Создание ФЛП 2020

RU UA
Каждый человек может открыть свое дело и построить успешный бизнес. И чтобы осилить этот путь, нужно иметь не только идею, но и сделать первый шаг. И проще всего его осуществить путем регистрации физлицом-предпринимателем (ФЛП).

Кто может быть ФЛП

Каждый из нас имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, но есть и ограничения.

Во-первых, лицо должно достичь 18 лет. Как исключение: можно при достижении 16-летнего возраста получить письменное согласие родителей или вступить в брак. Это дает полную гражданскую дееспособность и возможность становиться предпринимателем.

Во-вторых, нельзя работать госслужащим или в органах местного самоуправления. Также этот запрет распространяется на военных ВСУ и других законных военных формирований (исключение – военнослужащие срочной службы и курсанты); должностных лиц государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, органов гражданской защиты, прокуратуры, СБУ, полицейских; народных депутатов Украины; судей; другие категории (см. ч. 1 ст. 25 ЗУ “О предотвращении коррупции” от 14.10.2014 г. № 1700-VII). Эти ограничения остаются еще в течение года после увольнения.

Семь типичных ошибок, которые допускают физлица-предприниматели.

Мы выявили самые распространенные ошибки, которые допускают в своей деятельности физлица-предприниматели. Иногда ФЛП ошибаются еще на этапе регистрации субъекта хозяйствования. И больше всего промахов — в документах и расчетах с клиентами. Рассмотрим их подробнее.

Проверьте, нет ли здесь ваших.

Шаг 1. Определяемся с видом деятельности и системой налогообложения

Перед регистрацией ФЛП, в первую очередь, надо определиться:

  • каким будет вид деятельности? Его не просто надо сформулировать “для себя”, а найти его полное название и код (!) в Классификаторе видов экономической деятельности образца 2010 г. (сокращенно – КВЭД-2010), который можно найти на сайте Госстата;
  • какой будет система налогообложения: общая или упрощенная? Что для вас будет выгоднее – платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и военный сбор (ВС) или единый налог (ЕН)? Подробнее данные системы описаны ниже.

Эти вопросы достаточно важны. При ошибке в виде деятельности (указали не то, что хотели на самом деле или ошиблись с кодом) для ее исправления придется проходить процедуру перерегистрации ФЛП. Неправильный же выбор системы налогообложения может повлечь финансовые трудности в будущем.

Шаг 2. Выбираем способ регистрации

Порядок проведения госрегистрации установлен ЗУ “О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований” от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее – Закон № 755). Регистрация ФЛП 2020: процедура. Регистрацию можно сделать двумя путями:

2 варианта регистрации ФЛП:

Через регистратора

(бумажный способ)

Через Интернет

(электронный способ)

Органы местного самоуправления, нотариусы, Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ), аккредитованные субъекты

Онлайн-дом Юстиции

или портал государственных услуг IGov*

*на IGov, к сожалению, доступна регистрация флп 2019 далеко не для всех областей Украины;

Выбор здесь больше зависит от привычки, местообитание лица, которое регистрируется предпринимателем, и наличия КЭП или желание его получать. Для электронного способа необходим квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Онлайн способ регистрации рассмотрим несколько позже, а сначала о более традиционный и популярный – бумажный, то есть через регистратора.

Шаг 3. Выбираем регистратора

Если решено регистрировать ФЛП через регистратора, то есть несколько вариантов это сделать:

  • в городском или районном совете и/или созданном ею Центре предоставления административных услуг (ЦПАУ). Например, для г. Киева существуют такие центры при каждой районной государственной администрации, например, Центр предоставления услуг Подольской РГА. По г. Киеву адреса и информацию о районных центрах можно найти на официальном веб-портале административных услуг г. Киева. Для г. Чернигова – Центр предоставления административных услуг Черниговского городского совета и так далее. Такие центры есть в каждом областном и районном центре. На их веб-страницах есть информация о режиме работы и местонахождении, а также емейл, телефон, есть все что надо для получения дополнительной информации. Полезным для их поиска может быть единый государственный портал административных услуг-здесь можно найти информацию о центрах по всей Украине и ссылку на их веб-страницы;
  • обратиться к нотариусу (государственному или частному). Найти ближайшего можно в любом регионе Украины, например, через Единый реестр нотариусов;
  • обратиться к аккредитованному субъекту регистрационной деятельности (органы, имеющие аккредитацию Минюста). Как правило, это фирмы, которые предоставляют юридические, консалтинговые услуги или государственные проектные институты, бюро технической инвентаризации. Посмотреть список таких субъектов по областям Украины можно на Департаменте государственной регистрации и нотариата.

Преимуществом регистрации в государственном ЦПАУ является его бесплатность. Относительно нотариусов и субъектов регистрации, то они устанавливают плату за свои услуги самостоятельно. Как правило, их услуга включает в себя не только саму регистрацию, но и консультирование, подготовку необходимого пакета документов, получение печати/штампа (по необходимости).

Подавать документы можно любому регистратору в пределах области по месту регистрации физлица по паспорту (или в пределах г. Киева).

Шаг 4. Готовим документы и передаем их регистратору

Самый кропотливый этап – заполнение документов. Регистрация ФЛП документы, в пакет документов входят:

  • заявление о госрегистрации ФЛП (форма 10 приказ Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5) – обязательно;
  • заявление о избрания физическим лицом упрощенной системы налогообложения (обновленная форма утверждена приказом Минфина от 16.07.2019 г. № 308) – по желанию, если выбираете упрощенную систему;
  • заявление о добровольной регистрации как плательщика НДС (форма № 1-НДС Положение о регистрации плательщиков НДС, приказ МФУ от 14.11.2014 № 1130), если нужно стать плательщиком НДС.

При подаче документов заявитель должен предъявить:

  • паспорт гражданина Украины, или временное удостоверение гражданина Украины или паспортный документ иностранца, или удостоверение лица без гражданства, или вида на постоянное или временное проживание;
  • копию регистрационного номера личной карточки плательщика налога (более известного, как идентификационный номер). Если регистрационного номера не получали из религиозных убеждений – копия страницы паспорта с соответствующей отметкой.

Также госрегистратор может требовать предоставить дополнительные документы:

  • доверенность, если документы подает уполномоченный представитель будущего предпринимателя;
  • письменное согласие родителей (усыновителей), удостоверенную нотариально, если предпринимателем регистрируется несовершеннолетний;
  • справку о взятии на учет внутренне перемещенной лица (справка ”переселенца”), если адрес регистрации в паспорте – Крым.

Относительно заявления об избрании упрощенной системы налогообложения, то ее можно подать и позже:

  • до окончания месяца, в котором состоялась госрегистрация, – для ЕН 1-й и 2-й групп (все равно стать упрощенцем можно только со следующего месяца).
  • в течение 10 дней от даты госрегистрации для 3-й группы ЕН (иначе – можно будет стать плательщиком ЕН только со следующего квартала);

Если данное заявление не подать, то ФЛП автоматически считается находящимся на общей системе налогообложения.

При заполнении документов следует руководствоваться такими общими правилами:

  • заполнить заявление (форма 10) на украинском языке печатными буквами на компьютере или от руки;
  • документы не должны содержать подчистки или дописки, зачеркнутые слова и иные исправления, не оговоренные в них, орфографические и арифметические ошибки, заполняться карандашом, а также содержать повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.

При заполнении заявления (формы 10):

  • указываем ФИО и дату рождения;
  • указываем регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (идентификационный номер); серию и номер паспорта – только в том случае, если идентификационного номера нет из-за религиозных убеждений (только если есть соответствующая отметка в паспорте);
  • указываем страну гражданства и адрес регистрации в паспорте. Если это территория проведения АТО/ООС или Крым, то указывается адрес временного места проживания;
  • указываем виды деятельности (их коды), которыми планируется заниматься, согласно КВЭД-2010. Количество – без ограничений, здесь лучше добавить больше, чтобы потом не тратить времени на регистрацию новых кодов (если строк в форме не хватает, их можно добавить). Первый код будет считаться основным. Если планируется упрощенная система, то не указываем коды, которые запрещены для плательщиков ЕН (ГНС против такого);
  • ставим отметку о получении выписки из реестра и указываем способ получения (если по почте – почтовый адрес);
  • указываем кто подписывает (подает) форму;
  • ставим отметку о том, кто подает заявление: будущий ФЛП лично или уполномоченное лицо;
  • указываем сведения о лицах, которые могут от имени ФЛП подписывать договоры и от имени ФЛП подавать документы для госрегистрации, если такие есть;
  • указываем номер телефона, адрес электронной почты и странички в Интернет;
  • ставим подпись и дату подачи документов.

Все эти документы можно подать лично, через уполномоченное лицо, по почте. В последнем случае посылка осуществляется в виде заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, а достоверность подписи на заполненном заявлении должна быть заверена нотариально, а на копии идентификационного номера – подпись и надпись “копия верна”.

Шаг 5. Ждем результат и получаем выписку из реестра

На основании представленного пакета документов проводятся регистрационные действия путем внесения записи в Единый государственный реестр юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР). Согласно ст. 26 Закона № 755 регистрация предприятия 2020 должен состояться в течение 24 часов после поступления документов и проведения других регистрационных действий, кроме выходных и праздничных дней. Регистрация происходит одновременно в органах ГНС, ПФУ и Госстатистики.

Внимание: Результат будет в течение 24 час. Им может быть регистрация, остановка рассмотрения документов или отказ в регистрации

Основаниями для приостановления рассмотрения документов (сроком на 15 дней), поданных для госрегистрации создания ФЛП (ст. 27 Закона № 755):

  • представление сведений не в полном объеме;
  • несоответствие сведений, указанных в заявлении, сведениям, указанным в документах, или сведениям, что содержатся в ЕГР;
  • ненадлежащее оформление документов (исправление и т. п.).

Основаниями для отказа в госрегистрации ФЛП является (ч. 2 ст. 28 Закона № 755):

  • документы поданы лицом, не имеющим на это полномочий;
  • не устранены основания для остановки рассмотрения документов в течение 15-дневного срока;
  • в ЕГР существует зарегистрированное судебное решение о запрете проведения регистрационного действия;
  • имеются установленные законом ограничения относительно занятия предпринимательской деятельностью;
  • наличие записи в ЕГР, что физлицо уже зарегистрировано как ФЛП;
  • документы противоречат требованиям законодательства.

После получения регистратором сведений о взятии ФЛП на учет в ЕГР, от него можно получить выписку из ЕГР в письменной форме (не надо путать с выпиской из ЕГР в электронной форме, который можно получить самостоятельно на сайте ЕГР). Напоминаем, что для этого в заявлении на госрегистрацию следует предварительно поставить опцию “выдать выписку из ЕГР в бумажной форме”.

Одновременно с регистрацией ФЛП в ЕГР происходит и регистрация в органах ГНС, то есть подавать отдельное заявление на регистрацию в ГНС не нужно. Датой постановки на учет является дата внесения данных в ЕГР. Проверить этот факт можно онлайн на том же сайте ЕГР. Там же, кроме персональных данных, можно увидеть информацию о постановке ФЛП на учет в органах Госстатистики, номер плательщика ЕСВ и дату регистрации.

Шаг 6. Регистрируем книгу учета в налоговой

Данный шаг придется осуществить даже за электронного способа регистрации. После регистрации все же необходимо посетить налоговую, но для регистрации журнала (книги), в которой ФЛП будет вести учет с целью налогообложения. В зависимости от выбранной системы это может быть:

  • Книга учета доходов и расходов (для общей системы налогообложения, утвержденная приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481);
  • Книга учета доходов и расходов (для плательщиков ЕН 3-й группы, плательщиков НДС, утвержденная Приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 579);
  • Книга учета доходов (для плательщиков ЕН 1-й, 2-й и 3-й группы неплательщиков НДС, утвержденная Приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 579). Отличается от предыдущей отсутствием раздела для учета расходов и графы признания доходов от списания кредиторской задолженности.

Порядки ведения данных Книг утверждены теми же приказами, что и сами Книги. На основании данных из этих книг предприниматель заполняет за соответствующий период Годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах или Декларацию плательщика единого налога в зависимости от системы налогообложения. Без регистрации данные Книги являются недействительными. Для того, чтобы зарегистрировать их в бумажной форме необходимо выполнить следующие шаги:

  • прошнуровать и пронумеровать Книгу;
  • заполнить титульный лист Книги. Надо указать: ФИО, идентификационный номер, налоговый адрес (место проживания);
  • заполнить соответствующее заявление (в произвольной форме) на имя начальника ГНС, где предприниматель состоит на учете, и подать книгу в контролирующий орган по основному месту учета;
  • орган ГНС бесплатно регистрирует Книги. На ней должны быть проставлены подпись руководителя или заместителя контролирующего органа, скреплен печатью.

Как правило, регистрацией Книг занимается прикрепленный к налогоплательщику налоговый инспектор. Сроки такой регистрации неопределенные, но на практике это составляет 2-3 рабочих дня. Листы Книг рано или поздно заканчиваются, и новая Книга вновь подлежит регистрации.

Следует отметить, что законодательство также допускает ведение Книги в электронной форме. Однако, технической возможности их ведения не существует, поэтому надо обязательно завести бумажную Книгу.

Особенности регистрации ФЛП онлайн

Необходимость регистрации ФЛП онлайн может возникнуть не только из-за прихоти будущего предпринимателя, но и в ситуации, когда, для примера, месту ведения бизнеса планируется м. Киев, а место жительства по паспорту – м. Тернополь. Чтобы не ехать в Тернопольский ЦПАУ, все можно сделать самостоятельно через Интернет. Для этого надо:

  • получить КЭП. Сделать это можно в коммерческих аккредитованных центрах сертификации ключей (платно) или в государственном аккредитованном центре сертификации ключей Информационно-справочного департамента ГНС (бесплатно). Еще один очень доступный вариант – воспользоваться услугами Приватбанка;
  • скачать программное обеспечение для работы с КЭП (ссылку на него можно найти на соответствующем портале) где будет происходить;
  • отсканировать бумажные носители документов (заявление, идентификационный номер и другие) с соблюдением требований по размеру файлов, которые выдвигаются аккредитованным центром;
  • на упомянутых порталах осуществить регистрацию;
  • ждем результат и проверяем свой устав по идентификационному номеру, например, здесь.

Следует отметить, что полученный КЭП будет подписью только физлица. Для того, чтобы использовать его в предпринимательской деятельности необходимо будет еще раз обратиться в сертификационный центр и получить еще один КЭП – уже как ФЛП.

Общая система налогообложения для ФЛП

Находясь на общей системе налогообложения, предприниматель уплачивает НДФЛ с полученного чистого налогооблагаемого дохода (прибыли), то есть по формуле:

НДФЛ = (Доходы – Расходы) × 0,18

Этот же доход является базой для удержания военного сбора (ВС) и базой для начисления ЕСВ.

Расходы предпринимателю можно включать не все, а только документально подтвержденные и разрешенные НКУ в п. 177.4 НКУ. Так, не включаются в состав расходов предпринимателя затраты, не связанные с осуществлением хоздеятельности.

Предприниматель на общей системе может также начислять себе затраты в виде амортизации основных средств или нематериальных активов. При этом вообще не подлежат амортизации основные средства двойного назначения, например, земельные участки, объекты жилой недвижимости, легковые и грузовые автомобили.

ВС = (Доходы – Расходы) × 0,015

Подача декларации по НДФЛ и ВС происходит раз в год. Уплата ВС сбора-раз в год после подачи декларации, уплата НДФЛ и ЕСВ "за себя" - авансом ежеквартально (по данным Книги учета).

Такая система выгодна в случае наличия у предпринимателя значительных расходов на ведение деятельности.

Упрощенная система налогообложения для ФЛП

ФЛП, который только регистрируется, нет еще доходов, поэтому может перейти сразу на любую группу, независимо от объема дохода при условии соблюдения критериев ниже.

Критерии

Группы ЕП

1

2

3

Ставка

налога

Не более 10% прожиточного минимума(ПМ) исходя из ПМ на 01.01 (в 2020 г. – 210,20 грн)

Не более 20% минимальной заработной платы (МЗП), исходя из МЗП на 01.01 (в 2020 г. – 944,60 грн)

3% дохода – для плательщиков НДС;

5% дохода – для неплательщиков НДС

Ставки ЕН устанавливают местные советы в зависимости от вида хоздеятельности

Макс. допустимый объем дохода за кал. год

Действующие сейчас:

≤ 300 тыс грн

≤ 1,5 млн грн

≤ 5 млн грн

(без НДС)

Принято по законопроекту № 1210:

≤ 1 млн грн

≤ 5 млн грн

≤ 7 млн грн

(без НДС)

Наличие и количество наемных работников

0 чел.

0-10 чел.

Без ограничений

Разрешенная сфера деятельности

Только розничную продажу на рынках и/или предоставление бытовых услуг населению (перечень услуг в п. 291.7 НКУ)

Предоставление услуг, в т. ч. бытовых, только плательщикам ЕН и / или населению; производство и/или продажа товаров; деятельность в сфере ресторанного хозяйства

Все виды деятельности, кроме запрещенных в п. 291.5 НКУ

Периодичность уплаты

Раз в месяц, авансом, не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца. Платить надо даже когда нет дохода от деятельности

Раз в квартал в течение 50 дней после конца квартала

Подача декларации

Раз в год

Раз в квартал

Внимание: Выбор между общей системой и ЕН зависит от видов деятельности, запланированного объема, желаемой базы налогообложения, желательности регистрации как плательщика НДС, ожидаемых способов расчета

Запрещенные виды деятельности ФЛП

Для ФЛП на упрощенной системе также существуют запрещенные виды хоздеятельности в зависимости от группы (см. ниже).

Группа ЕН

1 и 2 (п. 291.4 НКУ)

1, 2, 3 (п. 291.5 НКУ)

  • оказание посреднических услуг по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД);
  • деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий и драгоценных металлов, драгоценных камней, полудрагоценных камней.

Такие ФЛП могут быть только на 3-й группе (ставка 5 %) или общей системе.

  • азартные игры, лотереи (кроме их распространения), тотализаторы;
  • обмен инвалюты;
  • предоставление в аренду земли, жилья, нежилых помещений (есть лимиты, для жилья – более 100 кв. м);
  • деятельность по управлению предприятиями и в сфере аудита;
  • деятельность по предоставлению услуг связи, почты (кроме курьерской доставки);
  • деятельность по организации и проведению гастрольных мероприятий;
  • деятельность по техническим исследованиям и испытаниям;
  • добыча, производство и продажа драгоценных металлов и камней;
  • производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов до 20 л, пива и столовых вин);
  • добыча, реализация полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения (известняк, гипс, мел, песок, суглинок, супесь, гажа, сапропель и др.);
  • брокерская деятельность в сфере финансового посредничества, регистрация ценных бумаг;
  • ФЛП-нерезиденты.

Такие ФЛП могут быть только на общей системе

Также помним, что ФЛП на 1-й группе не может заниматься оптовой продажей или предоставлением небытовых услуг, а ФЛП на 2-й группе не может оказывать услуги неплательщикам ЕН.

Кроме того, для всех ФЛП запрещены такие сферы, как финансовые услуги, организация телевидения и радиовещания, операции с металлоломом, общее среднего и высшее образование, строительство и эксплуатация автодорог.

Какие еще налоги и сборы платят ФЛП?

Всех ФЛП касается уплата ЕСВ, которая зависит от выбранной системы налогообложения.

Сплата ЄСВ ФОПСКАЧАТИ ТАБЛИЦЮ

Критерии

Общая система налогообложения

(НДФЛ+ВС)

Упрощенная система (ЕН)

1

2

3

База расчета ЕСВ

Чистый налогооблагаемый доход (прибыль) × 0,22

Определяют размер самостоятельно, но есть минимум и максимум (см. ниже). Освобождаются от уплаты пенсионеры по возрасту и лица с инвалидностью, которые получают пенсию или социальную помощь)

Мин.

размер ЕСВ

Минимальная зарплата × 0,22

(для 2020 г. – 1039,06 грн) – платится, даже если нет дохода за период

Макс. размер ЕСВ

15 × минимальная зарплата× 0,22 (для 2020 г. – 15585,90 грн)

Уплата

ЕСВ

Ежеквартально

Ежеквартально. По желанию можно авансовыми платежами ежемесячно.

Отчет по ЕСВ

(“за себя”)

До 10 февраля года, следующего за отчетным

Что касается других налогов, то ФЛП может быть плательщиком НДС, если он избрал 3-ю группу (3%) или общую систему. В последнем случае у него есть обязанность регистрироваться плательщиком НДС в случае, если его доход за последние 12 месяцев совокупно превысит 1 млн грн (без НДС). При условии избрания 3-й группы ЕН (5%) такой обязанности не возникает до 5 млн грн.

Плательщики ЕН освобождаются от уплаты НДФЛ (кроме НДФЛ по наемным работникам труд которых они используют), налога на имущество (в части земельного налога).

Особенности проведения расчетов ФЛП

Для ФЛП в зависимости от системы налогообложения существуют ограничения по расчетам (см. ниже).

Форма/вид расчета

Особенности для плательщиков ЕН

Общая система

(НДФЛ + ВС)

1

2

3

Наличная и безналичная форма

Разрешено

Неденежная форма (бартер)

Запрещено

Разрешено

Использование РРО для расчетных операций

До 1 октября 2020 года:

Нет

При осуществлении деятельности на рынках и при продаже товаров в розничной торговой сети, если доход превышает 1 млн грн

Надо**

С 1 октября 2020 года:

Нет

Надо, для определенных видов деятельности (Интернет-магазины, рестораны, кафе, гостиницы, кемпинги, туроператоры)*

Надо**

С 1 января 2021 года:

Нет

Надо**

Надо**

Использование РРО при продаже технически сложных изделий, требующих гарантийного обслуживания, лекарственных средстве и медизделий

Надо**

Пополнение ФЛП собственного счета своими средствами

Является доходом

Не является доходом

*полный перечень есть в Законе от 20.09.2019 г. № 129-IX;

** если продажа за наличные/с использованием банковской карты – РРО обязателен; при безналичной форме расчета – не нужен.

Как видим, меньше всего ограничений у общей системы.

Прекращение деятельности ФЛП

Если настал момент закрыть ФЛП, то последовательность действий такая:

  • подать заявление госрегистратору о регистрации

    прекращения предпринимательской деятельности

    (форма 12);
  • сняться с учета в ГНС путем подачи Заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения и заявления на аннулирование статуса плательщика НДС (форма №3-НДС);
  • подать налоговую декларацию и отчет по ЕСВ за последний базовый отчетный период в течение 30 дней со дня госрегистрации прекращения деятельности;
  • уплатить налоги и ЕСВ, в т. ч. За месяц, в котором было подано заявление госрегистратору.
  • закрыть счет в банке, если он был открыт.

Снять ФЛП из реестра также можно онлайн через уже описанные сервисы Онлайн-дома Юстиции или IGov. Обратите внимание, что возможна налоговая проверка ФЛП в течение 1095 дней со дня представления налоговой отчетности.


Стаття підготовлена за матеріалами журналу "Головбух"


Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді