Заявление-расчет больничных: образец заполнения
На сегодняшний день финансирование пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам , пособия на погребение и других соцвыплат осуществляет Пенсионный фонд Украины (ПФУ), заменивший в этом ликвидированный Фонд социального страхования (ФСС). При оформлении расчета упомянутых соцвыплат продолжает использоваться форма заявления-расчета, созданная ранее ФСС. К нему существует Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат потерпевшим на производстве за счет средств ФСС Украины, утвержденный постановлением КМУ от 19.07.2018 № 12 (далее – Порядок № 12). Такое решение можно видеть в Постановлении правления ПФУ от 21.12.2022 № 28-3.
Трудові штрафи у 2024 році: коли загрожують роботодавцям
Особенности подачи заявления-расчета в ПФУ
Несмотря на сохранение прежней формы заявления-расчета и связанным с ним Порядком № 12, некоторые изменения в порядке подачи заявления-расчета по сравнению с прошлой практикой в ФСС все же произошли. Данные особенностей и связаны со способом подачи заявления-расчета, а именно:
- основной способ подачи заявления-расчета – в электронной форме с использованием личного кабинета на веб-портале электронных услуг ПФУ. Преимущество такого способа – при заполнении формы на портале автоматически должны подтягиваться нужные листки нетрудоспособности при условии, что они также электронные. Автоматически в таком случае подтягиваются и данные таких электронных листов;
- альтернативный способ подачи – бумажный, который все еще допускается. Однако при подаче бумажного заявления-расчета еще и вместе нужно подать электронную копию на электронном носителе информации (каком именно носителе – ПФУ не уточняет). Подавать следует в любой отдел обслуживания граждан (сервисного центра) ПФУ.
При этом по электронным и бумажным листкам нетрудоспособности составляются отдельные заявления-расчеты.
Как выглядит форма для заполнения заявления-расчета в личном кабинете на сайте ПФУ приведено ниже. Можете также воспользоваться пошаговой инструкцией по заполнению данной формы от самого ПФУ.
Особенности электронной формы заявления-расчета в личном кабинете от ПФУ
Электронная форма заявления-расчета для заполнения, размещенная на веб-портале электронных услуг ПФУ в личном кабинете, воспроизводит ту форму, которая утверждена Порядком № 12 от ФСС. При этом при использовании электронных заявлений-расчетов по ПФУ не нужно заключать договор о признании квалифицированной электронной подписи (КЭП).
При заполнении электронных заявлений-расчетов через личный кабинет ПФУ обратите внимание, что за разъяснением ПФУ;
- нельзя в названии предприятия использовать кавычки;
- количество листков нетрудоспособности на одно заявление ≤ 200 человек.
Если заявление-расчет больничных заполняется по электронным листкам нетрудоспособности, то работы должно быть меньше – информация по ним должна подтягиваться. Однако заявления-расчеты по бумажным листкам нетрудоспособности, очевидно, нужно заполнять только в режиме ручного ввода данных, то есть данные о бумажных листках нетрудоспособности, а также данные о длительности больничного нужно вводить вручную. При этом в ПФУ требуют еще и прикрепить к заявлению отсканированы копии бумажных листков нетрудоспособности.
Если по тем или иным причинам не можете воспользоваться личным кабинетом на веб-портале ПФУ, подавайте заявление-расчет в бумажной форме.
В какой срок нужно подать заявление-расчет больничных
Заявление-расчет должно подаваться в течение 5 рабочих дней с даты принятия работодателем решения о назначении больничных (абз. 2 п. 2 Порядка № 12). Такое решение должно быть в течение:
- 10 рабочих дней – со дня выдачи обычного больничного;
- 3-х рабочих дней – со дня выдачи больничного «беременность и роды».
Для электронного больничного день выдачи – это день, когда электронный листок нетрудоспособности получил статус «Готов к оплате».
Попри діджиталізацію листків непрацездатності всі етапи, які е-лікарняний проходить на підприємстві, мають бути документально оформлені. Аби не витрачати час на пошуки потрібних зразків – скористайтеся готовими зразками
Заявление-расчет больничных: образец заполнения
Пример заполненного заявления-расчета в его бумажном виде приведен ниже.
Как заполнить заявление-расчет на получение больничных
Особенности заполнения отдельных граф заявления-расчета раскрывает таблица ниже.
ЗАПОЛНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРАФ ЗАЯВЛЕНИЯ-РАСЧЕТА | |
Что заполняем | Как заполняем |
1. Заполнение первой (сводной) таблицы заявления-расчета | |
Наименование страхователя | должно соответствовать тем данным, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований (ЕГР) |
Местонахождение | местонахождение страхователя соответствует тем данным, которые указаны в ЕГР |
Код по ЕГРПОУ | указывается для страхователей, которые есть:
|
Отдельный текущий счет в банке | Указываем реквизиты спецсчета, который открыт в банке (отдельный текущий счет) (ч. 2 ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 № 1105-XIV). Страховые средства, зачисленные на отдельный текущий счет в банке, могут быть использованы страхователем исключительно на осуществление застрахованным лицам страховых выплат по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности. |
Строка 1 колонки 3 и 4 | С полнится и количество календарных дней временной нетрудоспособности , которая должна быть оплачена за счет ПФУ, то есть в это количество не входят первые 5 дней, которые оплачиваются за счет работодателя (колонка 3). Также указывается общая сумма начисленной помощи , которая должна быть уплачена за счет средств ПФУ (колонка 4). При этом помощь в связи с временной нетрудоспособностью по уходу за больным ребенком или больным членом семьи выплачивается за счет средств ПФУ с 1-го дня нетрудоспособности |
Строка 1.1 колонки 3 и 4 | Заполняется количество дней временной нетрудоспособности тех застрахованных лиц, которые воспользовались льготами пострадавшим в результате ЧАЭС и соответственно сумма, на которую увеличен размер пособия по временной нетрудоспособности |
Строка 2 колонки 3 и 4 | С соответствующего количества календарных дней отпуска в связи беременностью и родами мы и сумма начисленного пособия по беременности и родам , предоставляемым за счет средств ПФУ |
Заполнение раздела I «Материальное обеспечение» – Приложение 1.1 заявления-расчета (вторая таблица) | |
серия (графа 7) и номер (графа 8) листка нетрудоспособности | У электронных листков нетрудоспособности серия отсутствует, но есть номер. Графу 7 электронной формы заявления-расчета следует оставить пустой, а в бумажной версии формы – поставить знак «х». Однако, если заявление-расчет составляется по бумажному больничному, – данная графа заполняется. Номер электронного листка нетрудоспособности состоит из 17 цифр из-за дефиса (7+10) и цифры после второго знака дефиса (графа 8). Особенности номера листка нетрудоспособности у совместителя. Если заявление-расчет заполняется за работником, работающим у работодателя по совместительству, то его работодатель видит копию листка нетрудоспособности и номер там больше – в формате ХХХХХХХ-ХХХХХХХХХХ-Х.1, где последняя цифра после точки означает порядковый номер работы по совместительству. Однако все равно при заполнении заявления-расчета номер указывается к точке, то есть в таком же формате, как и по основному месту работы (17 цифр и цифра после второго знака дефиса, то есть ХХХХХХХ-ХХХХХХХХХХ-Х) |
статус листка нетрудоспособности – первичный или продлен (графа 9) | Для первичных ставится «1», а для продленных – код «2». Определить это помогает уникальный номер случая нетрудоспособности, который также указан в электронном больничном – он совпадает для всех больничных, сформированных в пределах одного страхового случая. Последняя цифра после дефиса в номере больничного – это и есть его порядковый номер по данному больничному – у первичного он должен быть «1», а у продленных – «2», «3» и т.д., в зависимости от того, в какой раз он продолжается. При этом каждый первичный больничный по общему заболеванию должен оплачиваться в первые 5 дней за счет предприятия, а не за счет ПФУ. |
код причины нетрудоспособности (графа 10) | На сегодняшний день используемые коды причин нетрудоспособности отличаются от исходных, которые указаны в оригинальном бланке Порядка № 12, который не обновляли. Действующие коды причин нетрудоспособности приведены ниже. В обновленных кодах нетрудоспособности код беременности и родов – это «2». Однако в бумажных бланках больничных коды остались старыми, так как их никто не обновлял (там беременность и роды имеет код «8»). Актуальные коды причин нетрудоспособности для заполнения графы 10 заявления-расчета таковы:
|
Данные о днях нетрудоспособности и расчете больничных (графы 11-16) | определяем по данным листка нетрудоспособности, а как производить расчет больничных – читайте в материале Расчет и начисление больничных |
Данные о страховом стаже (графы 21-22) | Данные о страховом стаже содержат Справки ОК-5 и ОК-7, которые можно получить через веб-портал ПФУ, а также через приложение «Действие». Детальнее, как определить страховой стаж – читайте в материале Страховой стаж: что нужно знать в 2024 году |
Із консультації дізнаєтесь, у яких випадках, кому і як оплачувати е-лікарняні, який порядок їх обчислення, обмеження розміру, оподаткування і відображення у звітності
Уведомление о выплате средств 2024
Кроме заявления-расчета на получение соцвыплат, существует еще и сообщение о выплате средств. Его форму содержит тот же Порядок № 12.
Уведомление подается в течение одного месяца со дня выплаты. Возможна подача как электронной, так и бумажной формы уведомления. Электронную форму сообщения подавайте через портал ПФУ после оплаты больничного работника. Заметим, что до такой оплаты форма уведомления будет не активна.
Требования к заполнению обязательных реквизитов уведомления аналогичны заполнению лицевой стороны самого заявления-расчета. Обратите внимание на следующее:
- сумма, указанная в уведомлении, должна быть указана с учетом обязательных платежей, уплаченных из полученной суммы финансирования материального обеспечения (сумма застрахованному лицу + налоги);
- в случае, если часть суммы по заявлению-расчету не была выплачена страхователем застрахованному лицу (длительная болезнь, командировка или по другим причинам), в результате чего сумма профинансированных расходов не совпадает с выплаченным застрахованным лицам, эти суммы могут быть отнесены на счет депонентов; что страхователю необходимо сделать примечание в Уведомлении о выплате средств застрахованным лицам. После выплаты соответствующей суммы страхователь посылает дополнительное уведомление.
Если уведомление заполняется по средствам полученным из ПФУ как пособие на погребение, то обратите внимание на следующее:
- колонки «Фамилия», «Имя», «Отчество», «№ страхового свидетельства (идентификационный номер)» – сведения о получателе пособия;
- колонки «Данные листки нетрудоспособности»: «Серия» и «Номер» – реквизиты свидетельства смерти. В колонке «Серия» указываются буквы без символа «–», «Номер» – соответствующие 6 цифр номера свидетельства о смерти.
Если ПФУ не получит данного уведомления в течение 3-х месяцев со дня проведения финансирования, может произвести внеплановую проверку целевого использования страховых средств.