Бухгалтерский баланс

За плечами бухгалтера старый год и снова наступает последний день годового отчётного периода - 31 декабря 2017, на который бухгалтер составляет самый известный бухгалтерский отчёт, о котором слышали даже люди далёкие от бухгалтерии - баланс предприятия. Сегодня ещё раз вспомним нюансы его составления.

Что отражает бухгалтерский баланс предприятия

Бухгалтерский баланс - в целом это таблица, представляющая состояние активов и пассивов предприятия на определённую дату:

  • активы - это ресурсы (всё имущество), контролируемое предприятием.
  • пассивы - это источники этих ресурсов.

Як бухгалтеру закрити 2019 рік і нічого не проґавити

Всем бухгалтерам известно равенство:

АКТИВ = ПАССИВ

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Последовательность пассивов именно такова: обязательства, а потом собственный капитал, поскольку при ликвидации предприятия сначала погашаются внешние обязательства, а уже потом происходят расчёты с учредителями. Это соответствует международной практике, хотя в отечественной практике сначала в балансе идёт раздел собственного капитала. Следовательно, при составлении баланса следует учитывать его форму подачи.

Форма баланса

Форма баланса - это формат таблицы, в которой приводятся активы, обязательства и собственный капитал предприятия (названия разделов, названия строк, коды строк, другая вспомогательная и уточняющая информации). Форма баланса по НПСБУ 1 "Общие требования к финансовой отчётности" в целом имеет вид:

Бухгалтерский баланс

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

В Украине применяются также и другие формы (форматы) баланса:

Бухгалтерский баланс

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

* Критерии разделения предприятий на микропредприятия, малые, средние и большие предприятия содержатся в ст. 55 Хозяйственного кодекса, а также ст. 2 обновлённого в 2017 г. ЗУ "О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине" от 16 июля 1999 г. № 996 (далее - Закон о бухучёте). Именно последний следует использовать с целью составления финотчётности в 2018 г.:

  • малое предприятие: балансовая стоимость активов до 4 млн евро; чистый доход до 8 млн евро; среднее количество работающих до 50 чел .;
  • микропредприятие: балансовая стоимость активов до 350 тыс. евро; чистый доход до 700 тыс. евро; среднее количество работающих до 10 человек.

Данная консультация посвящена составлению баланса по форме № 1 из НП(С)БУ 1.

Общие требования к составлению баланса

Полное название нашего финансового отчёта - Отчёт о финансовом положении. Данное название соответствует современному названию этого отчёта в МСФО. Нормативными документами, на которые следует обращать внимание, в случае возникновения вопросов относительно баланса являются:

  • Закон о бухучёте - даёт определение основных терминов и сроки подачи финотчётности;
  • НПСБУ 1. Только общие требования и форма баланса;
  • Методические рекомендации по заполнению форм финансовой отчётности от 28 марта 2013 года № 433 (далее - Методрекомендации № 433). Определяет, что вносить в каждую строку отчёта.

Заполняется форма баланса в тысячах гривен без десятичного знака. Это значит, что если у вас 15556,35 грн на текущем счёте, то в балансе будет цифра 16 (тыс. грн). Отсюда следует ещё один нюанс: нельзя считать суммы в балансе по округлённым числам, так как баланс не сойдётся из-за погрешности в округлениях. Если бух баланс составляется вручную, то рекомендуем сначала составить бух баланс в гривнах, подбить суммы, а затем округлить все результаты. Для Excel это роли не играет, если конечно вы не использовали специальные функции для искусственного округления (в 1С то же самое).

Относительно формы баланса также есть нюансы. Её оказывается можно несколько видоизменить:

  • при составлении баланса существуют дополнительные статьи. Если информация по ним является существенной и их оценка может быть достоверно определена, то предприятие может их включить в существующую форму баланса (п. 1.4 Методрекомендаций № 433). Данные статьи находятся в приложении 3 к НП(С)БУ 1. Существенной считается информация, которая может повлиять на решение пользователей финотчётности. В целом существенность/несущественность - это субъективное качество и определяется профессиональным суждением бухгалтера, составляющего отчётность (или аудитором, подтверждающим её достоверность);
  • также можно не приводить статьи, информация по которым отсутствует (кроме ситуаций, когда информация по данной статье была отражена в предыдущем отчётном периоде) (п. 4 раздела II НП(С)БУ 1).

Как правило, данные возможности игнорируются и применяется обычный бланк формы. Хотя промышленные предприятия часто добавляют такие строки, как производственные запасы, незавершённое производство, готовая продукция, товары. Осуществляется это больше из-за старых привычек к форме баланса, которая существовала до 2013 г.

Баланс бухгалтерского учёта предприятия составляется на конец последнего дня отчётного периода (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучёте).

Сокращать статьи активов и обязательств запрещается (п. 3 раздела IV НПС)БУ 1). Что это значит? К примеру ситуация, когда предприятие имеет покупателя который должен ему 10 000 грн (дебиторская задолженность), а также имеет обязательства перед этим же покупателем в сумме 10000 грн (кредиторская задолженность). Данные строки нельзя просто сократить при составлении баланса на 10000 грн, так как это взаимный долг одних и тех же контрагентов. Это можно сделать только в случае, если между предприятиями был подписан акт взаимозачёта задолженностей, то есть произошла соответствующая хозяйственная операция. Тоже самое касается авансов выданных/полученных.

Долгосрочный или краткосрочный (текущий)?

Ещё один вопрос, который может возникнуть при составлении баланса - это классификация активов и обязательств на долгосрочные (внеоборотные) и текущие (краткосрочные, оборотные). Критерий здесь только один - срок использования или погашения (ни в коем случае не стоимость!). Это надо учитывать, несмотря на то, как это у вас отнесено на счетах бухучёта (возможно, нужно пересмотреть, проверить, всё ли правильно было при отнесении).

Активы

Обязательства и обеспечение

Срок ожидаемого использования

(срок погашения)

Внеоборотные

Долгосрочные

> 1 года

Оборотные

Текущие

Самые частые ошибки:

  • классификация кредитов (обращаем внимание на срок погашения). Также та часть долгосрочного кредита, которая должна быть погашена в течение года отражается как текущие обязательства (счёт 611);
  • классификация депозитов (депозит в банке сроком на более, чем 1 год, неправильно отражать как денежные средства в составе оборотных активов. Это внеоборотный актив, а именно - долгосрочные финансовые инвестиции);
  • различие малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) и малоценных необоротных материальных активов (МНМА) - отличаются лишь ожидаемым сроком полезного использования и отражаются соответственно в различных разделах актива баланса (МБП - это часть запасов, то есть оборотные активы). Есть активы, которые считаются МБП независимо от планового срока использования, например, спецодежда, инструмент (мелкий, не требующий учёта по инвентарным номерам). МНМА всегда входят в состав основных средств;
  • неотражение основных средств, которые планируется реализовать в течение года - это внеоборотные активы в группах выбытия, то есть раздел ІІІ актива (по своей сути - это оборотный актив);
  • невыделение инвестиционной недвижимости - основные средства, которые предприятие не использует, а только сдаёт в аренду. Правда в обоих случаях это внеоборотные активы.

Как составить бухгалтерский баланс?

Алгоритм составления бухгалтерского баланса можно представить следующим образом:

1. Отражаем в учёте все хозяйственные операции, которые закрывают период:

  • начисление амортизации (износа);
  • начисление процентов (по кредитам, депозитам и т.п.);
  • начисление резервов сомнительных долгов, обеспечений;
  • начисление доходов (расходов) от курсовых разниц;
  • списание доходов (расходов) будущих периодов в части, касающейся отчётного периода и тому подобное.

2. Списываем все доходы и расходы на счета финансового результата (791, 792, 793).

3. Признаём финансовый результат периода и составляем соответствующие бухгалтерские проводки по счетам 441 (в случае прибыли) и 442 (в случае убытка).

4. Составляем оборотно-сальдовый баланс. Оборотно-сальдовый баланс, как правило, содержит название и номер (шифр) каждого счёта, сальдо (остаток) по счетам на начало периода (сальдо входящее), дебетовые и кредитные обороты за отчётный период, сальдо (остаток) на конец периода (сальдо исходящее).

5. Контролируем правильность составления оборотно-сальдового баланса. Итоги (общие суммы по колонкам) оборотно-сальдового баланса должны быть равны:

• сальдо входящее по дебету = сальдо входящее по кредиту;

• обороты за период по дебету = обороты за период по кредиту;

• сальдо исходящее по дебету = сальдо исходящее по кредиту.

Также проверяем следующее:

• все счета 7 и 9 класса должны быть закрытыми (8 класса также, если используется). Это значит отсутствие остатков на начало и на конец по этим счетам, равенство по каждому из них оборотов по дебету и по кредиту;

• не должно быть отрицательных значений (сальдо) по счетам. Исключение - активно-пассивные счета типа 372 "Расчёты с подотчётными лицами" и др.

6. Устраняем обнаруженные ошибки.

7. Составляем баланс в гривнах по необходимой форме (форма № 1, № 1-м, № 1-мс и т.д.) и подводим итоги (суммы). Общая сумма такого баланса и сумма оборотно-сальдового баланса не совпадает из-за вычитания строк износа (амортизации), резервов сомнительных долгов, неоплаченного капитала, изъятого капитала и непокрытых убытков. Проверяем соблюдение равенства актива и пассива. Все счета имеют чёткую привязку к разделам баланса:

• 1 класс - 1 раздел актива;

• 2 и 3 класс - 2 раздел актива;

• 4 класс - 1 пассива, 2 и 3 раздел (в части обеспечений);

• 5 класс - 2 раздел пассива;

• 6 класс - 3 раздел пассива.

8. Округляем показатели по установленным требованиям, то есть делим на 1000, округление до целых.

9. Заполняем и проверяем остальные реквизиты (подписи, общая информация о предприятии, количество работающих).

10. Составляем примечания (в случае необходимости). Подробно содержание примечаний по каждому объекту описано в специализированных стандартах. В основном данный шаг осуществляют предприятия, являющиеся эмитентами ценных бумаг.

При заполнении баланса полезной может быть следующая таблица с разнесением счетов по строкам баланса.

Порядок заполнения баланса по форме № 1

Бухгалтерский баланс

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

Пример составления баланса

В данном примере показано составление формы № 1 на основе оборотно-сальдового баланса предприятия.

Бухгалтерский баланс

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

Бухгалтерский баланс

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ

Составление и срок предоставления в ГФС ликвидационного баланса

Согласно ст. 104 Гражданского кодекса Украины от 16 января 2003 г. № 435-IV с изменениями и дополнениями (далее - ГКУ) юридическое лицо прекращает своё существование путём ликвидации или реорганизации.

Согласно части первой ст. 8 разд. ІІІ Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине» с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 996) бухгалтерский учёт на предприятии ведётся непрерывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

Отчётным периодом предприятия, которое ликвидируется, является период с начала отчётного года до даты принятия решения о его ликвидации (часть третья ст. 13 разд. IV Закона № 996).

Частью пятой ст. 14 разд. IV Закона № 996 определено, что в случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

Согласно части восьмой ст. 111 ГКУ установлено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление органам доходов и сборов (часть одиннадцатая ст. 111 ГКУ).

Финансовая отчётность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных таковыми в соответствии с действующим законодательством) включает: баланс, отчёт о финансовых результатах, отчёт о движении денежных средств, отчёт о собственном капитале и примечания к отчётам (часть вторая ст. 11 разд. IV Закона № 996).

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования), передаётся участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом (часть двенадцатая ст. 111 ГКУ).

Следовательно, до момента снятия с учёта юридического лица как плательщика налогов, сборов, обязательных платежей ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана осуществлять расчёт обязательств относительно таких налогов, сборов, обязательных платежей, оплачивать их и подавать соответствующую отчётность.

Комиссией по прекращению (ликвидационной комиссией, ликвидатором) налогоплательщика составляется ликвидационный баланс, передаточный акт или разделительный баланс.

В ликвидационном балансе, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, отражаются результаты принятых решений о взыскании долгов, распределении активов, собственного капитала и погашения (списания) обязательств, что должно привести к отсутствию активов, собственного капитала и обязательств ликвидированного предприятия на заключительную дату составления ликвидационного баланса.

В орган ГФС подаётся только один ликвидационный баланс - на дату принятия решения о ликвидации в виде комплекта годовой финансовой отчётности, и при наличии копии передаточного акта или разделительного баланса. (ОИР, категория 135.06).


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"

Вебінар для бухгалтерів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді