в оформлении и подаче материала Инкотермс 2020 существенны и заключаются в следующем:

  • детализировали пояснения и более наглядными сделали рисунки для каждого условия Инкотермс 2020;
  • упорядочили описание условий таким образом, чтобы обязательства по доставке (ключевая часть каждого условия Инкотермс) стали более заметными (теперь они на уровне A2);
  • добавили горизонтальный просмотр. На обороте книги «ICC Incoterms® 2020» размещен дополнительный инструмент, позволяющий сравнить каждый элемент условия Инкотермс со всеми остальными. К примеру, можно просмотреть точку доставки сразу по всем условиям.

Различия Инкотермс 2020 и Инкотермс 2010 приведены с использованием материалов:

 



зміст

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді